Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности современной культуры



Современная культура -- это великое множество самобытных культур, которые находятся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».

Современная культура -- это не только множество культур, это - мировая культура, единый культурный поток (течение) от древности до наших дней: от Востока на Запад и с Запада на Восток, с Севера на Юг и наоборот. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда – «оптимистический» и «пессимистический».

Опти­мисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее принадлежит за наукой и техникой, за информацией и рацио­нально организованной экономикой, что ценности запад­ной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются архетипными, истинными, а западный об­раз социокультурной жизни -- единственно правильным.

Пессимисты, начи­ная от Шпенглера, уверены в обратном, что современная ми­ровая культура клонится к закату.

В поисках разрешения этой дилеммы культурология выявила два противоположных пути.

Первый — это надежда разрешить кризисные явления человеческой культуры на путях разума, науки, образования, сознатель­ного подхода ко всему, на основе изменения ценностных ориентиров развития науки и технологии, деятелей культуры и образования, всех звеньев субъектов культуры.

Второй путь можно назвать «альтерна­тивным» или «эзотерическим». Его сторонники предсказы­вают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (Н. Бердяев), или к формам жизни более «естественным» для человека и социума: к жизни -- с ограниченными здоровыми потребностями, с ощу­щением единства с природой и космосом, со свободой от власти техники и общественных институтов гражданского общества.

Оба подхода дос­таточно органичны для человеческой культуры вцелом и для РФ в том числе.

Еще одна особенность современной культуры состоит в том, что наряду с её традиционным, ранее сложившимся образцом, интенсивно идёт форми­рование нового образа культуры.

Традиционный образ мировой культуры связан с идеями исторической и философско-политологической, объективно-субъективной, органической целостности, эгоистическими, этническими или иными представле­ниями о традициях и культурологических учениях.

Новый образ культуры ас­социируется с космическими и экологическими идеями, с эстетическими идеями единства человечества и его судь­бы. Планетарные категории выдвигаются на первый план, как и эстетические.

При этом новый образ культуры рож­дается вместе с новым образом человека, но оформляется и пропагандируется как шоу-масскультура. Вследствие этого доверие к ним у населения подрывается. Сегодня все больше людей приходят к осознанию не­благополучия своей жизни, но выход из сложившегося положения ищут не там, где значимей и эффективней для социума (а значит и для данной личности), а там, где ярче, проще, граждански безопасней и больше обещают -- в движениях «зеленых», «эзотериков», «гробовых» и иных, т. е. в экспериментальных поисках новой нравственности для себя, а в итоге -- в ущерб себе.

Эти и иные движения, например, за новую телесность (натуропатическое пита­ние, музыкальные эксперименты неомодернистов, йоги, разные формы сектантской и иной медитации, зомбирования и т. п.) -- всё это очередные ростки и очаги вечно «новой» и «альтер­нативной» мировой культуры, культивируемой и навязываемой народам РФ извне.

Мы живем в переходное время, когда завершает суще­ствование и развитие один культурный тип человека, складываются условия для образования иного культурного типа.

В этих условиях особенно нужно изучать существующий культурный тип человека, чтобы обеспечить сохранение преемственности памяти, опыта и знаний человеческой этнокультуры по имени «земляне» в человеке грядущей нового этапа человеческой культуры и цивилизации.

Такая работа предпо­лагает, во-первых, максимальное исследование сложившейся культуры человечества и сохранение её лучших этнокультурных образцов, явлений и элементов. Во-вторых, -- усиление общественного контроля за реализацией новых форм культуры -- жизни, новых опытов общения и общежития. В-третьих, -- научно-интеллектуальное обеспечение процессу внедрения новых культурных явлений и условий и прогнозирования многовариантности положительных, отрицательных и опасных своей трагичностью последствий для всех субъектов человеческой культуры.

Последнее предполагает научный анализ причин кризиса сложившегося типа человека, форми­рование требований, предъявляемых к человеку со сторо­ны складывающейся новой культуры, разработку новых идей и форм, способов выражения новых знаковых и символических средств, новых принци­пов и представлений, выражающих данную культуру, разработку новых принципов образования, норм и условий общежития.

Если практическая реализация новых форм жизни и научно-интеллек­туальное обеспечение окажутся эффективными, жизнен­ными, достаточно активными, то это приведет к появлению другого «постновоевропейского» человека: по Н. Бердяеву -- «ново­средневекового» или «мета исторического».

Этобудет человек с иной социокультурой и телесностью (новыми " ор­ганами", технически усовершенствованным телом), с иными духовностью, идеалами, проблемами и социокультурными угрозами восстановления рабства для него и социума.

Реальность формирования новорабовладельческого общественного строя исходит из уже начавшегося в США процесса вживления микрочипов в нейродинамическую структуру тела человека. Это, в настоящее время, позволяет ему управлять радиочастотной техникой, орудиями труда. «Завтра» -- это позволит людям общаться друг с другом мысленно (радиочастотно). «Послезавтра» -- породит желание, а значит и технические устройства для сканирования персональных кодов радиочастот, а затем – для считывания мыслей людей, управления их мыслительной и поведенческой деятельность, превращения их в своих наёмных убийц, сексрабынь, рабов, о чём данные люди и догадываться не будут, якобы считая себя, например, «благотворителями».

В качестве еще одной особенности современной куль­туры можно назвать формирование нового типа культурно­го взаимодействия, включающего понимание этнической и социальной многополярности и многоформности всей мировой культуры и постепенный отказ от упрощенных рациональныхсхем решения культурных проблем на основе узкогрупповой этнокультурной агрессии в навязывании «своей» этнокультуры всем иным народам под лозунгом приобщения последних к вечным и, якобы, «общемировым ценностям» стран «золотого миллиарда».

Исходя из программного положения партии «Единая Россия» и Президента РФ В. В. Путина (ноябрь, декабрь 2007 г.) о развитии России как государства-цивилизации, в РФ актуальное значение приобретают следующие позиции:

способность власти, их должностных лиц и граждан к сохранению и развитию этнокультуры русского национального большинства, как государствообразующего, интернационально сплачивающего и защищающего народы России культурного ядра центростремительных процессов единения государства и этнокультур его народов;

критический анализ совершённых властными структурами Российской империи – СССР и РСФСР -- РФ-Р -- РФ преступлений, ошибок, упущений в области руководства этнокультурными процессами в стране, с целью извлечения уроков и выработки мер по ликвидации их негативных последствий;

разработка стратегической концепции и тактической программы практических мер развития общей российской этнокультуры не менее чем на сто лет (с разбивкой на этапы реализации – два по пятьдесят лет, четыре – по двадцать пять лет, каждые пять лет и ежегодно) на основе государственной и общественной поддержки тех их частей, которые активно способствуют своей культурной деятельностью победе центростремительных процессов единения народов РФ и их культур над центробежными силами сепаратизма;

законодательное регулирование этнокультурных обменов, ограничение и пресечение осуществления этнокультурной агрессии против народов РФ из зарубежных государств на основе принятия нормативных актов, аналогичных, например, тем, какие действуют во Франции, ФРГ, Израиле по стимулированию преимущественного развития в них национальных культур согласно процентным квотам;

признание наличия мировой культуры как многополярной, т. е. многонациональной, конструкции, каждый элемент которой является субъектом с уникальной этнокультурной самобытностью, умениями и знаниями, которые надо беречь, уважать и включатьв центростремительный процесс единения человеческой культуры и цивилизации.

Новый тип социокультурного действияполностью является частью очередного этапа социального совершенствования человеческой культуры и подчиняется закономерностям, ло­гике культурного развития (нанотехнологий, коммуникаций и др.) в Российской Федерации и на всей Земле во имя культурного прогресса и обеспечения скорейших условий для сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации и этнокультуры «землян».

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «социализация культуры» и приведите примеры?

2. Что такое культурная динамика?

3. Дайте определение понятий – «культурная трансмиссия» и «культурная аккумуляция» и «культурный лаг»?

4. Охарактеризуйте понятия – «прогресс», «социальный прогресс», «реформа», «революция», «культурная интеграция»?

5. Какое место, роль и значение занимает время в культуре?

6. В чём заключается формообразующая роль времени в культуре?

7. Значение школы, как институционального механизма социальной памяти и в социализации культуры личности?

8. Что общего и в чём различие понятий «профессионально-организационная культура» и «корпоративная культура»?

9. Перечислите основные организационные ценности предприятия, влияющие на его корпоративную культуру?

10. Значение мифологии в корпоративной культуре?

11. Поясните сущность четырёх основных типа культуры предприятия?

12. Что такое искусство (определение и формы проявления)?

13. Перечислите ис­кусствоведческие науки и назовите области их научных интересов?

14. Дайте определение понятию «художественный образ»?

Когда и какие виды изобразительного искусства впервые возникли?

15. Перечислите социальные функции искусства?

16. Перечислите отличия в познавательной роли науки и искусства?

 

Литература

1.Антология исследований культуры. T.I. СПб, 1997.

2. Антология культурологической мысли / Под ред. С.П. Мамонтова, А.С. Мамонтова. М, 1996.

3. Бакшеев, А.И. Истоки и развитие советской культуры (октябрь 1917 – 1929): Монография/А.И.Бакшеев; Краснояр. гос. ун-т.- Красноярск, 2005.

4. Бердяев, Н.А. Русская идея/ гл. 1 //Вопросы философии. М., 1990. № 1.

5. Он же. Психология русского народа // Бердяев, Н.А. Судьба России. М., 1990.

6. Он же. Новое средневековье. М., 1991.

7. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

8. Бочкарёв, В.П. К вопросу о структуре гносеологии// Наука, образование в системе культуры./ Материалы всеросс. науч.-практич. конф. в сентябре 2003 г. Красноярск. КГАУ. 2003

9. Бутенко, А.П. Колисниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство/ А.П. Бутенко, Ю.В. Колисниченко //Социологические исследования 1996 №5

10. Вебер, А. Германия и кризис европейской культуры // Культурология 20 века М., 1995.

11. Гуревич, П.С. Культурология. М., 2001.

12. Он же. Философия культуры. М., 1994.

13. Генон, Р. Кризис современного мира М., 1991.

14. Замышляев, В.И. Историко-социальные субъекты культуры: монография.- Красноярск, Сиб. Гос. аэрокосм. ун-т, 2007.

15. Кондаков, И.В. Менталитет русской культуры // Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры М., 1997.

16. Кравченко, А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов/А.И.Кравченко. – М.: Академический проспект, 2002.

17. Культурология: учеб. для вузов/ ред. Н.Г.Багдасарян - 5-е изд. испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2006.

18. Культурология: учеб. пособие для вузов/ А.П.Скрипник. – М.: Гардарики, 2006.

19. Культурология: учеб. пособие для вузов/ Под ред.: А.И.Шаповалова, 2007.

20. Культурология: учеб. / под ред.А.Л.Залкина. – М.: ЮНИТА, 2007.

21. Культурология: учеб. / под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 2005.

22. Культурология: учеб. / Б.А.Эренгросс, Р.Г.Апресян, Е.А.Ботвинник. – М.: Оникс, 2007.

23. Культурология: учеб. / под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 2005.

24. Культурология: учеб./под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана – М.: Высш. образование, 2005.

25. Культурология ХХ век: энциклопедия: в 2-х т.- Спб.: Университетская книга, 1998.

26. Лисовский, В. " Культура" и " Цивилизация" // Философская и социальная мысль. М., 1993. №1.

27. Малюга, Ю.А. Культурология: Учебное пособие. 2-у изд, доп. и испр.- М.: ИНФРА-М, 2001.

28. Мень, А. История религии: в 7 т./А. Мень.- М., 1991.

29. Ортега - и - Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991.

30. Он же. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

31. Он же. Восстание масс // Х. Ортега - и – Гассет. Эстетика. Философия. Культура. М., 1991.

32. Пушкарев, Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. М., 1995. №3.

33. Решетников М.М. Современная российская ментальность. Народ - идеология - власть Спб., 1996.

34. Русский менталитет М., 1995.

35. Старостин Б. Историография Шпенглера и наше время // Европейский альманах. 1991. М., 1991.

36. Ткачёва, В.М., Кригер, Н.В. Основы валеологии: тексты лекций/ В.М.Ткачёва, Н.В.Кригер./ГУЦМиЗ.-Красноярск, 2004.


Поделиться:



Популярное:

  1. Cодержательные и организационные особенности построения курса «Основы технологии интеллектуальной адаптации коренных народов северных регионов»
  2. I. 45. Особенности питания и удобрения льна.
  3. I. Основные подходы к определению и изучению культуры.
  4. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века
  5. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века.
  6. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
  7. I.Сущность космогонических теорий культуры
  8. II. 11. ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ
  9. II. Важнейшие направления развития западноевропейской художественной культуры XIX века
  10. II. Лексика ограниченного употребления в современной языковой ситуации
  11. II. Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях.
  12. II. Ценности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь