Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика и основные социальные функции философии



 

Специфика: В отличие от религиозного мировоззрения, основанного на вере, философия есть теоретическое мировоззрение, основанное на разуме, с опорой на логику и доказательства. Это – рациональное, критическое мышление, рефлексивное по своей сути, не признающее никаких раз и навсегда установленных авторитетов и догм. Чтобы философствовать, необходимо иметь внутреннюю свободу и огромное мужество. «Не плакать, не смеяться, но понимать» – вот одна из наиболее удачных формул философии, принадлежащая Б.Спинозе.

Понимание – это сущность (ядро) философии, её главная прерогатива. Главным инструментом понимания является разум (мышление). Отсюда философия – это язык понятий, хотя не исключается использование в философии и различных чувственно-наглядных, художественных образов и символов. По словам М.К.Мамардашвили, философия есть «сознание вслух», это – «язык, на котором расшифровываются свидетельства нашего сознания», язык понятийного мышления.

Пытаясь по-своему определить цель философии, испанский философ XX в. Х.Ортега-и-Гассет говорит: «философия – это могучее стремление к прозрачности и упорная тяга к дневному свету. Её главная цель – вынести на поверхность, обнажить, открыть тайное или сокрытое; в Греции философия сначала называлась aletheia, что означает разоблачение, обнажение, раскрытие – короче, проявление. А проявить – значит произнести слово: logos. Если мистицизм – молчание, то философия – слово, открытие бытия в полной обнажённости и прозрачности речи, слово о бытии: онтология. В отличие от мистицизма философия стремится быть произнесённой тайной»[2]. (Ортега-и-Гассет, с. 107).

Есть нечто такое, что роднит философию с наукой, но всё же, думается, она – не наука по своему существу! «Наука» в переводе с латинского означает «знание». В общем виде знание – это то, что организует и направляет человеческую деятельность. В обычной жизни мы разделяем знание практическое (умение что-либо сделать) и знание «теоретическое». Сейчас наука как производство знания отделилась от производства вещей. Она предполагает не просто знание вообще, а систематизированное, объективно-истинное, теоретическое знание. В этом смысле наука, подобно философии, зарождается в античности. Более того, изначально наука и философия были неразрывно связаны друг с другом! И наука, и философия оперируют понятиями. Несмотря на это, важно подчеркнуть, философия как особый вид духовной деятельности человека весьма специфична.

Философия может иметь наукообразную форму. Для неё, как и для науки, необходима система понятий. Но в отличие от науки, она имеет дело не с объектом, а с субъектом, с человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. В центре философии, как и религии, стоит главный мировоззренческий вопрос – отношение человека к миру. В отличие от науки философия суть самосознание человека, попытка осознания себя, своего места в жизни, смысла и цели существования. Философия – это осмысление человеком условий своего существования, построение общей картины мира, создание общего представления о мире и человеке, о месте человека в мире.

По мнению Бертрана Рассела (1872-1970), философия есть нечто, занимающее промежуточное место между богословием (религией) и наукой. Подобно богословию она заключается в размышлении о предметах, относительно которых точное знание недостижимо, но подобно науке, она обращается к человеческому разуму. Это Ничья Земля между верой и наукой. Рассел говорит, что философия образует переход от веры к науке. Переход этот выражается именно в свободе размышлений над вопросами, на которые вера дает ответ категорический, но недостоверный, а наука, по-видимому, вообще не берется ответить. Рассел пишет о том, что почти все наиболее интересные для философского ума вопросы таковы, что наука не может дать на них ответа, а уверенные ответы теологов больше не кажутся такими убедительными, как в прошлые века.

Основные функции философии: Далее. Необходимо понять место философии в контексте культуры и её роль в обществе. Иначе говоря, ответить на вопрос: зачем нужна философия, какова её цель? Этот вопрос до сих пор остаётся весьма спорным. Важно подчеркнуть, что основные функции философии обусловлены её основными задачами: понять мир и самого себя, помочь человеку найти себя в этом мире, осознать своё предназначение, то есть обрести себя в самом широком смысле этого слова. Немецкий философ М.Хайдеггер, живший в XX в., произнёс такие слова: «Мы мыслим ещё не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить? » И далее: «…возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыслил». (М.Хайдеггер. Что значит мыслить? М.Хайдеггер. Разговор на просёлочной дороге. М., 1991. С.135). По существу, Хайдеггер снова возвращает нас к извечному и волнующему многих нас вопросу: Что такое философия? Ибо философия и есть не что иное, как мышление!

В литературе выделяются следующие основные функции философии:

1. Мировоззренческая.

2. Методологическая.

3. Теоретико-познавательная

4. Логическая

5. Гуманистическая.

6. Аксиологическая

7. Моральная или этическая

Мировоззренческая: философия пытается понять, что такое человек, какое место он занимает в мире, каковы цели и смысл его существования; философия создаёт определённый образ человека и мира. Она не просто анализирует то, что есть, философия эксплицирует истинные ценности, что есть добро, а что есть зло, указывает, как «должно быть», к чему надо стремиться, каковы перспективы развития общества и культуры. Философия – знание не только о сущем, но и должном. Философия не только объясняет, но и побуждает к действию. Отсюда критика наличного бытия и наличного сознания – её центральная функция. Издревле она приобрела славу вечного «возмутителя спокойствия» в человеческом мире.

Методологическая: философия, разрабатывая всеобщие и обосновывая частные и общенаучные методы познания, выполняет методологическую функцию.

Гносеологическая: в центре внимания находится познавательная деятельность человека, процесс познания. Философия стремится понять, как возможно истинное знание о мире, какие методы для этого необходимо использовать.

Аксиологическая функция философии выражается в ее ориентации на определенные ценности. Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом интерпретирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, выдвигает идеал. Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая, таким образом, в своей критической функции. Критика может быть направлена на объективный мир, например, на господствующие в данном обществе социальные, правовые отношения, на отражающие этот мир идеи и теории, включая положения и выводы данной философской теории с целью ее дальнейшего развития.

Гуманистическая: философия способствует утверждению и распространению общечеловеческих ценностей, формированию гармоничной личности. Неразрывно с гуманистической связана моральная (или этическая) функция философии

Согласно другим точкам зрения, ещё выделяются следующие функции философии:

1. Функция экспликации (выявления) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Функция рационализации, т.е. перевода этих универсалий в логическую, понятийную форму.

3. Функция систематизации, то есть теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

4. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

5. Функция согласования, интеграции всех форм человеческого опыта.

1.3. Разделы (структура) философского знания

Основные традиционные разделы философии:

- онтология (учение о бытии);

- философская антропология (учение о человеке);

- социальная философия (учение об обществе);

- гносеология, или эпистемология (учение о познании);

- этика (учение о морали);

-эстетика (учение о прекрасном);

- аксиология (учение о ценностях);

- герменевтика (искусство и теория интерпретации смыслов)

(см. схему 5)

В заключение отметим, что философские проблемы не имеют однозначных решений. Предлагая свой вариант решения некоторых проблем, философ оставляет место для новых подходов и новых вопросов. Поэтому в философии нет и никогда не будет единомыслия, которое бы опиралось на нечто окончательно познанное, она лишь создает предпосылки для самостоятельного поиска ответа на вечные проблемы бытия.

В настоящее время философия не претендует на роль Великого Учителя человечества, знающего абсолютную истину, как это было в прошлом. Роль философии скромнее. Как говорит современный американский философ Рорти Р.: «Задача философии в том, чтобы «заменить образ человека, устаревший в результате социальных и культурных изменений, на новый образ, лучше приспособленный к этим изменениям. Философия не может завершиться, пока не прекратятся эти изменения».[3]

Базовые понятия: мировоззрение, философия, мифология, религия, плюрализм, рефлексия, понятие, архетип, абстракция, наука, материализм, идеализм, дуализм, рационализм, иррационализм, онтология, гносеология, аксиология, этика, эстетика.

,

Словарь терминов:

- мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации.

- философия - ( от греческого phileo- люблю, sophia – мудрость; любовь к мудрости) – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ, решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.на постановку, анализ, решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

- мифология - возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетического мироощущения.

- архетип (arche -начало, typos-форма, образец) – прообраз, идея. Психолог К.Г.Юнг рассматривал первичные, врожденные структуры так называемого «коллективного бессознательного», архаический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека.

- религия - (от латинского religio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемое в зрелых формах религии в качестве Бога, божества.

- понятие мысль, отражающая в обощённой форме педметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

- абстракция формирование понятий для обозначения образов реальности.

- наука - сфера деятельности человека, связанная с выработкой теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

- идеализм философское направление, признающее первичным духовное (сознание).

- идеализм объективный форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания.

- идеализм субъективный - направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

- материализм - философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание – вторичным.

- дуализм - философское направление, признающее в основе бытия два равноправных начала: материальное и идеальное.

- рационализм – абсолютизация разума как инструмента познания и преобразования мира.

- иррационализм - философское направление, которое в противоположность рационализму, ограничивает, либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности. Основой миропонимания делается нечто, недоступное разуму: воля, интуиция, инстинкт.

 

Темы рефератов и докладов:

1. Понятие мировоззрения.

2. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения.

3. Философия и религия.

4. Специфика философии как мировоззрения.

5. Философия и наука.

6. Философия как «живая душа культуры».

7. Проблема основного вопроса философии

8. Рефлексивный характер философии.

9. Философская культура личности.

10. М.Мамардашвили: «Как я понимаю философию».

11. Х.Ортега-и-Гассет: «Что такое философия? ».

Основная литература

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: учеб. - М., 2007.

2. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2011.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие. М., 2010.

4. Философия: учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2008 // под ред. В.П. Кохановского.

5. Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2010.

6. Философия: учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2012.

7. Философия для технических вузов. В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. Ростов н/Д, 2008

8. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. для бакалавров. - М., 2012

9. Миронов, В.В. Философия: учеб. для ВУЗов. - М., 2011.

10. История философии. П. В. Алексеев. М., 2010

11. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., 2010.

 

Дополнительная литература:

 

1. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

2. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-СПб., 1998.


3. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? М., 1990.

5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? Благовещенск, 2000.

6. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М., 1991.

7. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 8.

8. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Мартин Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993. С. 327-345.

9. Ясперс К. Философская вера (лекции 1, 2, 3)// К.Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1991.

10. Соловьёв В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8.

11. Соловьёв В. С. «Несколько слов о настоящей задаче философии» (Сочинения в 2-х тт. Т.1., 1989).

12. Шрейдер Ю.А. Загадочная притягательность философии (субъективные заметки) // Вопросы философии. 1996. №7.

13. Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 1992. Предисловие. «Природа философской истины и её метод».

14. Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга 1. СПб., 1993. Введение. Отграничение философии от родственных ей областей. Отношение философии к научному образованию. Отношение философии к религии. С. 112-140.

15. Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь