Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская культура Нового времени



XVIII век знаменуется грандиозными политико-экономическими, духовно-нравственными и социальными реформами Петра I и Екатерины II. Петровские преобразования знаменательны тем, что привили Российскому обществу лучшие образцы западноевропейской культуры. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев. Правление Екатерины II Великой стало «золотым веком» в русской истории. В результате реформ Россия стала полноправной участницей европейской системы государств.

В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения, происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, к новому экономическому укладу, новому образу и стилю жизни. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в XIX веке.

Именно здесь, в начале русского Нового Времени, происходит невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека. В XIX веке Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, науку, художественную культуру и искусство. Это столетие вошло в историю России как «классическое время» невиданного расцвета культуры. В этот период складывается русский литературный язык, культура формируется как национальная. Рубеж XIX-XX веков в русской культуре получил название «серебряный век», сконцентрировав в себе чрезвычайно важные культурные события.

Религия

В мировоззренческих исканиях XVIII - XIX вв. поднимается вопрос о месте России в общем ходе всемирной истории. Все очевиднее становится русское историческое своеобразие, которое определялось религиозной судьбой. История, для религиозного западника П.Я. Чаадаева (1794 - 1856), есть созидание в мире Царства Божьего, через строительство которого можно включиться в историю. В исторической обособленности России от Европы он видел роковое несчастье страны («Философические письма»), а с другой стороны, утверждал, что свобода от Запада дает русскому народу преимущества («Апология сумасшедшего»). Именно с него российское общество раскалывается на «западников» и «славянофилов».

Другое влиятельное направление русской религиозной жизни в культуре XIX века связано с именами Серафима Саровского и Иоанна Кронштадского, которые стремились преодолеть мечтательный психологизм русского общества. Они проповедовали, что духовная жизнь и религиозный опыт есть единственный и надежный путь к подлинному реализму. Согласно их теологическим взглядам, истинная цель христианской жизни состоит в «стяжании» Духа Святого Божьего, а все другое должно быть только средством его достижения.

Семидесятые годы XIX века стали временем острого религиозного перевозбуждения во всех слоях общества. Усиливаются сектантские движения, жажда «обращения» или «пробуждения». В «Исповеди» Л.Н. Толстой изложил суть «обращения» - основание новой религии, которая бы соответствовала цели развития и совершенствования человечества, т.е. религии сугубо практической.

Смысл и характер религиозного кризиса 70-х гг. раскрыт Ф.М. Достоевским. В своих произведениях он показывает, что «своеволие» человека часто оборачивается саморазрушением, так как свобода ввергает человека в рабство страстей или идей. Общественным идеалом писателя становится Православная Церковь, в которой рассеиваются все «призраки».

Философия

В сфере философской мысли в середине XIX века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте (П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.). Славянофилы (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков и др.) выступали с обоснованием особого пути исторического развития России, требовали более внимательного отношения к национальным корням и к традициям.

В конце XIX века общественная мысль России была представлена множеством самых разных направлений, идейных течений и школ. В философии сформировались два течения, не существовавших на Западе. Первое – русская религиозная философия B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, Л. Шестова, В.В. Розанова. Вторая - русский космизм Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского.

Благодаря трудам B.C. Соловьева (1853 - 1900) широкая публика российского общества начала проявлять интерес к религии, метафизическому и этическому идеализму, идее нации и духовным ценностям. Bл. Соловьев проповедовал идеал всемирной теократии, оказывал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов. Под его влиянием в России, накануне 1917 года, возникла школа религиозных мыслителей, развивших собственные философские теории.

Просвещение

При Петре I образование стало государственной политикой. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа – первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали математические и навигационные науки – арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. В последующие годы в Москве и других городах стали создаваться профессиональные Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы.

Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (1724). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на классы математики, физики и гуманитарный класс. Вначале среди академиков не было ни одного русского. Первый русский академик – Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), по инициативе которого был основан Московский университет (1755).

В первой четверти XVIII века стали создаваться цифирные школы и церковно-приходские училища, в которые принимались дети людей любых сословий. В 1786 г. был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые были введены учебные планы и классно-урочная система. К середине XVIII века стали создаваться закрытые сословные учебные заведения – Пажеский корпус, готовивший дворянских детей к придворной службе, Шляхетский корпус – к военной службе.

В 1804 году при министерстве просвещения был образован комитет по руководству учебными заведениями. В стране действовали 42 гимназии и 405 уездных училищ. Наряду с Московским университетом открыли Петербургский, Казанский, Харьковский университеты. Реформа средней школы привела в середине 60-х годов к созданию двух видов гимназий – классических и реальных, которые готовили учащихся к поступлению в высшие учебные заведения соответственно гуманитарного и естественнонаучного профиля.

В 1863 году Александр II утвердил новый университетский устав, предусматривавший выбор лекционных курсов, создание новых кафедр, присвоение ученых степеней, подчинивший студентов обязательному плану обучения посещение лекций, переводным экзаменам. Уровень обучения и воспитания в университетах, институтах, гимназиях, училищах и школах вскоре приблизился к общеевропейским стандартам. Во второй половине XIX века наблюдался общий прогресс в области народного просвещения.

В середине XIX века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет, создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура. В 1814 году в Петербурге открывается публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. Постоянно растет число научных, специальных, ведомственных библиотек. Появляются исторические, естественнонаучные, мемориальные, художественные, краеведческие, промышленные, сельскохозяйственные музеи.

Литература

С 1703 г. стала выходить первая печатная газета «Ведомости», в которой публиковалась хроника внутренней и зарубежной жизни. В 1708 - 1710 гг. была проведена реформа гражданского шрифта и азбуки, что способствовало увеличению издания светских книг. Большая заслуга развития российского книгоиздания принадлежит Н.И. Новикову (1747 - 1818), издававшему книги по всем отраслям знаний. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы.

Популярными были произведения русского поэта и просветителя А.Кантемира (1708 - 1744), одного из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. Представитель русского классицизма Г.Р.Державин (1743 - 1816) утвердил в литературе начала реализма. Д.И.Фонвизин (1744 - 1792) в социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» положил начало реалистическому направлению русской литературы.

В 80-90-е годы XVIII века был опубликовано произведение А. Н. Радищева (1749 - 1802) «Путешествие из Петербурга в Москву», которое обличало крепостничество и самодержавие. Основоположником русского сентиментализма стал Н.М. Карамзин (1766 - 1826), достигший вершин в повести «Бедная Лиза». Основное его сочинение «История государства Российского» в 12 томах стало новым этапом развития русской исторической науки.

Именно в XIX веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад в области литературы. В становлении реализма важное место занимает творчество И.А. Крылова (1769 - 1844) и А.С. Грибоедова (1795 - 1829). Величайшим достижением русской литературы стало творчество А.С.Пушкина (1799 - 1837), вошедшего в историю русской культуры как создатель литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Эпоху Пушкина именуют «золотым веком русской поэзии». Вершиной творчества М.Ю. Лермонтова (1814 - 1841) считается «Герой нашего времени» с романтической направленностью и глубоким психологическим реализмом.

С «золотым веком прозы» связывают творчество Н.В. Гоголя (1809-1852) – «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души». К гоголевской традиции критического реализма примыкает творчество А.Н.Островского (1823 - 1886).Творчество Ф.М. Достоевского (1821 - 1881) тревожно и катастрофично – «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828 - 1910) в романе «Война и мир» воссоздает жизнь различных слоев русского общества. В романе «Анна Каренина» он показывает трагедию женщины, попавшей во власть разрушительной страсти.

Литература на рубеже веков претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале XX века создают классические произведения русской литературы А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин, К.Д.Бальмонт, А.А. Блок, Н. С. Гумилев и совсем молодые М.И. Цветаева, С.А.Есенин, А.А. Ахматова. Русская культура переживает так называемый «серебряный век».

В русской литературе этого периода появляются модернистские направления «символизм», «акмеизм», «футуризм». Символисты объединяются вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно». Крупным течением в русской поэзии начала XX века стал акмеизм, трибуной которых стали журналы «Аполлон» и «Цех поэтов». Представители русского футуризма призывали к бунту против мещанской обыденности. Отрицая традиционную культуру, они культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии.

Архитектура

В 1703 году по замыслу Петра I начали строить новый город Санкт-Петербург, где работали русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы. Самые значительные сооружения Д. Трезини (1670 - 1734) – собор Петропавловской крепости и Адмиралтейство. В. Растрелли (1700 - 1771) спроектировал Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе.

Господствующие позиции в архитектуре этого периода занимает классицизм, достижение которого – ансамбль, организующий пространство строгой симметрией, прямыми линиям и рядами колонн. Яркий пример - Дворцовая площадь в Петербурге, построенная по проекту архитектора К.И.Росси (1775 - 1849). Она представляет собой плавную дугу с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба, с высокой Александровской колонной посредине площади и барочным фасадом Зимнего дворца.

В стиле строгого русского классицизма творили выдающихся архитектора – В.И. Баженов (1737 - 1799), М.Ф. Казаков (1738 - 1812), И.Е. Старов (1745 - 1808). Баженов построил дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве и Михайловский замок в Петербурге. По проектам Казакова построен Сенат Московского Кремля, Московский университет, Петровский дворец. Старов является автором ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге – Троицкий собор, Александро-Невская лавра и Таврический дворец.

При Екатерине II полностью сформировался архитектурный облик Санкт-Петербурга. Архитектурное ядро столицы, построенной в XVIII-XIX веках, включает Петропавловскую крепость, Александро-Невскую лавру, стрелку Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовую площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, Исаакиевским собором, ансамблем Невского проспекта, площадью Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок и др.

В первой XIX века русская архитектура формируется под знаком классицизма. А.Д. Захаров создает архитекторский проект классического здания Адмиралтейства в Петербурге, А.Н. Воронихин – Казанского собора в Петербурге. Архитектор К.И. Росси – Александрийского театра, Д. Жилярди – Московского университета. Архитектором, творчество которого во многом определило развитие русского модерна, стал Ф.О. Шехтель (1859 - 1926) – дом Рябушинского на Малой Никитской в Москве.

Искусство

В изобразительном искусстве петровской эпохи XVIII века наиболее известны произведения художников А. Матвеева (1701 - 1739), И. Никитина (1690 - 1742), А. Антропова (1716 - 1795). Портреты Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». Никитин в портретах «Напольный гетман» и «Петр I на смертном ложе» намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения. Портрет Антропова «Петр III» хотя еще и сохранил связь с парсуной, но отличался правдивостью характеристики человеческой личности.

К концу XVIII в. наметился перелом к придворному направлению в живописи. Глубоко поэтичные портреты Ф. Рокотова (1735 - 1808) проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека - «Неизвестная в розовом платье». Крупнейший портретист Д. Т. Левицкий (1735 - 1822) создал великолепную серию парадных портретов Екатерины II и портреты воспитанниц Смольного института.

Творчество В.Л. Боровиковского (1757 - 1825) известно по лирическому портрету очаровательной Лопухиной. Ф. Шубин (1740 - 1805) создал галерею выразительных скульптурных портретов-бюстов Голицына, Ломоносова и др. М. Козловский (1753 - 1802) идеи гуманизма выразил в скульптурной группе для каскада фонтанов в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Французский скульптор Э.М. Фальконе (1716 - 1791) в «Медном всаднике» воплотил образ преобразователя России.

В первой половине XIX века разные стили и направления в русском искусстве развивались параллельно. Однако господствующие позиции занимал классицизм, яркими представителями которого были К. Л. Брюллов (1799 - 1852), О.А. Кипренский (1782 - 1836), А.Л. Иванов (1806 - 1858). А.Г.Венецианов (1780 - 1847) положил начало реалистическому бытовому жанру, увидев красоту в повседневной жизни и труде крестьян. Творчество П.А. Федотова (1815 - 1852) положило начало искусству критического реализма, ставшего ведущим направлением во второй половине XIX века. Во второй половине XIX века доминирует реализм.

В 1870 году по инициативе И.Н. Крамского (1837 - 1887), при активном участии Г.Г. Мясоедова (1834 - 1911), В.Г. Перова (1833 - 1882) и Н.Н. Ге (1831 - 1894) основывается «Товарищество передвижных художественных выставок». В 1878 году в «Товарищество» вступил художник И.Е. Репин (1844 - 1930). Среди его наиболее известных работ «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Лучшие свои произведения создает В.И. Суриков (1848 - 1916) – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», посвященные конфликтам русской истории.

В искусстве второй половины XIX века большое место занимают реалистические пейзажи А.К. Саврасова, Ф.А. Васильева, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова. В.В. Верещагин создает серию бытовых и батальных композиций, рассказывающих о буднях войны. Одним из значительных художников социального реализма был В.Г. Перов, обличавший пороки духовенства в картине «Монастырская трапеза».

Для изобразительного искусства начало XX века оказалось переходным к новейшим системам художественного мышления. Выразителем символизма и модерна в русской живописи стал М.А. Врубель (1856 - 1910), наиболее известный по произведению «Демон». Родоначальником русской живописи XX века признают и В. Серова (1865 - 1911), прославившегося картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», в которых специалисты обнаруживают принципы импрессионизма.

Театральное искусство Нового времени начинается с 1702 года, когдапо велению Петра на Красной площади в Москве был создан Публичный театр, где давала спектакли немецкая труппа И. Кунста. В 1750 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра актера Федора Волкова (1729 - 1763). На основе этой труппы в 1756 г. был создан первый профессиональный Российский театр (ныне Александрийский).

В конце XVIII в. возникают крепостные театры в Москве и Подмосковье. В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актрис Прасковьи Жемчуговой и Шлыковой-Гранатовой. Крепостным был и известный русский драматический актер Михаил Семенович Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены. Вместе с литературой развивался и русский театр. На русской сцене шли произведения Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, В.А. Озерова и др.

Важным событием в театральной жизни России было открытие в 1824 году Малого театра, в 1825 году – Большого, а в 1832 году – Александрийского. Главная заслуга в развитии актерского мастерства принадлежит М.С. Щепкину (1788 - 1863), всю жизнь отстаивавшему принципы демократизма в театре. Заслуженным вниманием у зрителей пользовались актеры П.С. Мочалов, Е.С.Семенова, А.С. Яковлев. В конце XIX века развивается театральное искусство К. С. Станиславского (1867 - 1938) и В.И. Немировича-Данченко (1858 - 1943).

Наука

М. В. Ломоносов – первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, страстный поборник развития отечественного просвещения. Он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, создал труды по русской истории.

В XIX веке мировую известность приобрели Н. И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии; Н. И. Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии; A. M. Бутлеров, создатель теории химического строения; И. М. Сеченов, основатель русской физиологической школы; Д.И.Менделеев, создатель периодической таблицы химических элементов; К.А.Тимирязев, внесший крупный вклад в учение о фотосинтезе; И.И.Мечников, основоположник сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии; К.Э. Циолковский, теоретик космонавтики и космических аппаратов и другие.

В начале XIX века российские мореплаватели Ю.Ф. Лисянский и И.Ф.Крузенштерн совершили кругосветное путешествие. В 1819 - 1821 годах Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпках «Восток» и «Мирный» провели первую русскую антарктическую экспедицию. Во второй половине XIX веке получили развитие новые отрасли естествознания: почвоведение, кристаллография, сейсмология, геохимия. Российская Академия наук организовала ряд крупных научных экспедиций по стране. Большое значение для становления отечественной культуры имел выход в свет «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.

В России начали создаваться научно-технические общества, в числе первых из них было «Императорское Русское техническое общество» (1861). В России получили развитие теория социальных классов, моральная и социальная статистика. С небольшим отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии – эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Уникальным национальным явлением русской социологии стали такие направления как социологическая теория анархизма М.А. Бакунина и народничества П. Струве.

Социальная культура

Укрепление могущества России способствовало формированию русской нации и единого русского языка. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех формах культуры и видах искусства. Проникновение в Россию идей западноевропейского Просвещения привело к секуляризации культуры, способствовало появлению новых ее видов, что значительно расширило сферу духовной деятельности русских людей. Петр I и Екатерина II стремились создать новую культуру социального поведения. За годы их правления значительно изменился образ жизни и стиль быта.

Одним из краеугольных камней петровской культуры стала идея службы отечеству. Начинает доминировать культурная установка «регулярного устроения жизни» всей страны. Но очень скоро этот идеал породил одну из характерных черт русской жизни – глубокая бюрократизация. Петровские преобразования привели к формированию нового сословия – дворянства. Табель о рангах (1722) установил зависимость общественного положения человека от его места в служебной иерархии.

Новая система расширила ряды служилого дворянства, включив в него выходцев из других сословий. Дворянство играло ведущую культурную роль в жизни общества и существенно повлияло на формирование общероссийского менталитета. Социальная сфера дворянства создавалась под опекой государства, возложив на него роль опекуна крестьянства. Помещик должен был снабжать своих крестьян зерном на посев, кормить в голодные годы, следить за их поведением в общественных местах.

Социальная жизнь России XIX-XX вв. тесно связана с происходившими сдвигами в социально-экономическом строе, развитии общественно-политической мысли, изменениями в системе образования, расширением межгосударственных связей страны. Во многом благодаря реформам в образовании XIX век завершил переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах, к дворянской культуре. Основу нового социального порядка составили образованность и воспитанность, изящество манер и правила приличия.

В XIX веке начинается формирование индустриальной цивилизации в России. Потребности растущего промышленного производства стимулируют научно-техническое развитие. Взлет научно-технической мысли определил смену мировоззренческих установок, способствовал отходу от религиозного понимания мира. Конфликт старых и новых ценностей в культуре выражал глубинные проблемы становления национального самосознания. Россия решала принципиальные вопросы: рыночного или нерыночного пути в экономике придерживаться, на общечеловеческих или самобытных православных ценностях воспитывать поколения?

Сторонники западничества всегда будут указывать на то, что страна недостаточно активно заимствует передовой западный опыт, недостаточно быстро сокращает экономическое и техническое отставание. Сторонники идей славянофильства всегда будут обращать внимание на то, что культурные и технические заимствования только углубляют отставание России. Будут доказывать, что она перенимает самое плохое из западного социокультурного мира и чуждое национальному духу россиян.

Русские мыслители «серебряного века» активно включились в обсуждение вопросов развития личности и общества, русской крестьянской общины и капитализма, социального неравенства и бедности. Вместе с мучительным поиском смысла жизни, нравственного идеала, общих закономерностей бытия, проявляются революционные настроения наиболее просвещенной части населения (интеллигенция) в формах атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа.

 

Вопросы и задания для контроля:

1. Охарактеризуйте основные художественные стили XIX в.

2. Выделите понятия, отражающие сущность русской культуры XIX в.

3. Постройте системную модель русской культуры Нового времени.

 

Культура советской России

Октябрьская революция 1917 года стала великим переломом в судьбе русской культуры, развивавшаяся по восходящей линии и достигшая в период «серебряного века» высочайшей точки своего развития. После победы большевизма начинается процесс последовательного упрощения общественных и культурных структур. Пролетарская революция в России стала началом формирования новой советской культуры – сложного и противоречивого социокультурного явления.

Феномен советской культуры построен на тоталитарной мифологии, догматической коммунистической идеологии, подавлении инакомыслия, моральном или физическом уничтожения цвета российской научной и художественной творческой интеллигенции. С другой стороны, советский период дал отечеству гениальных ученых – исследователей, талантливых художников. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.

Идеология

В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905) В.И. Ленин утверждал, что культура должна стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы пролетариата, а тем самым, и всего общества. Идея классового характера культуры противостояла в советской идеологии общечеловеческим ценностям, рассматриваемым как абстрактно-гуманистические ценности. Идеал классовой борьбы был перенесен и на всю смысловую сторону историко-культурного процесса, поскольку вожди революции отказались признавать преемственность культурного развития.

В октябре 1917 г. был взят курс на культурную революцию, которая была поставлена по значению в один ряд с индустриализацией и коллективизацией. Идея культурной революции в первое послеоктябрьское десятилетие понималась как создание чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей культуре прошлого. В то же время, феномен революционной культуры – явление сложное и противоречивое. Он включает в себя элементы модернизма, сплавленные с лозунгом привлечения трудящихся масс к культурному строительству.

К концу 20-х годов от искусства требуется не просто сближение с массами, но непосредственное вовлечение трудящихся в творческий процесс. И здесь определенных успехов добились в искусстве плаката, которое не предполагало художественного рисунка или сложного сюжета. Постепенно под давлением власти время революционного романтизма заканчивается во всех сферах культуры. Советская культура становится тоталитарной, которая представляет собой специфическую идеологическую систему по мифологизации общественного сознания.

Тоталитарная культура в целом есть феномен массового сознания, поскольку она исходит из примата общества, а не личности. Эстетической доктриной истины, становится социалистический реализм. Это специфический метод упрощения культуры по принципу «свой - враг», «патриот – отщепенец», «родина – чужбина». В этом смысле тоталитарная культура есть способ проявления в символической форме авторитарного сознания, которое втягивает личность в процессы строительства «новой» жизни.

Тоталитаризм объявляет утопические проекты реальностью, но мечты о «новой» идеальной жизни постоянно пополняются компонентами - новые препятствия, новые враги, новые задачи. Истина, добро, красота отталкиваются от уже «готового» идеала тоталитарной культуры. Поэтому мир в восприятии нового человека эпохи социализма имеет четкий рисунок. Советский человек твердо знает, что ему следует принять как родное, а что без колебаний отвергнуть как чужое.

Религия

В проведении принципа атеизма большевики нацелили свой главней удар против Православной Церкви. Конституция РСФСР, принятая 6 июня 1918 г., провозглашала свободу совести, отделение церкви от государства, а школы – от церкви. Воинствующий атеизм объявил антихристианскую пропаганду общим пролетарским делом. Первой формой борьбы с Православной Церковью явилась попытка противопоставить религиозные течения.

1928 - 1930 гг. ознаменовались общим наступлением советской власти на позиции Церкви. Тысячи храмов и монастырей по всей стране были стерты с лица земли, а другие со временем пришли в полное запустение. Под лозунгом необходимости восстановления народного хозяйства, большевики изъяли религиозно-культовые сокровища и буквально за бесценок продали их за рубеж.

Так религия и социализм стали несовместимыми, а пассивный атеизм считался недопустимой нормой для членов партии, комсомола и передовых представителей пролетариата. В 1929 г. состоялся второй «Всемирный конгресс безбожников», который призвал к активизации борьбы с Церковью в деревне. С этого момента антирелигиозные акты – закрытие или разрушение церквей, изгнание духовенства – совершались по «требованию» народных масс.

Философия

Марксистско-ленинская философия в советском государстве получила распространение, ведя борьбу против идеалистических течений и направлений. В 1922 был основан первый марксистский философский журнал «Под знаменем марксизма» (Вопросы философии). В 3-м номере была опубликована статья Ленина «О значении воинствующего материализма», в которой были сформулированы задачи, стоящие перед материалистической философской наукой.

Опубликованные произведения Энгельса «Диалектика природы» (1925) и Ленина «Философские тетради» (1929) дали толчок к исследованию проблем диалектического материализма. В этот же период происходит формирование философских кадров, тесно связанных с Коммунистической партией, борьбой за социалистическое переустройство страны. Разработка марксистской теории положила начало советской философской науке, где дается диалектико-материалистическое осмысление мира и место человека в нем.

Следующий период советский философии характеризуется углублением подхода к актуальным вопросам, расширением тематики исследований. Были созданы труды классиков марксизма-ленинизма, издания справочного и энциклопедического характера, такие как «Философская энциклопедия», изданы учебники и учебные пособия. Решения по идеологическим вопросам и другие партийные документы помогли определить магистральные направления развития советской философской мысли.

Культурная политика

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к созданию пролетарского типа культуры, опирающегося на идеологию марксизма. Была поставлена задача воспитания «нового типа» человека, распространения всеобщей грамотности и просвещения, создания монументальных художественных произведений, воспевающих подвиги революционеров и т.п. В 1917 году перешли в «собственность и распоряжение» народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи.

Национализация памятников культуры была призвана предохранить их от разрушения. Но та же самая национализация открыла путь невиданному ранее культурному варварству. Пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы, в дворянских домах и церквах устраивались клубы, склады и мастерские. По принципу классового подхода уничтожались сотни старых памятников, на место которых возводились малохудожественные бюсты революционеров.

В правительстве - Совете Народных Комиссаров РСФСР первым народным комиссаром по делам просвещения был назначен А.В.Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств, для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие организации. На смену им возникали новые организации культуры – «Долой неграмотность», Союз безбожников и т.п.

Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт, возникший в 1917 г. Его идеологи А.А. Богданов и В.Ф. Плетнев ставили задачу разрушения дворянской и создания новой пролетарской культуры. Пролеткульт удачно справился с первой задачей, а вторая осталась областью неудачного эксперимента. Движение «пролетарская культура» являло собой крайнее выражение большевистского подхода к культуре.

С конца 20-х годов в стране началось уничтожение русской интеллигенции. Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло ускоренное создание советской интеллигенции через «рабфаки» – подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы. Таким образом, новая культурная политика ставила цель - «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда».

Образование

Доступ народа к сокровищам мировой культуры должен был открыть путь к всеобщему просвещению народов России. В системе образования проводилась политика «огосударствления», которая была призвана решить ряд целей. Во-первых, администрация школы и вуза должны были быть подчинены партийному аппарату. Во-вторых, за студенчеством и профессурой, за содержанием знаний устанавливался бы идеологический контроль. В-третьих, к бесплатному государственному образованию могли бы получить доступ все.

Первый съезд по народному образованию 16 октября 1918 г. одобрил «Положение о народном образовании». Методом образования утверждался производительный труд, школа являлся коммуной, тесно связанной с окружающей жизнью. Школьное образование предусматривалось осуществить в формах «четырехлетки», «семилетки» и «девятилетки». Из «четырехлетки» шли в фабрично-заводские училища, из «семилетки» – в техникумы, а «девятилетка» давала возможность поступить в университет.

В высшей школе вводился строгий контроль над содержанием преподавания на предмет соответствия лекций принципам марксизма. Целью вузов стало не изучение науки, а профессиональная подготовка специалистов и организаторов производства. Интерес «простого народа», стремившегося скорее научиться какому-нибудь ремеслу, совпал с практическими задачами большевиков. В качестве воспитательного идеала была выдвинута объемная цель – гармонически развитая личность.

За такой всеобщей формулировкой цели образования скрывалась куда более скромная прагматическая задача – создание типа человека, максимально подготовленного к конкретной общественной системе. Он должен был быть тотально подконтролен коллективу и государству, ограничено проявлять самостоятельность и нравственную ответственность индивида, но никак не на личностном уровне. Советское правительство вынуждено было поступить именно так, потому что оно поставило себя в крайние неблагоприятные условия.

Из страны эмигрировали миллионы грамотных специалистов, ученых, деятелей культуры по причине неприятия коммунистической идеологии. Необходимо было восстановить разрушенное народное хозяйство, а затем приступить к широкому строительству новых предприятий. Все это требовало быстрейшей подготовки квалифицированных кадров. Стране, окруженной идеологическими противниками, требовался мощный оборонный потенциал. В такой ситуации все идеологические, политические, социально-экономические ресурсы были брошены на подъем технических наук и оборонной промышленности.

Литература


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 4840; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь