Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формы организации внеклассной воспитательной работы.
Формы воспитания – внешнее выражение процесса, отражает единство внешнее и внутреннее, указывает на то, что имеется и в каком виде выражается. Содержание и форма взаимосвязаны. Формы воспитания: 1) по направлению воспитательной работы (эстетические, физические, этические, трудовые и т.д.); 2) по количеству участников: групповые (кружковые, клубные, секции, факультативные), индивидуальные (подготовка поделок, рисование), массовые (озеленение и благоустройство территории, массовые мероприятия и праздники, конференции). Формы воспитания бывают традиционные (экскурсии, вечера), новые (тематические конкурсы). Формы организации внеклассной работы: общие (универсальные) – приобретают направленность в зависимости от цели и содержания: 1) кружковая работа (происходит более тесное общение с учащимися разных классов), 2) тематические вечера, утренники (познавательная направленность), 3) праздничные вечера, вечера отдыха, аттракционы художественной самодеятельности (привлечение большого количества участников), 4) встречи с различными интересными людьми, 5) конкурсы, смотры, соревнования (в области спорта, художественной самодеятельности, по отдельным учебным предметам – олимпиады), 6) экскурсии (музеи, на природу, на производство и т.д.), имеют большое воспитательное и образовательное значение, 7) туристическая и краеведческая работа (тур походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по сбору народного фольклора, археологические, геологические. Завершаются выпуском альбомов, стенгазет, выставкой собранных материалов), 8) диспут, дискуссия (выбор волнующей темы и подготовленность руководителя. Ценность диспута – в искренности, свободном обмене мнений, высказывании своих мыслей). Специальные – отражают специфику только одного направления воспитательной работы и его задач (трудовые, нравственные, эстетические и т.д.): 1) политическое направление – политическая информатизация – обзор политических событий; 2) смотры знаний, предметные кружки, олимпиады (ответственное отношение к учебе); 3) уборка класса, школы, школьного двора, ремонт мебели, оформление кабинета, сбор макулатуры, озеленение (трудовая направленность); 4) эстетическое направление: посещение кино, театров, музеев, концертов, прослушивание музыкальных записей; 5) этического направления – лекции, тематические вечера, встречи; 6) физкультурно-оздоровительного направления: каток, поход на лыжах, игры в волейбол, спортивные секции.
Девочки, здесь много, но полезного, что не понравится, можете убрать (к вопросам 8-14)!!!!!!!!!!! 8.Формирование нравственно-этической культуры личности Нравственно-этическая культура личности – важнейший компонент структуры содержания воспитания. Этика как методологическая основа теории и практики нравственного воспитания школьников. Классики педагогики и современные исследователи о моральном воспитании детей (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, К.В. Гавриловец и др.) Система отношений личности к обществу, труду, окружающим людям, самому себе – основа формирования нравственности. Современные проблемы духовно-нравственного воспитания. Цель и задачи нравственного воспитания учащихся на разных возрастных этапах. Особенности нравственного воспитания младших школьников. Нравственное просвещение и воспитание опыта поведения учащихся начальных классов в учебной и внеклассной работе.
Критерии и диагностика нравственной воспитанности личности. Этапы изучения воспитанности: 1. сформулировать задачи 2. разработать программу (критерии и показатели изучения детей) 3. подбор методик 4. осуществление изучения, фиксирование результатов 5. обобщение, анализ, выводы 6. прогнозирование или коррекция воспитательной работы. Щуркова Н. Е. предлагает след. критерии воспитанности: · внешний вид · физическое и психическое здоровье · поведение · взаимоотношения · ценностные ориентации · отношение к самому себе.
В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере соотносит он свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о уровне его нравственности. Нравственность – личностная характеристика, объединяющая такие качества как доброта, порядочность, честность и т.д., регулирующие индивидуальное поведение человека. Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры учащихся составляет формирование названных групп отношений. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитанияв условиях школы, семьи, общества. В системе нравственного воспитания выделяют формирование гуманизма, товарищества, нетерпимости к несправедливости, добросовестного отношения к труду и т. д. Часто в качестве синонима к слову мораль используют понятие этика, означающее привычку, обычай или как философскую науку, изучающую мораль. Ушинский о воспитании. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - заявлял он. Осуществляя это требование, Ушинский написал капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу. К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.
Макаренко о воспитании. В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».
Сухомлинский о воспитании. Только человек, для которого каждый ребенок на самом деле уникальны мир, только такой человек способен установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убежден, наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», - пишет Сухомлинский.Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество отражения себя в Человеке. Десятки, сотни нитей, связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего учительского коллектива. Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научится».Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников - воспитывайте детей без наказаний». Харламов о воспитании. Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы. Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяет успех воспитания.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы