Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Место и роль морали в культуре
Мораль (от фр. – нравственность) – нравственная совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения. Мораль возникла как исторически первая форма общественного сознания задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания. Моральное сознание происходит в условиях общественного бытия, т. к. в любой системе экономических отношений функционируют два уровня интересов -- интересы различных социальных общностей (рода, класса, нации и т. д.) и интересы отдельных индивидов, входящих в состав этих общностей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. В реальной действительности сочетание этих двух уровней интересов всегда конкретно, исторически обусловлено, носит противоречивый характер. Моральное (нравственное) сознание включает два вида нормативов - нормы морали и принципы морали. Нормы морали - это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях. В таком качестве выступают представления о гуманизме, добре, долге, совести, стыде, честности и прочие. На каждом этапе исторического развития и в разных странах представления о нормах морали менялись. Принципы морали – понятия более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, а в целой системе общественных отношений. К нравственным принципам относятся положения «чти отца своего», «не укради» и иные. Вместе с моралью взаимоотношения между людьми в обществе регулирует и право. Оно, также как и мораль, включает в свои структуры нормативы и принципы. Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь, проявляющиеся в том, что мораль и право имеют общий объект для регулирования - общественные отношения, имеют сходные структуры для осуществления процесса нормотворчества, должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости, не должны противоречить друг другу, хотя между ними и существует ряд отличий. Отличия права и морали состоят в следующем: в правовых актах выражается воля власти в интересах государства, а в моральных нормах и принципах -- общественное мнение; нормы права содержат в себе сумму предписаний гражданам, санкционированные от имени государства, а моральные нормы формируются в процессе непосредственного поведения и общения людей в обществе; нормы и принципы права всегда конкретны, однозначны в толковании, а понимание моральных истин может зависеть от различного их восприятия и толкования. Моральная культура -- это исторически сложившаяся система традиционных, устоявшихся фиксированных, нормативных отношений между людьми. Элементы моральной культуры - обычаи, правила поведения, нравы данной культуры. К основным понятиям морали (нравственности) относятся: -- добро и зло (противоположные нравственные начала в человеке, выражающие позитивное, созидательное, гармоничное качество личности (добро) или агрессивное разрушительное, эгоистичное состояние индивида (зло); -- долг -- необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств; -- совесть -- соотнесение поступков человека с общепризнанными нормами морали; -- гуманизм - признание человека высшей ценностью. Принцип гуманизма получает свое наиболее яркое выражение в так называемом «золотом правиле нравственности», которое предполагает отношение к другому как к самому себе. В общественной системе мораль занимает особое место: это сфера духовной жизни, специфическое сознание; это практическая деятельность индивидов и социальных групп, направляемая моральным сознанием. Целью моральной деятельности является объединение человеческих усилий, направленных на гуманизацию всей социальной системы. Источник содержания морали -- потребности людей в совместной жизни, в согласованности целеполагания, во взаимной поддержке. Аномия в культуре Термин «аномия» (др. гр. - безнормный, беззаконный) встречается у Платона, в Библии, у английского историка XV в. У. Лэмбейрда, у французского философаXIX в. Ж. М. Гюго. В научный оборотэтопонятие ввел Эмиль Дюркгейм. Р. Мертону принадлежит концептуальная разработка понятия аномии, как противоречивого единства - рассогласования между социальной и культурной структурами. Суть аномии в том, что когда невозможно достичь определяемых культурой целей законными, одобряемыми обществом средствами, тогда их осуществление реализуется незаконным образом. По Талконту Парсонсу аномия -- явление фрустрации, возникающее в ситуации, когда не выполняются ожидания человека, оказывается невозможным удовлетворить значимую для него потребность и тогда возникает разрыв между мотивом деятельности и его результатом. Отношение человека к фрустрации может быть различным приспособленческим, то есть подавлением неудовлетворенной потребности или отчужденным, когда господствует желание избежать фрустрации. Соответственно поведение человека может быть активным или пассивным. При этом приспособленческая активность ведет к инновации, приспособленческая пассивность -- к ритуализму, отчужденная активность - к мятежу, а отчужденная пассивность -- к ретритизму (уходу). В данной ситуации третья переменная -- это отношение к нормам и «социальным целям», то есть -- к человеку, к социуму. По Роберту Мертону аномия на уровне общества -- это конфликт между социальными подсистемами, а индивид -- это элемент данных подсистем, иллюстрирующий закономерности общесоциологического плана. Мертон считал, что описание структурных элементов социума, которые определяют девиантные формы поведения и возникновение социокультурного кризиса, как их крайнего выражения, являются лишь прелюдией к изучению социально-психологических процессов, обусловливающих какую-либо форму протекания этих явлений. Психологическая аномия (Лео Сроул для ее обозначенияввел новый термин «anomia» в отличие от дюркгеймовского варианта -- социальной аномии - «anomie») -- это состояние сознания, в котором чувство социальной сплоченности или этнической привязанности и ответственности оказывается разрушенным. Для человека в таком состоянии не существует никаких общепризнанных нравственных норм, он отрицает свою ответственность перед обществом и не признает жизненных ценностей других людей (Р. Макайвер), теряя ориентиры будущего, он лишается прошлого и настоящего («утрачивает биографию»). В условиях социокультурного кризиса утрата биографии означает деидентификацию человека, то есть индивид не получает ожидаемой реакции со стороны социума на свои действия. «Разрушение себя» выглядит как превращение социального мира в искривленное зеркало, которое перестает отражать интересы и потребности человека. В ходе социальных контактов люди перестаютреагировать привычным для индивида образом, что влечетза собой глубокое чувство неудовлетворенности, депрессивные психозы (Г. Гарфинкель). Л. Сроул фиксирует несколько элементов аномии, связанных с различными сферами жизни человека: в политической области индивид считает, что лидеры занимаются только своими делами и безразличны к его потребностям, социальное устройство воспринимается таким человеком как хаотическое, не поддающееся рационализации (рациональному объяснению);. жизнь им воспринимается как бессмысленная; уже достигнутые цели им вновь осознаются как недостижимые; отношения между людьми приобретают искривленно-абстрактный характер. Критики школы Л. Сроула (Д. Тивен) полагают, что восприятие человеком аномии определяется, прежде всего, ощущением внешней аномии, аномии окружающих. Понятие аномии рассматривается и в историческом аспекте. Любому обществу свойственна некоторая степень аномии, разброс в истолковании норм и правил поведения, т. к. в противном случае резко ограничивается индивидуальная свобода (К. Бэй). Эта идея подтверждена наблюдениями Э. Димена, который зафиксировал, что дети, воспитанные «в ежовых рукавицах», более склонны к девиантным формам поведения, чем дети, поощряемые родителями к самостоятельности. Но, по мнению Р. Хилгерта, аномия является тенденцие» к социальной смерти. В наиболее резком ее выражении она есть «смерть общества». Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение понятия «материальная культура и поясните его? 2. На какие составные части подразделяется культурная деятельность субъектов культуры по развитию материальной культуры? 3. Назовите основные орудийно-хозяйственные виды деятельности исторически нарабатывающие материальную культуру человечества? 4.Перечислите категории материальной культуры? 5. Назовите составные части духовной культуры? 6. В чем заключается сущность древнегреческой триады духовной культуры? 7. Что означают понятия «культурная норма», «функции культурных норм» и «виды культурных норм»? 8. Дайте определение понятий «мораль» и «право», в чём их отличие? 9. Перечислите и поясните систему ценностей духовной культуры? 10. Какую роль выполняет нравственность в культуре? 11. Дайте определение основных понятий морали? 12. Охарактеризуйте общие черты и отличие точек зрения Т. Парсонса и Р. Мертона на сущность понятия «аномия» в культуре?
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы