Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальные функции искусства
Искусство выполняет множество социальных функций. Эстетическая функция -- искусство как формирование творческого духа и ценностных художественных ориентаций: искусство строит ценностные нормы в сознании человека, учит его ощущать и осмысливать жизнь через художественную образность. Ничем не заменить специфическую способность искусства формировать художественные вкусы, способности и потребности человека, и этим ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты. Гедонистическая функция -- искусство, как художественное наслаждение и объяснение: помимо наслаждения, оно развивает органы ощущений личности, а сюжетом образов формирует в сознании осмысленность значимости предлагаемых зрителю, читателю, публике художественных образцов. Таким образом эстетическая и гедонистическая функции искусства тесно взаимосвязаны, они сопровождают, окрашивают, придают смысл произведениям искусства. Общественно-преобразующая функция -- искусство как деятельность проявляется в идейно-эстетическом художественном воздействии на людей через включение их в ценностно-ориентированную художественно-творческую и иную деятельность и, таким образом, искусство участвует в социальных преобразованиях всех субъектов культуры. Сам процесс художественного творчества -- это преобразование с помощью воображения, впечатлений от действительности в художественных образах. Художник реализует жизненный материал художественного образа, используя мрамор, краски, слова, интонации, создавая скульптуру, картину, поэму или симфонию. Таким образом, искусство -- творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Компенсаторная функция -- искусство как утешение имеет три основных аспекта -- отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный), утешающий и собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Искусство своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. Познавательно-эвристическая функция -- искусство как знание и просвещение. Искусство способно к освоению и познанию тех сторон жизни, которые пока недоступны науке. Изображая явление, искусство открывает его, возвращая ему первозданную прелесть, оттачивает наши социокультурные ощущения и желания, учит по-человечески воспринимать и познавать мир. Это придает ему мощную силу воздействия на человека, т. к. служит средством просвещения (передачи опыта) и образования (формирования и передача навыков, мышления, системы взглядов). Оно -- «учебник жизни». Художественно-концептуальная функция -- искусство как анализ состояния мира, заключается в его стремлении и к самопознанию личности, и к расширению его глобального мышления в решении общемировых проблем, например экологических. При этом художника интересует судьба и его героев, и всего человечества, он мыслит в масштабах истории и с нею соотносит содержание своего произведения, художественно выраженная реальность которого им концептуально нагружена информационно-смысловым значением. Прогностическая функция -- искусство как предсказание, предвосхищение. Интеллект человека спсобен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и грядущих явлений. Ученый способен делать умозаключения о будущем, а художник -- его образно представить. Прогнозирование, предвосхищение, предвидение -- всё это формы «прыжка», «прорыва» образной мысли в будущее. Коммуникативная функция -- искусство как общение, состоит в том, что оно является средством художественного общения. Сегодня искусство рассматривается семиотически, как знаковая система со своими кодами, символами, условностями. Восприятие произведения происходит по законам прямого и опосредственного художественного общения. Оно позволяет людям обмениваться мироощущением и мыслями сознания, дает возможность человеку исторически приобщаться к национальному и социальному опыту, далеко отстоящему от него во врем ени и пространстве. Таким образом, искусство повышает духовный потенциал и общность человечества, прокладывает пути к взаимопониманию народов и культур. Информационная функция -- искусство как сообщение, состоит в том, что искусство служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению и выражению общественного опыта. Канал связи в искусстве специфичен: художественная информация всегда оригинальна, эмоционально насыщенна, парадоксальна, эстетически и символически богата, ее язык аллегоричен и часто в смысловом отношении более выразителен, чем естественный язык. Воспитательная функция -- искусство как катарсис (очищение): искусство формирует строй мироощущений, отношений (чувств) и мировоззрение людей. В отличие от других форм общественного сознания, которые воспитывают частично, искусство преобразует человека в социокультурную личность. Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом воспитательного воздействия искусства на личность. Особенность её в том, что она не является дидактическим нравоучительством, а идет через эстетический идеал, проявляющийся в положительных или в отрицательных образах. Воздействие искусства направлено на социализацию целостной личности и утверждениеее самоценного значения для самой себи и социума. Внушающая функция -- искусство как суггестия заключается во внушении и структурировании определенного строя мыслей и чувств, в гипнотическом воздействии на подсознание разума и на всю человеческую психику. Подлинное произведение искусства представляетсобой « сгусток энергии», магическая сила которого формирует в нас нравственно-гуманные, позитивные, активно-гражданские, социокультурные отношения (чувства) – желания, интерес, любовь к позитивному, презрение, брезгливость – к негативному и этим влияет на убеждения и мировоззрение, на поступки и деятельность субъектов культуры. Наука и искусство В научно-теоретическом и в художественном познании диалектически связаны все системы мироощущения, их отражение и самовыражение у субъектов культуры: в науке -- от реальной действительности к гипотезе и через эксперимент или домысел (логические рассуждения, предполагания, возможности, домысливания) к истине; в искусстве -- от реальной действительности к замыслу и через вымысел предметно-условной, символической образности к художественной реальности. В гносеологическом плане есть определенная близость науки и искусства, но все же художественное познание отличается от теоретического, инаука никогда не сможет заменить искусство в области абстрактного, эмпирического (на уровне интуиции подсознания) познания и восприятия, что связано со спецификой искусства и субъектов культуры. Баумгартен (основатель эстетики: от гр. – чувство, чувственное) считал, что объект логического познания -- истина, а объект эстетического познания – красота; высшая красота осуществляется в природе и поэтому подражание природной красоте -- высшая задача искусства. Ограниченность его точки зрения в том, что им красота сводится лишь к «чувственно воспринимаемому» -- к ощущению. В искусстве же находит отражение не только красота природы, но и мироощущение, и отношение (например желание) художника. Природа не является объектом теоретического (научного) исследования со стороны искусства. Специфика искусства, в отличие от науки в том, что оно отражает действительность в форме художественных образов, а наука -- в форме теоретических закономерностей, проверяемых экспериментом, и конкретных понятий. В основе специфики искусства -- его специфический объект отражения, обусловливающий социальную необходимость, незаменимость искусства, и все особенности способа, формы отражения жизни. Искусство -- не только специфичное отражение действительности, но и отражение специфического в действительности. Научно-теоретическое и художественное познание и отражение выражается в обращении к конкретным проявлениям действительности, к реальным фактам, но непосредственное бытие, живые факты являются для науки лишь исходным условием постижения сущности как специфического объекта теоретического познания. Научное проникновение в действительность рассекает непосредственное бытие, отчленяя случайное, индивидуально-единичное, внешнюю видимость. Сама задача науки -- выделять, выкристаллизовывать объективные закономерности сущности, абстрагируясь от частностей, -- предполагает определенное «выхолащивание» многих и важных для художника частных элементов картины мира. Вследствие вторжения научной мысли, ограниченной устаревшими догмами известных науке закономерностей, скудеет богатство познания, восприятия и отражения бесконечно богатой и многообразной жизни природы и социума. Цель науки -- отражать действительность в ее всеобщих связях -- приводит к тому, что она не останавливается на открытии сущности одного факта или явления, а углубляется в сферу существенных отношений, выражаемых в законах, но понимаемых каждым учёным по-разному: для одних существенное в культурологии – структура культуры; для других – её ценности; для третьих – художественный результат искусства; для четвёртых – технологическая функциональность, для пятых – культура как система, в основе объективного познания которой, как и её структурных элементов, должна быть онтологическая системно-структурная гносеология культуры. Открываемые наукой законы (например, законы формирования, усвоения, развития и выражения человеческой культуры), подчас еще «дальше» стоятотнепосредственного бытия (в смысле отвлеченности, т. е. абстрагированного восприятия, понимания и отражения) от живой, подвижной реальности. Законы науки не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, ибо законы отражают качество, сущность. Законы могут быть поняты как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности. Искусствожеспособно воспроизводить конкретную динамику жизни, связь времен, фактов, явлений и процессов. Эта его способность обусловлена специфическим объектом – художественным творчеством, что является особой частью духовно-прагматического исследования в составе культурологических научных знаний. Именно поэтому в учебном курсе «Культурология» теоретическое, философско-культурологическое содержание научного анализа и синтеза исследования более целесообразно и менее опасно выявленными объективными и субъективными закономерностями, прогнозированием последствий и тенденций, чем эмпирическая, узко прикладная упрощенность прикладных учебных курсов художественно-гуманитарного профиля – «искусствознания» или «истории мировой и отечественной художественной культуры», в которых часто смысл культурных явлений в «высоком» и «чистом искусстве для искусства» понимается и трактуется на основе магических аргументов и заклинаний о наличии или отсутствии у объектов культурного воздействия «божьего дара видеть прекрасное» даже там, где присутствует кич. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 5210; Нарушение авторского права страницы