Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава IV. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ



НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ: ТЕОРИИ Т. ПАРСОНСА И Р. МЕРТОНА

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ТОЛКОТТА ПАРСОНСА

Понятие структурного функционализма. Общество является сложной системой, различные элементы которой, взаимодействуя, создают прочность, стабильность и поддерживают солидарность. Таков основной постулат функционализма.В соответствии с ним, социология должна исследовать взаимоотношения отдельных его частей друг с другом, а также между ними и обществом в целом.

Толкотт Парсонс (1902-1979гг.) – создатель теории социального действия и системно-функциональной школы в социологии, исходил из понимания общества как самоорганизующейся системы, специфика которой заключается в наличии символических форм регуляции индивидуальных действий (язык), нормативности, воли и иррациональных моментов в поведении людей.

Социальные системы, учил Парсонс, имеют две оси ориентации. Первая ось соответствует векторам внутренних и внешних связей, вторая - одним полюсом связана с сиюминутными факторами человеческой жизни, другим же – с долговременными потребностями и целями. Совмещение этих осей дает систему координат, выражающую четыре ряда функциональных категорий в обществе: во внешней ориентации – категории адаптации и целедостижения, во внутренней – категории системной интеграции и образа взаимодействия людей в системе. Эти общие категории по мере дифференциации и специализации социальных систем (общество – государство – семья и т.д.) конкретизируются.

Функционирование социальных систем осуществляется как процесс социального действия, ориентированного на определенные ценности, которые Парсонс разделял на пять основных групп: 1) универсализм – партикуляризм; 2) достижение – предписывание; 3) аффективность – нейтральность; 4) специфичность – диффузность; 5) ориентация на себя – ориентация на коллектив. Эти оппозиции социального действия реализуются на четырех системных уровнях: субъекта действия, где оппозиции проявляются как варианты реальных форм действий; личности, где оппозиции предстают в форме потребностей – установок; социальной системы, где противоположные ориентации раскрываются как ролевые ожидания; и культуры, где все пять вариантов действия выступают как нормативные образцы.

На появление и последующее развитие школы структурно-функционального анализа повлияли в значительной мере общие теории систем, кибернетика, теория информации. Согласно Парсонсу, система – это универсальный способ организации социальной жизни. Любая социальная система имеет наличное физическое основание, в роли которого выступают индивиды. Они выполняют определенные функции. В процессе взаимодействия организуются и соединяются, чтобы образовать коллективы. На вершине находится общество как единая система, организованная в виде целостного социального коллектива.

Структура же предстает продуктом социальных взаимодействий и реализуется в деятельности индивидов как исполнителей ролей. В структурном функционализме подчеркивается интеграция индивидов в социальную систему и подчинение их функциональной целостности. Анализ социальной системы связывается прежде всего с выявлением основных функциональных требований, придающих совокупности элементов свойство целостности.

В работе «О структуре социального действия» Т. Парсонс сформулировал понятие «элементарное действие», которое, по его мнению: 1) предполагает агента (деятеля, «актора»); 2) имеет цель, на которую ориентированно его выполнение; 3) совершается в определенной ситуации; 4) имеет нормативную ориентацию.

Остановимся на двух моментах, существенным образом отражающих систему его социальных воззрений. Первый из них – цель. Целью может быть какой-то конкретный продукт, поступок или же предполагаемое будущее положение дел. У Парсонса цель обусловливается «субъективным аспектом» действия, а не ситуацией. Цель – это будущее положение вещей, на которое действие ориентировано благодаря тому факту, что такое положение вещей считается желательным для действующего лица. Такое понимание цели неизбежно предполагает время. Вне времени оно теряет свой смысл. Действующее лицо делает «вклад» в возможное развитие ситуации, и для него важно, как оно осуществляется.

Эта временная характеристика отношения действующего лица к развитию ситуации может быть расположена на оси «активность – пассивность», на одном полюсе которой действующее лицо может просто «ожидать развития событий» и не предпринимать никаких активных действий; на другом полюсе оно может пытаться контролировать ситуацию в соответствии со своими желаниями или интересами. Будущее состояние, по отношению к которому действующее лицо занимает пассивную позицию, Парсонс называет предвосхищением. Состояние же системы в случае активного вмешательства индивидуума в событийный ряд (включая предотвращение нежелательных событий) называется им движением к цели, целенаправленностью. Последняя является основным признаком деятельности.

Если говорить о втором моменте – нормативной ориентации, то здесь речь идет о заданном способе отношения элементов действия друг к другу. Для понятия действия в каждом конкретном случае не так важен тип нормы, как сам факт наличия нормативной ориентации. Норма -вербальное описание конкретного хода действия, который рассматривается как желательный.

Признаками нормативного элемента являются: 1) наличие у действующего лица стремления следовать тому или иному предписанию; 2) признание действующим лицом необходимости достижения поставленной цели независимо от любых других возможностей. Источником норм является культура. Именно за ней закрепляется функция сохранения и воспроизводства образца.

В теории функционализма подчеркнута значимость морального консенсуса для сохранения порядка и стабильности общества. Моральный консенсус имеет место тогда, когда большинство членов общества придерживается одинаковых ценностей. Парсонс полагал, что социальное равновесие, основывающееся на моральном консенсусе, укрепляет приверженность людей к главным из общепринятых ценностей.

Ценностные ориентации относятся к таким аспектам ориентации индивида, которые дают ему возможность соблюдать некоторые нормы и стандарты всякий раз, когда он оказывается в ситуации выбора.

Парсонс считал, что социальное действие характеризуется тем, что оно нормативно регулируется, а также тем, что выбор действующим индивидом своего действия происходит в рамках системы ценностей. Связующим элементом общества служат не экономические отношения, а то, что делает их существование возможным: основополагающая общность ценностей и доверие к тому, что и другие будут выполнять правила игры. Без этого не может сохраниться ни одно общество, нельзя заключить ни один социальный контракт. Таким образом, общество в основе своей представляет собой нормативную общность.

Функциональные предпосылки социальных систем . Парсонс исходил из того, что система не может функционировать, если не решены ее основополагающие проблемы и не выделены соответствующие функциональные предпосылки. Он выделяет четыре таких функциональных предпосылки, которые касаются любой системы, будь то семья, предприятие или национальное государство: 1) Система должна уметь приспособиться к внешней среде. Это ее адаптивная функция. 2) Система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации. Это целенаправленная функция. 3) Чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью. Это интегративная функция. 4) Внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами системы («интернализации») норм системы. Это функция сохранения порядка.

Эти четыре основные функции соответствуют специальным институтам, составляющим подсистему общества. Одной подсистемой, имеющей целью приспособление общества к среде, является экономика. Экономика – это та часть общественной структуры, которая поставляет и распределяет материальные продукты, необходимые членам общества. Достижением целей занимаются политические учреждения, которые формулируют целевые установки общества и побуждают членов общества работать на них. Интеграцией занимаются те институты, которые берут на себя социальный контроль и поддерживают общую культуру и набор социальных символов. В то время как функцией поддержания порядка занимаются социализирующие институты (семья, школа, религия), которые согласовывают структуру личностных мотиваций с целями и ценностями общества. Это происходит, когда индивид в процессе социализации приобретает свою индивидуальность и усваивает нормы данного общества.

В сложных системах взаимообмен осуществляется не прямо, а с помощью обобщенных эквивалентов или символических посредников. К числу таких эквивалентов Парсонс относит на самом общем уровне системы действия – язык, во взаимообмене между организмом и личностью – удовольствие, между культурой и социальной системой – эмоции; на уровне социальной системы – деньги, власть, влияние, ценностные приверженности.

Процесс социализации . Обучающие процессы являются, согласно Парсонсу, динамическим ядром социальной системы. Процессы обучения создают предпосылки как для стабильности, так и для изменения. Стабильность требует воссоздания индивидуальностей и идеалов. Способность к изменению требует, чтобы новые индивиды приспосабливались сами и приспосабливали свои идеалы к новым требованиям. Таким образом, процесс социализации играет здесь ключевую роль. Социализация воспроизводит общественную структуру, создавая компетентных носителей ролей, которые приобретают статус принадлежности к этому обществу в обмен на собственный конформизм.

Каждый институт, по мнению Парсонса, можно описать как систему положений и ролей, где роли являются суммой нормативных ожиданий, обращенных к лицу, занимающему определенное положение. Учитель и ученик, солдат и офицер, производитель и потребитель – вот примеры ролей в различных институтах на разных уровнях системы. Институты и роли сохраняются, в то время как индивиды приходят и уходят. Парсонс не видит никакой фундаментальной напряженности между природой человека и требованиями общества. Но все же это соотношение не лишено проблем. Обществу приходится вынуждать своих членов выполнять ролевые ожидания. Общество находится в равновесии, если ролевые ожидания ясны и реализуются. Однако так бывает не всегда. Если ценности и нормы общества в процессе социализации не усваиваются в достаточной мере, возникают отклонения и конфликты. Ролевые конфликты могут возникнуть, либо потому, что люди одновременно выполняют несколько ролей и с противоречивыми требованиями, либо потому, что ожидания в одной и той же роли не находятся в гармонии друг с другом. Ролевые конфликты можно разрешить дальнейшей дифференциацией ролей.

Социальные проблемы семьи. При функциональном подходе современное общество рассматривается как совокупность социальных институтов, выполняющих специфические функции для поддержания в нем целостности и согласия. Например, сообразуясь с этими взглядами, семья выполняет важное предназначение, внося существенный вклад в общественный процесс и помогая поддерживать социальный порядок.

Согласно Т. Парсонсу, двумя главными функциями семьи являются первичная социализация и стабилизация личности. Первичная социализация – это процесс обучения детей культурным нормам того общества, в котором они родились. Так как этот процесс происходит в раннем детстве, семья является главной ареной становления человеческой личности. Стабилизация личности подразумевает ту роль, которую играет семья в эмоциональной поддержке своих взрослых членов. В индустриальных странах роль семьи в стабилизации индивидов считается решающей. Это есть результат того, что нуклеарная семья часто отдаляется от родственников и не способна поддерживать более широкие связи, как это могли делать семьи в доиндустриальную эпоху. Парсонс рассматривает нуклеарную семью как малую группу, наилучшим образом приспособленную к ответам на запросы индустриального общества.

Эволюционная доктрина развития обществ . В своих поздних работах Парсонс обратился к проблемам эволюции обществ, положив в основу своей эволюционной доктрины идею функциональной дифференциации и усложнения социальной организации. По его мнению, социолог должен различать три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные».

На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развитие происходит путем последовательного развертывания «эволюционных универсалий». Переход к промежуточной фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к современному типу совершается с отделением правовой системы от религиозной, формированием административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

За промышленной революцией, означающей у Парсонса дифференциацию экономической и политической подсистем, следует демократическая революция, отделяющая социальное сообщество от политической системы, а затем образовательная революция, призванная отделить от социального сообщества подсистему воспроизводства структуры и поддержания культурного образца.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь