Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Э. Гидденс // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 688–691.



1. Что такое традиции? Когда они возникают и как изобретаются?

Все традиции являются выдуманными, со временем они эволюционируют, либо изобретаются заново. Короли и священники изобретали традиции, выгодные для себя и придающие их положению легитимность. Традиции придают жизни преемственность и форму. Создают основу самоидентификации – ощущения себя как личности. Традиции – приверженность старинным ритуалам, уходящим корнями в глубокую древность.

Может показаться, что понятие «традиция», существует уже много столетий. Но внешность вновь оказывается обманчивой. Таким образом, сама идея традиции - порождение Нового времени.

Все традицииявляются выдуманными. Ни одно из традиционных обществ не было традиционным от начала и до конца, а причин для изобретения традиций и обычаев существует множество. Не следует думать, что намеренное создание традиций характерно лишь для Нового и Новейшего времени. Более того, в любых традициях присутствует элемент власти, созданы они искусственно или нет.

Традиции не только со временем эволюционируют, но и подвержены резкому, внезапному изменению и трансформации. Если можно так выразиться, они все время изобретаются заново.

2. Какую роль играют традиции в развитии современной культуры?

В культуре традиции придают культурным идеям четкость и направление.Традиции необходимы, они будут существовать всегда, ведь они придают жизни преемственность и форму.

Традиции прекрасно можно отстаивать нетрадиционным способом - и в этом кроется их будущее. Ритуалы, церемониалы и повторяемость играют важную социальную роль - это хорошо понимают большинство организаций, в том числе правительства, и поступают соответственно. Традиции будут и далее поддерживаться настолько, насколько они реально оправданы, - не с точки зрения их собственных внутренних ритуалов, а в сравнении с другими традиции и образом действия.

Когда влияние традиций и обычаев в мировом масштабе ослабевает, меняется и сама основа самоидентификации - ощущения себя как

личности. В более традиционных условиях ощущение себя как личности поддерживалось за счет стабильности социального положения индивида в рамках сообщества. Когда традиции теряют силу, и преобладает свободный выбор образа жизни, это не может не затронуть и ощущение человеком себя какличности. Он должен гораздо активнее, чем раньше, создавать и воссоздавать собственную идентичность. Потому-то психотерапия во всех ее разновидностях и пользуется такой популярностью на Западе.

3. Что такое фундаментализм? Как Э. Гидденс характеризует развитие человечества в XXI в.?

Фундаментализм – это традиции, которые отстаиваются традиционным способом – ссылками на ритуальную истину. Отказ от попыток понять неоднозначность мира.

Терпимость и диалог в современном мире могут основываться на ценностях, разделяемых всеми.

Фундаментализм - это традиции в осаде. Это традиции, которые отстаиваются традиционным способом - ссылками на ритуальную истину - в условиях глобализующегося мира, требующего разумных обоснований. Таким образом, фундаментализм не имеет ничего общего с контекстом убеждений, религиозных или атеистических. Главное здесь то, каким образом истинность этих убеждений отстаивается и утверждается.

Фундаментализм произрастает на почве любых традиций. Он связан с нежеланием тратить время на то, чтобы попытаться понять неоднозначность, множественность истолкований или идентичности, - это отказ от диалога в мире, где спокойствие и будущее именно от диалога и зависят.

И все же фундаментализм — не только антитеза глобалистской современности: он ставит перед ней ряд вопросов. Главный из них таков: способны ли мы жить в мире, где нет ничего святого? В качестве вывода могу сказать, что, на мой взгляд, нет, не способны. Космополиты, к которым я себя причисляю, должны ясно дать понять, что терпимость и диалог как таковые могут основываться на ценностях, разделяемых всеми.

 

В.С. Стѐ пин // Практикум по философии: Социальная фи-лософия. – Минск, 2007. – С. 691–692.

1. Что такое культура?

Культура – хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, составляющие социально-исторический опыт. Т. о., культура – сложная смесь взаимодействующих знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей, проблем, верований, видений мира и т.д., обладающих регулятивной функцией по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения людей.

Любые крупные перемены в человеческой жизнедеятельности предполагают изменение культуры. Внешне она предстает как сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира и т.д. Вырабатываемые в различных сферах культуры (науке, обыденном познании, техническом творчестве, искусстве, религиозном и нравственном сознании и т.д.), они обладают регулятивной функцией по отношению к различным видам деятельности, поведения и общения людей. В этом смысле можно говорить о культуре как сложноорганизованном наборе надбиоло-гических программ человеческой жизнедеятельности, программ, в соответствии с которыми осуществляются определенные виды деятельности, поведения и общения.

В свою очередь, воспроизводство этих видов обеспечивает воспроизводство соответствующего типа общества. Культура хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт. Она фиксирует их в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение. В качестве таких систем могут выступать любые компоненты человеческой Деятельности, (орудия труда, образцы операций, продукты деятельности, опредмечивающие ее цели, сами индивиды, выступающие какносители некоторых социальных норм и образцов поведения и деятельности, естественный язык, различные виды искусственных языков и т.д.).

2. Какова структура культуры?

В культуре выделяют уровни: реликтовых программ, осколки прошлых культур, потерявшие ценность для общества новой исторической эпохи, но воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей (обычаи, суеверия, приметы).

А также программы, воспроизводящие виды деятельности, важные для данного типа общества и определяющие его специфику. И программы будущих форм и видов поведения, появляющиеся в результате поиска путей разрешения социальных противоречий. Динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности.

Динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности. Все эти программы образуют сложную развивающуюся систему, в которой можно выделить три основных уровня. Первый из них составляют реликтовые Программы, представляющие своеобразные осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность для общества новой исторической эпохи, но тем не менее воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей. К ним относятся многие обычаи, суеверия и приметы, имеющие хождение даже в наши дни, но возникшие еще в культуре первобытного общества. Например, этнографы отмечали, что даже в начале XX столетия у многих народов, в том числе и русских, эстонцев, украинцев, существовало поверье, согласно которому вступление в половые связи перед охотой и рыбной ловлей может привести к неудаче. Это поверье является реликтом производственно-половых табу первобытной эпохи.

Второй уровень культурных образований - программы, которые обеспечивают воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа общества и определяющих его специфику. Наконец, можно выделить еще один (третий) уровень культурных феноменов, в котором вырабатываются программы будущих форм и видов поведения и деятельности, соответствующих будущим ступеням социального развития. Генерируемые в науке теоретические знания, вызывающие перевороты в технике и технологии последующих эпох, идеалы будущего социального устройства, нравственные принципы, разрабатываемые в сфере философско-этических учений и часто опережающие свой век, - все это образцы программ будущей деятельности, приводящие к изменению существующих форм социальной жизни.

Такие программы появляются в результате поиска путей разрешения социальных противоречий. Их становление закладывает контуры новых типов и способов деятельности, а их генерация выступает как результат и выражение творческой активности личности.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  12. Антисоциальная (социопатическая) личность


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь