Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Текст в экстралингвистическом контексте



Любой текст существует не сам по себе, а является элементом более сложной системы. Автор неизбежно опирается на какие-то тексты, написанные и усвоенные им ранее, использует элементы знаний, термины, понятия, заимствованные из других текстов, полемизирует, цитирует, дополняет, развивает какие-то положения, не получившие детального рассмотрения ранее. Таким образом, текст является единицей в системе знаний в той или иной предметной области. Он связан незримыми нитями с другими текстами, входящими в эту систему. Автор предполагает некоторое знакомство читателей с предметной областью, без которого представленный им текст не может быть полностью воспринят. Это понятие носит название экстралингвистический контекст.

Экстралингвистический контекст не ограничивается только вхождением текста в предметную область. Текст является элементом экстралингвистического контекста, который составляют другие тексты данного автора, т.е. системы его взглядов. Текст представляет собой способ организации фрагмента пространства, который мысленно воспроизводит автор. Каждый предыдущий и последующий тексты либо вносят изменения, коррективы в способ организации, либо расширяют фрагмент пространства. В результате рассмотрения конкретного текста на фоне остальных работ автора можно увидеть нечто большее, а именно, развитие, уточнение его взглядов на мир, что может быть понято только в данном контексте.

Текст является единицей экстралингвистйческого контекста собственного жанра. Жанр задает формальные правилаорганизации текста, диктует выбор соответствующих направлению

и устоявшимся канонам выразительных единиц. Но жанр, как устоявшаяся форма, тоже подвержен развитию. И каждый стандартный с точки зрения жанра текст упрочивает его внутренний каркас, а каждый неординарный - что-то вносит в его развитие. И в^том плане он может быть понят с точки зрения его места в этой системе вносимых инноваций.

Смысл текста может быть понимаем различными способами в зависимости от включенности его в контекст исторической эпохи. История культуры знает немало примеров изменения смысла текста в процессе его исторического функционирования. О том, что каждая эпоха открывала в великих произведениях прошлого что-то новое, что-то свое, говорили многие исследователи. Новое понимание текста есть «снятие» старого смысла, его переоценка, переосмысление и творческое воплощение в новых формах знания. Культура каждой эпохи, каждого народа содержит в себе смысловые устремления, которые не всегда реализуются в рамках породившей их цивилизации. Смысловые явления могут существовать в скрытом виде, потенциально, и раскрываться только в благоприятных для этого раскрытия смысловых культурных контекстах последующих эпох.

Таким образом, экстралингвистический контекст определяет место текста, его значение в разных структурах. В разных контекстах текст занимает различные места, соответственно, в нем актуализируются разные стороны, аспекты, структуры. Поэтому однозначной оценки текста нет и не может быть.

Интерпретация текста

Если простейшие структуры, такие, как форма публикации документа, лексическая структура (язык сообщения) - явны, они как бы лежат на поверхности, могут быть сенсорно уловлены читающим, то семантическая структура и все экстралингвистические контексты, в которых может рассматриваться документ, неявны, должны «домысливаться» читающим. Но читатель видит в документе лишь некоторые из них, те, которые соответствуют цели чтения, культурно-образовательному уровню, индивидуальным психическим характеристикам, установкам, настроению и т.д. Таким образом, складывается некоторое личное знание субъекта о документе, отражающее определенную глубину его постижения, или интерпретация.

Интерпретация — закономерное явление в трансляции информации в обществе. Необходимость облечения информации во внешнюю форму, кодирование ее в той или иной знаковой системе предполагает необходимость и «раскодирования» ее субъектом, включая мысленное «достраивание» передаваемых фрагментов сообщения до целостного смысла. Чем сложнее структурно передаваемая информация, тем больше необходимо «достраивать» при ее мысленном воспроизведении, тем больше возникает возможностей для ее интерпретации. Интерпретация - формулировка некоторых выводов, обобщений и оценок, строго (дедуктивно) не вытекающих из полученных эмпирических результатов.

Возникновение различных интерпретаций транслируемой информации имеет под собой серьезную основу физиологического, психологического и социально-культурного планов. Прежде всего, в качестве физиологической основы следует отметить избирательность восприятия информации. По образному выражению А.Л. Никифорова «направленный луч сознания высвечивает отдельные фрагменты этого мира, оставляя в тени все остальное. Актуализированный интерес личности вкупе с ее потребностями, социальным опытом, уровнем образования и интеллектуального развития определяет этот выбор отдельных фрагментов, представляя на их основе возможные интерпретации действительности».

Возникновению различных интерпретаций полученной извне информации способствуют индивидуальные различия отражательной деятельности головного мозга. Человек с преобладанием синтетического типа восприятия будет в первую очередь выделять существенные взаимосвязи между отдельными фрагментами сообщения, в то время как человек с преобладанием аналитического типа восприятия сосредоточится на трактовке деталей, мелких фрагментов целого. Человек с преобладанием образно-эмоционального типа будет переживать сложные субъективные ассоциации, которые будут весьма далеки от адекватного отражения смысла, заложенного в текст автором.

В зависимости от уровня интеллектуального развития личности возникновение различных интерпретаций связано с глубиной проникновения в сущность отражаемого объекта. Примитивные формы отражения основаны на вычленении в объекте внешних

взаимосвязей, лежащих на поверхности и не требующих сложной мыслительной деятельности. Более высокий интеллектуальный уровень личности характеризуется способностью к «домысливанию» тех глубинных взаимосвязей, составляющих сущность отражаемого объекта или явления, с помощью формальной логики и внелогических методов обработки информации. В результате разной глубины проникновения в сущность отражаемой информации и появляются разные трактовки художественных и научных текстов, произведений искусства.

Возникновению разных интерпретаций способствуют и различный объем и характер накопленного социального опыта. В тексте, как правило, воплощена не одна, а совокупность иерархически организованных мыслей. В развернутых текстах может быть много мыслей с разными уровнями обобщения, что его делает полифоническим произведением. В процессе чтения читатель погружается на разную глубину текста.

Информация в структуре нервных связей сплетается воедино посредством логических и ассоциативных связей с уже ранее накопленной. Этот акт взаимосвязи сопровождается временной актуализацией, высвечиванием в сознании ранее усвоенного материала, направляя процесс понимания, усвоения информации в русло той или иной интерпретации.

Интерпретация информации может быть разной в зависимости от включения ее в разные ценностные контексты. История культуры знает немало примеров изменения смысла текста в процессе его исторического функционирования. Меняются исторические эпохи — меняется и социальный смысловой контекст. Словам, понятиям приписываются иные смыслы, возникают новые понятия. Именно на рубежах эпох, в ситуациях смены парадигм обостряется проблема понимания и интерпретации текстов. Для адекватного понимания информация, порожденная предыдущими эпохами и включенная в современный социальный контекст, должна претерпеть процесс «снятия» старого смысла, его переоценку, переосмысления и творческое воплощения в новых формах знания.

Наличие многочисленных интерпретаций информации неизбежно ставит вопрос — можно ли говорить о «правильной» или «неправильной» интерпретации? Допустим, у нас есть некоторый текст. Не обязаны ли мы потребовать, чтобы

интерпретация текста другими людьми совпадала с интерпретацией автора и только в этом случае говорить о правильном понимании? По мнению АЛ. Никифорова, такое требование неприемлемо. «Единственно, что мы можем требовать, — пишет он, — чтобы наша интерпретация согласовывалась со всеми данными, то есть смысл, приписываемый отдельным словам, должен согласовываться с содержанием текста в целом, а интерпретация текста находиться в соответствии с другими текстами того же автора, с данными его биографии, с событиями общественной и культурной жизни его эпохи».

Список рекомендуемой литературы:

1. Блюменоу Д.И. Некоторые характеристики текста с точки зрения его аналитико-синтетической переработки // Проблемы технического перевооружения библиотек. -Л., 1983. - С. 65-86.

2. Брудный А.А. Понимание и текст // Загадка человеческого понимания. - М., 1991. - С.114-128.

3. Выготский А. С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Искусство, 1988. - 576 с.

4. Гранин. Г.Г., Самсонова А.И. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопр. психологии. - 1993. - №2. - С. 72-79.

5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Ассиметрия мозга и ассиметрия сознания человека // Вопр. философии. - 1993. - № 4. -С. 125-134.

6. Дубин Б.В. К вопросу об исследовании читательских представлений // Социология и психология чтения /Труды. Т. 15. -М., 1979.-С. 122-135.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

8. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания // Загадка человеческого понимания. - М., 1991. - С. 72-94.

9. Ханин М.Г. Социальные функции печати и личностные функции чтения // Социология и психология чтения / Труды. Т. 15.-М., 1979.-С. 58-73.

10. Шапиро Э.Л. Психологические проблемы понимания текста // Социология и психология чтения / Труды. Т. 15. - М., 1979.-С. 186-193.

Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТА

 

Понятие «документ»

Человека окружают многочисленные документы, которые служат для фиксации социального опыта и впоследствии используются в многообразных сферах деятельности. Документом выступают внешние по отношению к человеку материальные объекты — материальные носители с зафиксированной в их структуре информацией, предназначенной для хранения и распространения в социуме. Мир документов бесконечно разнообразен. Папирусный свиток, берестяная грамота, глиняная табличка, рукопись и газета, технический чертеж, фотография, паспорт, кинофильм — все это суть документы. Их объединяет цель - сохранить информацию разной формы, содержания и предназначения в структуре материального носителя и представить возможность использовать ее по мере необходимости для решения научных, производственных, экономико-финансовых, учетно-регистрационных и идентификационных задач.

Теоретическое исследование любого социального явления, в том числе и документа, можно проводить в различных аспектах. Прежде всего следует выявить его смысловое наполнение, рассмотреть его как реальность, установить его объем. Подобный подход в науке называется онтологическим.

Образование понятия вместе с выделением объекта и предмета является исходным положением всякого исследования. Выделить понятие «документ» можно только на основе общетеоретических положений, разработанных в философии, информатике, документалистике. Известно, что среди исследователей нет единого мнения о том, как толковать этот термин, что объясняется многоаспектностью самого феномена.

Понятие «документ» имеет свою историю. Буквально в переводе с латинского (от doceo — учить, извещать) документ означает поучение, свидетельство, доказательство, пример. В русский язык это слово было введено Петром I в правовом, т.е. одном из нескольких значений, как «письменное удостоверение». В известном Толковом словаре В.И. Даля документ определяется как «всякая важная деловая бумага, а также диплом, свидетельство». Ф.Ф. Павленков в своем Энциклопедическом

словаре рассматривает документы лишь как письменные источники, имеющие юридическую силу. Согласно его определению документы это:

1. «всякая бумага, составленная законным порядком и могущая служить доказательством прав на что-нибудь (прав имущественных, прав состояния, прав на свободное проживание) или выполнение каких-либо обязанностей (условия, договоры, контракты, деловые доказательства);

2. вообще всякое письменное доказательство».

К 1920-м годам это содержание распространилось на все важные свидетельства и, таким образом, приобрело два смысла: узкий (паспорт, пропуск, диплом, аттестат) и широкий (исторический документ, партийно-правительственный документ и т.д.).

В третьем издании Большой Советской Энциклопедии закреплено более широкое толкование документа: «Акт, письменное свидетельство о чем-нибудь, деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт».

Приведенные выше определения документа по сути сводят объем понятия к его материальному носителю (бумага) и способу документирования (письменный источник). Вторая половина XX в. вывела на первый план огромное количество документов на других материальных носителях с информацией, зафиксированной иными способами. Таким образом, указанные определения термина предстали устаревшими, архаичными. Наступила другая эпоха, эпоха информатики, глобального распространения информационных коммуникаций, что потребовало и нового наполнения объема содержания термина «документ».

В информатике документ стал рассматриваться как материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде. Под это определение попадает необъятное число объектов, в том числе и природных.

На 1 симпозиуме по документалистике в 1969 году была сделана попытка сформулировать более четкое определение термина «документ» - как любой материальный носитель с закрепленной информацией на любом языке, любым способом для последующего обращения в информационных

системах. Названные в определении признаки позволяют отграничить документ от природной, хаотической информации, недокументальной устной информации. Признак включения его в информационные системы выводит из числа документов предметы материальной культуры (приборы, механизмы, архитектурные сооружения), а также мозг человека.

Поскольку документ используется во многих сферах жизнедеятельности человека, то каждая из них предъявляет к нему свои требования, а также рассматривает его исходя из своей специфики. Поэтому наряду с широкой трактовкой бытуют и узкие трактовки документа. Например, терминологический словарь «Библиотечное дело» широкое определение документа конкретизирует таким образом: «В библиотечно-библиографической практике под документом подразумеваются главным образом произведения печати, а также неопубликованные, аудиовизуальные и другие документальные источники информации».

Нередко термин «литература» используется как синоним документа. Это неправильно. Литература представляет собой совокупность произведений письменности, имеющих общественное значение. Таким образом, объем этого термина более узок по сравнению с документом, поскольку в него не входят источники информации, зафиксированные иным, неписьменным способом.

После опубликования произведений мы имеем дело с изданиями. Издание это произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации. Издание — это тоже документ, но не все документы являются изданиями, так как не отвечают установленным требованиям.

Используется и термин «публикация», представляющий документ, доступный для массового использования. Публикация, как и издание, имеет более узкий объем понятия. Таким образом, термины «документ», «литература», «публикация», «издание» имеют разные смысловые нюансы и поэтому между ними нельзя ставить знак равенства.

Свойства документов

Документ как социальный феномен имеет ряд существенных отличий от других предметов вещного мира. Эти отличия позволяют использовать документ в практике жизнедеятельности в разных аспектах. Поскольку документ многомерен, то каждая из его сторон проявляет в процессе использования различные свойства, среди которых можно выделить ряд сущностных, эксплуатационных и ценностных свойств.

Сущностные свойства характеризуют документ как социальный феномен, вызванный потребностями социальной практики на определенном этапе развития общества. К ним относится, во-первых, соответствие психофизиологическим возможностям человека, использование выразительных единиц, адекватных сенсорной системе, т.е. способность быть воспринятым, а также способность хранить информацию в пассивной форме и легко трансформировать ее в активную и наоборот.

Сущностным свойством документа является предоставление возможности многократно использовать заключенную в нем информацию, при этом не уменьшая ее объем в зависимости от частоты использования.

Документ обладает свойством массовости, позволяющим ему существовать в многократно растиражированном виде, в силу чего быть доступным по цене, тиражу, наличию в фондах библиотек. Он обладает также свойством компактности — в небольшом физическом объеме заключать большие массивы информации.

Эксплуатационные свойства документа — совокупность свойств, характеризующих пригодность документа для использования и постоянного хранения. К ним относятся:

• долговечность — способность документа длительно удерживать информацию;

• прочность — способность документа противостоять механическим воздействиям;

• эластичность — способность документа к обратимым деформациям после механических воздействий;

• износостойкость — способность документа противостоять стиранию при использовании;

• светостойкость - сохранение документом эксплуатационных свойств после воздействия светового излучения;

• биостойкость — сохранение документом эксплуатационных свойств при воздействии биофакторов.

Все эти названные свойства определяют сохранность документа — состояние, характеризующееся степенью удержания эксплуатационных свойств. Сохранность зависит от материального носителя, разрушение которого вызывает старение документа. Старение документа представляет собой изменение свойств документа вследствие естественного разрушения входящих в его состав материалов.

Из большого числа ценностных свойств документов в первую очередь выделяются такие, как: актуальность, оригинальность, полнота, достоверность, оригинальность, доступность, наглядность, точность и другие.

Актуальность трактуется как общественная значимость тематики документов в конкретной социально-политической ситуации. Она определяется интересом к тематике социальных групп и общества в целом. Косвенными признаками актуальности документов может служить их тираж и место опубликования.

Полнота характеризуется числом представленных в тексте сведений о социальном объекте, степенью охвата и детализации данных. Максимально полный документ должен позволить понять, представить читателю данный социальный объект, а при необходимости оценить и участвовать в управлении его развитием.

Достоверность документа - это проверенность содержащихся в нем сведений общественной практикой.

Оригинальность документа предполагает максимум сведений, неизвестных ранее данному читателю (группе читателей).

Доступность — свойство документа быть понятным по содержанию читателю. Доступность документа по содержанию включает наличие знакомой терминологии, облегченный стиль изложения, четкость структуры текста.

Наглядность — это свойство документа содержать эмоционально и логически убедительные сведения о социальном объекте. Характеризуется наличием в документе фактических примеров, иллюстраций, яркой эмоциональной окрашенности текста,

статистических данных, представленных в виде схем, таблиц, графиков.

Точность — это способность документа адекватно воспроизводить полученные в ходе исследования или обсуждения данные о социальном объекте, а также текст автора в издании или переиздании его работ.

Ценностные свойства документов относительны, изменчивы с течением времени. Среди документов нет абсолютно ценных, так как некоторые свойства несовместимы, противоречат друг другу. Например, полнота и оригинальность, достоверность и актуальность.

Функции документа

Все физические объекты в материальном мире дискретны и могут иметь как сходства во внутреннем строении и форме, так и различия. В процессе познания сходство физических объектов по признакам их генетического родства, внутреннего строения позволяет объединить их совокупность в род. А сходство физических объектов по принципу общности формы внутри рода позволяет разграничить вид. Внутреннее генетическое родство физических объектов обусловливает объективное наличие в них сходных свойств, которые как проявляют себя в чем-то внешнем, так и могут существовать в скрытом от познания виде.

Оперируя с физическими объектами природного или искусственного происхождения, актуализируя их свойства в процессе деятельности, человек включает их в свои системы. В системах эти физические объекты наделяются функциями. Функции впрямую связаны со свойствами, которые отражают внутреннюю предрасположенность к их выполнению.

Функцию (лат.гапсИо — исполнение, совершение) философский словарь трактует как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений». Функции порождаются целью объекта и реализуют себя в конкретных задачах.

Как уже было отмечено, цель документа - фиксация информации в структуре материального носителя для последующего использования. Зафиксированная информация обладает таким многообразием свойств, что их использование в практической деятельности позволяет наделить документ множеством функций. Таким образом, документ полифункционален,

способен удовлетворять различные социальные потребности, принести пользу в многочисленных сферах человеческой жизнедеятельности.

Все функции документа принято делить на общие и специальные. Выполнение общих функций характерно для всех без исключения документов, в то время как специальных — лишь для ограниченной группы документов.

К общим функциям следует отнести:

• социальную — документ является социально значимым объектом, так как порожден социальной потребностью и реализует себя в социальной системе;

• информационную — документ выступает как средство запечатления, сохранения и передачи информации;

• коммуникативную — документ выступает в качестве средства связи между общественными структурами и индивидами, он не просто информирует, но и интегрирует общественное сознание, способствует созданию единого общественного мнения, выработке коллективных реакций, консолидации всего общества;

• культурную - документ служит средством закрепления и передачи социального опыта и культурных традиций.

К специальным функциям относятся:

• правовая — документ служит средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе. Кроме того, давая оценку сообщаемым сведениям, событиям, документ способствует формированию правового сознания, выработке социально одобряемых моделей поведения, усвоению морально-этических норм;

• обучающая — фиксируя накопленный социальный опыт, документ способствует передаче знаний от поколения к поколению, участвует в процессе формирования личности, ее социализации;

• познавательная — документ на основе фиксированного текста позволяет строить наиболее обобщенные, абстрактные, теоретические модели реальности. Документирование выступает как важный элемент познания окружающего мира, средство фиксации его процесса и результата;

• управленческая — документ является инструментом управления, способствует планированию, координации и регулированию коллективной деятельности членов общества с целью ее оптимальной организации;

• мемориальная — документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества, его отдельных структур и личностей. Документы являются наиболее простой, удобной для воспроизведения и эффективной памятью людей;

• учетная — сопровождая производственную и хозяйственную деятельность на всех ее этапах, документ способствует осуществлению учета ее результатов;

• эстетическая — фиксируя в структуре материальных носителей результаты образно-художественного освоения действительности, документы тем самым накапливают, хранят и передают обобщенный эстетический опыт;

• релаксационная (гедонистическая, развлекательная, компенсаторная) — использование некоторых разновидностей документов позволяет достичь проективной разрядки, снимающей эмоциональное напряжение путем перенесения его на другой объект.

Таким образом, взаимосвязь между «видом», «свойством», и «функцией» документа вырисовывается следующим образом: объединение документов в вид актуализирует их соответствующие свойства, которые и используются человеком путем наделения их функцией.

Для документов одного вида характерен общий предмет, общая социальная функция, общий адресат. Однако все эти общие черты присущи каждому документу в разной степени, поскольку каждый документ соотносится со своей специфической областью практики. Выполнение специальных функций требует от документов внутреннего им соответствия, что, соответственно, видоизменяет их. Это проявляется в форме документа, лексических единицах языка, структуре текста, содержании, способе документирования. В результате приспособления к выполняемым функциям документы приобретают качественное своеобразие, особенности, что является причиной их разделения на виды. Таким образом, в основе формирования

отдельных видов документов лежит их качественное своеобразие, которое характерно для целой группы документов. И это качественное своеобразие позволяет этой группе документов более оптимально выполнять социально необходимые функции.

Виды документов

В истории науки было множество попыток исследования многообразия документов с помощью выявления сходства и различия между ними, поиска способов их идентификации, устойчивых сочетаний свойств и их группировки в виде обобщенной идеализированной модели.

Любой документ обладает множеством свойств, присущих его форме и содержанию. Наличие идентичных свойств у других документов позволяет объединить их в группу, вид. В подобной группе эти свойства выходят на первый план, связи с чем возможно их изучение и использование в практической деятельности. К одному виду относятся такие группы источников, которые имеют устойчивые признаки, возникающие и закрепляющиеся в силу общности функций данных источников в жизни общества. Определяющими видообразующими моментами являются:

• социально-функциональное назначение документа, обусловившее факт его возникновения (учеба, совершенствование производства, развитие науки, эстетическое наслаждение, наведение справок, информация о документах и т.д.);

• материальная конструкция;

• читательский адрес;

• знаковая природа информации;

• связанность (несвязанность) с другими изданиями;

• временные особенности выпуска.

Поскольку свойств в документе бесчисленное множество, это предопределяет возможность его многомерного исследования, при котором документ может одновременно рассматриваться с точки зрения разных свойств, причисляться к разным видам, входить в разные группы.

Виды документов с тонки зрения их конструктивной формы. Конструктивная форма документа весьма разнообразна.

С этой точки зрения различаются листовые документы (в виде одного или нескольких листов), стоповые (несколько листов, не скрепленных между собой, представляющих в совокупности один документ), кодексы (листы, скрепленные в тетрадь, брошюру, книгу), ленточные (фото-, кино-, видеопленки, магнитофонные ленты), дисковые (грампластинки, оптические компактные диски).

Виды документов с точки зрения знаковой природы информации. Знаковая природа информации — еще один признак, участвующий в видообразовании документов. Она определяется как форма знаков, посредством которых фиксируется и передается основной материал издания: буквы алфавита, цифры и знаки препинания (для произведений письменности), нотные знаки (для музыкальных произведений), изображения графические, художественные и картографические.

По знаковой природе информации выделяются:

• письменные документы, содержащие информацию в виде письменного текста (словесного, цифрового, иероглифического, формульного или смешанного);

• нотные документы, большую часть объема которых занимает нотная запись музыкального произведения;

• картографические документы (карты, атласы, глобусы);

• изобразительные документы, большую часть объема которых занимают изображения. Под изображением понимается воспроизведение живописного, графического, скульптурного произведения, специальной или художественной фотографии и других графических работ;

• аудиальные и аудиовизуальные документы, содержащие запись звука и движущегося изображения (магнитофонные записи, кинофильмы, видеофильмы, оптические компактные диски).

Письменные документы, в свою очередь, подразделяются на опубликованные, которые доводятся до всеобщего сведения посредством тиражирования и после публикации получают название «издание», и неопубликованные, не рассчитанные на широкое распространение. Опубликованные документы принято называть изданиями. Их разновидности определены

ГОСТом 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения». В нем выделяются следующие виды изданий:

• книжное издание - издание в виде блока скрепленных в корешках листов печатного материала любого формата в обложке или переплете; причем, книжное издание объемом свыше 48 страниц считается книгой, а объемом свыше 4, но не более 48 страниц — брошюрой;

журнальное издание — издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания;

• газетное издание — издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания;

• листовое издание — издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления;

• буклет — листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов;

• карточное издание — листовое издание в виде карточки установленного формата, отпечатанного на материале повышенной плотности;

• открытку — карточное издание, отпечатанное на одной или с обеих сторон;

• плакат — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования;

• комплектное издание — совокупность изданий, собранных в папку, футляр, бандероль или заключенных в обложку;

• книжку-игрушку — издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.

Виды документов с точки зрения их периодичности. С точки зрения периодичности выхода в свет все издания подразделяются

85на непериодические, выпущенные однократно, не имеющие продолжения, чаще всего — книги; и сериальные.

Материальная конструкция книги. Основу книги составляет книжный блок комплект скрепленных тетрадей или листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, предназначенный для вставки в переплетную крышку. Книжная тетрадь представляет собой отпечатанный и сфальцованный (сложенный в несколько листов) печатный лист. Тетради в книжный блок скрепляются капталом. Каптал это тесьма с утолщенным краем. Она наклеивается на верхний и нижний края корешка обрезанного книжного блока. Служит для его упрочения, а также одним из элементов оформления книги.

Чтобы тетради в процессе подготовки книжного издания не путались, на каждой из них проставляется сигнатура порядковый номер печатного листа, помещаемый в нижнем поле первой полосы тетради книжного блока перед нормой. А норма это краткое, часто сокращенно название издания, Ф.И.О. автора или номер типографского заказа, помещаемые в нижнем поле первой страницы каждой тетради книжного блока (обычно на каждой 17—й или 33-й странице) для контроля за комплектованием тетрадей в экземпляры издания.

Книжный блок кроется переплетом прочным покрытием из картона, пластмассы или картонных сторонок, обтянутых кожей, бумагой, целлофаном. Он служит для защиты блока от повреждения и загрязнения, для первоначальной информации об издании, а также в качестве элемента художественного оформления книги. Сам переплет состоит из передней и задней сторонок, соединенных корешком. Корешок это боковая сторона книжного блока, место скрепления тетрадей или листов блока, а также прикрывающая эту сторону блока часть переплетной крышки. Переплет соединяется с книжным блоком посредством форзацев. Форзац сложенный пополам лист бумаги (или конструкция из двух листов, соединенных полоской ткани), скрепляющие первую тетрадь книжного блока с передней сторонкой переплета и последнюю тетрадь с задней-сторонкой переплета.

Книжный блок начинается с титульного листа. Это заглавный лист издания, содержащий основные сведения о нем,

позволяющие отличить его от любого другого. Занимаемая первая страница носит название основного титульного листа и она содержит все наиболее существенные для издания или его части выходные сведения. Вторая страница — оборот титульного листа, иногда он тоже содержит выходные сведения.

Нередко титульный лист занимает не две, а четыре страницы, в таком случае он считается сложным титульным листом. Каждая страница носит свое название. Первая страница называется авантитул (или фортитул), она предшествует титульному развороту и имеет декоративно-композиционное назначение (может содержать издательскую марку, название серии, эпиграф и т.д.). Вторая страница — контртитул. Третья и четвертая страница — соответственно — основной титульный лист и оборот титульного листа.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1232; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь