Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнение 4. «Наша мимика, или Читаем лицо»



Цель: выработка навыка согласовывать собственную мимику со ювесными высказываниями, выделение мимических сигналов, по-*мание механизмов управления собственной мимикой.

Задание: оценить выражение собственного лица.

Инструкция: говоря о мимике, мы имеем в виду черты лица, глаза, направление взгляда, которые часто выражают наше истин--юе эмоциональное отношение к получаемой информации или к партнеру по общению. В этом упражнении нам предоставляется возможность поучиться управлять своей мимикой.

Для начала достаньте ваши зеркальца и внимательно посмот­рите на себя. Проведите словесный комментарий увиденного ва-

 

ми в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как мож­но больше мимических сигналов.

Примерный образец описания: «Я морщу лоб, мои губы сжа­ты, у меня довольный (недовольный) взгляд, складки возле глаз и т. д.».

Опишите себя:

1. Как я сейчас выгляжу?

2. Какое впечатление произвожу на окружающих? Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Есть люди»:

Есть люди: мысли их и жесты

До оскорбительности ясны.

Есть люди: их мечты — как тихие невесты,

Они непознанно-прекрасны.

Есть люди — с голосом противным,

Как резкий, жесткий крик шакала.

Есть люди — с голосом глубоким и призывным,

В котором Вечность задремала.

О, жалок тот, кто носит крики

В своей душе, всегда смущенной.

Блажен, с кем говорят негаснущие лики,

Его душа — как лебедь сонный.

Во время чтения придайте своему лицу выражение безразли­чия, радости, враждебности и т. д. (темы выбираются по желанию). Ответьте на вопросы:

1. Легко ли вам управлять мышцами лица?

2. Насколько удалось читающему точно выполнить задание?

3. Получилось ли нужное выражение лица?

Для выполнения задания можно использовать фрагмент из ро­мана «Война и мир» Л. Толстого (об Элен, ее глазах).

Чтобы проверить согласованность вашей мимики и словесных высказывании, прочитайте (перескажите) отрывок из своей люби­мой сказки. Сделать это надо как в театре, где есть артисты и зри­тели.

Вопросы к зрителям:

1. Воспринимается ли «согласованная мимика» отдельно от текста?

2. Перечислите мимические сигналы, которыми пользовался «артист».

3. Наблюдалась ли несогласованность мимики и слова и в чем она проявлялась?

Упражнение 5. «Наблюдаем педагогические жесты»

Цель: развитие умения выделять особенности невербального по­ведения в ситуации педагогического общения.

Оборудование: видеофрагменты из кинофильмов «Большая пе­ремена», «Доживем до понедельника» и т. д.

Задание: по видеофрагменту провести анализ «языка телодви­жений» педагога.

Инструкция: по видеофрагменту выделить особенности исполь-эвания педагогом невербальных средств общения во бремя кон-1кта с обучаемыми.

Анализ упражнения:

1. Какими жестами педагог приветствует класс?

2. Какие жесты он использует для объяснения материала или время опроса?

Упражнение 6. «Тренируем жест педагога*

Цель: формирование умения фиксированного использования пе­дагогического жеста в соответствии с конкретной ситуацией педа-

эгического общения.

I Задание: применять жесты для обозначения поведенческой ли­нии преподавателя в студенческой аудитории. Инструкция: выполните следующие задания: Задание 1. Обыграйте жестами ситуацию приветствия препода­вателем студенческой аудитории (незнакомая аудитория; аудитория, позитивно настроенная на общение; аудитория, воспринимающая преподавателя негативно, и т. д.).

Задание 2. Представьте ситуацию: во время объяснения мате­риала на лекции вы заметили:

а) что в аудитории часть студентов занята своими делами и не слушает лектора. Опишите жесты, которыми вы попытаетесь при­влечь внимание студентов;

б) что в аудитории находятся студенты, сознательно нарушаю­щие дисциплину, и вам необходимо по этому поводу сделать им замечание. Покажите серию жестов, которые позволят вам при­звать нарушителей к ответу;

в) что часть аудитории принимает и понимает ваши попытки провести лекцию интересно, а вам, чтобы не потерять контакт с аудиторией, следует обратиться к студентам с просьбой. Просьба соответствует одному из описанных стилей отношений преподава­теля со студентами (авторитарный, демократический, либерально-попустительский).

Упражнение 7. «Невербальное поведение педагога на учебном занятии»

Цель: использование различных невербальных средств общения (жестикуляции, мимики, позы) на разных этапах проведения лек­ции: при сообщении цели-мотивации занятия, изложении нового материала, обобщении материала.

Задание: научиться выбирать и использовать систему невербаль­ных средств общения во время учебного занятия.

 

Инструкция: по домашним заготовкам воспроизведите неболь­шой фрагмент информативной лекции по любому из предметов психолого-педагогического цикла. При этом покажите, какие же­сты будут использованы для передачи информации, как мимика будет соответствовать словесным высказываниям, какую позу пред­почтительнее занять во время чтения лекции.

Вариант задания: проанализируйте конспект лекции с учетом перечисленных требований, выделите линию невербального пове­дения преподавателя.

Вопросы: что, на ваш взгляд, является наиболее интересным в стратегии невербального поведения преподавателя? Что возьмете в свою педагогическую копилку?

Анализ упражнения:

1. Следует ли говорить о специальной стратегии невербально­го поведения преподавателя во время контакта с аудиторией?

2. Что мешает педагогу это сделать?

3. Выскажите свое отношение к выполнению упражнения те­ми, кто показывал свои домашние заготовки.

Рефлексия занятия. Экспресс-опрос

«Мои представления о «языке телодвижений»

и как он помогает мне в общении»

I. Насколько вы понимаете смысл «языка телодвижений» дру­гих людей:

1) хорошо понимаю;

2) кое-что понимаю;

3) едва замечаю;

4) другое?

II. Если вы отправляетесь в поездку, чем будете заниматься в дороге с большим удовольствием:

1) читать книгу;

2) смотреть в окно;

3) рассматривать лица других пассажиров;

4) другое?

III. Когда вы начинаете общаться со студенческой аудиторией впервые, на что обращаете внимание:

1) на одежду;

2) на выполнение ими элементарных норм этикета;

3) на их мимику (улыбку, глаза, выражение лица), позу;

4) на потенциальную реакцию по поводу вашего приветствия;

5) другое?

IV. Выделите, какими жестами вы предпочитаете пользоваться в общении с дошкольниками:

1) жестами, передающими ваше эмоциональное состояние: одо­брение, внимание, восхищение, сочувствие, неодобрение и т. д.;

2) жестами просьбы или требования;

3) жестами-запретами;

4) жестами, имитирующими информацию;

5) другое.

V. Определите, какие средства невербального поведения будут предпочтительнее для вас на учебном занятии со студентами кол­леджа:

1) визуальное взаимодействие или контакт глаз;

2) жесты, имитирующие наглядные действия;

3) жесты, привлекающие внимание;

4) жесты, сопровождающие речь;

5) жесты, подчеркивающие увеличение или снижение дистан­ции общения;

6) улыбка как психологическое средство установления кон­такта;

7) другое.

VT. На учебном занятии в беседе со студентами вы можете оп­ределить по невербалике их настроение:

1) как правило;

2) довольно часто;

3) иногда;

4) считаю, что это необязательно;

5) другое.

VII. Выделите четыре наиболее характерных для вас жеста. Объ­ясните их.

Анализ занятия. Дискуссия «Проблема использования преподавателем стратегии невербального поведения»

Вид дискуссии: беседа за круглым столом.

Форма организации работы участников: фронтальная.

Вопросы для обсуждения:

1. Правомерно ли выделение в классификации невербальных средств общения категории так называемых педагогических жес­тов?

2. Существует ли в действительности проблема так называемой стратегии невербального поведения преподавателя?

Инструкция по организации дискуссии: ведущим дискуссию яв­ляется один из участников тренинговой группы. Во время беседы участникам рекомендуется использовать результаты, полученные от рефлексии данного занятия и от участия в практикуме. Желатель­но, чтобы высказывания основывались на личностной позиции вы-ступаюшего. Для этого каждому участнику предлагается карточка с распечаткой таких вопросов:

1. Насколько вам удалось систематизировать сведения о невер­бальных средствах обшения и найти им практическое применение?

2. В чем сложность обучения педагога «языку телодвижений»?

3. Как полученные сведения можно применить в работе пре­подавателя со студентами педагогического колледжа?

 

Домашнее задание

Памятка молодому преподавателю «Стили общения преподавателя со студентами»

Цель: отработка навыка в составлении памятки, систематизация и актуализация сведений по теме.

Инструкция: при составлении памятки учтите, что основу ее должны составлять советы: краткие, лаконичные, последовательно вытекающие один из другого. Теоретический материал вы сможе­те найти в литературе:

Гейхман Л. И., Клейман С. К. Педагогическое общение. — Пермь, 1991.

Макарова С. К. Техника речи. - М., 1995.

Практическая психология для преподавателей / М. К. Тутушкина и др. -М., 1997.

Задание для самостоятельной работы

Сделайте аннотацию учебного пособия Е. А. Петровой «Жесты в педагогическом процессе». Используя материал данной книги, составьте небольшое выступление (методическую рекомендацию) перед аудиторией студентов педагогического колледжа, воспитате­лями ДОУ, преподавателями колледжа по темам:

1. Жаргонные жесты подростков и юношества.

2. Способы формирования «языка жестов» у детей дошкольно­го возраста.

3. Жесты преподавателя как средство установления позитивно­го контакта со студентами (детьми дошкольного возраста).

Проведите наблюдение по теме «Зрительный контакт в повсе­дневной жизни».

Цель: исследование особенностей установления зрительного кон­такта в повседневной жизни.

Задание: путем длительного наблюдения зафиксировать особен­ности проявления способов установления зрительного контакта в разных ситуациях педагогического общения.

Инструкция: примерно в течение месяца понаблюдайте за со­бой, другими людьми в разнообразных жизненных ситуациях. По­старайтесь определить, как люди пользуются одной из самых уни­версальных форм обшения. Делайте постоянные записи. Сконцентрируйте свое внимание на таких вопросах:

1. Когда люди вынуждены поддерживать зрительный контакт?

2. В каких ситуациях его избегают?

3. Какие виды зрительного контакта вам приходилось чаще все­го наблюдать?

4. Как вы используете зрительный контакт?

Психогимнастика «Надежды маленький оркестрик»

Музыкальный материал: фрагменты музыкальных произведений в исполнении народного, симфонического, эстрадного оркестров.

Инструкция: вы, наверное, знаете, какие инструменты входят в состав оркестра народных инструментов, симфонического или эстрадного. Разделимся на команды-оркестры. Выберем дирижера. Зазвучит музыка, и оркестр оживет. Дирижер управляет музыкан­тами, а они стараются вовсю. Не стесняйтесь выражать свои эмо­ции. Оркестры выступают по очереди. Победитель получает зва­ние заслуженного оркестра энтузиастов, ему вручается почетный диплом.

Информация к теме

Преподаватель обогащает содержание своей речи невербальны­ми средствами, причем на них может приходиться до 55% всей информации, которую предлагают слушателям. В состав невербаль­ного поведения обычно включают разнообразные характеристики голоса, движения тела, временную и пространственную организа­цию этого поведения. Традиционно невербальные средства обще­ния классифицируют на:

1) кинесические средства, т. е. зрительно воспринимаемые'дви­жения другого человека (мимика, поза, походка, взгляд);

2) такесические средства представлены в виде поцелуев, руко­пожатия, похлопывания;

3) проксемические средства — это дистанция и ориентация партнеров во время общения;

4) просодические и экстралингвистические средства. Просоди­ка — это ритми ко-интонационные характеристики голоса (высота, тембр, громкость, сила ударения). Экстралингвистическая система включает в себя паузы и психофизиологические проявления: плач, смех, вздох, кашель.

По другой классификации к невербальному поведению отно­сятся невербальные:

1. Действия-символы. Их можно точно перевести в слова (по­качать головой, улыбнуться, нахмуриться, показать кулак).

2. Действия-иллюстраторы. Они являются до некоторой степе­ни частью речи и выполняют функцию акцентирования (движе­ния головы, кистей рук и другие движения, которые человек де­лает, произнося слова с логическим ударением, или движения, выполняющие функцию дополнительных знаков препинания: об­рисовка контура предмета).

3. Действия, выражающие аффект (гнев, радость, удивление).

4. Действия-регуляторы. Они помогают инициировать или за­канчивать речь.

5. Действия-адаптеры. Они связаны с удовлетворением телес­ных потребностей (почесывание или изменение положения тела во время контакта).

Рассматриваются четыре ведущие системы отражения невер­бального поведения:

Н. Л. Моревя

 

1. Акустическая — это разные характеристики выразительнос­ти голоса: пауза, интонация, тембр, высота, громкость голоса.

2. Оптическая: поза, жесты, мимика, походка; строение лииа, черепа, конечностей; контакт глаз.

3. Тактильно-кинестезическая: прикосновения (рукопожатия, по­хлопывания, поглаживания, поцелуи), «язык тела» (жесты, мими­ка, позы), манера одеваться и причесываться.

4. Ольфакторная; система запахов (тела, косметики).

Одну из ведущих ролей в передаче и приеме информации иг­рают мимика и пантомимика.

Под мимикой понимается передача информации с помощью му­скулов лица. Существует определенный набор общепринятых ми­мических выражений чувств человека по отношению к событиям и явлениям. Положительные отражаются на обеих половинах ли­ца равномерно, а отрицательные более всего проявляются на ле­вой стороне. С помощью мимики выражаются удивление, страх, отвращение, печапь, счастье.

Мимическим проявлением принято считать взгляд, т. е. опре­деленное выражение глаз или поворот их в ту или иную сторону.

Зрительный контакт представляет собой очень важный комму­никативный мостик от лектора к слушателям. Выражение глаз пре­подавателя свидетельствует о проявлении внимания, заинтересо­ванности и уверенности. Зрительный контакт дает возможность следить за реакпией аудитории и вовремя предотвратить нежела­тельные реакции. Однако существует ряд причин, не позволяющих в полной мере использовать это почти универсальное средство не­вербального общения: неуверенность педагога в своих профессио­нальных возможностях, страх и скованность, сознательный или бессознательный отказ от зрительного контакта, отсутствие иден­тификации с высказыванием.

Существует несколько вариантов зрительного контакта, каждый из которых имеет свое значение:

1. «Глаза в глаза». Такой взгляд производит впечатление того, что через отверстие зрачка хотят проникнуть во внутренний мир другого человека. Он означает доверие, прямодушие, молчаливое согласие. Такой взгляд можно наблюдать у детей. Этот взгляд — серьезное испытание для преподавателя, так как предполагает вза­имную открытость.

2. Прищуренный взгляд служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и в некоторых случаях об агрессивности, предполагает намерение получить информацию о других, при этом скрыв свою. Достаточно неприятный, холодный взгляд.

3. Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое рас­стояние, говорит о том, что перед вами задумчивый человек, по­груженный в свои мысли. Этот взгляд демонстрирует, что собесед­ник — это «пустое место», при таком взгляде остается неяс­но — действия человека действительно не замечены или человека просто не захотели увидеть.

4. Прямой взгляд подходит для установления контакта с людь­ми, которым хочется выразить симпатию. Он свидетельствует о за­интересованности, уважительном отношении, готовности откровен­ного общения. Это взгляд хорошо воспитанного и вежливого человека, который признает равноправие партнера.

5. Взгляд сверху вниз обычно обусловлен и ростом собеседни­ков, и разницей занимаемых ролей. Он увеличивает расстояние между партнерами по общению: тому, кто смотрит сверху вниз, придает чувство превосходства, а другому партнеру, наоборот, чув­ство неуверенности.

6. Взгляд снизу имеет несколько интерпретаций. Если это взгляд невысокого человека, то направление взгляда можно исправить за счет вспомогательных средств. Взгляд снизу со склоненной голо­вой означает позу нападения или подчинения, а также недоверие и готовность действовать.

7. Косой взгляд может быть направлен сверху, тогда говорят о снисходительности, а направленный снизу читается как угодниче­ство. Такой взгляд может также служить для тайного наблюдения, так как прямой слишком явно демонстрирует намерения челове­ка, а при склоненной набок голове легче ввести в заблуждение. Иногда косой взгляд — это следствие тугоухости или укрытие от оптических раздражителей.

8. Блуждающий взгляд выражает интерес. В соответствии с бы­стротой блуждания можно судить о любопытстве, конкретном по­иске, повышенной раздражительности, об упрощенном пережива­нии. Если сопровождается целенаправленно прохладной мимикой, то создает впечатление трезвого взвешивания, опенки, иногда обиды.

9. Фиксированный взгляд выражает осознание собственной си­лы и воздействия. Этот взгляд позволяет лектору фиксировать вни­мание на какой-либо точке в пространстве.

Для преподавателя важным средством невербального общения является пантомимика, т. е. движения тела, рук, ног. Она влияет на отношение слушателей к внешней информации. Например, ин­терес к информации выражается наклоном головы в сторону, кив­ками. Нейтральность слушатель показывает держа голову прямо. Слушатель потирает ухо, когда ему скучно и надоело слушать, а скрещенные руки, нога закинута на ногу, лодыжки сведены вмес­те — показатели негативного отношения.

Одним из проявлений пантомимики являются жесты. Они ча­ще всего предупреждают ход мыслей, нежели следуют за ними.

Выделяют несколько функций жестов как средства коммуника­ции:

1) фактическую, т. е. контактоустанавливающую;

2) конативную, т. е. побуждающую к действию, установлению контакта;

3) металингвистическую, т. е. функцию перевода информации с языка одной системы на язык другой с сохранением общепри­нятого смысла;

8* 227

 

4) эмотивную, т. е. функцию передачи чувств, других психиче­ских процессов;

5) референционную, которая определяет, что знак представля­ет предмет, указывает, отсылает к нему;

6) поэтическую, т. е. регулирующую связь речевых знаков с яв­лениями внелингвистической реальности.

Существует еще функция познавательная — овладения истори­ческим опытом и функция регуляторная — избирательного воздей­ствия на другого человека.

Есть несколько классификаций жестов. По одной классифика­ции жесты бывают описательные (изображающие, иллюстрирую­щие ход мыслей) и психологические (выражающие чувства).

По другой — жесты бывают условные и неусловные. Условные не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам относит­ся воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху-вниз, означающий «да*. Условные жесты бывают интернациональ­ными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для индейцев — гнев.

Неусловные жесты понятны для любого человека. Они указы­вают на что-то или кого-либо, передают эмоции, подчеркивают мысль, неуверенность. Есть ритмические жесты.

Говорят еше о:

— коммуникативных жестах: приветствие, прощание, привле­чение внимания, утверждение, вопрос, отрицание;

— модальных, т. е. выражающих оценку и отношение: одобре­ние, неудовлетворение, доверие, растерянность;

— описательных. Они имеют смысл только в контексте рече­вого высказывания. В процессе общения говорят о конгруэнтнос­ти, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний.

Выбор жестов является одной из сложных задач для препода­вателя, потому что подача информации должна сопровождаться не­которым балансом жестов, а добиться этого достаточно трудно. Полная статичность педагога означает скованность, неуверенность, а чрезмерная жестикуляция снижает эффект восприятия, утомля­ет слушателей. В выборе стратегии невербального поведения сле­дует говорить о технологии оптимального жестикулирования, ко­торая предполагает нахождение наилучшего соотношения между жестикуляцией и другими средствами общения. Важны: динамика жеста (темп, амплитуда, завершенность рисунка движения), соот­ношение жеста с речью, определение цели общения в соответст­вии с объективной ситуацией, нюансы межличностных отношений между преподавателем и студентами, индивидуальность педагога и его состояние в конкретный момент общения, содержание и струк­тура учебного занятия.

Следующим средством пантомимики является поза. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом сво-

его тела по отношению к собеседнику. Это размещение говорит или об открытости, расположенности к общению, или о закрыто­сти. Закрытые позы — свидетельство недоверия, несогласия, про­тиводействия. В такой позе человек старается занять как можно меньше пространства, закрыть переднюю часть тела. Открытые по­зы — знак доверия, доброжелательности, комфорта. Есть ясно вос­принимаемые позы раздумья, критической оценки.

Походка позволяет распознать эмоциональное состояние чело­века.

О горе, гневе, радости можно узнать по тому, как идет чело­век. Самая тяжелая походка при гневе, а самая легкая — при ра­дости, вялая походка означает горе, а длинный шаг — показатель гордости.

Дистанция — это тоже компонент пантомимики. Причем про­странственная организация общения, особенно педагогического, иг­рает одну из ключевых позиций. Существует четыре нормы дис­танции: интимная зона (0—45 см) предполагает общение самых близких людей; персональная (45—120 см) допускает общение зна­комых людей; социальная (120—400 см) предпочтительна при офи­циальном общении с чужими людьми; публичная (400—750 см) — это выступление перед различными аудиториями. Как правило, нарушение дистанции воспринимается негативно.

Во время педагогического взаимодействия весьма важным яв­ляется выбор угла общения. Это выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него. Если об­щение носит характер соперничества, соревнования, то садятся напротив друг друга. Дружеская беседа заставляет принять угловую позицию. Дискуссия, кооперация предполагает, что будут заняты места с одной стороны стола. Независимая позиция выражается в расположении партнеров по диагонали.

Каждый в отдельности компонент невербального поведения пре­подавателя и все вместе взятые помогают созданию образа парт­нера по общению, поддерживают оптимальный уровень атмосфе­ры доверия и комфорта, являются индикатором актуализации психических состояний партнеров по общению, выступают в роли показателя статусно-ролевых взаимоотношений между преподава­телем и студентами, снижают возможную избыточность языка и в то же время служат важным средством подкрепления абсолютной однозначности речевого акта.

 

Занятие 6

Педагогика отношений, или Кое-что о стилях педагогического общения

Цель: овладение приемами предъявления разных стилей педа­гогического общения перед студенческой аудиторией. План занятия:

1. Приветствие «Мое настроение*.

2. Упражнения: «Доверие», «Тренируем наши реакции», «Си-дящий и стоящий», «Преобразуем ситуацию*, «Художественный салон».

3. Рефлексия занятия: экспресс-опрос «Мой стиль общения на учебном занятии».

4. Анализ занятия: «Мои пожелания на будущее занятие*.

5. Домашнее задание: подбор отрывков из любимых художест­венных произведений.

6. Задание для самостоятельной работы: подбор диагностичес­ких методик для выявления индивидуальньи особенностей педаго­гического общения.

7. Психогимнастика «Веселый лягушонок».

Вступление; наши отношения выражаются в стиле общения. Стиль — это относительно устойчивые приемы воздействия педа­гога на аудиторию или взаимодействия с ней, проявление инди­видуальности, выраженной в относительно постоянной манере по­ведения с окружающими. Чтобы отношения были позитивными, а стиль — демократическим, следует обратить внимание на отдель­ные компоненты общения.

Приветствие «Мое настроение»

Цель: выражение настроения «здесь и теперь» с помощью изо­бразительных средств.

Задание: нарисовать свое настроение на момент начала за­нятия.

Инструкция: На листе формата А4 изобразите свое настроение. Варианты изображения могут быть абсолютно разными. Ваши гра­фические навыки не имеют никакого значения. Можно использо­вать все, что есть у вас под рукой. Устроим выставку наших на­строений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение...*, а дальше пусть будет ваше ласковое слово-обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Упражнение 1. «Доверие»

Цель: развитие межличностного доверия, расширение сенсор­ного осознания.

Задание: помочь партнеру в обследовании пространства, взяв на себя роль ведущего и определив уровень ответственности за ока­занное доверие.

Инструкция: говоря о реализации стилей общения, мы акцен­тируем внимание на том, что основой демократического стиля яв­ляется педагогическое взаимодействие, А оно в свою очередь стро­ится на определенном доверии. Проверим уровень нашего доверия друг к другу. Разделитесь на пары. Один в паре становится веду­щим, другой — ведомым, ему одевается на глаза повязка. Веду-ший водит своего партнера по комнате для сенсорного исследова­ния пространства. Он держит его за кисть, но молчит. Через некоторое время происходит смена ролей.

Анализ упражнения:

1. Испытывали ли вы ответственность за роль ведущего?

2. Как чувствовал себя ведомый, вынужденный полностью за­висеть от ведущего?

3. Определите уровень своего доверия.

4. Опишите свои ощущения при смене ролей.

Упражнение 2. «Тренируем наши реакции»

Цель: ориентировка в разных приемах реагирования при взаи-юдействии преподавателя и студентов.

Задание: проанализировать ситуацию, воспроизвести заданную эеакцию взаимодействия. Придумать свой вариант другого приема взаимодействия.

Инструкция: на учебном занятии у преподавателя создается ти­пичная ситуация: «В группе есть студент, который постоянно опаз­дывает...» Продолжите ситуацию, выбрав способ реагирования. Вам даны такие карточки с описанием реакций:

1. Директивное общение: «Послушайте, вы уже несколько раз опаздываете на занятия. Для меня это очень неудобно. Мы уже обсуждали этот вопрос, и мне бы хотелось, чтобы вы приходили вовремя»; «Ваши опоздания приносят массу неудобств мне и дру­гим студентам. Если еще раз опоздаете, то будут применены соот­ветствующие меры» (какие? — додумывает выступающий); «Мне хотелось бы понять ващи трудности, которые мешают вам прихо­дить вовремя. Давайте разберемся еще раз».

2. Защитно-агрессивная реакция: «Вы постоянно опаздываете, я не понимаю, что происходит. Вы даете обещания, но не выполня­ете их. Я прихожу к выводу, что вы ненадежный человек и вам нельзя доверять»; «Я допускаю, что у вас опять возникли какие-то проблемы и именно поэтому вы опоздали. Ну, до каких пор это будет продолжаться? »; «Я не собираюсь больше терпеть ваши опоз­дания. Если еще раз это повторится, то...».

 

3. Понимающее общение: «Я понимаю вас, но хотелось бы, что­бы вы обстоятельнее высказались в свое оправдание»; «Я бы пред­почел действовать в сложившейся ситуации... (способ придумыва­ет выступающий). Однако мне бы хотелось услышать ваш способ решения проблемы».

4. Принижающе-уступчивое общение: «Я крайне огорчен тем, что мы не можем найти выход из сложившейся ситуации. Я даже до­пускаю, что чего-то не понимаю. Но уж, пожалуйста, будьте...» (способ придумывает выступающий); «Я понимаю, что вы можете решить вопрос с опозданием таким образом...» (каким? — предла­гает выступающий); «Может, я чего-то не улавливаю. Ведь у меня нет...» (окончание придумывает выступающий, используя вариан­ты «комплимента критики»).

Задание выполняется двумя вариантами. Первый описан выше, во втором участнику предлагается воспроизвести свой вариант ре­акции. Все остальные должны назвать, к какому типу ее можно отнести.

Анализ упражнения:

1. В какой мере реакция взаимодействия оказывает влияние на стиль общения?

2. Как участники справились с заданием?

Упражнение 3. «Сидящий и стоящий»

Цель: оценивание пребывания в определенной позиции по от­ношению к партнеру по общению.

Задание: высказать свое отношение к позиции, характеризую­щей определенный стиль общения.

Инструкция: стили общения партнеров проявляются в занима­емой ими позиции по отношению друг к другу- Она бывает «свер­ху», «снизу», «рядомв. Попробуем на себе ощутить влияние той из них, которая чаще всего характеризует авторитарный стиль. Один из партнеров сидит, другой стоит. В этом положении ведется раз­говор. Через несколько минут происходит смена позиций.

Анализ упражнения:

1. Какие чувства вы испытывали в момент выполнения за­дания?

2. Что вам хотелось сделать, чтобы изменить ситуацию?

3. Какую позицию предпочитаете занимать вы во время кон­такта?


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Холодный двигатель не запускается или запускается плохо
  2. Agrale — бразильская фирма из Кашиас-ду-Сул, производящая небольшие грузовые автомобили, автобусы и сельскохозяйственную технику. Образована в 1962 году.
  3. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  4. Exercise 2: Are these statements true or false? – Истинны или ложны данные высказывания?
  5. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  6. I.5. Киностилистика и монтаж
  7. II. Книги (по алфавиту авторов или названий)
  8. II.1.2. Глоссарий «Проблем киностилистики»
  9. II.2. Коррекция и реабилитация речевой патологии у детей, страдающих дизартрией
  10. III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
  11. Je suis Charlie de Gaule или как спецслужбы накачивают реальность энергией страха
  12. MAKE: утилита сопровождения программ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь