Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 6. Основные формы и механизмы социализации культуры.



Социализация культуры -- это процесс нарабатывания и усвоения культурных норм, умений, знаний и освоения соци­альных ролей. В результате социализации человек культурно взрослеет, превращаясь в социокультурную личность.

Воспитание является важной частью процесса социализации. Воспитание -- целена­правленная передача интеллектуально-мировоззренческих (этических) норм, правил и технологий достой­ного поведения, орудийно-хозяйственной деятельности от старших поколений младшим.

Семья -- институт первичной социализации, так как она первое, с чем сталкивается ребенок при ро­ждении, и основное место, где формируются довери­тельные личные отношения.

Школа -- главный агент (институт) вторичной социализации, дающий детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в общественных и гражданско-политических процессах.

Важное место в социализации личности выполняет и искусство, развивая в личности творческий потенциал, художественное восприятие и оценку самой себя и окружающей среды – природы и социума.

Культура никогда не остается неподвижной.

 

6.1. Культурная динамика

Нарабатывание в первобытном обществе первооснов человеческой культуры -- результат антропологической и социокультурной эволюции че­ловеческого рода, в течение которой произошли важ­ные изменения в строении тела. Прежде всего, это пере­ход к прямому хождению, освободивший руки для пользования орудиями труда, что разнообразило многообразие упот­ребляемой пищи; новая пища, в свою очередь, вызвала серьез­ные изменения в строении челюстей, органов пищева­рения и мозга человека. Прямая походка изменила структуру скелета и гортани, чем обусловила возникновение у человека речи.

Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих ограниченное количество действий, заменила совокупность навыков -- система практических умений, приобретенных путем передачи знаний от поколения к поколению и их тренировки.

Культура, по оп­ределению антропологов, -- это совокупность социальных навыков, умений и знаний человека в динамике времени и пространства.

Процесс социализации человека проходит фазы (стадии его жиз­ненного цикла) -- детство, юность, зрелость и старость.

Изменения и модификации черт культуры во времени и пространстве, проявляемых через рационализацию и изобретения, количественно и качественно характеризуют процесс культур­ной динамики личности и социума.

Рационализация и изобретения -- новые комбинации созидательного творения известных культур­ных элементов или комплексов (новый способ изготовле­ния вещей, т. е. технологии). Это -- не только технические и научные новации, но и социально-институциональные (созда­ние новых форм, средств, механизмов орудийно-хозяйственной и знаковой деятельности, а также общественного самоуправления и государственного управления).

На первом этапе первобытного состояния рационализация и изобретения проявились у человека в подражании природе, затем -- в создании предметов, которых нет в природе, например, превращение палки и камня в средство обороны; «при­ручение» огня и животных; превращение оружия в орудие труда; строительство жилищ вне пещер; создание искусственной предметной среды (вторичной природы).

Следующими этапами были - изменение природы (строительство оросительных и ирригационных каналов) и формирование социального механизма памяти: специализированного института сохранения накопленного опыта и передачи его новым поколениям на основе устного творчества в форме мифа и личного, а затем и опосредственного, контакта субъектов общения в процессе их культурной трансмиссии.

Культурная трансмиссия -- процесс, благодаря кото­рому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение, что делает возможным явление преемственности культуры, ее не­прерывность во времени и пространстве, формирование культурной аккумуляции.

Культурная аккумуляция -- про­цесс, конечное завершение которого - образование культурного наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Когда в те­чение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами -- посредством культурных заимствований (целенаправленного под­ражания), культурной диффузии (стихийное распростра­нение), путём независимых открытий.

Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории культуры человечества, как прогресса его социализации.

Прогресс -- сумма качественных позитивных последствий крупномасштаб­ных изменений в обществе, превышающих сумму негативных. противном случае имеет место регресс как в любой иной системе: система или развивается или деградирует, но долго никогда не может находиться в состоянии «застоя».

Социальный прогресс -- глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Различают постепенный (эволюционный, реформистский) и скачкообразный (рево­люционный) виды социального прогресса.

Реформа -- частичное усовершенствование в отдельной сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих ос­нов существующего социального строя.

Революция -- ком­плексное изменение всех или большинства сторон технологий об­щественной жизни, затрагивающее основы существую­щего строя. Она носит скачкообразный характер и пред­ставляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Величайшая революция в истории человечества -- неолитическая.

Изменение культуры в обществе не обязательно должно быть равным и одновременным во всём обществе, возможен и «культурный лаг».

«Культурный лаг» -- ситуация, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие – медленнее. Культурное запаздывание происходит в тех случаях, ко­гда нематериальная (духовная) культура не успевает при­способиться к опережающему развитию материальной культуры (например, вследствие специфики развития научно-технического прогресса).

Культурная же интеграция - взаимосвязь различных час­тей или элементов культуры, объединенных в некую цело­стность. Интеграция, как процесс слияния, единства культур под воздействием центростремительных (патриотических) сил общества осуществляется с целью сближения основных элементов социальных и этнических культур или их частей с временным сохранением наличия различий во второстепенных элементах.

Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то в результате действия центробежных (сепаратистских) тенденций единая культура рас­падается на множество культур, происходит процесс дезинтеграции и диверсификации куль­туры -- разветвление доминирующей культуры на множе­ства субкультур. В этом случае, создаются предпосылки для активизации проникновения в данное общество чужых или чуждых этнокультур в форме этнокультурной экспансии.

Этнокультурная экспансия (от лат. -- распространение) -- расширение сферы влияния доми­нирующей (национальной) культурыза первоначальные пределы или государственные границы территорий иных этнокультур.

Термин«модернизация» относится не ко всему перио­ду социального прогресса общества, а только к его современному этапу.

Органическая модернизация -- момент собственного развития страны, которая подготовлена всем ходом предшест­вующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация -- ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Это способ «до­гоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики.

Таким образом, органическая модернизация идет «снизу», а неорганиче­ская -- «сверху».

Культурная диффузия -- стихийное и никем не кон­тролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Например, многие ругательные слова в русском языке есть заимствованные слова из языка иных народов -- немецкого, французского, английского и других, которые подверглись преобразованию из знаков-обозначений в знаки-символы со специфическим смыслом, уже ничего общего не имеющими с их первичным этимологическим значением. В то же время, вследствие общения разных этнокультур, особенно под воздействием научно-технического прогресса у всех народов мира происходит интернационализация словарной базы в их национальных языках.

Глобализация -- ускорение правительством стран «золотого миллиарда» (Европы, США и Канады) этнокультурной и политико-правовой интеграции народов в единую и ими возглавляемую мировую систему, с единым правительством и нормативно-правовой базой (конституцией), вызванное развитием современных транспортных средств, экономических связей, СМИ, Интернета, изменением климата и истощением природных ресурсов на планете.

Глобализация (в результате аккультурации и ассимиляции) несет в себе народам мира угрозу ут­раты своей этнокультурной самобытности в результате этнокультурной экспансии народов из стран, накопивших богатства за счёт эксплуатации своих многочисленных колоний.

Человеческая культура богата и самодостаточна для дальнейшего своего развития только благодаря огромному наличию множества разнообразных этнокультур, как носителей уникального и бесценного для человечества опыта жизнедеятельности, поэтому сохранение этнокультурного многообразия и своеобразия в современном человеческом сообществе есть высшее достижение цивилизации и задача культурной политики стран ООН и правительства всех государств.

Культурная поли­тика -- система практических мероприятий, финансируе­мых и регулируемых органами власти всех уровней (государства, его государство образующего субъекта, муниципального образования) и их должностными лицами, направленная на сохране­ние и развитие этнокультурного наследия, как каждого своего народа, так и на формирование общих для всего многонационального сообщества своих сограждан этнокультурного потенциала.

Содержание, формы, механизмы, принципы и идеология (нравственная или безнравственная) этнокультурной политики власти, запросов и готовности общества определяют сущность и качество, место и роль институциональных мер по социализации культуры личности и социума, созданию предпосылок для будущего, постепенного и добровольного слияния отдельных этнокультур государства в этнокультуру единого и нового метаэтноса.

Именно таким образом ранее сложились все современные метанации с многочисленным антропологическим расовым разнообразием внутри себя – русские, французы, англичане, евреи, немцы, китайцы, датчане, норвежцы и др.

Процесс формирования новых метанаций продолжается в европейском, латиноамериканском, североамериканском, африканском, российском и иных этнокультурных сообществах.

В связи с этим, считаю деструктивным вопрос – Россия есть Запад или Восток? Это всё равно, что спросить: «Африка – Восток или Запад? А Латинская Америка? ».

Россия -- уникальная и самодостаточная цивилизация с имеющимися как предпосылками формирования в будущем нового метаэтноса, так и сильными сепаратистско-центробежными тенденциями, в первую очередь, среди национальных элит титульных народов РФ.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь