Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II.3.1. ИМЕННОЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
БАЛАШ(Balá zs) БЕЛА (1884 – 1949) – венгерский писатель, сценарист, теоретик кино (сочинения: «Дух фильмы: достижения немого и звукового кино и перспективы развития: Кинодраматургия…», «Искусство кино», «Кино: становление и сущность нового искусства», «Культура кино», «Как мы работаем над киносценарием» и др.). Ø поиск «героя» киноповествования: «И вполне понятно, что на первых порах «героем» кино был объявлен его репродуктивно-материальный объект – «видимый человек», «видимая вещь» (Бела Баллаш). …» – («Об основах кино») – С. Балаш, Бела. Видимый человек. Очерки драматургии фильма [Текст] / Б. Балаш; [Пер. с нем. К.И. Шутко под ред. и с предисл. В.М. Блюменфельда]. – М.: Всеросс. пролеткульт, тип. «Красной газеты» им. Володарского в Лгр, 1925. – 88 с.; Балаш, Бела. Дух фильмы [Достижения немого и звукового кино и перспективы развития. Кинодраматургия и др.] [Текст] / Б. Балаш; [Автор. пер. с нем. Надежды Фридланд. Ред. и с предисл. Н.А. Лебедева]. – М.: Гослитиздат, 17 фабрика нац. книги треста «Полиграфкнига», 1935. – 198 с.; Балаш, Бела. Искусство кино [Текст] / Б. Балаш. – М.: Госкониздат, тип. «Красный воин», 1945. – 203 с.; Балаш, Бела. Как мы работаем над киносценарием [Текст] / Б. Балаш; [Предисл. И.Ф. Попов]. – М.: Кинофотоиздат, 8 тип. Мособлполиграф, 1936. – 146 с.; Балаш, Бела. Кино. Становление и сущность нового искусства [Текст] / Б. Балаш; [Пер. с нем. Предисл. Р. Юренева, с. 5 – 29]. – М.: Прогресс, 1968. – 328 с.; Балаш, Бела. Культура кино [Текст] / Б. Балаш. – Л.-М.: Гос. изд-во, тип. «Печатный двор» в Лгр, 1925. – 96 с. ГАНС(Gance) АБЕЛЬ (1889 – 1981) – французский режиссёр, актёр (фильмы: «Плотина», 1911; 1912 – «Следы на потолке», «Философский камень», «Маска ужаса», «Белый негр»; 1915 – «Цветок развалин», «Безумие доктора Тюба», «Загадка десяти часов», «Героизм Падди», «Страсс и компания», «Драма в замке Д′ Акр»; 1916 – «О чём рассказывают волны», «Прикрасы», «Сумасшедший со скалы», «Перископ», «Смертоносные газы»; 1917 – «Барбаросса», «Зона смерти», «Право на жизнь», «Матерь скорбящая»; 1918 – «Се человек», «Десятая симфония»; «Я обвиняю», 1919; «Колесо», 1923; «На помощь! », 1924; «Наполеон», 1927; «Марины и кристаллы», 1928 и др.). Ø «близость» кино с другими видами искусства: «Отсюда пышные метафорические определения: … «кино – музыка света» (Абель Ганс)» – («Об основах кино») – С. ГЛУПЫШКИН– имя, данное в России ДИДУ АНДРЕ (1879 – 1940) – французскому режиссёру, актёру, широко известному по серийным комедиям (фильмы: «Странные дислокации», 1901; 1905 – «Буаро переезжает», «Погоня за париком»; «Настойчивый ухажёр, или Господин, который преследует женщин»; 1907 – «Буаро в обучении», «Наша Фанфара участвует в соревновании», «Буаро – король воров», «Первые шаги шофёра»; 1908 – «Свадьба Буаро», «Буаро поел чеснока», «Первые шаги щеголя», «Чудесный платок», «Дюжина свежих яиц», «Ученик архитектора», «Человек-обезьяна»; 1909 – «Кретинетти, король полицейских», «Кретинетти на балу»; «Штаны Кретинетти», 1910; «Кретинетти-гипнотезёр»; «Грибуй становится Буаро», 1912; 1913 – «Буаро-кирасир», «Буаро добывает жену»; 1914 – «Кретинетти и бразильские сапоги», «Кретинетти боится цеппелинов»; «Механический человек», 1921; «Тао», 1923; «Фи-фи», 1925; «Мисс Хелиетт» и др.). Ø отсутствие «годных» сценариев в кино: «Разумеется, можно взять с полки любую книгу – даже библиографический указатель – и разбить его на кадры. Ещё легче вспомнить какую-нибудь из шедших уже картин и применить её к современным обстоятельствам. (Последнее применяется в массовых комических сценариях: берётся … попросту Глупышкин – и внедряется в советский быт.) – («О сценарии»). – С. ДЕЛЛЮК(Delluc) ЛУИ (1890 – 1924) – французский кинорежиссёр, сценарист, критик, предложивший понятие «фотогения» (фильмы: «Испанский праздник», 1919; 1920 – «Американец, или Дорога в Эрноа», «Молчание», «Чёрный дым», «Гром»; «Лихорадка», 1921; «Женщина ниоткуда», 1922; «Наводнение», 1924; «Поезд без глаз», 1926; основные теоретические сочинения: «Фотогения = Photogé nie», 1920; «В дебрях кинематографа = La jungle du ciné ma», 1921 и др.). Ø «близость» кино с другими видами искусства: «Отсюда пышные метафорические определения: «кино – живопись в движении» (Луи Деллюк)…» – («Об основах кино») – С. Деллюк, Луи. … В дебрях кинематографа [Текст] / Л. Деллюк; Пер. Е. Тараховской. Ред. [и предисл.] А. Эфроса. – М.-Л.: Гос. издательство, 1924. – 158 с. – (Всемирная литература); Деллюк, Луи. «Фотогения» кино [Текст] / Л. Деллюк; С предисл. Ю. Потехина. Пер. Т.И. Сорокина. – М.: Новые вехи, 1924. – 164 с. ЕНЕЙ ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (1890 – 1971) – советский кинохудожник (фильмы: «За власть Советов», 1923; «Красные партизаны, 1924; 1925 – «Мишки против Юденича», «Наполеон-газ»; 1926 – «Чёртово колесо», «Шинель», «Катька – бумажный ранет», «Дети бури»; 1927 –«Братишка», «Чужой пиджак», «С.В.Д.», «Дом в сугробах», «Девушка с далёкой реки»; 1929 – «Новый Вавилон», «Обломок империи», «Чёрный парус» и др.). Ø «Фабрика эксцентричного актёра»: «…они работают тесной, дисциплинированной и собранной группой; … художник Еней, кинематографически экономный…» – («О фэксах») – С. Выставка работ народного художника СССР Евгения Евгеньевича Енея [Текст] / Ленинградское отд-ние Союза кинематографистов СССР, Ленинградский дом кино. – Л.: б. и., 1970.– 26 с., ил.; Еней, Евгений Евгеньевич. Выставка работ. Ленинград. 1970. [Каталог. Вступительная статья Г. Козинцева и В. Кузнецовой]. – Л., 1970. – 25 с.; Еней, Евгений Евгеньевич. Выставка эскизов. Ленинград. 1961. [Каталог выставки эскизов]. – Л., 1961. – 14 с.; Кузнецова, Вера Александровна. Евгений Еней [Текст] / В.А. Кузнецова. – Л.-М.: Искусство, 1966. – 139 с. – (Мастера советского кино [Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии]); Кузнецова, Вера Александровна. Творчество Евгения Енейя. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – Л., 1967. – (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии). КОЗИНЦЕВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1905 – 1973) – советский режиссёр, сценарист, теоретик кино (фильмы: «Похождения Октябрины», 1924; «Мишки против Юденича», 1925; 1926 – «Чёртово колесо», «Шинель»; 1927 – «Братишка», «С.В.Д.»; 1929 – «Новый Вавилон» и др.). Ø «Фабрика эксцентричного актёра»: «Революция создала замечательную кинематографию и не успела этого заметить. В нашей кинематографии есть уже люди, которые имеют право ошибаться. О двух таких людях – Козинцеве и Трауберге, или короче – фэксах, и необходимо сказать». – («О фэксах») – С. Козинцев, Григорий Михайлович. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. / Г.М. Козинцев; [сост. В.Г. Козинцева, Я.Л. Бутовский; ред. кол.: С.А. Герасимов (гл. ред.), В.Е. Баскаков, Н.М. Волынкин и др.].– Л.: Искусство, Ленинградское отд-ние, 1982 – 1986; Козинцев, Григорий Михайлович. Переписка Г.М. Козинцева, 1922 – 1973 [Текст]/ Г.М. Козинцев; Сост. и авт. примеч. В.Г. Козинцева и Я.Л. Бутовский. – М.: Артист. Реж. Театр, 1998.– 542 с. – ISBN 5-87334-025-0; Козинцев, Григорий Михайлович. Трилогия о Максиме [Текст]: Киносценарий: Юность Максима. Возвращение Максима. Выборгская сторона / Г. Козинцев, Л. Трауберг.– М.: Госкиноиздат, 1943.– 314 с. – (Библиотека кинодраматурга); Возвращение Максима [Изоматериал]: художественный фильм: постановка Г. Козинцева, Л. Трауберга: производство киностудии «Ленфильм», 1937. [плакат] / худож. В. Кононов. – М.: Рекламфильм, 1956.– 1 л.; Избранные сценарии советского кино [Текст]: В 6-ти т. – Т. 1. [Чапаев] [Текст] / [Г. и С. Васильевы]. [Последний маскарад] / [М. Чиаурели]. [Юность Максима и др. сценарии] / [Г. Козинцев, Л. Трауберг], 1951.– 616 с.; Ленин в Польше [Текст]: Фильм о счастливом человеке: [Лит. сценарий. Статьи о фильме. Пресса о фильме]. – М.: Искусство, 1968. – 175 с., 4 л., ил. –Ленин в Польше, Из опыта сценарной работы над образом Ленина, На главном направлении, Некоторые мысли о фильме «Ленин в Польше», Верность молодости, Изобразительное и звуковое решение фильма, Фильм о счастливом человеке, Мысли одинакового цвета, Пресса о фильме, Е. Габрилович, С. Юткевич. Е. Габрилович. М. Блейман, А. Вайда, Г. Козинцев, Е. Плажевский, В. Шкловский, С. Юткевич; Добин, Ефим Семенович. Козинцев и Трауберг [Текст] / Е.С. Добин; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Сектор кино. – Л., М.: Искусство, 1963.– 261 с. Г. Козинцев и Л. Трауберг [Текст]: [Кинорежиссеры]: Творческий путь. – М.: Госкиноиздат, 1940.– 64 с.; Эксцентризм [Текст] Эксцентрополис (бывш. Петроград): 5-я гос. тип., 1922.– 15 с. – В содерж. авт.: Григорий Козинцев, Георгий Крыжицкий, Леонид Трауберг, Сергей Юткевич. КРАУС(Krauß ) ВЕРНЕР (1884 – 1959) – немецкий актёр кино (фильмы: «Прекрасная принцесса Китая», 1917; «Мазепа», 1919; «Кабинет доктора Калигари», 1920; 1921 – «Братья Карамазовы», «Дантон», «Леди Гамильтон»; «Отелло», 1922; 1923 – «Король Фридрих I», «Венецианский купец», «Иисус Назаретянин»; «Тартюф», 1925; «Пражский студент», 1926; «Наполеон на острове Св. Елены», 1929 и др.). Ø абстрактность тела актёра в кинематографе: «Имена актёров кино – это совсем не то, что имена актёров театра. Каждый раз – здесь новый интерес: … какова сегодня «абстракция» Вернера Крауса?.. Тело легко, растяжимо, сжимаемо...» – (статья «Кино – слова – музыка») – С. МОСКВИН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1901 – 1961) – советский кинооператор (фильмы: 1925 – «Девятое января»; 1926 – «Чёртово колесо», «Шинель»; 1927 – «Братишка», «Чужой пиджак», «С.В.Д.», «Турбина № 3», «Добыча мела»; 1929 – «Новый Вавилон» и др.). Ø «Фабрика эксцентричного актёра»: «…они работают тесной, дисциплинированной и собранной группой; оператор Москвин, мастер с «выдумкой» и «секретами»…» – («О фэксах») – С. Гукасян, Фрижета Гургеновна. Кинооператор Андрей Москвин. Автореферат на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. (17. 00. 03). – Л., 1974. – 19 с. – (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии); Кинооператор Андрей Москвин. Очер жизни и творчества. Воспоминания товарищей. [Сборник]. – Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1971. – 230 с. ОКСМАН ЮЛИАН ГРИГОРЬЕВИЧ (1894 – 1970) – советский учёный, исследователь литературы, пушкинист. Ø «Фабрика эксцентричного актёра»: «Потом опять собрались с силами и поставили «СВД». Когда мы с Ю.Г. Оксманомписали сценарий этой вещи, мы хотели в противовес мундирам, безвкусице и параду, данным в «Декабристах», осветить крайнюю левую декабристского движения» – («О фэксах») – С. Оксман, Юлиан Григорьевич. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов [Текст]: [в 2 т.] / Ю.Г. Оксман; Гос. публ. ист. б-ка России; общ. ред.: Ю.Г. Оксмана и С.Н. Чернова. – М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2008; Оксман, Юлиан Григорьевич. Летопись жизни и творчества В.Г. Белинского [Текст] / Ю.Г. Оксман. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. – 641 с.; Оксман, Юлиан Григорьевич. От «Капитанской дочки» к «Запискам охотника» [Текст]: Пушкин – Рылеев – Кольцов – Белинский – Тургенев: Исследования и материалы / Ю.Г. Оксман. – Саратов: Кн. изд-во, 1959. – 316 с.; Оксман, Юлиан Григорьевич. Переписка [Текст] / Ю.Г. Оксман, К.И. Чуковский. – М.: Яз. славян. культуры, 2001.– 174 с. – (Studiaphilogica. Seriesminor. Малая серия). – ISBN 5-94457-020-2; Оксман, Юлиан Григорьевич. Пушкин, декабристы и Чаадаев [Текст] / Ю.Г. Оксман, В.В. Пугачев. – Саратов: Волга: Пароход, 1999. – 259 с. – ISBN 5-89039-038-4; Оксман, Юлиан Григорьевич.... Сюжеты Пушкина [Текст]: (Отрывоч. заметки) / Ю. Оксман. – Петроград: тип. Имп. Акад. наук, 1916. – 23 с.; Азадовский, Марк Константинович. Переписка, 1944 – 1954 [Текст] / М. Азадовский, Ю. Оксман; Подгот. К. Азадовский. – М.: Новое лит. обозрение, 1998. – 409 с. – (Филолог. наследие). – ISBN 5-86793-035-1; Пугачев, Владимир Владимирович. Историки, избравшие путь Галилея [Текст]: Ст., очерки: Посвящ. 100-летию Ю.Г. Оксмана / В.В. Пугачев, В.А. Динес; Под ред. Л.Е. Герасимовой. – Саратов: Изд. центр Сарат. гос. экон. акад., 1995. – 229 с. – Список науч. работ А.Н. Шебунина: с. 214 – 219. Список науч. работ Ю.Г. Оксмана: с. 220 – 229. – ISBN 5-87309-012-2. ПИКФОРД(Pickford) МЭРИ (1892 – 1979) – американская актриса, легенда немого кинематографа (фильмы: 1913 – «Каприз», «В повозке епископа»; 1914 – «Золушка», «За кулисами», «Такая маленькая королева», «Орлица», «Тэсс из страны бурь», «Хорошенький дьяволёнок», «Дрейфующие сердца»; 1915 – «Мадам Баттерфляй», «Вчерашняя девушка», «Эсмеральда», «Рагс», «Маленькая подружка», «Заря завтрашнего дня», «Сверчок Фашон», «Госпожа Нелл», «Подкидыш»; 1916 – «Меньше пыли», «Халльда из Голландии», «Вечная доля», «Бедная маленькая Пеппина», «Подкидыш»; 1917 – «Маленькая принцесса», «Ребекка с фермы Саннибрук», «Маленькая американка», «Роман в Редвудс», «Бедная маленькая богатая девочка», «Гордость клана»; 1918 – «Вербовка Джоанны», «Как ты могла, Джин? », «Мелисса», «Звезда морей», «Амарилли с аллеи Клозес-Лайн»; 1919 – «Сердце холмов», «Хулиганка», «Длинноногий папочка», «Капитан Кид-младший»; 1920 – «Мыльная пена», «Поллианна»; 1921 – «Маленький лорд Фаунтлерой», «С чёрного хода», «Свет любви»; «Тэсс из Страны бурь», 1922; «Розита», 1923; «Дороти Вернон из Хэддон-Холла», 1924; «Маленькая Анни Руни», 1925; «Воробушки», 1926; «Моя любимая девушка», 1927; 1929 – «Укрощение строптивой», «Кокетка» и др.). Ø поиск «героя» кино: «Мэри Пикфорд, играя девочку, окружает себя исключительно высокими актёрами и «обманывает», вероятно даже не думая о том, что в театре ей не удалось бы «обмануть» – («Об основах кино») – С. Бронников, М.Д. Этюды о творчестве Мери Пикфорд [Текст] / М.Д. Пикфорд. – Л., 1927; Звезды немого кино [Текст]: [Сборник] / [Вступ. статья Э. Арнольди]. –Пикфорд, Гиш, Харт, Фербенкс, Уайт, Хайакова, Валентино, Бертини, Мюзидора, Яннингс, Фейдт; История в женских портретах [Текст]: еженедельное издание / издатель, учредитель, ред.: ООО «Де Агостини», 2014. – № 98. Мэри Пикфорд, 2014.– 31 с.; Мери Пикфорд. Биографический очерк с послесловием Н.М. Яковлева [Текст]. – Изд. 3-е. – М. [и] Л., Киноиздательство Российской Федерации Кинопечать, Типография Гос. издата «Красный пролетарий» в Мск. 1927. – 16 с.; Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР. Под ред. Н.М. Яковлева. – М.: Кинопечать, 1926. – 31 с.; Мэри Пикфорд [Биографический очерк]. – М. – Л.: Киноиздательство РСФСР, 1925. – 16 с. – (Популярная кинобиблиотечка). – (С. 3 – 4. Бизоньи консервы. Виктор Шкловский); Надеждин, Николай Яковлевич. Мэри Пикфорд: «Наша маленькая Мэри» [Текст]: [биографические рассказы] / Н. Надеждин. – М.: Майор: Осипенко А.И., 2010.– 191 с., ил. – (Неформальные биографии). – ISBN 978-5-98551-107-9; Поцелуй Мэри Пикфорд [Изоматериал]: кинокомедия: режиссер Сергей Комаров: производство «Совкино» и «Межрабпом-Русь», 1927 г.: [плакат] / худож. В. Кононов. – М.: Рекламфильм, 1957.– 1 л. ТРАУБЕРГ ЛЕОНИД ЗАХАРОВИЧ (1902 – 1990) – советский режиссёр, сценарист (фильмы: 1924 – «Похождения Октябрины», «Красная газета»; «Мишки против Юденича», 1925; 1926 – «Чёртово колесо», «Шинель»; 1927 – «Братишка», «С.В.Д.»; 1929 – «Новый Вавилон» и др.). Ø «Фабрика эксцентричного актёра»: «Революция создала замечательную кинематографию и не успела этого заметить. В нашей кинематографии есть уже люди, которые имеют право ошибаться. О двух таких людях – Козинцеве и Трауберге, или короче – фэксах, и необходимо сказать». – («О фэксах») – С. Трауберг, Леонид Захарович. Избранные произведения [Текст]: В 2 т. / Л. Трауберг; [Вступ. ст. А. Караганова; Коммент. И. Чанышева]. – Т.1. Фильм начинается…; Трубы, входит зритель…; Статьи. – 1988. – 495 с. – Т. 2. Дэвид Уорк, о нём; Кино в США; История; Кинорежиссура; Кинокомедия американская (США). – 543 с.; Трауберг, Леонид Захарович. Фильм начинается...; Трубы, входит зритель...; [Текст]: Статьи. – М.: Искусство, 1988.– 495 с. – (Избранные произведения в 2 т. Л. Трауберг); Трауберг, Леонид Захарович. Восемь и один групповой портрет [Текст] / Л. Трауберг; [Предисл. Р. Соболева]. – М.: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1985.– 63 с.; Трауберг, Леонид Захарович. Дэвид Уорк Гриффит [Текст]: [Амер. режиссер]; Мир наизнанку / Л.З. Трауберг. – М.: Искусство, 1988.– 543 с.– (Избранные произведения в 2 т.); Трауберг, Леонид Захарович. Жак Оффенбах и другие [Текст] / Л. Трауберг. – М.: Искусство, 1987.– 317 с.; Трауберг, Леонид Захарович. Мир наизнанку [Текст]: Социал.-критич. мотивы в амер. кинокомической 1910 – 1930-х гг. / Л. Трауберг; [Послесл. С. Юткевича, с. 282 – 301]. – М.: Искусство, 1984.– 301 с.; Трауберг, Леонид Захарович. Свежесть бытия [Текст] / Л. Трауберг. – М.: Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1988. – 157 с.; Трауберг, Леонид Захарович. Трубы, входит зритель... [Текст] / Л. Трауберг. – М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1981. – 81 с.; Трауберг, Леонид Захарович. Янина Жеймо [Текст]/ Л. Траубер. – М.: Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1990. – 34 с.; Возвращение Максима [Изоматериал]: художественный фильм: постановка Г. Козинцева, Л. Трауберга: производство киностудии «Ленфильм», 1937. [плакат] / худож. В. Кононов. – М.: Рекламфильм, 1956. – 1 л.; Избранные сценарии советского кино [Текст]: В 6-ти т. – Т. 1. [Чапаев] [Текст] / [Г. и С. Васильевы]. [Последний маскарад] / [М. Чиаурели]. [Юность Максима и др. сценарии] / [Г. Козинцев, Л. Трауберг], 1951. – 616 с.; Козинцев, Григорий Михайлович. Трилогия о Максиме [Текст]: Киносценарий: Юность Максима. Возвращение Максима. Выборгская сторона / Г. Козинцев, Л. Трауберг. – М.: Госкиноиздат, 1943.– 314 с. – (Библиотека кинодраматурга); Добин, Ефим Семенович. Козинцев и Трауберг [Текст] / Е.С. Добин; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Сектор кино. – Л., М.: Искусство, 1963. – 261 с. Г. Козинцев и Л. Трауберг [Текст]: [Кинорежиссеры]: Творческий путь. – М.: Госкиноиздат, 1940.– 64 с.; Мертвые души [Изоматериал]: художественный фильм: по поэме Н.В. Гоголя: сценарная разработка и постановка Л. Трауберга: производство киностудии «Мосфильм»: [плакат] / худож. В. Кононов. – М.: Рекламфильм, 1960.– 1 л.; Сиркес, Павел Семенович. Режиссеры-собеседники [Текст]: Л. Трауберг, С. Герасимов, С. Бондарчук, Н. Михалков, В. Абдрашитов / Павел Сиркес. –М.: Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1989. – 109 с.; Эксцентризм [Текст] Эксцентрополис (бывш. Петроград): 5-я гос. тип., 1922. – 15 с. – В содерж. авт.: Григорий Козинцев, Георгий Крыжицкий, Леонид Трауберг, Сергей Юткевич. ФЕЙДТ(Veidt) КОНРАД (1893 – 1943) – немецкий театральный и киноактёр (фильмы: «Путь смерти», 1916; «Рождённый не женщиной», 1918; 1919 – «Ноктюрн любви», «Не такой как все», «Вокруг света за восемьдесят дней»; 1920 – «Граф Калиостро», «Сатана», «Кабинет доктора Калигари», «Голова Януса», «Путь в ночь»; 1921 – «Тоска», «Леди Гамильтон», «Индийская гробница»; «Лукреция Борджиа», 1922; 1923 – «Невеста мести», «Паганини»; 1924 – «Руки Орлака», «Кабинет восковых фигур»; 1926 – «Пражский студент», «Бегство в ночь»; «Любимый плут», 1927; «Человек, который смеётся», 1928 и др.). Ø абстрактность тела актёра в кинематографе: «Имена актёров кино – это совсем не то, что имена актёров театра. Каждый раз – здесь новый интерес: как преобразился Конрад Вейдт..? ... Тело легко, растяжимо, сжимаемо...» – (статья «Кино – слова – музыка») – С. Звезды немого кино [Текст]: [Сборник] / [Вступ. статья Э. Арнольди]. –М.: Искусство, 1968. – 239 с. – сост.: В. Головский. – Актёры: Нильсен, Пикфорд, Гиш, Харт, Фербенкс, Уайт, Хайакова, Валентино, Бертини, Мюзидора, Яннингс, Фейдт. ЧАПЛИН(Chaplin)ЧАРЛЬЗ СПЕНСЕР (1889 – 1977) – английский, американский режиссёр, актёр, сценарист, композитор (фильмы: «Прерванный роман Тилли», 1914; «Малыш», 1921; «Парижанка», 1923; «Золотая лихорадка», 1925; «Цирк», 1928; «Огни большого города», 1931; «Новые времена», 1936; «Великий диктатор», 1940; «Месье Верду», 1947; «Огни рампы», 1952; «Король в Нью-Йорке», 1957; «Графиня из Гонконга», 1967 и др.). Ø отсутствие «годных» сценариев в кино: «Разумеется, можно взять с полки любую книгу – даже библиографический указатель – и разбить его на кадры. Ещё легче вспомнить какую-нибудь из шедших уже картин и применить её к современным обстоятельствам. (Последнее применяется в массовых комических сценариях: берётся Чарли Чаплин… – и внедряется в советский быт.) – («О сценарии») – С. Чаплин, Чарьз Спенсер. Моё путешествие в Европу [Текст] / Ч.С. Чаплин; Пер. с англ. П. Охрименко. – М.: акц. изд. о-во «Огонёк», «Мосполиграф» – типо-цинкография «Мысль печатника», 1926 (1927). – 69 с. – (Б-ка «Огонёк»); Чаплин, Чарьз Спенсер. Моя биография [Текст] / Ч.С. Чаплин. – М.: Вагриус, 2000. – 508 с. – (Мой ХХ век). – ISBN 5-264-00127-8; Чаплин, Чарьз Спенсер. Новые времена… [Кино-либретто] [Текст] / Ч.С. Чаплин. – [Л.]: Ленингр. отд. Всесоюзного объединения гос. издательства «Искусство», тип. «Новая жизнь», 1936; Чаплин, Чарьз Спенсер. О себе и о своём творчестве [Текст] / [Пер. с англ.] / Ч.С. Чаплин; [Сост., предисл. и коммент. А. Кукаркина]. – М.: Искусство, 1990 – 1991. – ISBN 5-210-00454-6/ – Т. 1: Автобиография. Моя жизнь в фильмах…, 1990. – 350 с. – ISBN 5-210-00455-4 (След в истории). – ISBN 5-85880-608-2. – Т. 2: Работы разных лет, 1991. – 348 c. – ISBN 5-210-00456-2; Чарли Чаплин о себе [Текст] // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925; Чарли Чаплин о себе [Текст] // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925; Авенариус, Георгий Александрович. Чарльз Спенсер Чаплин [Текст]: Очерк раннего периода творчества / Г.А. Авенариус; [Предисл. Р. Юренева]; Академия наук СССР. Ин-т истории искусств. – М.: Издательство АН СССР, 1960. – 264 с.; Аташева, Пера Моисеевна. Чарльз Спенсер Чаплин [Текст]: [Сборник материалов, посвященных американскому актёру] / Сост. П. Аташева, Ш. Ахушков. – М.: Госкониздат, 1945, тип. «Красный пролетарий». – 207 с. – (Материалы по истории мирового киноискусства. Американская кинематография / Под ред. д-ра искусств. наук С.М. Эйзенштейна и д-ра искусств. наук, проф. С.И. Юткевича. Т. 2); Богатырёв, П. Чаплин и «Kid» [Текст] / П. Богатырёв; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925; Богатырёв, П. Чаплин – мнимый граф [Текст] / П. Богатырёв; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925; Божович, Виктор Ильич. Чарли Чаплин [Текст] / В.И. Божович; [АН СССР. Институт истории искусств М-ва культуры СССР]. – М.: Наука, 1972. – 223 с.; Кин, Эдмунд, Сальвини, Томмазо, Коклен-старший, Бенау Констанстинович, Моисси, Александр. Чаплин [Текст] / Э. Кин, Т. Сальвини, Б.К. Коклен-старший, А. Моисси; [Сборник статей]. – М.: Советская Россия, 1959. – 92 с.; Кукаркин, Александр Викторович Чарльз Чаплин и его фильмы [Текст] / А.В. Кукаркин. – М.: Наука, 1966. – 246 с.; Макс Линдер. Чаплин. – Как работает Чаплин? [Текст] / Макс Линдер; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925; Робинсон, Дэвид. Чарли Чаплин: Жизнь и творчество [Текст] / Д. Робинсон; [Пер. с англ.] / [Предисл. Э. Рязанова]. – М.: Радуга, 1990. – 669 с. – ISBN 5-05-002424-2; Садуль, Жорж. Жизнь Чарли. Чарльз Спенсер Чаплин, его фильмы и его время [Текст] / Ж. Садуль; Пер. с фр. [Под ред. и с предисл. С.В. Комарова]. – Изд. 2-е, доп. – М.: Прогресс, 1965. – 319 с.; Садуль, Жорж. Чарли Чаплин [Текст] / Ж. Садуль; [Пер. с фр.]. – М.: Искусство, 1981. – 209 с. – (Серия «Жизнь в искусстве»); Сепиашвили, Отар Исаакович. Чарли – маленький человек? Нет, герой!: [О Ч. Чаплине] [Текст] / И.И. Сепиашвили. – Тбилиси: Грузинформкино, 1991. – 218 с.; Соколов, Ипполит Васильевич. Чарли Чаплин [Текст]: Жизнь и творчество: Очерк по истории американского кино / И.В. Соколов; Под ред. Н.П. Абрамова. – М.: Госкониздат, 1938. – 120 с.; Терешкович, К. Новое в фильмах Чаплина [Текст] / К. Терешкович; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925; Фильмы Чаплина. Сценарии и записи по фильмам [Текст] / [Сост. и вступит. ст. А. Кукаркина]. – М.: Искусство, 1972. – 767 с.; Чарли Чаплин. Сборник фельетонов о человеке и творчестве. Чаплин, каким его видели: Робер-де-Боплан, Луи Деллюк, Жан Лемюр, Поль Маран, Анри Пулайль, Робер Флорей, и как о нём слушал: Уэйтинг [Текст]. – [Одесса], «БИП», тип. «Известия», 1928. – 136 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Чаплин – полицейский [Текст] / В.Б. Шкловский; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925. ШКЛОВСКИЙ ВИКТОР БОРИСОВИЧ (1893 – 1984) – русский советский писатель, критик, литературовед (сочинения: «Воскрешение слова», 1914; «Искусство как приём», 1917; «Развёртывание сюжета», 1921; «Литература и кинематограф», 1923; «О теории поэзии», 1925; «Памятник научной ошибке», 1930; «Художественная проза. Размышления и разборы», 1959; «За сорок лет. Статьи о кино», 1965; «Повести о прозе», 1966; «Тетива. О несходстве сходного», 1970; «Эйзенштейн», 1973; «За 60 лет. Работы о кино», 1924 – 1983; киносценарии: «По закону», 1926; «Третья Мещанская», 1927; «Дом на Трубной», 1928; «Овод», 1928; «Молодёжь работает», 1928; «Мёртвый дом», 1932; «Горизонт», 1932; «Три медведя», 1937; «Минин и Пожарский», 1939; «Алишер Навои», 1947; «Далёкая невеста», 1948; «Чук и Гек», 1953; «Овод», 1955; «Казаки», 1961; «Три толстяка», 1963; «Сказка о золотом петушке», 1967; «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970 и др.). Ø роль фотографии в кинематографе: «Но этот «недостаток» фото (деформация предметов – Е.Ш.), эти его неосознанные, «неканонизованные», по выражению Викт. Шкловского, качества – канонизируются в кино, становятся его отправными качествами, опорными пунктами» – («Об основах кино») – С…; Ø вопрос о сюжете и стиле в кино: «Два положения выставлены создателем новой теории сюжета Виктором Шкловским: 1) сюжет как развёртывание и 2) связь приёмов сюжетосложения со стилем» – («Об основах кино) – С. Шкловский, Виктор Борисович. Собрание сочинений: В 3 т. [Текст] / В.Б. Шкловский; [Вступит. ст. И. Андроникова]; [Примечания Л. Опульской]. – М.: Художественная литература, 1973 – 1974. – Т. 1 (Повести. Рассказы), 1973. – 471 с. – Т. 2 (Лев Толстой), 1974. – 749 с. – Т. 3 (О Маяковском. За и против. Достоевский. Из повестей о прозе. Тетива), 1974. – 814 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Избранное: В 2 т. [Текст] / В.Б. Шкловский. – М.: Художественная литература, 1983. – Т. 1 (Повести о прозе. Размышления и разборы), 1983. – 639 с. – Т. 2 (Тетива. О несходстве сходного. Энергия заблуждения. Книга о сюжете), 1983. – 640 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Гамбургский счёт: статьи – воспоминания – эссе (1914 – 1933) [Текст] / В.Б. Шкловский; / [Предисл. А.П. Чудакова, с. 3 – 32; Коммент. и подгот. текста А.Ю. Галушкина]. – М.: Советский писатель, 1990. – 544 с. – ISBN 5-265-00951-5; Шкловский, Виктор Борисович. Жили-были [Текст]: воспоминания, мемуарные записки, повести о времени: с конца XIX по 1964 год / В.Б. Шкловский. – М.: Советский писатель, 1966. – 551 с.; Шкловский, Виктор Борисович. За сорок лет [Текст]: [Статьи о кино] / В.Б. Шкловский; [Вступит. ст. М. Блеймана] [Москва]: [Искусство], [1965]. – 455 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Встречи [Очерки] [Текст] / В.Б. Шкловский. – М.: «Советский писатель», 6-я тип. ОГИЗ'а, 1944. – 99 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Воскрешение слова [Микрофильма] / В.Б. Шкловский. – [СПб.], тип. З. Соколинскаго, 1914. – 16 с.; Шкловский, Виктор Борисович. За 60 лет [Текст]: [Работы о кино] / В.Б. Шкловский. – [Москва]: [Искусство], [1985]. – 573 с.; Шкловский, Виктор Борисович. … Их настоящее [Текст]: [О советских кинорежиссёрах] / В.Б. Шкловский. – М.-Л., Киноиздательство РСФСР Кинопечать, тип. Госиздата «Красный пролетарий [в Мск], 1927. – 111 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Как писать сценарии. Пособие для начинающих сценаристов с образцами сценариев разного типа [Текст] / В.Б. Шкловский. – М.-Л., Огиз – Гос. изд. худ. лит-ры, Интернациональная типография [в Мск], 1931. – 83 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Литература и кинематограф [Текст] / В.Б. Шкловский. – Берлин: Русское универсальное изд-во, 1923. – 52 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Минин и Пожарский. Киносценарий В. Шкловского [Текст] / В.Б. Шкловский. – М.: Госкониздат, 1939. – 182 с.; Шкловский, Виктор Борисович. … Моталка [О кино-ремесле. Книжка не для кинематографистов] [Текст] / В.Б. Шкловский. – М.-Л.: Киноиздательство РСФСР, Кинопечать [в Мск], 1927. – 40 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Навои. Киносценарий (По материалам И. Султанова и С. Уйгуна) [Текст] / В.Б. Шкловский; [Вступит. ст. В. Катинов. Сценарий «Алишер Навои», с. 3 – 41]. – М.: Госкониздат, тип. им. Х. Хайдеманн в Тарту, 1947. – 124 с. – (Б-ка кинодраматурга); Шкловский, Виктор Борисович. О рождении и жизни ФЭКС'ов [Текст] / В.Б. Шкловский; // В. Недоброво. ФЭКС. Григорий Козинцов. Леонид Трауберг. – М.-Л., 1928. – С. 3-6; Шкловский, Виктор Борисович. Путешествие в страну кино [Текст] / В.Б. Шкловский; [Рис. Д. Митрохина]. – М.-Л.: «Земля и фабрика», 1926. – 56 с. – (Детск. б-ка); Шкловский, Виктор Борисович. Роом. Жизнь и работа [Текст] / В.Б. Шкловский. – [М.], Театр-кино-печать, Гос. тип. им. Евг. Соколовой [в Лгр], 1929. – 10 с.; Шкловский, Виктор Борисович. Эйзенштейн [Текст] / В.Б. Шкловский; Изд. 2-е. – М.: Искусство, 1976. – 298 с. – (Жизнь в искусстве); Шкловский, Виктор, Кулешов, Лев, Тиссэ, Эдуард. Эйзенштейн. Броненосец «Потёмкин» [Текст] / В. Шкловский, Л. Кулешов, Э. Тиссэ; [Сборник]. – М.: Книгопечать, 1926. – 15 с.; Гриц, Теодор Соломонович. Творчество Виктора Шкловского (О «Третьей фабрике») [Текст] / Т.С. Гриц. – Баку, тип. «ОМЗАКа», 1927; Панченко, Ольга Николаевна. Виктор Шкловский: текст – миф – реальность [Текст] / О.Н. Панченко. – Szcsecin, 1997; Хохлова, А., Шкловский, Виктор Борисович. С. Эйзенштейн [Текст] / А. Хохлова, В.Б. Шкловский. – М.: Книгопечать, 1926. – 16 с.
II.3.2. ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ НЕМОГО КИНО Учебная: Андреев, Борис Борисович. Советское немое кино [Текст]: сборник учебных материалов по курсу «История отечественного кино» / Б.Б. Андреев; Московский гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2006. – (М.: Ротапринт МГУКИ). – 60 с.; Леготина, Наталия Александровна. История театра и кино [Текст]: учебное пособие / Н.А. Леготина; / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федерал. агентство по образованию, Курган. гос. ун-т. – Курган: РИЦ КГУ, 2008. – 116 с. – ISBN 978-5-86328-901-4; Малышев, Владимир Сергеевич. Золотой фонд российского кино: Госфильмофонд России в истории отечественной культуры [Текст]: учебное пособие для студентов факультета экранных искусств по специальностям «Эстетика», «Киноведение» и «Культурология» / В.С. Малышев; / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «С.-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения». – СПб.: СПбГУКиТ, 2006. – Ч.1. – 2006. – 102 с. – ISBN 5-94760-089-7. Справочно-энциклопедическая: Бушуева, Лариса Павловна. 111 гениев России. Литература, живопись, музыка, театр, кино [Текст] / Л.П. Бушуева. – Ростов-на-Дону: Владис, 2011. – 478 с. – (Популярная энциклопедия). – ISBN 978-5-9567-1400-3; Ракитин, Василий Иванович. Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура [Текст]: биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, Изобразительное искусство. Архитектура. – М.: Global Expert & Service Team, 2013; Короткий, Виктор Михайлович. Операторы и режиссёры русского игрового кино, 1897 – 1921[Текст]: биофильмографический справочник / В.М. Короткий; / М-во культуры Рос. Федерации, НИИ киноискусства. – М.: НИИ киноискусства, 2009. – 430 с. – ISBN 978-5-91524-008-6; Кучмий, Владимир Михайлович. Старый новый Голливуд: энциклопедия кино, 1903-2010 [Текст] / В. Кумчий. – М.: Человек, 2010. – Т. 1. – 2010. – 393 с. – ISBN 5-978-904885-14-4. – Т. 2. – 2010. – 788 с. – ISBN 5-978-904885-14-4. Дополнительная: Абрамов, Николай Павлович. Дзига Вертов [1896 – 1954] [Текст] / Н.П. Абрамов. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 167 с.; Аверченко, Аркадий Тимофеевич. Осколки разбитого вдребезги [Текст]: [Юморист. рассказы] / А.Т. Аверченко. – М.: Прометей, 1989. – 95. – (Б-ка сатиры и юмора). – Содерж.: Слепцы; Господин Цацкин; Широкая масленица; Двойник; Галантная жизнь Константинополя; Русское искусство; Русский в Византии; Фокус великого кино; Поэма о голодном человеке; Трава, примятая сапогом и др. рассказы; Аксёнов, Иван Александрович. Сергей Эйзенштейн: Портрет художника [Текст] / И.А. Аксёнов; / [Общ. ред., послесл. и комм. Н.И. Клеймана]. – М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1991. – 125 с.; Алейников, Моисей Никифорович. Яков Протазанов [Текст] / М.Н. Алейников. – М.: Искусство, 1961. – 208 с. – (Мастера киноискусства); Александр Довженко. Кинорежиссёр, писатель, художник [Текст]. – М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1972. – 156 с. – В вып. дан. авт.-сост.: Ю. Солнцева. – Автобиография и высказывания А.П. Довженко, тексты о нём и фото; Альфред Доббельт: возвращённое имя: судьба репрессированного кинаматографиста в истории г. Рязани [Текст] / Гильдия кинорежиссёров России [и др.; сост. А. Никитин]. – Рязань: [б. и.], 2005. – 21 с.; Амиреджиби, Натиа Ираклиевна. Экран времени: [Текст]: Из истории немого кино и первых звуковых фильмов 30-х гг. / Н.И. Амиреджиби. – Тбилиси: Хеловнеба, 1990. – 197 с. – ISBN 5-89515-014-4; Аннинский, Лев Александрович. Последние следы: Заметки вольного кинозрителя [Текст] / Л.А. Аннинский. – М.: Эйзенштейн-центр: ВГИК, 2006. (М.: Тип. «Наука». – 431 с.). – (Библиотека «Киноведческих записок»). – ISBN 5-901631-11-0; Арлазоров, Михаил Саулович. Протазанов [Текст] / М.С. Арлазоров. –М.: Искусство, 1973. – 278 с. – Сер. «Жизнь в искусстве»; «Арсенал» [Текст]: [Сборник / Госфильмофонд СССР; Сост. Ю.И. Солнцева, Л.И. Пажитнова]. – М.: Искусство, 1977. – 247 с. – (Шедевры мирового кино); Бабурина, Нина Ивановна. Плакат немого кино. Россия, 1900 – 1930 / Н.И. Бабурина. – М.: АРТ-РОДНИК, 2001. – 191 с. – ISBN 5-88896-0470-0; Баталин, Виктор Николаевич. Кинохроника в России, 1896 – 1916 гг. [Текст]: Опись киносъёмок, хранящихся в РГАФД / В.Н. Баталин; Федер. архив. служба России, Рос. гос. архив кинофотодокументов. – М.: Изд-во Астрель, 2002. – 475 с. – ISBN 5-224-03347-0; Бенуа, Софья. Вера Холодная. Жизнь и смерть в стиле Гэтсби [Текст] / С. Бенуа. – М.: Алгоритм, 2013. – 284 с. – (Женщина, покорившая мир). – ISBN 978-5-4438-0423-1; Блейман, Михаил Юрьевич. Конь Ивана Грозного [Текст]: Рассказы о кинорежиссёрах / М. Блейман. – М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1974. – 48 с. – О А. Довженко, М. Донском, М. Калатозове, В. Пудовкине, Ю. Райзмане, М. Ромме, Ф. Эрмлере, С. Эйзенштейне; Брукс, Луиза. Лулу в Голливуде / Л. Брукс; [пер. с англ. А. Грызуновой, Л. Нечистяк]. – М.: Rosebud Publishing, 2008. – 289 с. – ISBN 978-5-904175-01-6; Вейсман, Стефен. Чарли Чаплин: Чарли Чаплин: история великого комика немого кино [Текст] / С. Вейсман; [пер. с англ. Т. Новиковой]. – М.: Эксмо, 2010. – 349 с. – ISBN 978-5-699-40883-2; Великий кинемо [Текст]: Каталог сохранившихся игровых фильмов России, 1908 – 1919 / [Сост.: В. Иванова и др.]. – М.: Новое лит. обозрение, 2002. – 564 с. – ISBN 5-86793-155-2; Вера Холодная [Текст]: К 100-летию со дня рождения: [Сборник] / Сост. и авт. очерка Зюков Б.Б.]. – М.: Ис Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы