Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская средневековая культура



Хронологический период русского средневековья – с XIV по XVII вв.

Для историко-культурного развития переломным был конец X – XVI вв., т.к. завершалось формирование русской народности. Культура Московской Руси в этот период переживала подъем, что нашло свое отражение в развитии всех направлений, в росте грамотности и просвещении.

В XVII веке русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья. Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового мировоззрения. Происходит постепенное обмирщение культуры – отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация). Так завершается период русской средневековой культуры.

Религия

Религиозная мировоззренческая драма достигла апогея в конце XVII в. Реформы патриарха Никона (1605 - 1681) были направлены на то, чтобы остановить «качание мира», порожденное Смутным временем. На Соборе 1667 г. он был низложен за тезис «Священство» выше «Царства», хотя имел в виду покушение на церковные свободы. Церковная реформа привела к расколу в русском обществе.

Первым раскольникам хотелось верить, что «Царствие Христово» уже осуществилось под видом Московского царства и православного царя. Если кончится «Третий Рим», то история перестает быть священной и благодатной. Мир остается Богооставленным и нужно уходить из «истории» в пустыню. Утверждается учение о «мысленном» или духовном антихристе, который скрывается и в «никоновской» Церкви.

Это был эсхатологический диагноз, признание мистической катастрофы. Раскол уходит в «пустыню», поселяясь на границе истории. Раскол стремится быть неким убежищем среди порченного и погибающего мира. Вместе с мирный уходом из «истории» в леса, был и мятежный уход - самоубийство, огненное крещение или пост до смерти.

Философия

Развитие русской философской мысли этого периода проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме». В своих посланиях великому московскому князю он писал, что прежде существовали два мировых центра христианства – Рим и Византия, которые пали из-за отхода от «истинного христианства».

К XVI в. относится деятельность Максима Грека (1480 - 1556). Он был приглашен в Россию из Греции для исправления церковных книг. Его мировоззренческая позиция была православно-ортодоксальной. Учение о самовластии, сформулированное им, отличалось от богословской трактовки и открывало некоторые возможности для обсуждения морально-философских проблем. Назначение самовластия человека состоит в преодолении злых страстей, в подчиненности христианским воззрениям.

В духовной культуре XVII в. значительную роль играл Юрий Крижанич, развивая идеи рационализма. Цель философии он видел в познании мира вещей, в выяснении причин их существования. Ю. Крижанич считал, что сущность человека как части природы в разуме, данном от природы, но только в несовершенном виде. Он утверждал, что источником познания выступает опытное знание. Начальный этап познания – чувственные знания, а высший этап – мудрость как форма овладения сущностью.

Литература

Борьба русских людей с иноземными захватчиками выступает основной темой литературы XIV - первой половины XV вв. В произведениях «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывается о гибели русских городов, смелости и мужестве русских воинов. В «Житии Александра Невского» рассказывается о Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского (1220 - 1263) с Золотой Ордой, воспеваются его подвиги во славу земли Русской.

В «Сказании о граде Китеже» повествуется о том, как после гибели защитников град Китеж стал невидимым. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Светлояре, при этом слышится звон городских колоколов. Победе на Куликовом поле посвящено произведение этого времени «Задонщина», написанное в жанре исторической повести рязанцем Сафонием в конце XIV в. К Куликовскому циклу относится и «Сказание о Мамаевом побоище» (первая половина XV в.).

В литературе XV - XVI вв. появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. В «Сказании о князьях Владимирских» и «Сказании о Владимире Мономахе» утверждается, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. В XV веке появились записки (дневники) тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию – «Хождение за три моря». Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях, религии Индии.

Большую роль в истории культуры России сыграло такое новшество, как книгопечатание (1553 г.) В 1563 г. на средства царской казны была устроена типография в Москве. Во главе типографии стояли дьяк Иван Федоров (1510 - 1583) и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. была напечатана первая русская датированная печатная книга – «Апостол», а в 1565 – «Часослов». До конца XVI века было напечатано около 20 книг церковно-религиозного содержания.

Среди литературных памятников того времени – огромный 13-томный свод церковной литературы «Великие Шеи-Четы» («Ежемесячные чтения»), написанные митрополитом Макарием (1482 - 1564). Создаются Лицевой Летописный свод - своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в. Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержит «Домострой» (XVI в.), защищающий патриархальный уклад в семье и деспотическую власть главы семьи над ее членами.

В литературе XVII века происходят процессы обмирщения, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть. В произведениях литературы появляется интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и другие. Появляются и новые литературные жанры, такие как сатирические произведения, стихи.

Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала стихотворная «Повесть о Горе злосчастии», которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести – трагическая судьба молодого купеческого сына, захотевшего порвать со старыми домостроевскими порядками. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь. Сюжет повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.

Сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове» обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Получила распространение и переводная литература, куда входили поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых была высшая знать. Переводилась бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали такие изменения, что становились достоянием устного народного творчества.

Архитектура

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV века, с сооружения белокаменной крепости Московского Кремля на Боровицком холме. В 1366 - 1367 гг. по указу князя Дмитрия (позже Донского) были возведены стены и башни. В 1365 году был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были возведены новые храмовые и гражданские строения. Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV - начале XVI веков.

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI века стало строительство храма шатрового типа, в котором ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1530 - 1532) стала первым на Руси новым типом строения по форме. Вариантом шатрового храма стал Покровский собор, получивший название собора Василия Блаженного. Построен он в 1555 - 1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани.

В XVI веке огромный размах получило строительство «крепостей». Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских городах. В Москве в 1535 - 1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы «Китай-город». Деревянные стены укрепления Москвы на Земляном валу (Садовое кольцо) были поставлены в конце XVI в. Мощные стены и башни были выстроены во многих монастырях, ставших укреплениями.

В зодчестве XVII века, особенно во второй половине века, происходит обмирщение зодчества – отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним декором и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Путниках (1652 г.).

Пышная архитектура второй половины XVII века, отличавшаяся большей декоративностью, яркой раскраской, фигурным кирпичом, цветными изразцами получила название московского барокко. Образцами московского барокко стали церковь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиевого монастыря, а также многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря. Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Стиль московского барокко конца XVII в., его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени.

Искусство

История русской живописи XIV - XV вв. стала продолжением истории живописи домонгольского периода. Иконы этого периода характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника. Наряду с иконописью широкое распространение получает фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Особое место среди художников этого периода занимает гениальный Феофан Грек (1340 - 1405), в творчестве которого выделяются новгородский и московский периоды. В Новгороде он расписывает церковь Спаса, где изображение святых отмечено строгой индивидуальностью. В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы и Архангельский собор в Кремле. Вместе со старцем Прохором и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский собор в Кремле.

Другим выдающимся художником этого времени был русский изограф монах Андроникова монастыря Андрей Рублев (1360 - 1427). Он участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле, Успенском соборе во Владимире, Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре, Спасском соборе Андроникова монастыря. Наиболее известное его произведение икона «Троица». Среди сохранившихся его произведений – фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире.

Живопись конца XV - XVI вв. представлена русским мастером Дионисием (1440-1502), создавшим росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле. Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. В последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Кисти самого Дионисия принадлежит икона «Богоматерь Одигитрия» (Путеводительница).

Живопись конца XV - XVI вв. характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Развивается жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носит условный характер. В этом плане интересна роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Также развивается декоративно-прикладное искусство. Памятники русской резьбы по дереву – «Мономахов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В искусстве шитья используются золотые и серебряные нити, жемчуг и драгоценные камни – шапка Мономаха (царский венец).

Процесс обмирщения также затронул живопись XVII века. Получает развитие бытовой жанр и жанр портрета (парсунная живопись). Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626 - 1686), самые известные произведение которого - «Спас Нерукотворный», парсуны царя Федора Ивановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. В конце XVII в. русские художники создают парсуны дяди Петра I Л.К. Нарышкина и поясной портрет матери Петра I Н. К. Нарышкиной. В живописи заметно стремление к реализму, повышенный интерес к человеческой личности.

На протяжении веков театр заменяли народные обряды – свадьбы и праздники, на которых выступали скоморохи – плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники. По-настоящему театр появился в XVII веке как придворный и школьный театры. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Кроме придворного сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Появление театра расширило сферу духовной жизни русского общества.

Музыка в основном развивалась в церковном направлении, но пробивались светские мотивы. Распространялась народная историческая песня. Церковная музыка начала процветать при Иване Грозном, который и сам сочинял музыку. Еще при Иване III была создана придворная певческая капелла, которая стала центром музыкального образования. В 1668 г. была основана Музыкальная комиссия по собиранию древних музыкальных рукописей. С Запада пришло многоголосное пение.

Образование

Хозяйственные и политические достижения России конца XV - XVI вв. заметно повысили потребность общества в грамотности и просвещении. Дети знати учились в семьях. Школы устраивали в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами. В одном изучали славянские языки, в другом – греческий.

В 1687 г. тоже на Никольской улице была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия. В нее перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги в XVII в.

В 1634 г. был издан первый Букварь Василия Бурцева, затем неоднократно переиздававшийся и продававшийся по доступным ценам. В 1648 г. вышла Грамматика М. Смотрицкого, а в 1687 г. – таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике.

Социальная организация

Первые годы после татаро-монгольского нашествия сознание русского народа можно было называть катастрофическим. Людей поначалу охватило уныние и безысходность, но христианство, наставляло людей на путь праведной жизни. Церковь превращается в крупнейшего феодала, в связи с чем возрастает роль монастырей в политической жизни страны. Монастыри нередко выступают как форпосты власти русских князей.

В XV-XVI вв. начинается формирование русской нации, обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Растут социальные и культурные связи между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах. В итоге складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.

В XVII веке Россия продолжает оставаться феодальной страной. Окончательно оформилось крепостное право (1649), что привело к резкому обострению классовой борьбы, крестьянским волнениям. В начале XVII столетия Россия пережила и годы «великой смуты». Она завершилась избранием царем Михаила Романова, восстановлением государственной власти в виде сословно-представительной монархии.

Все эти социальные изменения привели к перестройке общественных отношений. Подводя итоги развития русской культуры XVII в., следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам. Это выразилось в возросшем интересе к человеческой личности, стремлении к реализму.

 

Вопросы и задания для контроля:

1. Что выступает архетипом русского Средневековья?

2. Выделите понятия, отражающие сущность культуры средневековой России.

3. Постройте системную модель культуры средневековой России.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1816; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь