Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Упражнение 4. «Преобразуем ситуацию»
Цель: выделение поведенческих аспектов разных моделей установления контакта в ситуации педагогического обшения. Задание: разыграть ситуацию, показав разные модели общения преподавателя со студентами. Инструкция: поиск преподавателем стиля общения со студентами на учебных занятиях находит свою практическую реализацию в моделях установления контакта: учебно-дисциплинарной, невмешательства, демократической. На основе имеющихся представлений о содержании каждой из них преобразуйте педагогическую ситуацию. Разыграем ее как «артисты—зрители». Ситуация: вы входите на перемене в аудиторию для сообщения важной информации. Студенты увлечены, возбуждены, не реагируют на вас... Надо привлечь внимание, используя разные модели общения. Анализ упражнения: 1. Какими средствами пользовались «артисты» для представления модели? 2. Выскажите свое отношение к заданию. Упражнение 5. «Художественный салон» Цель: распознавание стиля общения и его представление. Задание: определить основные характеристики стилей обшения и зафиксировать это в авторской творческой работе. Инструкция: используя домашние заготовки примеров из художественных произведений, выделите характерные особенности авторитарного, демократического, либерально-попустительского стилей общения и возможных их оттенков. Представьте себя в художественном салоне. Здесь собрались художники, писатели, поэты, артисты, просто любители искусства. Они составляют «портреты» стилей общения, которые могут быть представлены рисунком, стихотворением, сочинением, показаны движением или просто образным сравнением. Анализ творческих работ: 1. Установить соответствие между научной, литературной характеристиками и способом их воспроизведения. 2. Эстетичность оформления. Примечание: задание можно выполнить двумя способами. В первом случае обсуждение домашних заготовок и выполнение творческих работ происходит индивидуально. Во втором — после представления домашней работы участники объединяются в подгруппы по принципу «кто про какой стиль подобрал примеры» и выполняют творческую работу совместно. Анализ упражнения: 1. Что понравилось больше всего в этом упражнении? 2. Что вызвало неудовольствие? 3. Как бы хотелось выполнить такого рода упражнения в следующий раз?
Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Мой стиль общения на учебном занятии» Инструкция: обведите кружком номера тех ответов, которые более всего соответствуют вашим представлениям. Проанализируйте их. Какой стиль взаимодействия прослеживается? Определите способы корректировки или развития данного стиля. 1. Я люблю быть уверенным в том, что все задания на учебном занятии четко определены и логически выстроены. 2. Меня мало интересует формальная сторона организации учебного занятия и формальное выполнение моих установок студентами (детьми), я больше забочусь об отношениях, которые возникают на фоне этих заданий. 3. Я считаю, что очень важно создать свободную, непринужденную атмосферу и не слишком давить на студентов (детей). 4. Для того чтобы руководить, необходимо держаться несколько в стороне и не допускать панибратства. 5. Я преуспел в создании у студентов (детей) ощущения напряженности, которое способствует постоянному увеличению личностной и групповой ответственности и познавательной активности студентов (детей). 6. Я настойчиво подталкиваю студентов (детей) к тому, чтобы свои проблемы они решали сами, даже если совершаются ошибки. 7. Большая часть моего педагогического общения — это незапланированное, неформальное, дружеское общение. 8. По крайней мере один раз в месяц я хвалю кого-либо из студентов (детей) за хорошие показатели в учебе. 9. Я не слишком сильно рассчитываю на своих студентов (детей), поэтому подвергаю двойной проверке выполнение моих требований. 10. Я бываю строг к любому студенту (ребенку), совершающему ошибки. 11. Я люблю устанавливать деловую атмосферу с минимумом неформального общения. Анализ занятия. «Мои пожелания на будущее занятие» Для анализа выбирается эксперт-аналитик, в задачу которого входит оценка поступивших пожеланий и их классификация. Секретарь записывает все предложения, поступающие в холе обсуждения. В начале обсуждаются положительные и негативные стороны проведенного занятия, затем выдвигаются предложения на следующее. Все участники работают в системе «мозгового штурма». Принимается и фиксируется любое предложение относительно содержания упражнений, использования психогимнастических игр, поведения ведущего и участников. Домашнее задание Подбор отрывков из любимых художественных произведений Цель: тренировка интонационной выразительности и пауз в тексте. Задание: отобрать фрагменты из наиболее понравившихся литературных произведений, выразительно их прочитать, расставить паузы. Инструкция: отобрать любимое стихотворение, детскую сказку, другое художественное произведение. Потренироваться в их выразительном воспроизведении, продумать расстановку логических, смысловых, психологических пауз. Задание для самостоятельной работы Подбор диагностических методик для выявления индивидуальных особенностей педагогического общения Цель: определение механизмов организации педагогического общения на основе самоанализа. Задание: подобрать тесты, опросники, анкеты для выяснения уровня сформированности коммуникативных умений и навыков педагога. Инструкция: создайте свою педагогическую копилку диагностических методик (от 5 до 10), позволяющих вам корректировать и совершенствовать свою систему межличностных отношений в ситуациях педагогического общения. Литература Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1996. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. - М., 1999 Психогимнастика «Веселый лягушонок» Музыкальный материал: К. Дебюсси. «Танец Голливога»; Ф. Лист, «Утешение». Инструкция: рассказ: «Однажды маленький лягушонок сидел у голубой реки и смотрел, как плавно она течет, но ему это скоро надоело, и он решил сам себя развеселить, начал прыгать и скакать...» Слушаем музыку. Кто хочет, пусть будет в команде «По-плавунчиков» выполнять движения под плавную музыку, а в команде «Попрыгунчиков» — под веселую. Информация к теме Необходимым условием эффективности педагогической деятельности являются относительно устойчивые формы общения, из которых складывается его стиль. Педагогический стиль общения — это своеобразный почерк, определенная манера педагогических действий, присущая конкретному преподавателю. В стиле общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, его творческая индивидуальность, сложившийся характер взаимоотношений преподавателя и студентов. Факт приобщенности преподавателя и студентов к общей профессии в значительной мере способствует снятию возрастных барьеров и позволяет реализовать два типа общения: личностное и ролевое. В личностном общении партнеры представляются друг другу как открытая система, обнаружившая свои мотивы, намерения, индивидуальные особенности, пристрастия. В ролевом — они выступают как представители социальных категорий. Единство личностного и ролевого общения позволяет педагогу выстраивать систему педагогических взаимодействий, на характер которых оказывает влияние отношение преподавателя к своим подопечным: активно-положительное, ситуативное, пассивно-положительное, пассивно-отрицательное, активно-отрицательное. Выстраивая такую систему отношений, преподаватель в одном случае находит возможность уйти от крайних мер, в другом, наоборот, постоянно прибегает к системе наказаний, иногда ограничивает сферу общения учебной работой, ко всем проявлениям активности, самостоятельности студентов относится настороженно. Позитивный межличностный контакт, отношения «преподаватель—студент» в рамках целостного педагогического процесса зависит и от системы реакций, которые делают общение эффективным или неэффективным. Выделяют понимающее, принижаю-ше-уступчивое, директивное, защитно-агрессивное общение. Понимающее, или рефлексивное, общение ориентировано на проявление уважения к личности, состоит из неоценочных реакций, направлено на установление и развитие положительных контактов. При-нижающе-устутивое — направлено на понимание собеседника, но содержит реакции неуместного принижения чувств, стремлений, неоправданные уступки. Директивное —■ строится на прямом воздействии для достижения личностных целей, стремлений, оценок. Защитно-агрессивное — оказывает прямое воздействие в такой форме, которая унижает чувство собственного достоинства личности, игнорирует ее потребности и интересы. Характер отношений преподавателя и студентов является основой традиционной классификации стилей общения: авторитарного, демократического, либерально-попустительского. В работе преподавателя профессиональной школы выделяют разновидности стилей. При апатичном преподаватель проявляет полнейшее равнодушие к студенту как к личности. Ситуативный характеризуется изменчивостью обращения с одними и теми же студентами в зависимости от поведения, заслуг в данный момент. Авральный мобилизует все необходимые ресурсы на решение краткосрочных и сиюминутных задач. Конструктивный помогает поиску и созданию условий, полезных для педагогических преобразований. Патриар- хальнып заставляет преподавателя относиться к студентам как к своим детям, а альтруистический строится на опеке, самопожертвовании, чувстве долга. Дружественный — это стиль контакта и компромисса. Харизматический определяется наличием у педагога черт характера, которые заставляют студентов быть неискренними в отношении с ним. Педагогический стиль общения находит свое выражение в трех моделях установления контакта. Учебно-дисциплинарная имеет целью вооружить студентов знаниями, умениями, навыками, провозглашает лозунг «Делай, как я! » через способы наставления, требования, нотации, наказания и тактику диктата или опеки. Цель модели невмешательства — «Хочу, чтобы меня оставили в покое! », лозунг — «Ничего, справится сам! », тактика — «Вы меня не трогаете, я вас тоже! ». Демократическая модель нацелена на развитие личности, позиция педагога — «Рядом и вместе». Рассмотренные стили общения не исчерпывают всего многообразия. Их практически невозможно встретить в чистом виде. В педагогическом взаимодействии преподавателя присутствуют компоненты разных стилей, именно целесообразное их сочетание и делает процесс педагогического общения позитивно направленным. Занятие 7 Как наше слово отзовется, или Немного о выразительности речи педагога Цель: тренировка выразительности и суггестивности речи преподавателя для расширения диапазона словесных воздействий в ситуациях педагогического общения. План занятия: 1. Приветствие «Сказочный образ». 2. Упражнения: «Сила языка», «Мелодия речи», «Имитация интонации», «Делать паузы». «Громкий и четкий разговор», «Внушающая сила голоса». 3. Рефлексия занятия. Экспресс-опрос «Вопросы к самому себе». 4. Анализ занятия. «Ставим оценку». 5. Задание для самостоятельной работы: «Работаем над выразительностью речи преподавателя». 6 Домашнее задание: «Выстраиваем логику предстоящего общения». 7. Психогимнастика «Зарядка Винни Пуха». Вступление: общение преподавателя с аудиторией всегда реализуется посредством речи, которая должна быть наилучшим образом приспособлена к подаче информации, убеждению или внуше-
нию. Эта оптимальность достигается за счет овладения педагогом так называемой техникой речи. Она включает в себя разные аспекты, в частности интонационную выразительность голоса, посредством которого в звучащем слове передаются мельчайшие смысловые оттенки, создается определенный эмоциональный настрой, облегчается восприятие. Некоторые составляющие интонационной выразительности нам предстоит отработать на сегодняшнем занятии. Приветствие «Сказочный образ» Цель: развитие ассоциативного мышления, фиксация внимания на создании позитивного восприятия образа участников занятия. Задание: рассказать об ассоциациях, возникающих от восприятия конкретного участника тренинга. Инструкция: для педагога немаловажное значение имеет его умение использовать в своей работе образные сравнения. Сегодня приветствие партнера будет происходить через ассоциацию его образа со сказочным персонажем. Все сидят по кругу, но участники высказываются по желанию. Таким образом, каждый из присутствующих может получить не одну, а несколько ассоциаций. Следует увидеть партнера только с позитивной стороны. Анализ упражнения: 1. Насколько точно совпали сказочный и реальный образы? 2. Ожидал ли конкретный человек такого сравнения? 3. В чем вы испытывали трудности при выполнении задания? Упражнение 1. «Сила языка» Цель: определение значения смысловых утверждений. Задание: путем речевой модуляции показать значение смысловых утверждений в ситуации общения. Инструкция: работа осуществляется в диадах. Партнеры сидят друг напротив друга. Они смотрят в глаза и поочередно произносят фразу, которая начинается словами «Я должен...» (три варианта). Затем эта фраза изменяется на «Я хочу...», потом на «Я не могу...», «Я не хочу...». Затем три предложения «Я боюсь, что...» заменяются на «Я хотел бы...». Все остальное в фразе остается неизменным. Анализ упражнения: 1. Сколько смысловых утверждений совпало? 2. Что получилось при изменении фразы? 3. Насколько трудно было выполнять задание? Упражнение 2. «Мелодия речи» Цель: отработка навыков передачи смысловых акцентов в речи. Задание: произнести заданные фразы с различной интонацией. Инструкция: мелодия нашей речи определяется тем, насколько в момент произнесения фразы у нас увеличивается или уменьша- ется высота голоса. Для выполнения задания предлагаются два варианта: 1. Произнесите предложение: «Вы студент Иванов», расставляя при этом знаки препинания и обращая внимание на мелодию голоса во время произнесения. Правильно выполненное задание предполагает, что мелодические изменения фразы влекут за собой изменение ее содержания (действительно ли это студент Иванов, или мы делаем уточнение, или мы хотим проверить, не ослышались ли мы). 2. Следует вызвать студента к доске равнодушно, доброжелательно, спокойно, с юмором, с иронией. Анализ упражнения: 1. Насколько удачно были выполнены задания? 2. Можно ли утверждать, что с помощью изменения мелодии речи выражается отношение? 3. На что нужно обратить внимание преподавателю, чтобы произносимые фразы правильно воспринимались на уровне содер- жания.' Упражнение 3. «Имитация интонации» Цель: работа по снятию стереотипов восприятия интонации. Задание: произнес™ хорошо знакомую всем фразу с несвойственной ей интонацией. Инструкция: для речи большое значение имеет интонация. Именно она своей контрастностью произнесения различных звуков дает человеку возможность воспринимать информацию на логическом и экспрессивно-эмоциональном уровнях. Ведущий (это может быть участник тренинга) вслух произносит всем хорошо знакомые строки, но делает это с неожиданными интонациями (внутри, в конце текста), создавая необычный мелодический рисунок. Присутствующие хором повторяют все интонации ведущего. Фразы такие: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла...», «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том: и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом...». Анализ упражнения: 1. Насколько точно была воспроизведена новая интонация участниками? 2. Удалось ли ведущему, участникам уйти от стереотипа? 3. Воспринимался ли смысл в новом варианте произнесения? Упражнение 4. «Делать паузы» Цель: определение назначения паузы как средства выразительности речи. Задание: произнести текст, делая разные паузы: логические, смысловые, психологические. Инструкция: в выразительности нашей речи непоследнюю роль играют паузы. Пауза — это определенный информационный сиг-
нал к началу активного слушания. Вовремя выдержанная, выразительная пауза может оказать большее воздействие, чем куча сказанных слов. Пауза полезна во многих отношениях. Важно уметь делать паузу и соответственно интерпретировать молчание. Она облегчает дыхание, дает возможность лектору сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Короткая пауза перед кульминационным пунктом речи — один из способов наиболее ярко подчеркнуть его. В следующих текстах расставьте паузы. «Люби! » — поют шуршащие березы, Когда на них сережки расцвели. «Люби! * — поет сирень в цветной пыли. «Люби! Люби! » — поют, пылая, розы. Страшись безлюбья. И беги угрозы Бесстрастия. Твой полдень вмиг — вдали. Твою зарю теченья зорь сожгли. Люби любовь. Люби огонь и грезы... К. Бальмонт. «Люби» «Ответная реакция органов ощущений зависит от силы воздействия раздражителей, обладающих той или иной энергией — электромагнитной, химической, механической, тепловой, гравитационной. Однако энергия внешних или внутренних стимулов не единственный источник активной сенсорики. Значительную роль в ее проявлениях играет энергия эмоций, которая сопровождает наши ощущения, когда они значимы для нас...» (В. В. Бойко. «Энергия эмоций в общении».) Используя домашнюю заготовку, прочитайте свое любимое стихотворение, отрывок из детской сказки или другого художественного произведения. Акцентируйте внимание слушателей на паузах. Анализ упражнения: 1. Что не понравилось в этом упражнении? 2. Как в общении мы используем паузы чаще всего: осознанно или неосознанно? 3. Какой смысл имеют разные виды пауз? 4. Как следует корректировать свою работу по технике пауз каждому из присутствующих? Упражнение 5. «Громкий и четкий разговор» Цель: отработка умения говорить громко и отчетливо. Задание: опробовать разные способы громкого и отчетливого говорения. Инструкция: первое задание будет выполняться таким образом: надо произнести строчки из стихотворения А. С. Пушкина: «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты...» губами, шепотом, затем постепенно переходя на крик. Второе задание: прочитать сказку, например «Колобок», «Репка», и текст: «Виною всему была кормилица. Напрасно госпожа консульша Фридерман, едва ощутив подозрение, увещевала ее бороться со своим пороком. Напрасно этой особе, кроме питательного пива, ежедневно подносили еще по стаканчику красного вина. Оказывается, она не гнушалась даже спиртом, заготовленным для спиртовки, и, прежде чем ее рассчитали, прежде чем нашли другую, несчастье свершилось...» (Т. Манн «Маленький господин Фридерман») Вопросы: 1. Как был прочитан хорошо знакомый текст? 2. Оцените исполнение чтения отрывка из рассказа Т. Манна. Акцентируйте внимание на отчетливости его произнесения. 3. Подтвердился или был опровергнут тезис: «Чем более све-душ говорящий в тексте (теме), тем увереннее говорит и тем яснее выговаривает слова»? Третье задание: вспомните жизненную ситуацию, где вы испытывали так называемую воинствующую агрессивность. Опишите ее. Выскажитесь относительно тех ощущений, которые до сих пор сопровождают вас при воспоминании о ней. Анализ упражнения проходит в свободной форме. Вопросы задают друг другу участники. Упражнение 6. «Внушающая сила голоса» Цель: выделение особенностей суггестивности голоса. Задание: выделить уровни суггестивности голоса и характерные признаки каждого уровня. Инструкция: прочитайте отрывок из рассказа И. Тургенева «Певцы» и повести Н. Гоголя «Шинель». Ответьте на вопросы: 1. Выделите уровни суггестивности голоса героев. 2. Каковы характерные особенности проявления голоса Якова и Акакия Акакиевича? 3. Какова реакция присутствующих в рассказе персонажей на голоса героев? 4. Каковы ваши впечатления от прочитанного? «Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как подтреснутый... но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-бе с печная грубая скорбь... Горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце... Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел... голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя... Он пел... поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым и страстным участием. Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томление, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь... Мы все стояли как оцепенелые». (И. Тургенев. «Певцы».)
«...Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? » И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек... позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный...» (Н. Гоголь. «Шинель».) Анализ упражнения: 1. Приведите реальные жизненные примеры суггестивности голоса педагога. 2. При чтении отрывка вам хотелось обратить внимание на выразительность певческой интонации или на суггестию голоса певца? 3. Какие приемы внушения известны вам? Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы