Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Л. Мэмфорд// Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 569–574.



1. В чем заключается принципиальная ошибка теорий, отождествляющих технику с орудиями труда?

Развитие техники возникает с того момента, когда человек начинает преобразовывать себя самого, начинает «культурную работу».

Мы все осознаем, что нынешний век стал свидетелем 1^! е^А коренного преобразования всего человеческого окружения главным образом благодаря влиянию математических и физических наук на технологию. Этот переход от эмпирической, традиционной техники к экспериментальному научному способу открыл такие новые сферы, как ядерная энергия, сверхзвуковой транспорт, компьютерный интеллект и мгновенная планетарная связь.

Исходя из принятого в настоящее время представления о связи человека и техники, наша эпоха переходит от первобытного состояния человека, выделившегося благодаря изобретению орудий труда и оружия с целью достижения господства над силами природы, к качественно иному состоянию, при котором он не только завоюет природу, но полностью отделит себя от органической среды обитания. С помощью этой новой мегатехнологии человек создаст единую, всеохватывающую структуру, предназначенную для автоматического функционирования. Человек из активно функционирующего животного, использующего орудия, становится пассивным, обслуживающим машину животным, собственные функции которого, если этот процесс продолжится без изменения, либо будут переданы машине, либо станут сильно ограниченными и регулируемыми в интересах деперсонализированных коллективных организаций. Предельная тенденция подобного развития была верно предвосхищена сатириком Сэмюэлем Батлером более века тому назад. Но только в наше время его веселая фантазия начинает превращаться в совсем не безобидную реальность.

Описание человека, как главным образом использующего и изготавливающего орудия труда, стало настолько общепринятым, что простая находка фрагментов черепов, вместе с грубо обработанными булыжниками, как в случае австралопитека Л.С.Б. Лики, полагается вполне достаточной для идентификации существа как проточеловека, несмотря на его заметные анатомические отличия и от более ранних человекообразных обезьян, и от людей, а также несмотря на более дискредитирующий подобную интерпретацию факт отсутствия в течение последующего миллиона лет заметного усовершенствования технологии обтесывания камней. Многие антропологи, приковывая внимание к сохранившимся каменным артефактам, беспричинно приписывают развитие высшего человеческого интеллекта созданию и использование орудий труда, хотя моторно-сенсорные координации, вовлеченные в подобное элементарное производство, не требуют и не вызывают какой-либо значительной остроты мысли.

Вторая ошибка в интерпретации природы человека менее простительна: это существующая тенденция датировать доисторическими временами непреодолимый интерес современного человека к орудиям, машинам, техническому мастерству. Орудия и оружие древнего человека были такими же, как и у других приматов - его зубы, когти, кулаки, — так было в течение долгого времени до тех пор, пока он не научился создавать каменные орудия, более функционально эффективные, чем эти органы. Я полагаю, что возможность выжить без инородных орудий дала древнему человеку достаточное время для развития тех нематериальных элементов его культуры, которые в конечном счете значительно обогатили его технологию.

2. Что Ф. Мэмфорд понимает под биотехникой? Почему биотехника предшествует традиционной орудийной технике?

Орудийная техника и машинная техника являются лишь фрагментами биотехники: и под биотехникой понимается все необходимое человеку для жизни. Человек сначала овладевает собственным, движимым умом, телом, внутренними психическими ресурсами, а затем осваивает окружающий его мир, создает орудия труда.

В таком случае, я полагаю, в начале своего развития человеческая раса достигла особого положения не только на основе своей способности использования и производства орудий. Или, скорее, человек обладал одним основным всецелевым орудием, которое было более важным, чем любой последующий набор, а именно - его собственным, движимым умом телом, каждой его частью, а не только сенсорно-моторными действиями, которые произвели ручные топоры и деревянные копья. Для компенсации своего чрезвычайно примитивного рабочего механизма древний человек обладал значительно более важным и ценным качеством, которое расширяло весь его технический горизонт: тело, которое не создано для какого-либо одного рода деятельности, именно благодаря своей необычайной лабильности, и пластичности более эффективно при использовании как своего расширяющегося внешнего окружения, так и одинаково богатых внутренних психических ресурсов.

Благодаря чрезмерно развитому, постоянно активному мозгу человек обладал большей умственной энергией, чем ему необходимо было для выживания на чисто животном уровне. И он был, естественно, вынужден Давать выход этой энергии не только при добывании пищи и размножении, но и в тех способах жизнедеятельности, которые превращали эту энергию непосредственно и творчески в соответствующие культурные, символические, формы. Расширяющая границы жизни культурная «Работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. Эта более широкая область повлекла за собой значительно больше, чем тренировку руки, мускула и глаза при изготовлении и использовании орудий: кроме того, она требовала контроля всех человеческих биологических функций, включая его склонности, органы выделения, его растущие эмоции, широко распространяющиеся сексуальные действия, его мучительные и соблазнительные сны. Даже рука была не просто мозолистым рабочим орудием: она ласкала тело возлюбленного, прижимала ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и совместном ритуале некоторые иным образом невыразимые чувства жизни или смерти, о запомнившемся прошлом или желаемом будущем. Орудийная техника и наша производная машинная техника являются лишь специализированными фрагментами биотехники: и под биотехникой понимается все необходимое человеку для жизни.

3. Что такое мегамашина, по Ф. Мэмфорду? Когда и на каком этапе развития человечества она возникает?

Мегамашина – это организация человеческого сообщества по механическому образцу с целью увеличения власти и богатства господствующих социальных групп. Человек становится функцией социального механизма, целей и задач которого не знает, но который властвует над ним. Возникновение Мегамашины связано с возникновением первых крупных цивилизаций и государств.

Рост Мегамашины ведет к культивированию нужных ей частей органической среды и человеческой личности, к подавлению всех других частей.

Машина, которую я упоминаю, никогда не была открыта в каких-либо археологических раскопках по простой причине: она была составлена почти полностью из человеческих частей. Эти части были соединены в иерархической организации под властью абсолютного монарха, команды которого, поддержанные коалицией священнослужителей, вооруженной знатью и бюрократией, обеспечивали подчинение всех компонентов машины аналогично функционированию человеческого тела. Назовем эту первичную коллективную машину — человеческую модель всех последующих специализированных машин - Мегамашиной. Этот новый тип машин был значительно более сложным, чем современное гончарное колесо или смычковая дрель, оставаясь наиболее развитым типом машины вплоть до изобретения механических часов в XIV веке. Только посредством сознательного изобретения таких высокомощных машин могли быть осуществлены, часто в течение жизни одного поколения, колоссальные инженерные работы, которые знаменуют время пирамид в Египте и в Месопотамии.

4. Как мегамашина связана с системой господства и эксплуатации?

Современная власть имеет в распоряжении ресурсы точных наук, технологии больших энергий, компьютерный интеллект, безгранично увеличивающуюся производительность, тотальное управление. Такая власть, чтобы процветать на своих собственных основаниях, должна нарушить симбиотические кооперации между всеми видами и общностями, существенными для человеческого выживания и развития. Научные и технические средства такой власти полностью рациональны, но конечные цели безумны.

Распространение власти на основе безжалостного принуждения человека, на основе механической организации, принесло обладающим властью преимущественное положение.

С нашей сегодняшней выигрышной позиции мы можем видеть, что изобретателей и руководителей Мегамашины, начиная со времен пирамид и далее, фактически постоянно преследовали иллюзии всезнания и всемогущества - немедленного или ожидаемого. Теперь, когда они имеют в своем распоряжении внушительные ресурсы точной науки и технологию больших энергий, эти первоначальные иллюзии не стали менее иррациональными. Достигающие апогея в системе тотального управления, осуществляемого военно-научно-промышленной элитой, концепции ядерного века - абсолютной власти, непогрешимого компьютеризированного интеллекта, безгранично увеличивающейся производительности — соответствуют концепции бронзового века о небесном царстве. Такая власть, чтобы процветать на своих собственных основаниях, должна разрушить симбиотические кооперации между всеми видами и общностями, существенными для человеческого выживания и развития. Обе идеологии принадлежат к той же самой инфантильной магико-рели-гиозной схеме, что и ритуальное человеческое жертвоприношение. Как в случае погони Капитана Ахава за Моби Диком, научные и технические средства

Если техника должна быть вновь обращена на службу человеческого развития, путь продвижения будет вести не к дальнейшему росту Мегамашины, но к сознательному культивированию тех частей органической среды и человеческой личности, которые были

Вместо освобождения от работы, которое является основным Достижением механизации и автоматизации, я бы предположил, что освобождение для работы, для более образовывающей, формирующей Ум, самовознаграждающей работы, на добровольной основе, может стать наиболее полезным вкладом жизнеориентированной технологии. Такой подход может проявить себя как необходимая уравновешивающая Универсальную автоматизацию сила: частично путем защиты перемещенного работника от скуки и смертельного отчаяния, частично путем предоставления более широкого простора игре конструктивных импульсов, автономных функций, осмысленных действий.

Освобожденный от унизительной зависимости от Мегамашины, весь мир биотехники должен бы тогда еще раз стать более открытым человеку; и те аспекты его личности, которые были искалечены или парализованы из-за недостаточного использования, должны снова начать играть свою роль с большей энергией, чем когда-либо раньше. Автоматизация действительно является соответствующей целью чисто механической системы; и будучи на своем месте, подчиненные другим человеческим целям, эти ловкие механизмы будут служить человеческому сообществу не менее эффективно, чем рефлексы, гормоны и автономная нервная система (самый ранний природный эксперимент в автоматизации) служат человеческому телу. Но автономность, самоуправление, самоосуществление являются соответствующими целями организмов; и дальнейшее техническое развитие должно быть нацелено на восстановление этой жизненной гармонии на каждом этапе человеческого роста путем предоставления простора каждой составной части человеческой личности, а не только тем функциям, которые служат научным и техническим требованиям Мегамашины.

Как видно из данного текста, Л. Мэмфорд относит возникновение так называемой мегамашины к периоду становления первых крупных цивилизаций и первых государств. Само понятие мегамашины трактуется им как превращение человека в функцию социального механизма, целей и задач которого отдельный индивид не знает, но который властвует и господствует над ним. Бесспорно, создание такого социального механизма было обусловлено, с одной стороны, требованием роста и развития первых так называемых гидравлических цивилизаций, возникших, как известно, в бассейнах великих рек. Необходимость создания гидравлических устройств, контролировавших сток воды, была вызвана условиями поливного земледелия, без которых эти цивилизации не могли существовать. Для этого требовались концентрация сил людей, вооруженных еще примитивными орудиями труда, подчинение энергии и воли отдельного индивида требованиям роста и развития социального целого, как это и было в условиях архаического общества. Но, с другой стороны, рост прибавочного продукта, социальное расслоение обществ первых человеческих цивилизаций приводили к тому, что цели и задачи социального целого подчинялись целям и задачам господствующих социальных групп и определялись ими. Именно поэтому сила и энергия человеческих индивидов расходовались не только и даже не столько на развитие социального целого, сколько на содержание и поддержание господства правящих социальных групп. Примером тому является возведение грандиозных пирамид, храмов, дворцов, символизирующих мощь социального целого, а на самом деле закрепляющих господство определенных социальных групп. Миф, который в архаическом обществе играл позитивную роль аккумуляции и передачи социального опыта, превращается в таких условиях в сакрализацию существующего социального порядка, при котором подавляющее большинство членов общества превращается в составные части мегамашины. Дальнейшее развитие человечества рассматривается Мэмфордом как усовершенствование и модернизация этой мегамашины. Важно отметить, что американский философ связывает развитие мегамашины с отчуждением растущего большинства членов общества от целей и задач социального целого в результате развития эксплуатации и системы господства. Демонтаж этой огромной мегамашины приведет к тому, что развитие индивидуальных человеческих качеств большинства членов общества вновь, как и в архаических коллективах, будет, с точки зрения Мэмфорда, совпадать с целями и задачами социального целого.

Но если уже на ранних стадиях цивилизационного развития человечества система орудийной техники приводила к социальному неравенству и отчуждению большинства членов общества от целей социального целого, то в период промышленного переворота и бурного развития орудийной техники с начала XIX в. эта система ставит на повестку дня само существование общества и человека.

5. Каковы возможные альтернативы мегамашине?

Техника должна быть обращена на службу человеческого развития: автономности, самоуправления, самоосуществления.

На восстановление жизненной гармонии путем предоставления простора каждой составной части человеческой личности, а не только функциям, которые служат научным и техническим требованиям Мегамашины.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  12. Антисоциальная (социопатическая) личность


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь