Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика последовательных ситуаций
Последовательные учебно-профессиональные ситуации являются дальнейшим развитием метода анализа конкретных ситуаций. Здесь задача разворачивается во времени по разбитым на ряд этапов взаимосвязанным ситуациям. Задания после каждого этапа могут быть открытыми (самостоятельная разработка раздела концепции, программы развития, учебного модуля и др.). Вместе с тем возможно и использование заданий с выборочными ответами. В отличие от дидактических игр, где ситуация разворачивается вне зависимости от правильного или ошибочного ответа, при анализе последовательных ситуаций переход к следующему этапу возможен только в случае правильного ответа на вопросы предыдущего этапа. В этом смысле метод выступает разновидностью программированного обучения. Если слушатели на каком-либо этапе допускают диагностические, управленческие, дидактические или тактические ошибки, групповая дискуссия может длиться до тех пор, пока не будет найдено верное решение. Метод дидактической игры
Организация познавательной деятельности в игровой форме имеет свою самостоятельную функцию в учебном процессе, которая не может быть выполнена другими методами, как и наоборот: игра не может заменить собой ни лекций, ни других форм занятий, и, таким образом, отнюдь не является универсальным методом обучения. Игровая познавательная деятельность позволяет прочувствовать исследуемую проблему или явление, испытать ее в лабораторных условиях, что способствует более глубокому пониманию, а там, где это необходимо, и практическому освоению изучаемого предмета. Главная функция игрового занятия – обучение в действии, и чем ближе игровая деятельность к реальной, тем выше познавательный эффект. По целям можно выделить исследовательские, производственные и учебные игры. Не рассматривая игры первых двух типов, мы принимаем следующее определение дидактических игр, предложенное Л.Б. Наумовым. Дидактическая (деловая, имитационная, учебная) игра - метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием реальной ситуации, задачи или проблемы в строгом соответствии последующих событий с характером решений и действий, принятых играющими на предыдущих этапах. При применении учебных игр в андрогогике наиболее распространенными являются ролевые игры. Рассмотрим их подробнее. В отечественной психологии и педагогике ролевые игры считаются высшей формой развития игры вообще. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции специалиста, и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, слушатель начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону (специфику) профессиональной деятельности. Он открывает в себе новые возможности для решения сложившейся ситуации. Пусть в игровой форме, но переживания, возникающие в игре, накапливаются, порождая эффекты обобщения, и это обстоятельство затем неизбежно отражается в логике профессионального поведения. В этом смысле на основе ролевой игры у взрослого обнаруживается ряд доселе им не востребованных психологических новообразований, связанных с символической функцией сознания. В игровых действиях обучающиеся как бы осуществляют перенос свойств одних вещей (явлений, объектов) на другие. Пребывание в определенной роли – руководителя, неформального лидера, равнодушного специалиста, инициатора и т.п., заставляет играющего прочувствовать, пережить своеобразие той или иной роли, а это, в свою очередь, позволяет выйти за рамки сложившихся личных стереотипов. Участие в ролевых играх можно классифицировать по “глубине погружения”. Уровень участия повышается в зависимости от исходной мобильности личности, от профессиональной подготовленности (компетентности) играющего, а так же его жизненного и профессионального опыта. Различные варианты игры предполагают разделение на команды, группы, кое-кто из играющих может иметь индивидуальные роли. В специальной литературе, раскрывающей сущность и содержание ролевой игры отмечается, что при любом варианте сюжетной линии инициатива обучающихся ограничена ведущими или так называемыми игротехниками. В сценариях заранее расписаны ключевые моменты, ход сценария, линия развертывания действий. Кроме того, в обязанности ведущего входит слежение за соблюдением правил и регулирование хода игры. Однако, андрогогическая модель в силу более широких потенциальных возможностей в плане реализации целей образования допускает если не полную отмену заданного сценария, то возможность разработки правил игры самими обучающимися. Обратимся к имеющимся рекомендациям по разработке ролевых игр. Разработка игры осуществляется в несколько этапов, первым из которых становится теоретическая подготовка, включающая в себя: 1. Создание картины моделируемой профессиональной действительности. Реализуя эту задачу, необходимо представить условия, законы, традиции существования профессиональной действительности. Чем полнее и ярче будет она описана, тем более разнообразны и продуманны будут действия игроков. Обобщенная схема описания такова: место действия; время действия; действующие лица и занимаемое ими положение; серьезные события, предшествовавшие моделируемой ситуации; ситуация, сложившаяся на начало игры. 2. Коллективное обсуждение правил игры. Правила являются основным законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание ложных толкований. 3. Принятие командных или индивидуальных вводных. Разработка этих вводных осуществляется преподавателем или самими игроками. В случае, если командные или индивидуальные вводные разрабатываются педагогами или преподавателями, они должны приниматься слушателями на основе коллективного обсуждения перед игрой. Командные вводные могут содержать следующую информацию: название команды; легенда команды (происхождение, традиции, командные законы и др.); структура команды (управление, социальный состав, отношение соподчинения); цели и задачи команды в игре. Индивидуальные вводные: игровое время, возраст, стаж профессиональной деятельности, заслуги и свидетельства профессионального признания, нынешнее положение в профессиональной сфере, отношение к окружающим, индивидуальные особенности, игровая информация (цели в игре). В процессе игры (на втором этапе), попадая в нестандартную ситуацию, которая еще не запечатлена в чувственном опыте слушателя, он делает для себя достаточно много “открытий”, тем самым расширяя свой чувственный опыт. При этом, приходя в “ролевой мир”, играющие имеют разное мировоззрение, систему ценностей, потому и проблемы у них разные. В игре же возможно достижение новых целей, или достижение традиционных целей новыми средствами. Кроме чувственной стороны личности в игре задействована еще и интеллектуальная. В этом смысле осознание идей или осознание последствий применения этих идей для специалиста так же является своего рода открытием. В андрогогической модели обучения ролевая игра требует от ведущего (преподавателя) большого интеллектуального напряжения независимо от того, насколько полно и всеобъемлюще разработана картина моделируемой действительности и правила игры. При проведении игры ведущий регулирует ее ход, контролирует соблюдение правил, выполняет роль арбитра при возникновении спорных ситуаций. В зависимости от требований игры ведущие сами могут иметь индивидуальные роли, однако чаще они находятся вне игры, поскольку их основная задача – поддерживать динамичность событий и стимулировать активность играющих. С другой стороны ведущий не должен допускать, чтобы отдельные игроки или команда устраивали сильный прессинг – иначе основная масса игроков теряет мотивацию к деятельности. Последним этапом ролевой игры является ее анализ. Желательно, чтобы в нем приняли участие все играющие и ведущие, поскольку только в этом случае анализ получается наиболее полным. Анализу должны быть подвергнуты детально все этапы организации и проведения игры, учтены все успешные моменты и неудачи, выявлены причины неудач. При этом ведущие должны раскрыть участникам игры свои первоначальные замыслы для того, чтобы дать более точную оценку ее реализации. Такой анализ способствует накоплению рефлексивного опыта у играющих и развитию культуры взаимодействия и общения в целом. Дидактические игры с жестким сценарием используются для решения следующих задач: - принятие решений в производственно-организационных ситуациях; - отбор рациональных вариантов проектных решений для уточнения подлежащих разработке проблем; - проведение научных исследований, когда проблемы, гипотезы и теоретические положения анализируются и изучаются методом игрового моделирования.
В зависимости от сложности дидактической игры заранее разрабатывается тот или иной набор необходимых организационно-дидактических материалов. При этом игру можно организовать как учебную и как исследовательскую. Учебные игры предназначены для имитационного моделирования в образовательном процессе реальных ситуаций и механизмов, являющихся объектом изучения. Исследовательские – для имитационного моделирования не только действующих, но и проектируемых объектов, процессов, механизмов. Качество как тех, так и других игр тем выше, чем адекватнее модель изучаемому или исследуемому явлению, а так же чем точнее и жестче сценарий. Если дидактическая игра как имитационная модель действительно отражает закономерности изучаемых явлений, она может успешно применяться для учебных и исследовательских целей. В настоящее время специалисты выделяют более двух тысяч разновидностей дидактических игр, затрагивающих различные сферы образовательной деятельности. Игры, применяемые в системе повышения квалификации специалистов так же весьма разнообразны. Их подробное описание имеется в соответствующей литературе, поэтому мы лишь отметим, что классификация дидактических игр в андрогогической модели обучения строится с учетом пяти наиболее характерных признаков: по характеру моделируемых ситуаций; по характеру игрового процесса (игры с взаимодействием участников и без взаимодействия); по способам передачи и обработки информации (с применением обычных носителей информации или автоматизированных обучающих устройств); по динамике моделируемых процессов; по тематической направленности и характеру решаемых проблем.
Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Опираясь на теорию деятельностного и компетентностного подходов, обоснуйте дидактический смысл активных форм и методов обучения. 2. Раскройте сущностную характеристику игры как вида деятельности человека. 3. Составьте таблицу, в которой раскрываются преимущества коллективного учебного взаимодействия перед индивидуальными формами обучения. 4. Составьте матрицу формируемых навыков при проведении: а) групповых дискуссий; б) самостоятельной работы с текстом; в) ролевых игр. 5. Предложите вариант дидактической игры, направленной на развитие навыков аргументации, самоконтроля и т.п. 6. Назовите основные условия (организационные, материальные, содержательные и др.) для реализации дидактических игр с жестким сценарием.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы