Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ1 Задолго до возникновения научной социальной психологии люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Эти вопросы были вызваны потребностями практики — поисками наилучших форм организации людей в политической, военной и хозяйственной сферах деятельности. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом социально-психологической мысли. Здесь следует назвать, прежде всего, трактаты Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), воззрения которых имеют как сходство, так и различия. Рассматривая социальное поведение человека, Платон исходил из его физиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце и живот. В зависимости от преобладания той или иной 1 Расширенный автором фрагмент из книги: Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М.: Международ, пед. акад., 1995. — Гл. 1, §2. — С. 23-35. А. Л. Свенцицкий. История формирования научного... 21 части различаются и индивидуальные характеры людей и, соответственно, их предназначение в обществе. Так, у философов преобладает ум, у воинов — воля, мужество, у ремесленников — телесные вожделения. На подобной основе Платон различает и отдельные народы. Философию Аристотеля в целом называют порой «социологически ориентированной», поскольку он рассматривал человека как «социальное животное». В противоположность взглядам Платона, считавшего первичным мир людей, дающий основу для познавательной деятельности человека, Аристотель утверждал, что человек не может развиваться нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества. Аристотель разделял общество на аристократию (лидеров) и народные массы. При этом принадлежность к тому или иному социальному классу обусловлена врожденным психологическим складом человека. Когда он действует в роли, наиболее соответствующей его природному складу, то испытывает состояние счастья. Поэтому желаемым обществом является такое, которое способствует осуществлению психологической натуры человека. Аристотель считал, что государственное устройство видоизменяется в соответствии с потребностями и природой людей, живущих в данном обществе. Платон, наоборот, рассматривал государственное устройство как некий абсолют, установленный для всех людей при всех условиях. Таким идеалом, по Платону, является господство аристократии. В трудах философов античности можно обнаружить немало мыслей об идеальной личности и идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияния людей в обществе. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических концепций в более поздние времена. Философы прошлого в течение продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим». Эпоха Возрождения может быть представлена двумя мыслителями, исходившими из пессимистической концепции порочности человека. Итальянский общественный деятель, философ и историк • Никколо Макиавелли (1469-1527) полагал, что человек не 22 Раздел I. Формирование социальной психологии как науки способен избавиться от порочных склонностей к убийству, обману, вероломству. Макиавелли рассматривал общество как аморальное по своей сути, а власть как высшую ценность, утверждая, что «цель оправдывает средства». В соответствии с его взглядами, добродетельно любое поведение, направленное на обеспечение или увеличение индивидуальной власти. При этом | лучше, если правителя боятся, нежели любят. В наиболее известном трактате Макиавелли «Государь» даются советы, как.] манипулировать людьми. Впоследствии термин «макиавеллизм» стал использоваться для названия действий людей, • пренебрегающих нормами общечеловеческой морали ради достижения политических целей. Другим представителем пессимистической точки зрения на природу человека является английский философ Томас | Гоббс (1588-1679). Он считал, что люди в силу своей натуры проявляют тенденцию к враждебности по отношению друг к другу, и «борьба всех против всех» является естественной для человечества. Поэтому только развитие Левиафана, или своеобразного супергосударства, может предохранить людей от взаимного уничтожения. Человек, лишенный упорядоченного общества, по словам Гоббса, был предоставлен жизни «одинокой, жалкой, опасной, тупой и короткой». Так же как и Макиавелли, Гоббс проявлял пренебрежение к законности или морали, когда касался прагматических вопросов эффективности государства, основанного на силе. В XVIII в. идеи Гоббса получили сравнительно широкое распространение. Однако в то же время они были подвергнуты и критике со стороны тех философов, которые считали, что человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. Такой вере в естественную • доброту человека придерживались Руссо, Кант, Дидро, Кон-дорсе. Последователи Гоббса называли сторонников этой позиции «романтиками», полагая, что их собственный взгляд на природу человека является «реалистическим». Многие идеи Гоббса подверглись дальнейшей разработке. ] Так, его положение о том, что человек стремится находить удовольствия и избегать страданий стал развивать английский философ Иеремия Бентам (1748-1832). Отсюда главным принци- А.Л- Свенцицкий. История формирования научного...____ 23 пом поведения объявлялась оценка всех явлений исходя из их полезности для отдельного индивида. Удовлетворение частных интересов Бентам рассматривал как средство достижения «наибольшего счастья» для «наибольшего числа людей». Таким образом, общественные интересы понимались как совокупность интересов индивидуальных. Принцип личной выгоды как первопричину социального поведения человека обосновывал современник Бентама философ и экономист Адам Смит (1723-1790). Он считал, что благосостояние общества должно строиться на свободе действий каждого его члена в соответствии со своим собственным интересом в экономической сфере. Если людям будет позволено получать столько выгоды, сколько им удастся, то они станут искать наиболее рациональные способы этого. Таким образом, Смит выступал как теоретик свободной, неконтролируемой экономики, основанной на стремлении индивида к экономической выгоде, конкуренции производителей, взаимосвязи спроса и предложения. Он считал, что люди, преследуя свои экономические интересы, ведомы «невидимой рукой» на благо общества, производя необходимые товары и услуги. Подчеркивая значимость трудов Смита для психологии, американский психолог Р. Коуан пишет: «Подобно другим мыслителям XVIII в., он проявлял большую веру в естественную гармонию нерегулируемых событий. Его точка зрения была еще одним выражением мысли, берущей свое начало в Возрождении, а возможно, даже в Древней Греции, что высшее благо состоит в развитии и выражении человеческой индивидуальности»1. Важной вехой становления социальной психологии как на-уки были работы французского философа Огюста Конта (1798-1857). Порой его даже называют «единственным отцом социальной психологии»2. В 1854 г. в последнем томе своей «системы позитивной психики» Конт заявил о своем намерении создать «систему позитивной морали», имея в виду под этим
24 Раздел I. Формирование социальной психологии как науки термином, по сути, социальную психологию. Однако он не успел осуществить свой замысел. Конт обратил внимание на следующий парадокс: как человек может в одно и то же время воздействовать на общество и сам формироваться под его влиянием? По мнению Конта, пси-, хика человека развивается только в обществе и он всегда дол- ] жен рассматриваться исходя из своего социального окружения. ] Конт являлся также основателем методологии позитивизма, в соответствии с которой при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира. Несмотря на известную ограниченность такого подхо-; да, он обеспечил определенную основу для возникновения эмпирического направления в области социальных наук. Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической проблематике возрастает в разных странах. В Германии формируется научная школа, сосредоточившая свое внимание на изучении психологии народов. Это направление возникло под влиянием идей Гегеля о «мировом духе» или «мировом разуме», который направляет развитие цивилизации и обще-: ства в соответствии с диалектической логикой. Здесь необходимо отметить, в первую очередь, концепцию «народной пси- ] хологии» философа М. Лацаруса (1824-1903) и языковеда Г. Штейнталя (1823-1899), которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать «Журнал психологии народов и языкознания». За I тридцатилетний период было опубликовано 20 томов этого | издания, которое рассматривается некоторыми как первый журнал социальной психологии. «Народная психология» Ла- ] царуса и Штейнталя следовала в русле гегелевской «абсолютной идеи» с ее «духом» нации или народа как противопоставлением «духу» отдельных индивидов. Они объявили целью своего журнала «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое»1. На его страницах социально-психологическая проблематика рассматривалась исходя из филологической, антропологической и исторической ориентации. При этом явления культуры про- ] слеживались в их историческом развитии. 1 Цит. по: ЗаЬаЫап №. 5. ЗузГетайс 5ос1а1 рзусЬо1о§у. — N. V., 1974. — Р. 37. А^Л. Свенцицкий. История формирования научного... 25 К указанному направлению можно отнести и работы «отца психологии» В. Вундта (1832-1920). Десять томов его «Психологии народов» были опубликованы за период с 1900 по 1920 г. К сфере изучения «народной психологии» Вундт относил «те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивидуального сознания»1. Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны. В соответствии с этим объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф, обычай. В конце XIX — начале XX в. ведется активный исследовательский поиск движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой многих работ этого периода было выделение того или иного доминирующего фактора при анализе социально-психологической проблематики. Подобное упрощение сводило основы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон — внушение, У. Джемс — привычку, У. Макдугалл и У. Троттер — инстинкт, Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюль — «коллективное сознание». Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). В соответствии с принципом естественного отбора, который был им сформулирован, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, он тем не менее признавал роль социальных воздействий в формировании нравственных качеств человека. Дарвин подчеркивал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным и культурным факторам. Многие последователи Дарвина обратились к его теории эволюции органического мира, чтобы использовать ее как основу для объяснения социальных и социально-психологиче-2^их_явлений. На этой почве возник социальный дарвинизм, 1 Цит. по: ЗаНаЫап \У. 5. Ор. сН. - Р. 38. 26 Раздел I. Формирование социальной психологии как пауки который делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов, хотя сам Дарвин был далек от такой мысли. Основателем социального дарвинизма является английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), выступивший со своими собственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. Исходя из этого, он оправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию ] или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители второй: половины XIX в. считали расовые, этнические, национальные \ и классовые различия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционными процессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают во Франции А. Фуле, А. Эспина, Р. Вормс, Ж. Лапуж, в Англии — У. Бад-жот, в Австрии — Л. Гумплович и Г. Ратценхофер, в США — Д. Фиске, А. Смолл, У. Самнер. Хотя позиции этих исследователей по многим вопросам были различны, все они исходили \ из того, что биологическое изменение является детерминан-той изменения социального. Большой вклад в формирование социально-психологиче- ' ского значения внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Будучи основоположником психоанализа и соответствующей научной школы, Фрейд в то. же время оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов: Фрейд сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом обще-. ство рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, результатом чего являются фрустрации. Фрейд признавал необходимость цивилизации для того, чтобы защитить людей от естественных \ опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограниче- А. Л. Свенцицкий. История формирования научного... 27 ние обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. Фрейд обращался также к анализу природы групповых феноменов, исходя из своей концепции «либидо» (сексуальное влечение или в более широком смысле — жизненная энергия). По Фрейду, эмоциональные связи между членами группы основаны на идентификации и десексуализации «либидо», иначе говоря, сублимации. Имеется в виду бессознательный процесс, посредством которого сексуальная энергия трансформируется в несексуальную и социально приемлемую активность. Итак, члены различных социальных групп идентифицируют себя с их лидерами, которые выступают в качестве идеалов — в образе отца. При этом социальные чувства оказываются «перевернутыми» чувствами враждебности, ибо идентификация с лидером, образом отца, есть защитная реакция, преобразующая испытываемые индивидом чувства враждебности в противоположные, социально приемлемые. Поэтому узы, связывающие лидеров и остальных членов группы, Фрейд считает чрезвычайно важными для поддержания групповой стабильности — более важными, чем связи членов группы друг с другом. В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В то же самое время концепции Фрейда отличает негативная точка зрения на человеческое общество, которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей. По мнению Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. При этом он видел необходимость в Такой социальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческой агрессивности. Несмотря на уязвимость многих положений психоаналитической теории Фрейда, она позволила по-новому подойти к объяснению ряда социально-психологических феноменов. На Западе уже более полувека фрейдизм выступает в качестве одной из главных философских основ социальной психологии. 28 Раздел 1. Формирование социальной психологии как науки Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в развитии социальной психологии начинается новый период — исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Американский психолог Н. Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуации непосредственного соревнования друг с другом, нежели тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С целью верифика- • ции этих выводов Триплетт провел следующий эксперимент, ц Задача испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать лесу на катушку спиннинга. В одной серии испы-; туемые были разбиты на пары и каждого просили работать быстрее, чем его оппонент. В другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать лесу так быстро, как только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, нежели в одиночестве. Статья Триплетта с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в «Американском психологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого экспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов. Подавляющее число экспериментальных работ было проведено социальными психологами в течение последних сорока лет. Важной вехой на пути становления социальной психологии как науки явилась публикация в 1908 г. двух учебников — «Введение асоциальную психологию» английского психолога У. Макдугалла [ТУ. МсОои^аИ] и «Социальная психология» американского социолога Э. Росса. Макдугалл развивал «гор-мическую» теорию поведения людей в группах (от греческого «горме», что означает «животный импульс» и переводится на многие языки как инстинкт). Итак, поведение людей объяснялось на основе инстинктов, направляющих все живое к опре-: деленным, биологически значимым целям. Росс, находясь под ' д. Л. Свенцицкий. История формирования научного...____ 29 сильным влиянием французской социально-психологической мысли, использовал концепцию подражания в качестве ключевого принципа при анализе социального поведения. Каждая из этих двух книг выдержала более 20 изданий и внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки. Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов — американца У. Томаса и поляка (затем переехавшего в США) Ф. Знанец-кого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в США. Это был итог исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы исследования широко использовались личные документы (письма, биографический и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло в основную проблематику западной социальной психологии. Ряд американских авторов считает, что начало измерения установок также можно отнести к одной из важных вех формирования современной социальной психологии1. Первым, кто обратился к измерению установок, был в 1925 г. американский социолог Э. Богардус, приобретший с тех пор научную известность во многом благодаря своей шкале «социальной дистанции». Под социальной дистанцией он имел в виду степень приемлемости, которую выражает личность по отношению к представителю другой социальной группы. Богардус использовал свою шкалу с целью измерения и сравнения установок американских граждан к различным этническим группам. Это исследование повлекло за собой целый ряд работ, в результате которых были созданы различные шкалы измерения установок.
30 Раздел I. Формирование социальной психологии как науки В 1928 г. Л. Терстоун предложил использовать при изме-.] рении установок тот же методический подход, что и в психофизике, разработав в итоге шкалу «равных интервалов». Он также определил ряд правил для конструирования шкал установок. Через год Л. Терстоун и Э. Чейв применили шкалу «равных интервалов» с целью измерения отношений к религии. Эта шкала включала в себя пункты, ранжированные от «высшей» до «низшей» благожелательности. Работы Богарду-са и Терстоуна послужили важным толчком для создания многочисленных шкал установок. В начале 1930-х гг. Р. Лайкерт разработал методику, ис-: пользующую континуум, на котором опрашиваемый мог ло-; кализовать тот или иной оттенок своей установки. Эта срав- | нительно простая форма шкалирования установок широко ис- ! пользуется сегодня. За этими шкалами последовали другие, среди которых еле- 1 дует отметить социометрический метод Якоба Морено (1892-1974), уроженца Румынии, получившего высшее образование 1 в Вене и с середины 1920-х гг. работавшего в США. Этот метод, обнародованный им в 1933 г., предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено межличностные отношения, * особенно предпочтения и неприятия, представляют собой глав-1 ные характерные черты человеческой жизни. Социометриче- 1 ский метод позволяет получить картину предпочтений и не-Я приятии среди членов группы. Эту картину можно представитьИ графически в виде социограммы. Другой способ обработки данЛ ных — конструирование социометрических индексов, позволя- \ ющих дать количественное выражение социометрического ста- I туса каждого члена группы и различных аспектов групповой I структуры. С помощью социометрии получено немало важ-1 ных данных о строении группы и ее функционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдельное направлениеш в западной социальной психологии. Среди выдающихся исследователей, в значительной степе--.3 ни повлиявших на формирование лица современной социаль-; ной психологии, необходимо назвать Курта Левина (1890— 1947), работавшего до 1933 г. в Германии, а затем эмигриро-1 4 Л. Свенцицкий. История формирования научного... 31 вавшего в США. Левин привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представление о «поле сил», а из математики — понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общие свойства геометрических фигур). Данные положения Левин использовал как основу анализа индивидуального и социального поведения. Поэтому система его взглядов называется «психологией поля» или «топологической психологией». В соответствии с теоретическим подходом Левина человек и его окружающая среда являются компонентами единого динамического поля, обладающего такими свойствами, как диф-ференцированность, изменчивость и атмосфера. Различные части этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значение одиночного факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимает в поле. Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния личности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность различна в различных случаях. Ярким примером творчества Левина является эксперимент (один из первых в социальной психологии групп), проведенный совместно с Р. Липпиттом и Р. Уайтом в 1938 г. Цель его состояла в изучении некоторых аспектов функционирования группы при различных типах групповой «атмосферы». Экспериментаторы организовали для десятилетних мальчиков «клубы», члены которых на добровольной основе занимались изготовлением театральных масок, сборкой моделей самолетов и т. д. Дети встречались периодически в течение нескольких недель. Исходя из цели эксперимента, взрослые руководители групп создавали в них атмосферу того или иного типа: «автократическую», «демократическую» или 1ашв5-/агге (полной свободы для принятия решений без участия руководителя). Было обнаружено, что каждый из данных стилей руководства оказывает различное влияние на групповую «атмосферу». Как отмечает в своем учебнике для студентов американский социальный психолог Э. Холландер, особая значимость этой рабо-гы Левина состояла в том, что она открыла возможности экспериментирования в лаборатории на «социальных системах» 32 Раздел I. Формирование социальной психологии как науки I маленького масштаба и свидетельствовала о «достижении 1 социальной психологией своего совершеннолетия»1. Важным I результатом данной работы было также широкое развитие не-; следований в области «групповой динамики». К концу 1930-х гг. социальная психология достигла своего 1 наибольшего развития в США. Подъему социальной психо-: логии способствовало появление трех специальных журналов, • посвященных этой отрасли знания. В 1936 г. Левин основала Общество психологического исследования социальных проблем,.* которое успешно работает по настоящий день, объединяя сей-1 час более трех тысяч социальных психологов США и рядаЯ стран (в том числе и России), В те же годы начинает проявляться все более отчетливая I тенденция привлечения социальных психологов к решению 1 прикладных задач, главным образом в сфере деятельности инду-1 стриальных организаций. В последующем огромное влияние I на развитие социально-психологического знания оказала ВтораяЯ мировая война. По заданиям нескольких военных ведомств™ США было проведено большое количество социально-психсНШ логических работ, охвативших широкий круг проблем. МожноЯ отметить исследования лидерства, морального состояния войскЯ природы паники, первичных военных групп, отношений меж-Я ду представителями различных рас и культур, действия слуш хов с целью контроля над их распространением и ряд другим проблем «психологической войны». Американский социолог Ф. Уэкслер даже считает, что «мас-| совое развитие социально-психологической профессии, по край-ней мере в Соединенных Штатах, было в меньшей степени ре-Я зультатом индустриального научного менеджмента, нежелиЯ созданием военных»2. В последние годы в США отмечается дальнейшее расши-1 рение сферы социально-психологических работ (и теоретиче- < ских и прикладных), возникновение новых научных центровЛ увеличение выпуска дипломированных социальных психоло-п гов. Так, к 1970-м гг. секция социальной психологии и психологии личности стала самым многочисленным подразделением I 1 ШПапйегЕ. Я. Рппар1ез апо1 теЛосЬ оЬоаа! рзусЬоЬду. - N. V., 1971. - Р. 70. 2 ]Уех1егР. Сп1лса1 зоаа! рзусЬо1о§у. — Воз1оп, 1983. — Р. 45. д. Л. Свенцицкий. История формирования научною...____ 33 Американской психологической ассоциации. Социальные психологи составляли одну четверть всех университетских психологов. Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной психологии» считается важной вехой в ее развитии1. Этот фундаментальный труд до сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания. Его последнее дополненное переиздание вышло в 1985 г. В течение двух последних десятилетий можно наблюдать активизацию социально-психологической науки в ряде стран Западной Европы. Здесь все большее число исследователей начинают отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, нежели в США, основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальной психологии «ползучий эмпиризм», делающий акценты на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашают необходимость осуществления исследовательской работы, исходя из более широкого «социального контекста», который включал бы в себя актуальные проблемы современного общества2. Настоящий этап развития социальной психологии как науки оценивается неоднозначно. Накоплен огромный эмпирический (в том числе экспериментальный) материал. Однако высказывается большая неудовлетворенность качеством теоретического осмысления этого материала. В прикладной сфере социальная психология также не оправдывает многих ожиданий. Неслучайно в западных публикациях двух последних десятилетий порой говорится о «кризисе» социальной психологии. Однако современное состояние социальной психологии (даже если согласиться с термином «кризис») можно рассматривать как своеобразную болезнь роста. Социальная психология, Ип& еу С., Атпзоп Е. (Е< 1з.) Напс1ЪооА о/ зоаа! рзусЬо1о§у. — 5 уо! з. — ^ Кеас1т§ (Мазз.), 1968. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе — М„ 1985. 2 Зак. № 465 34 Раздел I. Формирование социальной психологии как науки несмотря на свою долгую предысторию, является молодой наукой. В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Пожалуй, лишь социолог Н. К. Михайловский (1842-1904), которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит прежде всего в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике1. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России. Широкое распространение получила его концепция «геро-, ев и толпы». Рассматривая толпу как «самостоятельное обще-; ственное явление», Михайловский считал, что герой является ' порождением толпы, которая «выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психо-1 логических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мне- ; нию Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливо- •] стью силе личности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядов Михайловского, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной социально-психологической мысли. Значительный вклад в разработку ряда проблем социаль-, ной психологии внес Г. В. Плеханов (1856-1918), революционер и мыслитель, основатель социал-демократического дви- ' жения в России2. С позиций исторического материализма он дал определение понятия «общественная психология», рас- 5 сматривал ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль общественной психоло- 1 Парыгин Б. Д., Рудаков Л. И. Н. К. Михайловский о психологическом фак 2 Парыгин Б. Д. Вопросы социальной психологии в работах Г. В. Плеханова / Л.Л. Свенцицкий. История формирования научного...____ 35 гии в социальной культуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания. Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки. В своих поисках в области социальной психологии отечественные ученые старались в той или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям советской системы. В 1920-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук: психологи К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, Б. В. Беляев, П. П. Блонский, психолог и философ Г. И. Челпанов, зоопсихолог В. А. Вагнер, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев, юрист М. А. Рейс-нер, филолог Л. Н. Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (В. М. Бехтерев, М. А. Рейснер, Л. Н. Войтоловский)1.. Следует особенно отметить труды В. М. Бехтерева (1857-1927), проявлявшего интерес к разработке вопросов социальной психологии еще в конце прошлого века, когда он обратился к анализу роли внушения в общественной жизни. Провозглашая объективные методы единственно возможными при изучении психики, Бехтерев соответствующим образом подходил к явлениям социальной психологии. Групповую психику Бехтерев рассматривал как совокупность «сочетательных рефлексов» (синоним условного рефлекса по его терминологии). Свое понимание социально-психологических явлений он представил наиболее полно в книге «Коллективная рефлексология» (1921). Здесь Бехтерев дает характеристику различных социальных ГРУПП, выступает с оригинальной классификацией коллективов, правда, используя этот термин очень расширительно. При объяснении социально-психологических явлений он обращается Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии / Избранные труды. - М., 1984. 36 Раздел I. Формирование социальной психологии как наукг к основным законам физики, исходя из своей идеи об универсальности последних. Таким образом, законы психологии масс сводятся к физическим законам. Неудивительно, что концепция «коллективной рефлексологии» сразу же вполне обоснование подверглась критике за «механистический материализм». Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной психологии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных Бехтеревым совместно с М. В. Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других. Результаты этих экспериментов, опубликованные в 1924 г., получили широкую известность за рубежом и считаются важной вехой развития соци^ альной психологии'. Большое внимание уделялось в 1920-е гг. проблемам детских. ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Е. А. Аркин, Б. В. Беляев, А. С. Залужный, С. С. Моложавый), В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев). Начинаются поиски в области методов социальной психологии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-29; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы