Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Естественно-правовая (договорная) теория
Естественно-правовая теория происхождения государства и права нередко называется договорной теорией или теорией договорного происхождения государства и права. Ее сторонники рассматривают государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Отдельные положения этой теории развивались еще в V-IV вв. до н. э. софистами Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! — обращался к своим собеседникам один из них — Гиппий. — Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане — по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». Вместе с развитием человеческой мысли совершенствовалась и Данная теория. В XVII—XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи договорной те-°рии в этот период поддерживались и развивались многими мыслителями и просветителями. В Голландии это были Г. Гроций и Б. Спи-" оза, в Англии — Т.Гоббс и Дж.Локк, во Франции — Ж.-Ж. Руссо, Ч- Гольбах, в России — А. Радищев и др. Сторонники договорной теории выступали прежде всего против ^еи божественного происхождения государства и права. В их представ-•" ении власть монарха производна не от божьего провидения, а от са-'^их людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории ^^^ " Роисхождения государства и права, был наиболее ярко и обстоятель- ^^В н0 развит П. Гольбахом в его работе «Священная зараза. Разоблачение христианство». 146. Введение в теорию госуд Подвергая резкой критике идеи божественного происхожд власти, государства и права, приводящие к губительным социаль последствиям, П. Гольбах, а с ним и другие сторонники естестве» правовой теории происхождения государства и права апеллирова не к божественной воле, а к воле народов, наций, человека. | Если бы нации, столь униженные в своих правах и в собственя глазах, заявлял в связи с этим П. Гольбах, способны были обратит! к разуму, они, конечно, увидели бы, что только их воля может п) доставлять кому-либо высшую власть. «Они увидели бы, что те зе ные боги, перед которыми они падают ниц, в сущности просто nioj которым они же, на роды, поручили вести их к счастью, причем г люди стали, однако, бандитами, врагами и узурпаторами, злоупот) били властью против народа, давшего им в руки эту власть»'. Особое внимание в естественно-правовой теории уделяется щ блемам общественного договора. Вопросы о том, что представляет собой общественный догоб! каковы должны быть его содержание и назначение, равно как и mi гие аналогичные вопросы, получили наиболее подробное освещен в ряде трактатов Ж.-Ж. Руссо, особенно в его знаменитом труде «' общественном договоре...». Основная задача, которую призван решать общественный i говор, состоит, по мнению Ж.-Ж. Руссо, в том, чтобы найти «так форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею ( дою личность и имущество каждого члена ассоциации и благода которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, тол1 самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Рассматривая государство как продукт общественного догово происхождение разумной воли народа, а точнее, как человечес* учреждение или даже изобретение, философ исходил из того, 1 каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее ] ководство общей воли свою личность и все свои силы. В результ; для нас всех каждый член превращается в нераздельную часть цело Это коллективное целое, по мнению Ж.-Ж. Руссо, есть не что ин' как юридическое лицо. Раньше оно именовалось «Гражданской ( щиною», позднее — «Республикою или Политическим организме] Члены этого Политического организма называют его «Государстве когда он пассивен. Сувереном, когда он активен. Державою — при ( доставлении его с ему подобными». Государство, по Руссо, — «условная личность», жизнь которой; ключается в союзе ее членов. Главной его заботой наряду с само» ' Гольбах П. Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936. С. 9 i теории происхождения государства • 147 Jl38d ________________________________________________________________ панением является забота об общем благе, о благе всего общества, ярода- Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право. Ж.-Ж. Руссо выдвинул и развил идею прямого народного правления- Ибо согласно общественному договору только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо. Народ, рассуждал мыслитель, не может дцщить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда есть акты обшей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь та-ioie акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом. Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, как утверждал Ж.-Ж. Руссо, всегда «хотят быть неограниченными». «Хотя им издавна твердили, что самое лучшее средство стать таковыми — это снискать любовь своих подданных, однако это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки. Власть, возникающая из любви подданных, несомненно, наибольшая. Но она непрочна и условна. Поэтому никогда не удовлетворяются ею государи». «Личный интерес любых повелителей состоит в том, чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог им сопротивляться. Конечно, если предположить, что поданные всегда будут оставаться совершенно покорными, то государь был бы тогда заинтересован в том, чтобы народ был могуществен, дабы это могущество, будучи его собственным, сделало государя грозным для соседей. Но так или иначе, интерес народа имеет лишь второстепенное и подчиненное значение, и так как оба предположения несовместимы, то естественно, что государи всегда предпочитают следовать тому правилу, которое для них непосредственно выгодно». Сторонники естественно-правовой теории происхождения государства и права отстаивали тезис о том, что народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту. Теория насилия Заметное место среди теорий происхождения государства и права нанимает теория насилия. Краеугольным камнем данной теории является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права кроется 148 Введение в теорию государ не в социально-экономическом развитии общества и возникновев классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен дру ми. «История не предъявляет нам ни одного примера, — рассужда связи с этим Л. Гумплович, — где бы государство возникало не i помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда лялось насилием одного племени над другим, оно выражалось в за евании и порабощении более сильным, чужим племенем более ела го, уже оседлого населения»'. В результате насилия и завоевания одних племен и народов д гими, порабощения одних другими победители образуют правяц класс, а побежденные и порабощенные — «класс рабочих и служаиц Во внутренней и внешней вражде племен заключается все де а не в чем-то другом. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, верждал Л. Гумплович, а вместе с ним и его сподвижники, моя признать «главные, основные части, действительные краеуголы камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращав ся в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Он только они предшествуют государству»2. Таким образом, не общественный договор, не божественное п видение, не «высшие» идеи, не «известные потребности» или «ра оналистические и нравственные мотивы», как это следует из дру учений о происхождении государства и права, а лишь грубая ci борьба, покорение одних племен другими, одним словом, прямое силие — вот «родители и повивальная бабка государства»! — являю основной причиной (согласно теории насилия) возникновения д ных институтов. При этом насилие рассматривается не как некое ограничен! локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, только порождающее единство противостоящих друг другу «элем тов» государства — победителей и побежденных, правящих и уп{ ляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономически политические последствия. Основным среди них является возник вение и развитие государства и права. Теория насилия, равно как и ранее рассмотренные теории, (Л жает взгляды лишь некоторых слоев общества и их представителе( природу государства и его происхождение. Видными представителями теории насилия были немецкий фи соф и экономист Е. Дюринг, австрийский социолог и государстве Л. Гумплович и известный «ревизионист марксизма» К. Каутский. ' Гумплович Л. Общее учение о государстве. С. 47. 2 Там же. ва I. Теории происхождения государства 149 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы