Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Профессионально-организационная культура.
Профессионально-организационная культура -- важная составляющая культуры общества исвязанас усвоением, формированием (в ходе совместной деятельности по реализации целей организации) и воспроизводством производственных отношений между членами организации. Культура трудовых коллективов предприятий (корпоративная культура) -- это специфическая, характерная для конкретной организации (коллектива), система отношений -- связей, действий, взаимодействий, осуществляющихся в рамках производственной, управленческой, учебной, научно-исследовательской или предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела (способ придает организации индивидуальную окраску, персонифицирует ее), форм и механизмов проявления корпоративных традиций. Основная функция профессионально-организационной культуры -- сформировать управленческо-организационными мерами и механизмами ощущение идентичностивсех членов организации, образ коллективного «мы» для продуктивного и эффективного решения профессиональных задач организаций, учреждений, предприятий, фирм. Основные организационные ценности предприятия -- это предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся большинством членов организации. Ими являются: -- цели – как круг особых ценностей, т. к. организация создается для реализации конкретных целей; -- стабильный заказчик, долговременные устойчивые отношения с ним, так как цели деятельности организации формируются заказчиками, спросом; -- максимальная экономическая эффективность, получение прибыли; -- количественный и качественный уровень социокультурной политики предприятий, ибо в организации взаимодействуют средства, организация производства и рабочая сила (качество которой связано с удовлетворением в рамках социальной политики потребностей работников предприятий), внутриорганизационные ценности (не общие), дисциплина (поддерживает в организации порядок), исполнительность, чувство ответственности за выполнение профессиональных и статусных обязанностей, нравственность поведения отдельного работника, руководителей всех уровней и всего коллектива. В тесном взаимодействии с ценностным аспектом находится знаково-символическая система предприятия, функционирование которой осуществляется во взаимодействии мифологии и обрядов. Развитые корпоративные структуры, опираясь на традиции, сложившиеся ранее в обществе, дополняют их своими собственными, являясь, таким образом, созидательными субъектами культуры. Определённую роль в профессиональной корпоративной культуре играет мифотворчество. Содержательно мифология предприятий существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые циркулируют в коллективе. Через мифологию объясняются проблемы деятельности предприятий вознаграждение, контроль, дифференциация статусов и др. В мифологии предприятий большое значение имеют два типа «героев» -- «врожденные герои» (оказывают влияние на деятельность компании в течение длительного времени) и «герои ситуации» (рабочие и служащие, добившиеся наибольших успехов на определенном отрезке времени), которые дают образцы поведения, определяют для других норму достижения. Приведение в движение мифологии, ее воспроизводство осуществляется при помощи обрядов и ритуалов, которые направлены на то, чтобы придать важность событиям, связанным с основными ценностями предприятия. В ходе обрядов (торжественные собрания и др.) формируется ощущение сопричастности к коллективу, к компании. К знаково-символической системе мифологической культуры предприятий относят форму одежды или её отдельные элементы, как знаки принадлежности к конкретным профессиональным структурам. Наиболее распространенная типология организационной культуры -- предложена голландским ученым Г. Хофштде и связывает тип организационной культуры с особенностями национальной культуры. В основе его типологии -- важнейшие ценностные ориентации и верования (которые напрямую связываются с господством в данном обществе той или иной разновидности религии), характерные для разных национально-государственных образований. Так, культуру предприятий США он связывает с протестантской этикой, Японии -- с буддийской, России -- с православной. Но предприятие не только использует ценности национальной культуры, но и выполняет культурно-творческую функцию -- создает ценности, символы, значения, традиции и нормы, которыми вдохновляется и руководствуется персонал. Французские социологи Р. Блейк и Ж. Мутон предложили типологию культуры предприятий на основе ценностной ориентации. В культурах предприятий возможно два основных вектора ценностных ориентации - ориентация на продукцию, эффективность и экономический результат, и ориентация на личность, удовлетворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и способностей. В соответствии с ними возможны четыре основных типа культуры предприятия: 1) самая жизнеспособная (сильная ориентация на личность и сильная -- на экономическую эффективность); 2) самая нежизнеспособная (слабая -- на личность и слабая -- на экономическую эффективность); 3) промежуточная (сильная -- личность и слабая -- на экономическую эффективность); 4) технократическая (сильная -- на экономическую эффективность и слабая - на личность). Американский специалист по проблеме менеджмента и социологии организаций И. Оучи предложил вариант типологии культуры организаций, который базируется на различиях и регуляции взаимодействий и отношений, включающий три типа культуры предприятий: технократически-рыночная (господство стоимостных отношений, ориентация на рентабельность); бюрократическая (основа - система власти, источник власти - компетентность); клановая (формируется внутри обоих типов на основе разделяемой всеми его членами системы ценностей, распространяется в неформальных организациях). Таким образом, профессионально-организационная культура есть важная часть всей социокультуры человечества. Она положительно влияет на повышение качества, продуктивности и эффективности производственных, общественных и гражданских процессов в обществе. Однако она, в силу, например, бюрократической заорганизованности и коррупции чиновников, иных управленцев, технократизма их мышления и т. д., способна деградировать производственные, общественные или гражданские процессы в социуме. Искусство как вид культуры Искусство - это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на постижение, освоение и преобразование мира человеческой культуры и природы средствами и продуктами художественного творчества. Искусство – специфический вид человеческой культуры. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать и изменять окружающую действительность в области человеческой чувственности и логической абстрактности. И вполне закономерно, по данным современной науки, что успехи в области искусства, развития чувственности и абстрактного мышления сопровождаются у субъектов культуры развитием математической логики. Существуют различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством творческого процесса (речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа учёного, врача, управленца, актера или рабочего). В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты» -- художественное конструирование и эргономику. Здесь решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений. Особый вид социальной практики -- собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл или значимый только для социальной группы (элиты), отличающиеся оригинальностью и новизной. Это -- третий и самый «узкий» смысл искусства. Искусствознание (искусствоведение) -- совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, -- художественную культуру общества, в целом отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений. Искусствоведческие науки - литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание, которые в узком (наиболее употребительном) смысле, есть частно-отраслевые науки о пластических искусствах. В искусствознание входит также и теория искусств, их история и художественная критика. Искусство -- сфера профессионального творчества, фольклор -- сфера народного творчества, художественная культура -- единство двух этих сфер. Произведение искусства должно обладать познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценностью и позитивным смысловым содержанием. Искусство стоит на «трёх китах» -- истине, красоте, добре. Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, называются изящными искусствами (или видами искусства). Из четырёх составных элементов духовной сферы общества более подвержены прогрессу наука и образование, в которых хорошее «вчера» сменяется лучшим «сегодня». Два других элемента (искусство и религия) – относительно менее подвластны прогрессу. Первые всегда находятся во времени и только спешат к вечности, к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть достижимые вечная красота и вечное добро, но… в загробном мире – в раю. Искусство -- явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества оказывая эстетическое воздействие на личность. Эстетика -- это учение о красоте или об изящном. Эстетика понимается в двух значениях как теория прекрасного и как теория искусства. Специфика искусства заключается в том, что оно осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме, которая является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно - реализацией исторического культурного опыта человечества. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятыеиздействительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность -- художественный мир. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ -- это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует всебе чувственно-эмоциональную и интеллектуальную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, образце и(или) его толковании. То есть художественный образ может быть воплощен, например, в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и быть реализованным как музыкальное произведение, картина, роман, фильм или спектакль. Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие социокультурные функции. Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждениееесамоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа. Во всем вышесказанном и заключается общественная (социальная) значимость искусства, как вида человеческой культуры. Возникновение искусства Проблема происхождения искусства давно волнует философские умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не очень много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о понятии «художественное творчество». Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в художественном творчестве, что способствовало отражению в нём опыта и знаний о природе, орудийно-хозяйственной и магически-религиозной деятельности и представлений социума, закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Основные виды изобразительного искусства -- скульптура, живопись, графика, появились в эпоху палеолита (древнекаменного века) в разных регионах много десятков тысяч лет назад. В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом. Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкретический (единый) культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры. Изображения, воспроизведенные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального магического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далёкой эпохи. Несмотря на примитивизм ранних рисунков, в наскальном изображении животного уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия. Наскальные изображения, не являясь собственно искусством по присущим им функциям и задачам для своих создателей и их соплеменников, в исторически более позднее время, втягиваясь в систему эстетических отношений, оказались восприняты как художественные творения, обладающие красотой и способные доставлять людям эстетическое наслаждение. Художественная функция «дремала» в наскальных изображениях. Лишь в XIX в. эти изображения постепенно начинают восприниматься в качестве искусства и входят в арсенал художественной культуры человечества. Понимание древнего наскальногоизображения, как художественного образа, является модернизацией. В момент своего возникновения это изображение носило дохудожественный, ритуально-магический характер. Палеолитическое искусство выступает как индикатор возникновения нового мощного фактора человеческой эволюции. Именно в искусстве четко проявляется образность мышления человека. Вопрос о возникновении искусства и его роли в общей системе поведения очень сложен и не нашел в науке однозначного исчерпывающего объяснения. Общеизвестные гипотезы о роли и сущности искусства: искусство служит для привлечения полового партнера; искусство -- это игра (как репетиция, подражание взрослым), забава, отдых, удовлетворяя потребность в развлечении и эмоциональной разрядке. Цель искусства -- удовлетворение эстетического чувства. Искусство связано с повседневной производственной деятельностью, Особняком стоит гипотеза антрополога Я. Я. Рогинского о том, что искусство связано с деятельностью организма, с аритмией мышления человека. Он объясняет возникновение и сущность искусстваизспецифики функционирования организма. Большинство функций организма подчиняются строгому ритму - сокращение сердца, дыхательные движения, чередование сна и бодрствования. Только мышление аритмично. Оно отвечает на непредвиденные отклонения, изменения в среде и решает в короткий срок новые задачи, оперируя словами и мыслями в мозге человека. При этом каждая буква слова есть звук, который вибрацией влияет на многие наши внутренние органы, вплоть до разума. Равно это касается и произношения слов и словосочетаний. Однако последние, обладая ещё и смысловым значением, нейро-лингвистически воздействуют на разум человека, кодируя его: формируя на уровнях сознания и подсознания (разума) индивида, массового сознания социума целевые установки идеалов, желаний, ценностей, действий и т. д. Таким образом, буквы, слова, словосочетания и речь субъектов культуры обладают как спецификой музыкальности произношения, так и лечебными эффектами, издавна массово применявшихся и применяющимся в современной народной медицине практически всех этносов Земли. Из-за аритмичной деятельности мозга человек часто оказывается в экстремальной ситуации, когда в поисках трудного решения ломается ритм, нарушается автоматизм нашего организма. И тогда мы ищем средство восстановить ритм и гармонию в искусстве и через искусство, так как в искусстве человек стремится отдаться во власть ощущений и желаний (чувства, как отношения), не прекращая работы своего сознания: вернуться в общий ритм своей природы, из которой заставляет его выходить собственная мысль. Рогинский различает «искуство-образ» (возникает из стремления усилить новизну, яркость своего восприятия и препятствует возникновению автоматизме в психике, уводит нас от привычного машинального обладания вещами, сохраняет новизну в знакомых предметах; проявляется в изобразительной сфере) и «искусство-ритм» (создается при движениях и звуках - это музыка, танец, поэзия; оно расслабляет, формирует ощущение гармонии и отдыха и " иллюзию найденного решения" ). Искусство помогает нам преодолеть аритмию мышления, автоматизм интеллектуальной деятельности, максимально отдавшись «в объятья» неподконтрольных сознанию (мышлению) своих собственных ощущений, чувств и интуиции подсознания, т. е. достигнуть эстетического удовольствия. Виды искусства Произведения искусства обладают познавательной самодостаточностью, эстетической и нравственной ценностью. Как развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику. Виды искусства - это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения. Изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью пластических и колористических материалов -- красок, мрамора, глины и т. д. Литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове. Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (музыкальными инструментами). Архитектура и прикладное искусство реализуется через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, выражающие и удовлетворяющие практические и духовные нужды людей. Каждый из видов искусства сложно и многообразно выражает свою видовую определенность, имеют свои особые роды и жанры, закономерности развития, свой язык и научный аппарат исследования. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, так как само деление искусства на видысвязано с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, звуков, форм, образов возник из-за того, что краски, звуки, формы, образы получили выразительный информационно-символический смысл и определенное значение в жизни людей. В ходе исторического функционирования мировой художественной культуры виды искусств постоянноизменялись, проявляя при этом различные, часто взаимоисключающие тенденции: дифференциация древнего синкретического искусства породилавсе его современные виды; в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура); результат и влияние научно-технического прогресса стимулировали появление новых видов искусства -- кинематографа, телевидения, видео, цифровые компьютерные технологии. Таким образом, на протяжении веков постоянно нарастает сложность искусства, его жанровая и видовая дифференцированность, глубина эстетического постижения мира. При этом эстетические ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность. В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились две тенденции: сохранение суверенности каждого отдельного вида искусства и тяготение к синтезу искусств. Обе тенденции сегодня актуальны и плодотворны, потому что существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к их взаимообусловленности и взаимообогащению, с сохранением их права на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры. Взаимоотношение различных видов искусства -- явление, полезное для самого развития искусства. Нооно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствамине может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы