Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА



Существенно отличную в методологическом смысле от формационного учения Маркса теоретическую модель обоснования социологии дал французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) которого по праву признают в качестве одного из главных создателей социологии как науки и предмета преподавания. Дюркгейм является авторитетным представителем структурно-функционального направления в социологии, анализирующего общество как органичное целое, в котором каждый институт (структура) играет определенную функциональную роль.

Сущность социологического подхода. Дюркгеймом был разработан новый социологический подход («социологизм»), в котором выделяются два аспект: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона социологического подхода выражена в двух базовых положениях:

1) социальная реальность – это составная часть единого универсального природного порядка; как и другие виды реальности, социальная реальность объективна, т.е. предметна, конкретна, устойчива и потому развивается в соответствии с определенными законами;

2) общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам, в частности, к индивидуальной, то есть биопсихической реальности, воплощенной в индивидах; общество – не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией (связью и взаимодействием).

Различение социального и индивидуального имеет основополагающее значение в социологии Дюркгейма. Причем утверждается безусловное первенство, доминирование социальной реальности, максимально воплощенной в обществе, по отношению к индивидуальной реальности. Хотя, как отмечал Дюркгейм, коллективная жизнь общества и предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом. Социальная реальность детерминирует человеческое сознание и поведение. Значение же индивидуальной реальности вторично. Дюркгейм признавал, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по свои собственным законам. Таким образом, общество выступает как объективная, независимая от индивидов, надындивидуальная социальная реальность, определяющая смыслы и регулирующая поведение индивидов. Общество является воплощением и источником всех высших ценностей человека. В конечном счете, наделяя общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, Дюркгейм по сути отождествлял его (общество) с Богом.

Методологическая сторона социологического подхода Дюркгейма основывается на следующих принципиальных положениях:

1) Поскольку общество – часть природы, постольку социология, как наука об обществе, подобна наукам о природе в отношении методологии. Познавательной целью социологии заявляется исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей, опирающееся на использование объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Основной принцип методологии Дюркгейма выражен в формуле: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».

2) Признание специфики социальной реальности определяет самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфику ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же следует и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3) Поскольку общество является высшей, доминирующей реальностью, постольку социологический способ объяснения выступает единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Отсюда следует, что социология является своего рода наукой наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, логику, историю, экономику и др. Социология представлялась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но как «система, корпус социальных наук».

Методы социологического познания. Исходя из онтологических и методологических оснований социологического подхода, Дюркгейм определяет и основные социологические методы, в числе которых:

1. наблюдение, описание и упорядочение социальных фактов (при этом особо отмечалось значение опоры социологического доказательства на статистические данные);

2. установление глубинных причинных взаимосвязей (законов) между социальными явлениями и процессами. Главное здесь – анализ зависимости социальных явлений от социальной среды.

3. конструирование социальных типов и сравнительный анализ;

4. различение «нормативных» и «патологических» явлений;

В качестве общего принципа социологического подхода Дюркгейм формулирует положение, согласно которому социология должна строиться на эмпирически и методологически обоснованном фундаменте.

Социальные факты. «Социальный факт» - ключевое понятие в социологии Дюркгейма. Оно вводится для конкретизации социальной реальности, в связи с чем общество понимается как тотальная совокупность социальных фактов. Таким образом, изучение общества в социологии означает исследование определенных социальных фактов. Отсюда следует, что основу предмета социологии, согласно Дюркгейму, составляют социальные факты, которые «нужно рассматривать как вещи».

Суть дюркгеймовского определения понятия «социальный факт» сводится к следующим формулировкам. Социальный факт – это феномен социальной реальности, выражающий себя как способ действия, способный оказывать на индивида внешнее принуждение. Это означает, что социальные факты обладают двумя главными признаками: объективным, т.е. независимым от индивида существованием и принудительной силой по отношению к индивиду. Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества и духовные, нематериальные.

Морфологические (материальные) социальные факты. Под материальными фактами имелась в виду совокупность следующих «социальных условий»:

1. физическая плотность населения;

2. «моральная плотность» населения (структура и степень сложности социальных групп, частота контактов или интенсивность общения между индивидами в группах и между группами);

3. наличие и характер коммуникаций, путей сообщения (коммуникационная инфраструктура);

4. типы и характер поселений.

Духовные социальные факты. Это – «коллективные представления», общественное сознание, основными историческими формами которого выступают религия, мораль, право. Именно коллективному, общественному сознанию, образующему основные социальные институты, Дюркгеймом отводилась определяющая роль в обеспечении функционирования общества, взаимодействия составляющих его индивидов. Сама сущность общества как высшей социальной реальности связывалась с тем, что оно выражало, обосновывало и санкционировало универсальные, обязательные для всех нравственные, ценностные, правовые нормы поведения. Отсюда и дюркгеймовское понимание общества как преимущественно моральной, нравственной реальности.

Таким образом, в структуре социальных фактов, целостная совокупность которых и формировала общество как социальную реальность, основополагающее значение и роль играли духовные факты.

В процессе развития своей социологической теории Дюркгейм расширил и уточнил истолкование предмета социологии. Социология определялась им не только как наука о социальных фактах, но и как «наука об институтах, их генезисе и функционировании». Таким образом, социальная реальность, заключенная в совокупности социальных фактов, получила системную организацию в виде функционально взаимосвязанных структур – социальных институтов. В конечном счете, общество стало рассматриваться как целостная, жестко взаимосвязанная структурно-функциональная система. Дюркгейм создает «классический вариант» структурного функционализма в социологии.

Аномия. Признавая в качестве нормального и необходимого состояние функционального единства общества, Дюркгейм допускал в отдельных, «анормальных» случаях возможность проявлений в обществе дисфункциональных явлений и процессов. Крайнюю степень дисфункциональности социальных институтов Дюркгейм определял понятием «аномия». Состояние аномии общества характерно, прежде всего, для периодов системных кризисов и революций. «Аномия» означает состояние общества, которое наступает вследствие разрушения существовавших ранее нормативных правил (моральных, религиозных, правовых, политических). В таком нормативном, «ценностном вакууме» люди утрачивают ясные стандарты поведения, сталкиваются с ощущением потери смысла своего существования, испытывают тревогу, страх перед неопределенностью, незащищенностью свой жизни.

Вот почему аномия, порождая у людей стрессовое состояние, выступает, согласно Дюркгейму, одним их существенных социальных факторов суицида (самоубийства). Кстати, Дюркгейм был первым западноевропейским ученым, который дал развернутый социологический анализ феномена самоубийства.

Социальная солидарность и разделение труда. Из контекста социологического учения Дюркгейма следует, что общество воплощает в себе высшую социальную реальность, определяющую способы взаимосвязи и взаимодействия составляющих его индивидов. Сама возможность существования человека обусловливается наличием общества. Таким образом, общество, как единственное основание человеческого бытия имеет очевидный этический смысл. Оно является для каждого из составляющих его индивидов своего рода моральным императивом, высшей нравственной ценностью. Отсюда следует, что укрепление общества, обеспечение его интеграции, сплоченности является главной целью и задачей всех составляющих его элементов и структур. Вот почему тема социальной солидарности является главной темой социологии Дюркгейма. «Социальная солидарность», согласно Дюркгейму, - явление моральное, не поддающееся само по себе ни точному наблюдению, ни особенно измерению. Это – высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, потому что признается всеми членами общества.

Важнейшей стороной социологического анализа феномена социальной солидарности является определение и исследование основных механизмов, факторов, обеспечивающих исторически определенные типы социальной солидарности и, соответственно, основные исторические типы обществ.

Сравнительные исследования различных культур приводят Дюркгейма к выводу, согласно которому можно говорить о двух основных исторических типах солидарности (обществ): архаическом и современном. Архаический тип социальной солидарности («механическая солидарность») предполагает жесткое подчинение индивида социуму, невозможности хотя бы относительной индивидуальной автономии. Речь идет о полном растворении индивида в коллективе. В силу крайне низкой дифференциации трудовой деятельности, наличия в архаичных общинах, главным образом, половозрастного разделения труда, единственным эффективным фактором социальной солидарности неизбежно выступают такие важнейшие универсальные формы «коллективного сознания» как религия и мораль. Механизм их интегрирующего, солидаризирующего действия состоит в полном растворении индивидуальных сознаний в коллективном, общинном, общесоциумном сознании. Современный тип социальной солидарности (органическая солидарность) предполагает достаточно развитую автономность индивидов и ослабленность таких традиционных форм общественного сознания как мораль и религия. Последние уже не могут эффективно обеспечивать интегрирующую роль и гарантировать сохранение общества. Возникает качественно новых тип социальной солидарности – «органическая солидарность». Каким же образом относительно автономные индивиды «органично» соединяются в общественную организацию. Дело в том, что сама их автономность есть результат существенно усложнившегося разделения труда в современном обществе. Последнее является мощным объективным основанием для воспроизводства единства общества, где каждый выполняет общественно необходимую функцию, а, следовательно, и создает условия для собственного существования. По существу речь идет об обосновании «солидаризирующей» функции разделения труда в современном обществе. Согласно Дюркгейму, чрезвычайно важным и необходимым моментом усиления солидаризирующей роли общественного разделения труда является формирование индивидуального и общественного сознания в направлении адекватного восприятия индивидами их неизбежной взаимозависимости, взаимной необходимости и взаимной ценности, возникающих в процессе этого разделения. Таким образом, Дюркгейм акцентирует внимание не столько на экономической целесообразности и эффективности разделения труда, сколько на его общесоциальной интегрирующей функции, направленной на создание и укрепление социальной солидарности как высшей ценности общества. Это своего рода моральная трактовка разделения общественного труда, сформулированная Дюркгеймом в противовес экономическому обоснованию этого феномена в теории Маркса. Впрочем, как уже отмечалось ранее, общество в целом рассматривалось Дюркгеймом как носитель, воплощение высших моральных принципов и целеполаганий.

Реформы как способ общественного развития. Исходя из признания доминирующей роли моральных основ общественной жизни, Дюркгейм оценивал реальные социальные противоречия, экономические кризисы как следствие несовершенства существующих моральных норм, отставания культуры от тех новых задач, которые были связаны с развитием экономики. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу. Все, что не имеет серьезного нравственного обоснования, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции – это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Возможность разрешения и, что еще важнее, предотвращения возникающих напряжений и конфликтов Дюркгейм видел в сознательном введении новых норм и форм социальной регуляции, в формировании солидарности между классами, которая гарантирует целостность и саморазвитие общества. Главный социально-политический вывод, вытекающий из социологии Дюркгейма, состоит в признании реформы как единственно продуктивного способа общественного развития. В этом выводе одно из принципиальных различий дюркгеймовской социологической традиции солидаризма (взгляда на общество как сферу солидарности, сотрудничества, сплоченности, согласия и порядка) от конфликтной трактовки общественного развития в теории К. Маркса (с ее акцентом на социальную борьбу и социальную революцию).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1936; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь