Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников



Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, в быту, общения с искусством и природой, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и смешное играют существенную роль.

Идеи эстетического воспитания появились в глубокой древности. Начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней, представления о сущности эстетического воспитания, его задачах и целях - изменялись. Эти изменения во взглядах были определены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин " эстетика" происходит от греческого " aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты Д. Дидро и Н. Г.Чернышевский полагали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время одна из важных задач - это проблема эстетического воспитания, развития личности и формирования ее эстетической культуры. Данная проблема разработана достаточно глубоко в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как Д. Н.Джола, Д. Б.Кабалевский, Н. И.Киященко, Б. Т.Лихачев, А. С.Макаренко, Б. М.Неменский, В. А.Сухомлинский, М. Д.Таборидзе, В. Н.Шацкая, А. Б.Щербо и другие.

В литературе существует много различных определений понятия эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге В. Н. Шацкой " Общие вопросы эстетического воспитания в школе", есть такое выражение: " Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [38, с. 6].

В кратком словаре по эстетике, эстетическое воспитание определяется как " система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" [4, с. 441]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно совершенствовать и вырабатывать в человеке способность воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве, правильно понимать и оценивать его.

Д. Б. Лихачев в своей книге " Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: " Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить " по законам красоты" [23, с. 51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок эстетически развивается, но при этом он не осознает эстетическую сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неправильные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т Лихачев, как и многие педагоги, и психологи, полагает, что только целенаправленное педагогическое воздействие, вовлечение детей в различную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [22, с. 42].

Н.А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. [10, с. 36].

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика - это приобщение к искусству.

С. Ю. Бубнова полагает, что эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, который направлен на воспитание эстетической культуры ребёнка. [39, с. 46].

Рассмотрев некоторые определения понятия " эстетическое воспитание", можно выделить основные положения, которые говорят о его сущности:

1. Это процесс целенаправленного воздействия.

2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

3. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Цели:

В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: " Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [38, с. 14]. В определении заметно, что важное место автор отводит искусству.

Эстетическое воспитание значительно шире, оно затрагивает художественное творчество, эстетику быта, труда, взаимоотношений, поведения. Формирует человека эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством, как его мощным средством. Применяя художественное воспитание, эстетическое - развивает человека для его активной эстетической жизнедеятельности.

Л. П. Печко видит цель в " активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" [32, с. 16].

Н. И. Киященко придерживается этой же точки зрения. " Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" [21, с. 29]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой - либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Цель эстетического воспитания успешно отразил М. М. Рукавицын, который полагает, что: " Конечная цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [34, c. 142]. Эта цель также отображает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы воспитать в человеке эстетическую культуру, которая включает: восприятие, идеалы, чувства, потребности, вкусы.

Задачи эстетического воспитания:

· формирование эстетических понятий, оценок, суждений (т.е способность воспринимать прекрасное в искусстве, природе и в явлениях общественной жизни, быту);

· уточнение и обогащение начальных эстетических представлений о предметах, явлениях окружающего мира, произведениях искусства;

· воспитание эстетического вкуса;

· формирование эстетической потребности;

· воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения;

· выявление и развитие художественно-творческих способностей;

· развитие эстетической восприимчивости, расширение эмоционально-эстетических реакций, переживаний и чувств;

· формирование навыков и умений эстетико-предметной творческой деятельности и развитие творческой активности.

Задачей любого воспитания является формирование в личности определенных потребностей. Воспитатель должен обратить внимание на:

- качество эстетической потребности, которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала;

- широту эстетической потребности, т. е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности;

- активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности личности.

В дошкольном воспитании идёт приобщение детей к прекрасному, следует понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина красивого, а где подделка.

Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

- при рассказах о прекрасном, воспитатель делает акцент на чувствах, а не на содержании.

- эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т. к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков, поэтому нужно организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.

- ребёнок подражателен, по этой причине воспитатель должен давать лишь только положительные примеры для подражания.


Поделиться:



Популярное:

  1. I ГЛАВА. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ
  2. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  3. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  4. I.3. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО : НЕДООЦЕНКА ВОСПИТАНИЯ
  5. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  6. II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ
  7. IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  8. XI. Общие психолого-педагогические выводы.
  9. А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Общие основы работы над словом
  10. Американские протестанты и русские старообрядцы – религиозные основы этики ведения бизнеса
  11. Анализ результатов исследования психологической готовности дошкольников к обучению в школе
  12. Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2742; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь