Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Грамотное письмо и речевая культура учащихся
Опыт изучения русского языка в школе свидетельствует о том, что текст в качестве дидактического материала использовался при решении задач различного характера в процессе усвоения школьниками определенных знаний и формирования соответствующих умений. Известно, что большое внимание в школе уделяется формированию орфографических и пунктуационных навыков. Одно время именно это направление признавалось основным и занимало большую часть учебного времени, отведенного на изучение русского языка. Однако передовые учителя и ученые-методисты всегда выступали против такого понимания целей и задач обучения русскому языку, справедливо указывая на то, что в речи, письменной или устной, «все-таки главное — мысль и связность изложения, а не орфографический костюм или произношение...»1. И еще одна мысль в продолжение только что высказанного положения: «Уча правописанию, не следует забывать, что мы учим родному языку, умению думать и говорить на нем. Мало обогатить память у учащихся зрительными образами, а руку двигательными привычками. Нужно постараться развить его речь, ум и волю»2. С этой позиции и рассмотрим, какую роль может сыграть текст в процессе формирования навыков правописания. Напомним, что основными видами упражнений, использующимися для достижения этой цели, являются различные виды списывания и диктантов. Как показывает практика, в процессе формирования правописных навыков учитель пользуется записью и анализом отдельных языковых единиц. Это вполне понятно — ведь специально подобранные слова, словосочетания, предложения позволяют максимально насытить урок разбором трудных в орфографическом и пунктуационном отношении примеров. 1 Чернышев В- И. Живой язык в первоначальном преподавании // В 2 Там же. - С. 509. 64
На уроках, посвященных отработке изученного правила орфографии и пунктуации, учитель в определенной последовательности диктует либо предлагает списать или выписать (с доски, из учебника, из произведений художественной литературы) отдельные примеры (слова, предложения), в которых встречается изучаемая орфограмма или пунктограмма. Объясняя, анализируя их, воспроизводя необходимый при этом ход рассуждения, действуя по соответствующему алгоритму, школьники приучаются писать слова и предложения в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. В этом случае обычно ученик стремится решить какую-либо одну орфографическую или пунктуационную задачу. И на каких-то этапах обучения создается впечатление, что формирование навыка правописания в приложении к той или иной орфограмме (пунктограмме) идет успешно. Но на этапе контроля это кажущееся успешное продвижение в развитии орфографического навыка не подтверждается, так как при написании контрольного диктанта ученик попадает в совершенно новые условия, работать в которых он не приучен. Это связано прежде всего с тем, что ему предлагается для анализа совершенно новый материал — текст. А это значит, что учащийся должен решать не одну орфографическую задачу, а несколько, анализировать не только орфографические, но и пунктуационные ситуации, осмысливать не одно предложение, а текст, запись которого обязывает вникать в характер смысловой зависимости между единицами языка как в отдельном предложении, так и (что особенно важно) между ними. Ученик выполняет по сути дела новую работу. В этом и заключается противоречие — в несоответствии того, как мы учим, с тем, чему хотим научить. Но главное даже не в этом. В конце концов большую часть учащихся подготовить к написанию диктанта можно. Но уже давно замечено, что в своей житейской практике школьники, как правило, пренебрегают правилами правописания, а «написать толковое и понятное письмо по просьбе соседа решительно не в состоянии»1. Нередко ученик, довольно грамотно написавший диктант, делает много ошибок в «самой простой и коротенькой записке к товарищу, которую надо «сочинить», а не под диктовку написать. Таковы результаты «диктовочного правописания»2. Разве не актуальны эти наблюдения и в наше время?! 1 Бунаков Н. Ф. Школьное дело: Учебный материал, проработанный 2 Там же.— С. 182. 5-1210 65 Аналогичные наблюдения были сделаны многими учеными-методистами на разных этапах развития школьного дела. Эти мысли имеют столь современное звучание, что считаем нужным привести здесь некоторые из них. «Следует положительно отрицать надобность в особом, нарочито подобранном материале для диктовок, пригнанном к правилам правописания. Такой материал обыкновенно состоит из бессвязных отрывочных фраз, отличается внутренней пустотой, часто неуклюжей формой. Такая диктовка мало плодотворна во всех отношениях»1. «Процесс писания есть воспроизведение целой сознательной речи, а никак не отдельных слов. Смысл и форма слов определяются вполне только в данных грамматических сочетаниях, которые не могут быть отделены от душевного состояния производителя речи. И едва ли грамотность состоит в автоматическом писании длиннейших сочетаний слов, как это утверждают некоторые. Скорее она является уменьем быстро ориентироваться среди сочетаний слов и частей слов и придавать им ту форму, которая нужна»2, — пишет В. И. Чернышев в работе, посвященной обучению русскому правописанию. Анализируя причины безграмотности, Л. В. Щерба делает следующий вывод: «Для того, чтобы дети писали грамотно, им необходимо заниматься языком как таковым», необходимо «сосредотачивать внимание детей на самом языке, т. е. на формы языка, как на выражающие те или другие мысли, те или другие оттенки мысли... Это самое верное средство»3. Все эти выводы остаются актуальными и для современного состояния изучения орфографии и пунктуации в школе. Безусловно, нельзя не учитывать тот факт, что методика правописания на современном уровне ее развития обогатилась новыми, принципиально важными положениями, одним из которых является взаимосвязь формирования навыков правописания с работой по развитию речи. Однако по-прежнему основными видами упражнений в решении этой задачи являются списывание и диктанты. И по-прежнему принцип подбора дидактического материала — насыщенность изучаемыми орфограммами и пунктограммами — является решающим, хотя и не единствен- 1 Бунаков Н. Ф. Школьное дело: Учебный материал, проработанный 2 Чернышев В. И. Избр. труды: В 2-х т. — М., 1970. — Т. 2. — С. 533. 3 Щерба Л. В. Безграмотность и ее причины // В кн.: Избр. работы 66 ным, в процессе формирования орфографических и пунктуационных навыков. В связи с этим правомерно поставить вопрос о том, что следует изменить в подборе дидактического материала с целью сближения работы по орфографии и пунктуации с решением основной задачи обучения русскому языку в школе — научить учащихся полноценно общаться. Для этого необходимо любую работу, проводимую на уроках русского языка в процессе решения определенной учебной задачи, сделать коммуникативно обусловленной, коммуникативно значимой. Непременным условием достижения этой цели является целенаправленное использование текста в качестве дидактического материала при обучении школьников грамотному письму. Мысль эта, собственно говоря, не является новой. Об этом убедительно говорилось в работах многих известных ученых. «Орфографическая грамотность получает свое значение в связи с культурой речи в целом»1, — пишет Е. С. Истрина, которая первым условием формирования орфографических навыков считает повышение уровня речевой культуры учащихся. Это вполне естественно, так как только развитая речь приводит к потребности ее правильного орфографического и пунктуационного оформления. На деле же все происходит иначе: во-первых, мы стремимся повысить уровень орфографической и пунктуационной грамотности, не вызвав у учащихся потребности в этом, а во-вторых, у ученика нет пока в речевом арсенале тех средств выражения мысли, которые необходимы для общения на должном уровне. «Надо всегда помнить, — пишет в связи с этим В. И. Чернышев, — что мы учим не одному русскому правописанию, но вообще русскому языку»2. Размышляя о путях повышения грамотности учащихся, Н. Ф. Бунаков, в частности, приходит к следующему выводу: «Надо настаивать, чтобы орфографическая задача... не стояла на первом плане в письменных упражнениях народной школы, у которой есть более важная задача, достигаемая путем этих же упражнений. На первый план надо поставить главное, наиболее важное, а не второстепенное, не то, что является роскошью, а то, что составляет жизненную потребность, необходимость. Главное и необходимое то, чтобы ученики научились и напрактиковались свободно и самостоятельно пользоваться языком для пись- 1 Бархин К. Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней 2 Чернышев В. И. Избр. труды: В 2-х т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 554.
67 менного изложения своих знаний, наблюдений, мыслей, чувств, желаний...»1. Мысль, высказанная Н. Ф. Бунаковым достаточно давно, звучит вполне актуально и в настоящее время. Более того, до сих пор в понятия «роскоши» и «необходимости» многие учителя вкладывают совсем другое содержание: «роскошью» еще и в Haaie время признается обучение учащихся пользоваться языком в целях общения, а «необходимостью» — решение орфографических и пунктуационных задач. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы