Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика субъектов культуры
Полноценное понимание феномена человеческой культуры не представляется возможным без выявления творчески-созидающего начала, деятельного субъекта, творца культуры. Человек и культура -- объекты обогащающие и творящие друг друга. Материализованное «тело культуры», отчуждённое от человека, лишается динамики, движения, жизненности. Реальная живая культура неотделима от общественного человека -- субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объективированным миром «второй природы». Но и сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие, личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. п. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. И только в результате совокупного воздействия культуры социума он становится социокультурной личностью, творчески-созидающим нравственным субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет ее, вносит в нее нечто новое, творит ее. Кто же выступает в роли субъекта культуры? Субъект культуры - это созидатель, творец культуры на субкультурном уровне и форм проявления экспериментального творческого процесса. Основными звеньями цепочки субъектов культуры являются -- личность, социальная группа, этнос, территориальное и региональное сообщество, человечество. Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности в культурно развитую личность, что возможно только в результате её культурной социализации и специализации. Поэтому первичным субъектом культуры является не просто человек, как биологический вид животного мира, а социокультурно развитая личность, субкультурно созидающая саму себя и влияющая на культурогенезис общества. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. В этом случае субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира «второй природы». Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он, став личностью, включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих отношений, ибо культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культуро созидающим субъектом являются и иные звенья «цепочки» субъектов культуры. Мировая культура -- это результат совокупной, этнически и социально многообразной, многовидовой и многоформной деятельности родового субъекта -- человечества. Понятие «человечество» употребляется для обозначения предельных общих качеств субъекта культурно-исторической деятельности. Деятельность личности, как субъекта культуры, детерминирована наличной культурой, присущими ей кодами, матрицами, стереотипами, нормами и внутренними потенциалами -- познавательным, проективным, аксиологическим, творчески-продуктивным, художественным, коммуникативным. Познавательный потенциал определяется объемом и качеством ощущений, чувств (отношений), информации, знаний, умений, опыта, которыми располагает личность о внешнем мире, природе, культуре, обществе, себе самой, своем сознании и самосознании. Проективный потенциал предшествует творчески-продуктивным видам деятельности, предлагая идеальные модели и технологию создания будущих конструкций. Он определяется качественным уровнем развития фантазий и представлений, замыслов и желаний, знаний и опыта по реализации в практике тех или иных проектов. Аксиологический (ценностно-ориентационнай) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации (взросления) системой и нормами культурных ценностей, ценностной ориентацией и отношениями во всех областях человеческой жизнедеятельности -- нравственной, политико-правовой, религиозной, эстетической, производственной, досуговой и иных сферах, т. е. её и социума целями и устремлениями, жизненными идеалами и убеждениями, мировоззрением. Творчески-продуктивный потенциал личности определяется полученными, усвоенные из предшествующего опыта и самостоятельно выработанными умениями, знаниями, навыками, желанием и способностями к действию и мерой их реализации в какой-либо сфере труда или деятельности. Коммуникативный потенциал определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми. Когда кто-либо ограничивает себя или других в общении или навязывает себе или другим презрение к общению, то данная личность и у себя, и у объектов своего культурного воздействия разрушает ауру личной значимости (ощущение и чувство собственного достоинства, своей важности, полезности, нужности для социума), благополучия и жизненной безопасности, у них формируются негативные социокультурные (психологические) комплексы и культурологические установки, следствием которых часто являются алкоголизм, наркомания и токсикомания, шизофрения и суицид: если я никому (ей, ему, им) стал не нужен, то и мне никто не нужен, а зачем тогда жить? Именно поэтому общение людей есть одна из наивысших ценностей культуры личности и социума. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных ощущений, желаний, потребностей, знаний и умений личности, тем, как она их удовлетворяет, а также тем, что предлагает общество, властно-управленческие структуры и их специалисты, уровень развития их культуры для реализации потенциальных возможностей субъекта в области художественного творчества. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Содержание его разума всегда наполнено смыслом и значениями, мозг человека постоянно oпeрирует информацией о внешнем и внутреннем мире. Содержание индивидуального сознания в виде системы мыслительных представлений, идей, ценностей и тому подобное, которые в данный момент времени не используются субъектом, объективируются и хранятся в его мозге на морфологически генетическом уровне в форме памяти.Память индивида (подсознание) -- это хранилище всего его и им унаследованного от предков жизненного опыта, знаний, результат его бытия и функционирования в сфере культуры. Содержание сознания личности в форме актуально-переживаемой субъективной реальности и памяти объективировано в мозгу и существует в неотчужденном от индивида виде, оно есть результат интериоризации (присвоения себе) культуры субъектом. Однако содержание сознания индивида объективируется также и в общественно значимых формах, когда оно, «отчуждаясь» от индивида, приобретает «самостоятельное» бытие - в речи, во всевозможных записях, в произведениях искусства, в научных открытиях, в процессе общения, в духовной деятельности или в продуктах материальной практической деятельности. Личность, будучи носителем освоенной и нарабатываемой культуры, как субъект культуры, нередко сталкивается с трудностями в реализации своих потенциальных возможностей, индивидуальных устремлений, поскольку наличная культура, характер общественных отношений и действия управленческих структур и должностных лиц не всегда создают для этого условия, ограничивают, сдерживают или, наоборот, повышают ее активность, продуктивность и результативность. Личность (как субъект культуры) в процессе культурно-исторического творчества вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры: социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и последующие цепочки групп: малая (контактная) группа (семья, круг друзей, учебная группа), трудовые коллективы, организации и объединения, социальные институты, слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом. Каждое из этих социальных объединений по-своему, в соответствии со своим социальным предназначением, присущим ему способом социального взаимодействия и деятельности, реализует себя в качестве творца многих субкультур, в совокупности множественного единства и схожести их большинства, исторически формирующих общую и доминирующую культуру того или иного общества. Например, кмалым социальным группам со своими субкультурами относятся добровольные и профессиональные ассоциации, специализированные объединения и кружки, круг поклонников-фанатов (музыкальных или спортивных групп), культурные срезы (интеллигенция осуществляет духовную поддержку культуре в целом или ее отдельным видам и направлениям), семьи (в них происходит первичная социализация и инкультурация человека), коллективы малого и среднего бизнеса. К большим же социальным группам относятся этнос, род, племя, народ -- устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими предками, традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка); профессиональные группы -- трудовые коллективы крупного бизнеса, отраслевые группы специалистов – врачи, учителя, судьи, прокурорские работники и т.д.; непрофессиональные группы -- зрители, читатели, поклонники; аудитории -- читательская, зрительская; иные иерархично-организационно структурно созданные или сформировавшиеся неформальные группы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы