Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Системы традиционного права.



 

Правовые системы традиционного типа являются продуктом традиционных обществ. Среди них выделяются мусульманско-правовая система и индусская.

1. Мусульманское право сложилось в VII-Х вв. и основано на Исламе. Ислам исходил из того, что существование права пришло от аллаха, который открыл его Мухаммеду. Это право дано раз и навсегда, следовательно, надо руководствоваться им, а не создавать новые нормы. Возможно только толкование и комментарии. Мусульманское право охватывает все сферы социальной жизни, то есть вся жизнь мусульман регламентирована. Мусульманское право или шариат состоит из двух частей: теологии или принципов веры и собственно права - фикха. Фикх - это наука мусульманского права или точнее доктринальное изложение мусульманских законов. В свою очередь фикх делится на две части: линия поведения по отношению к богу и линия поведения к себе подобным. Обе этих части являются предметом юридической науки

Основа мусульманской юридической науки - это казуистический метод, то есть разбираются конкретные дела и по каждому выносится свое решение, отсутствуют абстрактные обобщения.

Главным источником мусульманского права является Коран - это откровения бога Аллаха, отрывшиеся Мухаммеду и предназначенные для мусульман. Записаны и систематизированы они были уже после смерти пророка. Другим основным источником мусульманского права является Сунна - сборник преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда. Сунна признается только таким течением ислама как сунниты. Шииты Сунну не признают.

У истоков всех школ стояли школы Медины и Ирака. Эти школы использовали обычное право и приспособили его к исламу

Важнейшим источником мусульманского права является - иджма, то есть согласие достигнутое всем мусульманским сообществом. Она используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Для того, чтобы норма основывалась на иджме, необязательно, чтобы масса верующих признавала её или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с обычаями. Требуемое единство - это единство компетентных лиц. Их единогласие придает правовому решению силу закона. Таким образом иджма - это согласованное мнение мусульманских правоведов, которое считается мнением всей общины верующих. В настоящее время только некоторые ученые обращаются к Корану и Сунне. Иджма представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права. Мусульманский судья - кади, который бы попытался толковать собственной властью положения Корана или Сунны или хотел бы сам оценить возможную подлинность положений Корана совершил бы противоречащий ортодоксальности акт. В настоящее время иджма стала трактоваться как предложение. Принятое правоведами одной школы, которая считается правилом.

Источником мусульманского права признается суждение по аналогии, то есть кияс. В иерархии источников мусульманского права он следует после Корана, сунны, и иджмы и применяется в случаях, если ни один из низ не дает ответа на решаемый вопрос. Кияс позволяет сочетать «откровение бога с разумом человека». Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение по аналогии, мусульманские правоведы создали возможность рационального толкования, но тем самым создаются новые нормы.

К источниками мусульманского права относится также фетва, то есть официальное суждение, выносимое муфтием или другим религиозным авторитетом в ответ на запрос кади или частного лица по вопросам религии, морали или права ислама.

В мусульманском праве нет логического построения, глава следует за главой без логического разграничения. Основные отрасли мусульманского права - уголовное, семейное, судебное. В уголовном праве существуют различие между наказаниями, установленными законом и теми наказаниями, которые сам судья вправе применить в каждом конкретном случае. То есть судье предоставляется некоторая свобода усмотрения.

Судоустройство в мусульманском праве отличается простотой. Единоличный судья рассматривал все категории дел. Иерархии судов не существовало.

В современных условиях некоторые страны отказываются от мусульманских судов. В некоторых странах, например, в Судане существуют параллельные системы светских и мусульманских судов. К судьям предъявляются высокие требования на предмет религиозных знаний.

 

2.Индусское право. Индусское право - это одна из самых древних и наиболее сложных правовых систем. Происхождение этого права относится по мнению ряда исследователей к XV в. до н.э., а собственно правовых текстов - дхармашастр - к V-II вв. до. н.э.

Основу индусского права составляет комплекс памятников, включающих вопросы религии, философии, этики. Памятники имеют название «Веды», что буквально переводится как «знание». Индусскому праву присуща слитность с религией, моралью, многозначность понятий одного термин а. Важнейшей категорий индусского права является «дхарма» - комплекс предписанию, которым должен следовать человек. Несоблюдение дхармы для индуса влечет неблагоприятные последствия в потустороннем мире.

Каждый индус с момента рождения и до смерти является членом одной из четырех варн или каст - брахманов, кшатрий, вайший, шудр, построенных по иерархическому принципу. Существует также касты неприкасаемых - парии и чандалы.

В соответствии сучением индуизма, в основе деятельности человека лежат три основы - добродетель (дхарма), интерес (артха) и удовольствие (кама). Соответственно этому существуют три группы норм и три науки - дхармашастра, артхашастра, камашастра. Шастры в данном случае означают книги, в которых содержатся соответствующие нормы поведения людей.

На базе ведических текстов сложился источник дхармы - шрути (услышанное). Он включает произведения религиозного и философского характера. Шрути, в свою очередь, стали основой для формирования другого источника дхармы - смрити, что переводится как «запомненное», «традиция». Это такая традиция, которая позволяет познать мудрость, которую мудрецы вспомнили и передали людям. Наиболее ранние смрити написаны в форме афоризмов и изречений, называемых сутры. Дхармашастры - это наиболее поздние произведения, излагающие дхарму в систематизированном виде. Здесь начинают доминировать собственно юридические предписания. Законы Ману относятся к наиболее значительной дхармашастре.

Между нормами дхармашастр, а также между нормами смрити не должно быть противоречий, если же таковые находятся, они могут мы разрешены путем толкования.

Особое место в системе источников индусского права занимают артхашастры, то есть сочинения, охватывающие философские, социально-политические и экономические проблемы государственной деятельности. В отличие от дхармашастр, они не обращаются к потустороннему миру, в них уделяется внимание вопросам внешней и внутренней политики.

Основой индусского права по существу является обычай и религиозная доктрина - индуизм. Брахманы, как знатоки обычаев, разрабатывали на их основе детальные предписания для всех остальных групп древнеиндийского общества. Эти предписания рассматривались как основанные на Ведах и имеющие универсальный характер. Поэтому в эпоху дхармашастр признавались два источника дхармы: Веды и обычай.

За свою тысячелетнюю историю индусское право претерпело существенную эволюцию. Во время исламского завоевания Индии (XVI - XVII в.) оно было запрещено в судах и органах управления. С установлением английского колониального господства ( XVII-XVIII в. ) этот запрет был отменен, однако дальнейшее развитие индусского права шло под определяющим английским влиянием. Причем трансформация индусского права осуществлялась с помощью судебного прецедента.

 

XVII. Правовые отношения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь