Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Время как формообразующий фактор культуры
Время в культуре выражает определенные ритмы и последовательность действий, закрепляет ориентациинаопределенный модус времени, превалирующий в данной культуре. Время -- то посредствующее звено, через которое передается информация о способах социальной жизни и ценностях определенной культуры. В этой информации в свернутом виде задана ритмика деятельности предыдущих поколений, которая может быть забыта, а может быть использована. И смена поколений выступает как эволюционный или революционный разрыв линии сохранения культуры иее обновления. Поэтому при описании любой культуры время выступает важнейшей составляющей. Так как категории «время» невозможно подобрать однозначный чувственный субстрат, следует вычленить те социальные образования которые, навязывая обществу определенную последовательность и ритм действий определенный строй мышления выражают этимвремя данной культуры. Итак, время в культуре -- это: последовательность действий, которая переписывается через традиции и задается через имя (в архаической формации) или через схемы технологий (в позднейших формациях); смена поколений, через которую осуществляется разрыв непрерывной традиции, опыта, способа деятельности. значение, которое приписывается определенным моментам времени. Эту рольвремя играло еще в мифе, который был наглядным временем и судьбой для его носителей, так как он воплощал в себе календарь, социальную память и осуществлял проекцию в будущее; ключевое представление в категориальной сетке мышления и в модели мира, выстраиваемой каждой культурой. В обществе время необратимо, как и в природе, но каждый социальный процесс существует не изолированно, а во взаимодействии с множеством других. Объективное время «живет» в множестве субъективных времен в переживаниях и фантазиях людей, умножаясь в них. Поэтому нельзя говорить об одномерности социального времени. В связи с этим жизнь поколения может быть рассмотрена как плоскость, пересекающаяся с временными плоскостями других поколений. В точках пересечения происходит «подлаживание» временных параметров жизни одного поколения к другим, темпы работы, распорядок дня, сезонные предпочтения и увлечения, скорости передвижения (от улицы до карьеры) -- все это «задается» тем поколением, которое в данный исторический момент является «собственником» времени общества. То есть временное понятие «поколение» может быть рассмотрено как поле, в котором разворачивается превращение социальных времен. Такое понимание исходит из объективной затаенности социального времени (его ритм обусловлен технологическими особенностями материального производства). Но так как время всегда переживается, это добавляет к егоизмерениям еще одно. Благодаря сосуществованию поколений в один и тот же момент, индивид, живя «настоящим» своего поколения, заглядывает (усваивает, использует, прогнозирует) в «прошлое» и в «будущее» через «настоящее» последующего и предшествующего поколений. Формообразующая роль времени в культуре проявляется в том, что каждая культура самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь и обозначая дату своего рождения. Аналогичный процесс происходит на уровне каждого государства (оно обозначает и дату своего рождения, и основные вехи своего развития -- государственные праздники), и на уровне семьи (годовщина свадьбы, дни рождения и т. д. Это могут быть и любые события, осознающиеся как священные, значимые. Дальнейшее направление развития культуры соотносится с вехами-событиями, ориентированными на сферу ценностей. Организованной человеческой деятельности придается высший смысл через соотнесение ее ритма с ритмами наиболее значимых событий, носящих мифохудожественный или ритуально-прагматический характер. Благодаря этому время становится главным организующим началом для функционирования самоосознавшейсебя культуры. В каждый момент времени общество «опоясано» различными, в том числе встречными (из прошлого и из будущего), темпоральными потоками. Все они являются объективными для каждой отдельной личности (представляясь как ритмы, длительности, временные последовательности и другие отношения объективных социальных процессов или как временные представления, заложенные в общественном менталитете). Выделение специфических периодов времени и временных шкал зависит от значений, им приписываемых, от смыслов, которые в них вкладываются; время является частью, этапом человеческой деятельности и меняет свои хронологические характеристики в зависимости от целей деятельности. Таким образом, социальное время как последовательность и ритм объективных социальных процессов не дано нам непосредственно, а становится достоянием наших мироощущений и разума через культурные процессы и их результаты.
Школа как феномен культуры Школа – второй, после мифа, социальный вид и институциональный механизм сохранения социокультурной памяти предков и передачи их знаний и опыта потомкам. Она составляет основу современной культуры и жизнедеятельности общества, и в то же время отражает в себе основные противоречия общества. Чем лучше работают учителя, чем выше их знания и профессиональное мастерство, тем лучше подготовлены ученики к практической деятельности в избранной профессии. Но самый подготовленный и талантливый учитель не может дать больше того, что могут усвоить учащиеся. Уровень учащихся зависит от уровня образованности семей. Если семья и информация в СМИ тенденциозна своей неграмотной ангажированностью, тов массе своей ученики получат в школе практическую грамотность и оставят школу, не видя смысла в дальнейшем образовании. Если же семья обладает практической грамотностью и целеустремлённостью, то ученики в основной своей массе тоже становятся целеустремлёнными и получают профессиональное образование. Образование представляет собой последовательное повышение уровня образованности общества, коррелированное со сменой поколений; каждый этап такой смены занимает минимум 20 -- 25 лет. Вцелом, темп развития просвещения и качество образованности общества зависят от школьной системы. Если школьная система предъявляет унитарные требования на всех ступенях образования, то учителя должны иметь достаточно однородную подготовку (что означает достаточно невысокий их уровень). Не унитарные требования разделяют уровни подготовленности и работы учителей и разные уровни образования в пределах одной и той же ступени обучения. Тип системы и стандарты образования порождают тип учителя, но и учительство принимает или отвергает системы и стандарты образования в зависимости от своей подготовленности. А это связано с методами управления системой образования и с уровнем образованности семей. Решение вопроса о школьной системе иее отношении к учительству -- дело педагогики (искусства поставить перед образованием посильные задачи и решить их), которая предлагает для общества ту или иную идеологию и тем самым модулирует будущее общество. Но само общество (масса людей и те, кто ими управляет) и власть выдвигают перед педагогикой свои требования, которые нередко входят в конфликт с тем, что предлагает и может педагогика, часто выступая культурной оппозицией безграмотной и пошлой информации отдельных журналистов и СМИ («желтая пресса»). Споры между обществом и педагогикой обычно касаются содержания учебного предмета (чему и как следует учить? ), так как содержание образования предполагает и тип воспитания граждан. От содержания учебного предмета зависят науки, искусство, трудовое мастерство, ступень гражданственности личности и социума. Эти области деятельности реализуются в зависимости от учебного предмета, но все же самостоятельно, и нередко опережают содержание учебного предмета, но сам учебный предмет обладает абстрагирующей, обобщающей силой и требует для своего построения высокой эрудиции и наличия желаний у обучающегося и его окружения. Способность заниматься и вмещать в себя в краткие сроки образования сумму знаний и умений зависит и от физической культуры, а развитие физкультурного образования зависит от уровня здоровья и активности народа, понимания им надобности физического развития. Школа, выступая воспитывающим передатчиком молодёжи социальных знаний и опыта старших поколений, этим обеспечивает обществу развитие. Дети, воспитанные школой, являются творцами, распространителями, носителями того или иного стиля культуры, носителями активной или пассивной, нравственной или безнравственной гражданской позиции, что во многом зависит не только от учителей, преподавателей, но и от семьи, и от идеологии и практики действий должностных лиц системы образования. Формируя социокультурные ценности, образование структурируется по ступеням обучения и разделению образования на общее и специальное. Общее образование создаёт важные предпосылки получения специального профессионального образования, развития профессионально-организационной культуры. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы