Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лабораторный практикум в Excel



Основные понятия, Системы счисления, Логика,

Лабораторный практикум в Excel

Учебное пособие по курсу «Информатика»

 

для студентов очной и заочной форм обучения

 

 

Ростов-на-Дону


УДК 618.3.06

Информатика Часть 1: Основные понятия, Системы счисления, Логика,

Лабораторный практикум в Excel. Учебное пособие. –Ростов-на-Дону: РГСУ, 2011, -72 с.

 

 

Содержит краткий справочник основных понятий информатики, введение в системы счисления и логику высказываний, комплекс лабораторных работ в Excel, ориентированных на экономические приложения, и 10 вариантов контрольных работ. К контрольным прилагается диск с десятью вариантами базы данных. При составлении лабораторного практикума использовались материалы учебных пособий и книг, приведенных в списке литературы.

 

Составители: к. ф.-м. н., доц. Ильичева О.А.,

к. ф.-м. н., доц. Богачева М.Н.

 

Рецензенты: к. ф.-м. н., доц. Красий Н.П.,

к. ф.-м. н., доц. Глушкова В.Н.

 

©РГСУ, 2007


Основные понятия. Краткий справочник по информатике

Измерение количества информации

Единицы измерения объемов информации – «порции» памяти компьютера, используемые для представления информации. Любая информация, перерабатываемая компьютером, преобразуется им в последовательности нулей и единиц в соответствии с двоичной системой счисления.

Бит - наименьшая единица информации, «хранящая» либо 0, либо 1. В электрической схеме ноль соответствует слабому сигналу (или его отсутствию), единица – сильному (или его наличию).

Байт – это цепочка из восьми битов. Все символы клавиатуры, включая строчные и прописные буквы алфавита, могут быть закодированы различными двоичными цепочками длиной в один байт.

Килобайт (КБ) = 8 ´ 1024 битов, или 210 байтов. Объем текстовых (без графики) файлов может составлять несколько килобайт.

Мегабайт (МБ) = 8 ´ 10242 битов, или 220 байтов. Объем оперативной памяти современных компьютеров – 256 - 512 мегабайт, позволяет работать с мультимедийными документами, играми, видеофайлами. Создание трехмерных моделей в приложениях может потребовать оперативной памяти свыше 1 ГБ.

Гигабайт (ГБ) = 8 ´ 10243 битов, или 230 байтов. Объемы современных винчестеров (жестких дисков) достигают 80 ГБ, позволяя работать с серверами баз данных и другими многопользовательскими ресурсами.

Терабайт (ТБ) = 8 ´ 10244 битов, или 240 байтов.

 

Компьютерные сети

Компьютерная сеть – совокупность компьютеров и терминалов, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных. В зависимости от территориального расположения выделяют три класса сетей: локальные (в пределах организации), региональные (в пределах региона, страны, протяженностью на десятки, сотни километров), глобальные ( в пределах множества стран). В качестве средства передачи информации – каналов связи – используются коаксиальные и оптоволоконные кабели (для локальных сетей), телефонные, радио- и спутниковые каналы (для глобальных сетей). Сети характеризуются скоростью передачи данных (биты/сек), пропускной способностью (количество-знаков/сек, один знак – байт), достоверностью передачи информации (количество-ошибок/знак, должно быть не более 10-7 ошибок/знак), надежностью каналов связи и модемов (единица измерения – час, надежная сеть – не менее нескольких тысяч часов работы).

Протокол – набор правил, по которым производится обмен информацией в сети. Протоколы определяют содержимое, формат, параметры времени, последовательность и проверку ошибок в сообщениях, которыми обмениваются сетевые устройства. Протоколы обеспечивают одинаковое восприятие информации компьютерами разных типов, работающими под руководством различных операционных систем.

Internet – глобальная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру. Она не имеет хозяина, большая часть информационных услуг бесплатна. Плата при подключении к сети взимается организацией-провайдером за техническое обслуживание средств связи. Передача данных по сети Internet осуществляется на основе семейства протоколов TCP/IP. Данные передаются в виде коротких пакетов (до 1, 4 кбайт). В заголовке каждого пакета вместе со служебной информацией указывается IP-адрес получателя.

WWW – World Wide Web- подсеть Internet, реализующая передачу гипертекстовых документов. Гипертекст – это мультимедийная страница, содержащая ссылки на другие подобные документы. Ссылки (говорят, гиперссылки) представляют из себя адреса (обычно скрытые под заголовком или изображением) Интернет-страниц.

IP-адрес – цифровой (32 бита) уникальный адрес компьютера в сети.

URL-адрес – представляет имя документа в сети Internet. Структура адреса: название протокола, по которому осуществляется доступ к ресурсу, символы: //, доменный адрес компьютера-сервера, символ / , имя файла на нем. Например, в адресе http: //www.osp.ru/conf /file1.htm часть http – протокол, www.osp.ru – адрес компьютера (и головной страницы организации), conf/file1.htm – полное имя (включая путь) файла file1. Доменный адрес составляют несколько слов, разделенных точкой, которые отражают иерархию доменов разного уровня. Например, в адресе uic.rnd.runnet.ru внешний домен (домен первого уровня) – это ru (Россия), runnet - домен второго уровня (российские университеты) принадлежит домену ru, rnd – домен третьего уровня (Ростов-на-Дону), зарегистрированный в домене runnet, uic – имя компьютера в домене rnd, закрепленное за конкретным IP-адресом. Назначением адресов ведает специальная доменная служба имен DNS, осуществляющая преобразование доменных имен в IP-адреса. Домены верхнего уровня разделяют на географические и организационные. Например, географические домены: ru – Россия, de – Германия, hu – Венгрия, uk – Великобритания; организационные домены: edu – образовательные учреждения, gov – правительственные, mil – военные, com – коммерческие.

Сетевой домен – группа компьютеров, образующих часть сети и использующих общую базу данных каталога. Администрируется как единый объект с определенными правилами и процедурами.

http – протокол передачи гипертекстовых документов в сети WWW.

ftp – протокол передачи файлов в сети Internet.

Открытая система – система, взаимодействующая с другими системами в соответствии с принятыми стандартами (протоколами). Международная организация стандартов ISO разработала модель взаимодействия открытых систем OSI. В данной модели средства сетевого взаимодействия разделены на 7 уровней: прикладной, представительный, сеансовый, транспортный, сетевой, канальный, физический. Каждый уровень отвечает за способ и средства представления и передачи информационного потока. Функции физического уровня всегда реализуются в аппаратуре, функции стальных уровней реализуются в виде программных модулей – драйверов.

Модель сетевого взаимодействия «клиент-сервер» - технология взаимодействия компьютеров в сети, в которой один компьютер, обладающий некоторым ресурсом (например, базой данных, электронной почтой, файловой системой) и называемый сервером этого ресурса, предоставляет услуги другому компьютеру – клиенту, который хочет этим ресурсом воспользоваться. По отношению к другому ресурсу сервер может выступать в роли клиента и наоборот. Если говорят, что проектируется информационная система по технологии «клиент-сервер», это значит, что данная система (приложение) будет иметь распределенный характер, т.е. часть функций приложения будет реализована в программе клиента, а другая – в программе сервера, и для них будет определен некоторый протокол.

 

 

Компьютерная графика

Компьютерная графика – раздел приложений информатики для создания, редактирования и преобразования разнообразной графической информации. Различные ее виды – растровая, векторная и фрактальная графика отличаются принципами формирования изображения при отображении на экране или бумаге.

Растровая графика применяется при разработке полиграфических и мультимедийных изданий; соответствующие программы-редакторы в большей степени ориентированы не на создание, а на обработку изображений, вводимых с цифровых фото- и видеокамер. Основным элементом растрового изображения является точка (на экране она называется пикселем). В зависимости от разрешения экрана на нем могут размещаться изображения, имеющие 640´ 480, 800´ 600, 1024´ 768 и более пикселей. С размером изображения связано его разрешение.

Разрешение изображения измеряется в точках на дюйм (dot per inch – dpi). Например, у монитора с диагональю 15 дюймов размер изображения на экране составляет примерно 28´ 21 см. В одном дюйме 25, 4 мм, поэтому при работе монитора в режиме 800´ 600 пикселей разрешение экранного изображения равно 72 dpi. При печати разрешение должно быть намного выше. Полиграфическая печать полноцветного изображения требует разрешения 200-300 dpi. Стандартный фотоснимок 10´ 15 см должен содержать примерно 1000´ 1500 пикселей. Всего такое изображение будет иметь 1, 5 млн точек и если на кодирование одной точки, включая ее цвет, использованы 3 байта, то обычный цветной фотоснимок займет массив размером более 4 МБ. Основные проблемы использования растровых изображений – большие размеры файлов и невозможность увеличения без потери качества (четкости) изображения. Различные форматы растровой графики – BITMAP, JPEG, GIF, PNG, TIFF отличаются друг от друга степенью сжимаемости изображений, влияющей на объемы графических файлов, что особенно существенно при пересылке изображений по сети.

Цветовое разрешение – глубина цвета – определяет метод кодирования цветовой информации, и показывает, сколько цветов можно отобразить на экране одновременно. Для кодирования черно-белого изображения достаточно одного бита на представление цвета одного пикселя. Одним байтом можно кодировать 256 цветов (режим High Color), двумя – 65536 цветов (режим High Color), тремя – 16, 5 млн цветов (режим True Color).

Цветовая модель – способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты. Чаще применяются три модели: RGB, CMYK, HSB. Наиболее простая модель, в которой работают мониторы и телевизоры – RGB. Любой цвет в этой модели считается состоящим из трех компонентов: Red, Green, Blue. Эти цвета называют основными. Новые оттенки получаются суммированием яркостей составляющих компонентов. Считается, что при наложении одного компонента на другой яркость суммарного цвета увеличивается. Наложение всех трех компонентов дает серый цвет, который при большой яркости становится белым.

Цветовая палитра – таблица данных, в которой хранится информация о том, каким кодом закодирован тот или иной цвет. Эта таблица создается и хранится вместе с графическим файлом. Самый удобный для компьютера способ кодирования цвета – трехбайтовый (24 разряда). В этом режиме на кодирование каждой цветовой составляющей R (красной), G (зеленой) и B (синей) отводится по одному байту. Яркость каждой составляющей выражается числом от 0 до 255, и любой цвет из 16, 5 миллионов компьютер может воспроизвести по трем кодам. В этом случае цветовая палитра не нужна, поскольку в трех байтах достаточно информации о цвете конкретного пикселя.

Векторная графика имеет основным элементом изображения линию.

Объем памяти, занимаемый линией не зависит от размеров линии, т.к. линия представлена формулой – несколькими параметрами. Манипуляции с линией изменяют только значения этих параметров. Для их хранения достаточно нескольких байтов памяти. Примеры линий:

 

 
 

Рис.3. Линии векторной графики.

 

Векторная иллюстрация состоит из линий, простейшие объекты объединяются в более сложные. Например, четырехугольник представляется четырьмя связанными линиями, куб – двенадцатью или шестью связанными четырехугольниками. Линии имеют свойства: толщину, цвет, форму, характер (сплошная линия или пунктир). Замкнутые линии имеют свойство заполнения внутренней области (текстурой, узором, цветом). В основе представления векторных изображений лежат математические формулы задания фигур: точки (два числа – координаты точки на плоскости), прямой (два параметра-коэффициента в уравнении прямой), отрезка (еще два параметра – координаты начала и конца отрезка), кривых (пять параметров для кривой второго порядка и девять – для кривой третьего порядка) и т. п. При выводе векторного изображения на экран программа производит вычисления координат экранных точек в изображении объекта, т.к. экран выводит все изображения в виде точек. Векторная графика легко масштабируется, увеличение рисунка не ведет к «размыванию» изображения, поэтому она широко используется в картографии, конструкторских системах автоматизированного проектирования и системах архитектурного проектирования.

Размер изображения. Физический размер изображения измеряют как в пикселях, так и в единицах длины (миллиметрах, сантиметрах, дюймах). Он задается при создании изображения и хранится вместе с файлом. Если изображение предназначено для демонстрации на экране, то его ширину и высоту задают в пикселях, чтобы знать, какую часть экрана оно займет. Если изображение печатается, то удобно использовать единицы длины для определения его положения на листе бумаги. С размером изображения связано его разрешение, являющееся свойством самого изображения. Разрешение измеряется в точках на дюйм и это значение хранится в файле изображения. Соответствие между размерами изображения и его разрешением представлено в следующих таблицах.

 

Таблица 1. Связь между линейным размером иллюстрации и размером файла при разных разрешениях изображения

Размер отпечатка 75 dpi 150 dpi 300 dpi 600 dpi
10´ 15 см (фотоснимок) 380 КБ 1, 5 МБ 6 МБ 24 МБ
25´ 30 см (обложка журнала) 1, 9 МБ 7, 5 МБ 30 МБ 120 МБ
50´ 30 см (разворот журнала) 3, 8 МБ 15 МБ 60 МБ 240 МБ

 

Таблица 2. Связь между размером иллюстрации (в пикселях) и размером отпечатка (в мм) при разных разрешениях изображения

Размер иллюстрации 75 dpi 150 dpi 300 dpi 600 dpi
640 ´ 480 212´ 163 мм 108´ 81 мм 55´ 40 мм 28´ 20 мм
800 ´ 600 271´ 203 мм 136´ 102 мм 68´ 51 мм 34´ 26 мм
1024 ´ 768 344´ 260 мм 173´ 130 мм 88´ 66 мм 44´ 33 мм
1152 ´ 864 390´ 293 мм 195´ 146 мм 98´ 73 мм 49´ 37 мм
1600 ´ 1200 542´ 406 мм 271´ 203 мм 136´ 102 мм 68´ 51 мм

Высококачественная печать полноцветного изображения обеспечивается при его разрешении в 200-300 dpi. При печати изображения, занимающего полный экран очень большого монитора образуется отпечаток размером с небольшую фотографию.

Системы счисления

Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами. Разнообразные системы счисления, которые существовали и раньше и которые используются и в наше время, можно разделить на непозиционные и позиционные. Знаки, используемые при записи чисел, называются цифрами.

В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает. Примером непозиционной системы счисления является римская система (римские цифры).

В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции. Количество используемых цифр называется основанием позиционной системы счисления.

Примеры алфавитов нескольких систем:

Таблица 1. Алфавиты систем счисления

Основание Название Алфавит
n=2 Двоичная 0 1
n=3 Троичная 0 1 2
n=8 Восьмеричная 0 1 2 3 4 5 6 7
n=16 Шестнадцатеричная 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F

Если требуется указать основание системы, к которой относится число, то оно приписывается нижним индексом к этому числу. Например: . Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряд числа возрастает справа налево от младших разрядов к старшим. Число 55510 записано в привычной для нас свернутой форме. Если расписать число, используя различные степени числа 10, то получим следующее выражение 55510= 500+50+5=5*100+5*10+5=5*102+5*101+5*100. Таким образом, число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания (в данном случае 10), в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.

Для перевода чисел из двоичной системы в десятичную используется ряд степеней двойки:

Таблица 2. Степени числа 2

Значение степени
Показатель степени

Если все слагаемые в развернутой форме недесятичного числа представить в десятичной системе и вычислить полученное выражение по правилам десятичной арифметики, по получится число в десятичной системе, равное данному.

Пример С1. Перевести число из двоичной системы в десятичную систему счисления.

Решение. Над числом запишем степени основания двоичной системы, т.е. степени двойки, затем рассмотрим развернутую запись числа, <

 

Ей системах счисления.

Арифметические операции в позиционных системах счисления производятся по единому алгоритму. Так, сложение двоичных чисел происходит по классическому алгоритму «столбиком» с переносом двойки в следующий ряд. Необходимо помнить о следующих правилах сложения и умножения чисел в двоичной системе счисления.

0+0=0   0*0=0
0+1=1   0*1=0
1+0=1   1*0=0
1+1=10   1*1=1

Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания. Проверим, действительно ли 12+12=102: переведем слагаемые в десятеричную систему счисления. 12=110, поэтому 12+12=110+110=210=102.

Пример С3. Найти сумму чисел и .

Решение.

Первое слагаемое + 1010101
Второе слагаемое
Сумма

Проверим результат нашего сложения, для чего переведем слагаемые и сумму в десятичную систему счисления:

Как видим, действительно 85+55=140. <

 

Двоичная система, являющаяся основой всей компьютерной арифметики, тем не менее весьма громоздка и не удобна для использования человеком. Поэтому программисты пользуются двумя кратными двоичной системами счисления: восьмеричной и шестнадцатеричной.

Приведем в качестве примера запись натуральных чисел от единицы до шестнадцати в четырех системах счисления. Для удобства перевода из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную системы рассмотрим следующую таблицу:

 

Таблица 3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую

10-ная 2-ная 8-ная 16-ная 2-8 2-16
 
 
A  
B  
C  
D  
E  
F  

 

Из этой таблицы видно, что в двоичной системе счисления запись числе второй восьмерки чисел (от 8 до 15) отличается от записи первой восьмерки (от 0 до 7) наличием единицы в четвертом (слева) разряде. На этом основан алгоритм перевода двоичных чисел в восьмеричные «по триадам». Для применения этого алгоритма надо разбить двоичное число на тройки цифр (естественно, отсчитывая справа по три цифры для целого числа и слева для дробного числа) и записать вместо каждой из троек восьмеричную цифру.

 

Пример С4. Перевести число в восьмеричную систему счисления.

Решение.

Для решения необходимо разбить число справа (т.к. оно целое) на «триады». Если до крайней слева тройки не хватает цифр, то дописываем незначащие нули слева.

.<

Для перевода чисел из восьмеричной системы в двоичную используется обратный алгоритм: (восьмеричные цифры заменяются на тройки двоичных цифр).

Например, .

Для перевода чисел из двоичной системы в шестнадцатеричную используется алгоритм «по тетрадам». Строка двоичных цифр разбивается на четверки и вместо них записываются шестнадцатеричные цифры.

 

Пример С5. Перевести двоичное число 110111101011101111, 101 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение. Разделим данное число на группы по четыре цифры, начиная справа для целой части числа и слева для дробной части числа. Если в крайней левой группе (для целой части) и в крайней правой(для дробной части) окажется меньше четырех цифр, то дополним их нулями.

Следовательно, .<

 

Основы логики высказываний

Упрощение формул

Следующая важная задача в приложениях логики высказываний – упрощение формул. Под упрощением понимается получение более простой (например, более короткой, не содержащей знаков ®, скобок, отрицаний над составными формулами) формулы, эквивалентной данной. Для этого используются эквивалентные преобразования формул, основанные на следующих известных тождествах (правилах):

 


1) Ø (А Ú В) º Ø А Ù Ø В

2) Ø (АÙ В) º Ø А Ú Ø В

3) АÙ (В Ú С) º АÙ В Ú АÙ С

4) А Ú (ВÙ С) º (А Ú В) Ù (А Ú С)

5) А Ú (АÙ В) º А

6) АÙ (А Ú В) º А

7) (АÙ В) Ú Ø В º А Ú Ø В

8) Ø Ø А º А

9) А ® В º Ø А Ú В

10) А ® В º Ø В ® Ø А

11) АÙ В º ВÙ А

12) А Ú В º В Ú А

13) (АÙ В)Ù С º АÙ (ВÙ С)

14) (А Ú В) Ú С º А Ú (В Ú С)

15) (А º В) º (В º А)

16) А® (В ® С) º АÙ В ® С

17) А Ú А º А

18) АÙ А º А

19) А Ú В Ú Ø В º В Ú Ø В

20) А Ú В Ù Ø В º А

21) АÙ (ВÚ Ø В) º А


 

Здесь А, В, С – (под)формулы, в частности, логические переменные. Обычно, при преобразованиях вначале избавляются от импликаций с помощью правила 9, затем от отрицаний над составными формулами (правила 1, 2, 8) и скобок. Если в конечном результате преобразований получена тавтология, например, хÚ Ø х, то исходная формула также является тавтологией, т.к. она эквивалентна полученной. Аналогично, результат xÙ Ø x говорит о противоречивости исходной формулы. Правило 19 говорит о том, что в дизъюнкции подформула-тавтология и будет результатом, т.к. она всегда истинна, а для истинности дизъюнкции достаточно истинности хотя бы одного операнда. Правило 20 говорит о том, что противоречие не влияет на результат дизъюнкции, т.к. оно всегда ложно и результат определяется истинностью или ложностью оставшейся формулы. Соответственно тавтология не влияет на результат конъюнкции (правило 21), т.к. она всегда истинна и окончательный результат зависит только от значения оставшейся формулы.

 

Пример Л6. Упростить формулу: Ø (Ø xÙ Ø y)Ú (x ® y)Ù x.

Решение. Проводим цепочку преобразований (в скобках указывается номер применяемого правила):

Ø (Ø xÙ Ø y)Ú (x ® y)Ù x º (9) º Ø (Ø xÙ Ø y)Ú (Ø x Ú y)Ù x º (2) º Ø Ø x Ú Ø Ø y Ú (Ø x Ú y)Ù x º (8, 11, 3) º x Ú y Ú Ø xÙ x Ú yÙ x º (20) º x Ú y Ú yÙ x º (5) º x Ú y. <

 

Пример Л7. Определить, является ли формула Ø (Ø xÙ Ø y)Ú (x ® y)Ù x противоречием?

Решение. Проделав упрощения, приведенные в примере 1, получим, что исходная формула эквивалентна формуле x Ú y, которая противоречием не является. Ответ – нет.

 

Пример Л8. Определить, является формула xÚ Ø ((y Ú z) Ù x) тавтологией?

Решение. Упростим формулу: x Ú Ø ((y Ú z) Ù x) º (2) º x Ú Ø (y Ú z) Ú Ø x º (12) º x Ú Ø x Ú Ø (y Ú z) º (19) º x Ú Ø x. Ответ – да. <

 

3.6. Упражнения по теме для самостоятельного решения

1. Переведите целые числа из десятичной системы счисления в двоичную:

а) 513 ( Ответ: 1000000001); б) 600 ( Ответ: 1001011000).

 

2. Переведите десятичные дроби в двоичную систему счисления (ответ записать с шестью двоичными знаками):

а) 0, 4622 ( Ответ: 0, 011101); б) 0, 5198 ( Ответ: 0, 100001);

 

3. Переведите целые числа из десятичной в восьмеричную систему счисления: а) 8700 ( Ответ: 20774); б) 8888 ( Ответ: 21270).

 

4. Переведите целые числа из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления: а) 266 ( Ответ: 10A); б) 1023 ( Ответ: 3FF).

 

5. Переведите двоичное число 1010001001011 в восьмеричную систему счисления ( Ответ: 12113).

 

6. Вычислите сумму чисел x и y, если . Результат представьте в виде восьмеричного числа. (Ответ: 320).

 

7. Вычислить значение суммы в десятичной системе счисления: (Ответ: 26).

 

8. B шестнадцатеричной системе счисления сумма чисел F16 и 10112 равна? (Ответ: 1A)

 

9. Записать с помощью логических формул: если влажность так высока, то либо после полудня, либо вечером будет дождь. (Ответ: обозначим высказывания: А – «влажность высока», В – «дождь после полудня», С – «дождь вечером». Тогда формула: А ® (В Ú С) ).

 

10. Проверить истинность формул: известно, что x имеет значение 1. Что можно сказать о значениях импликации: Ø xÙ y ® z? (Ответ: импликация истинна независимо от значений y и z, т.к. ее посылка всегда ложна при x=1).

 

11. Противоречива ли формула: P ® Ø P Ú РÙ Ø Р? (Ответ: Нет: упростив формулу, получим формулу Ø Р, которая противоречием не является).

 

12. Упростить формулу: Ø (Ø xÙ Ø y)Ú (x ® y)Ù x. (Ответ: x Ú y)

 

13. Не строя таблицы истинности доказать эквивалентность: Ø (х®y) º x& Ø y (Ответ: Упростив формулу слева от знака тождества, получим формулу xÙ Ø y, что и требовалось).


Окно книги Excel

Файл EXCEL называется книгой, поскольку содержит множество страниц - электронных таблиц, называемых Рабочими листами. Каждый лист имеет собственное имя, указанное на ярлыке листа (внизу экрана). Можно вставлять и одновременно использовать несколько листов, десятки, сотни в одной книге.

 

Рабочий лист разделен на строки и столбцы. Строки именуются номером ( целые числа в левой части листа), столбцы - латинскими буквами (в верхней части листа). Имена столбцов называют также заголовками столбцов.

 

Клетка электронной таблицы, находящаяся на пересечении столбца и строки, называется ячейкой. Каждая ячейка имеет имя (адрес), который можно использовать при обращении (например, из формулы) к ее содержимому. Адрес ячейки формируется из имени столбца и номера строки, на пересечении которых она находится. Например, ячейка с адресом В2 находится во второй строке столбца В. Если по ячейке щелкнуть мышью, она становится активной. Данные, формулы вводятся только в активную ячейку.

 

Прямоугольная область листа, состоящая из нескольких ячеек, называется диапазоном. Имя диапазона образуется из пары имен ячеек, разделенной двоеточием. Имя первой ячейки в паре указывает адрес левого верхнего угла диапазона, имя второй - адрес правого нижнего угла например, В2: С7. Несмежные диапазоны - несколько диапазонов листа, расположенных в разных его частях. Несмежные диапазоны указываются в формулах перечислением их имен через точку с запятой, например, В2: С7; Е5: F10.

 

Для вычислений в таблицах используются формулы. Формула вводится в ячейку листа, ввод всегда начинается со знака равенства =. Формулы могут содержать вызовы каких-либо функций (специальных программ) рабочего листа, адреса ячеек и имена диапазонов, арифметические операции.

 

В процессе ввода формула отображается в ячейке и строке формул - поле ввода, расположенном над заголовками столбцов. Ввод формулы завершается нажатием клавиши Enter на клавиатуре. После этого в ячейке отобразится результат вычисления по данной формуле, саму формулу можно увидеть и отредактировать в строке формул (если щелкнуть мышью по этой ячейке).

4.2. Лабораторная работа №1. Форматирование ячеек

 

1. Запустите программу Excel ( Пуск-Все программы-Microsoft Office- Microsoft Excel. )

2. Переименуйте Лист1, назвав его Задание №1. Для этого щелкните правой кнопкой мыши по ярлыку листа и выберите пункт Переименовать, либо через меню Формат-Лист-Переименовать. Введите новое имя. Завершите ввод, нажав клавишу Enter.

3. Введите в ячейки информацию, как показано на рис.4. При этом:

· Для ввода первого столбца воспользуйтесь Автозаполнением, т.е.

- введите в верхнюю ячейку диапазона (А2) единицу, во вторую ячейку (А3) - двойку;

- выделите обе ячейки (А2: А3);

- подведите курсор в правый нижний угол рамки, курсор превратится в черный крестик;

- нажав левую кнопку мыши, протащите курсор до конца диапазона (до ячейки А10). Автозаполнением удобно пользоваться, если числа в столбце (или строке) составляют арифметическую прогрессию, т. е. каждое последующее число отличается от предыдущего на постоянную величину (здесь на 1). Для правильного автозаполнения необходимо предварительно выделить две подряд идущие ячейки (чтобы система «увидела» закономерность).

 
 

Рис. 4

· После ввода всей информации выполните автоподбор ширины столбцов. Для этого подведите указатель мыши к правой границе названия столбца, который собираетесь расширить. Указатель примет форму двухстрелочного значка. Теперь выполните двойной щелчок, в результате ширина столбца автоматически выровняется по максимальной ширине введенной в этот столбец информации. Другой способ - выделите столбец, затем войдите в меню Формат - Столбец - Автоподбор ширины. При этом границы столбца расширяются по ширине текста в активной ячейке (а не по максимуму).

· При вводе данных в столбец F необходимо использовать формат Дата. Для этого выберите Формат-Ячейки- вкладка Число - Дата и нужный образец формата (рис. 5).

 

Рис. 5.

4. С помощью Автовычисления узнайте суммарное количество товаров на складе:

- выделите столбец таблицы «Количество» - ячейки Е2: Е15;

- поместите курсор мыши в правую часть строки состояния, находящейся в нижней части экрана; щелкните правой кнопкой мыши, в предлагаемом списке функций выберите Сумма.

Аналогично определите среднюю цену; самый дешевый товар. Автовычисление дает возможность быстрого получения результата некоторых вычислений без использования формул.

5. Зафиксируйте на экране заголовок таблицы (верхнюю строку) так, чтобы при прокрутке менялась только информация о товарах. Для этого:

- выделите строку, расположенную ниже той, которую необходимо зафиксировать ( в нашем случае это строка 2);

- в меню Окно выберите Закрепить области.

Чтобы «разморозить» окно, следует в меню Окно выбрать Снять закрепление областей. Аналогичным образом можно закреплять столбцы слева, выделив столбец, левее которого будет закреплена область и выбрать в меню Окно пункт Закрепить области.

6. Сохраните созданную вами рабочую книгу, присвоив ей имя «Лабораторные». Для этого выполните команду Файл - Сохранить как, в открывшемся окне задайте папку и введите это имя.

7. Сделайте копиюпервого листа Задание №1:

- щелкните на ярлыке этого листа;

- удерживая нажатыми клавишу Ctrl и левую кнопку мыши, перетащите этот ярлык на новое место (курсор сопровождается значком листа со знаком «+» и возникает маркер - маленький черный треугольник, указывающий место возможной вставки листа);

- отпустите кнопку мыши, установив курсор в нужную позицию, копируемый лист станет точно в указанное место.Excel присваивает копии имя оригинала, добавляя к нему «(2)».

Переименуйте полученный лист Задание №1(2) в лист Задание №2.

8. Сделайте так, чтобы на экране одновременно можно было наблюдать сразу два листа рабочей книги «Лабораторные» (лист Задание №1 и лист Задание №2 ). Для этого:

- в меню Окно выберите Новое, на экране появится новое окно с заголовком «Лабораторные: 2»;

- в меню Окно выберите команду Расположить, после чего установите режим упорядочивания, например, Рядом;

- щелкните в новом окне на ярлычке листа Задание №2, чтобы на экране отображались два разных окна одновременно.

9. Оставьте в книге только два листа: лист Задание №1 и лист Задание №2, остальные удалите - щелкните правой кнопкой мыши на ярлычке удаляемого листа, выберите Удалить.


Поделиться:



Популярное:

  1. Microsoft Windows, Word, Excel
  2. MS Excel. Знак, указывающий что число не вмещается в ячейку
  3. MS Excel. Расчеты с условиями. Работа со списками
  4. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.152 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь