Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Начальная ортодоксия и отступления от нее первого поколения аналитиков
Зигмунд Фрейд. Как хорошо известно, Фрейд (Freud, 1935, 1938, 1969) был основоположником системы, являющейся одновременно и теорией лич ности, и методом психотерапии. Фрейд постулиро вал особую форму энергии в организме, названную им «либидо», своего рода сексуальное напряжение. Эта энергия проявляет себя преимущественно в «Оно», управляющем значительной частью энергии либидо. «Оно» следует исключительно принципу удовольствия, стремясь к разрядке сексуального на пряжения. Второй компонент психической структу ры носит название «Я». «Я» берет начало в «Оно» и стремится уменьшить боль и увеличить удоволь ствие посредством реалистичного отбора моделей по ведения, однако «Я» все еще управляется принципом удовольствия. Третий компонент психической струк туры, «Сверх Я», происходит из «Я». «Сверх Я» опирается на моральные ценности родителей и по давляет тенденции поиска удовольствия, присущие «Оно». Эти три психические силы находятся в состо янии конфликта, причем «Я» выполняет роль по средника между стремящимся к удовольствию «Оно» и подавляющим удовольствие «Сверх Я». В раннем детстве верховодит «Оно», но по мере созре вания ребенка «Я» приобретает все большую власть. «Я» подавляет неприемлемые импульсы «Оно», как этого требует «Сверх Я». Энергия либидо не только питает этот психический конфликт, но также дает начало инстинкту смерти и противоположному ин стинкту жизни. Одна из целей психоаналитической терапии — привести все эти силы в состояние гармо нии посредством своего рода диалектического про цесса. Но многие последователи Фрейда не прием лют конструкт инстинкта смерти и, соответственно, не используют его. Энергия либидо также направляется к эрогенным зонам организма, давая начало психосексуальным стадиям, которые обнаруживают себя в первые пять лет жизни. Они сменяют друг друга в следующей последовательности: оральная, анальная и гениталь ная стадии. Развитие может фиксироваться на любой из этих стадий, вызывая невротические симптомы, характеризующие данную стадию. Переедание, куре ние, пьянство или болтливость проистекают из фик сации («катексиса») на оральной стадии. Компуль сивный человек фиксирован на анальной стадии. Подростковая озабоченность сексом — это фиксация на генитальной стадии. Контроль над либидозной энергией постепенно переходит от «Оно» к «Я», ко торое связывает эту энергию с объектами. На самой ранней стадии развития младенец привязан к соб ственному телу, что ведет к «нарциссизму», или са мовлюбленности. Позже, когда привязанность пере носится на родителя противоположного пола, возни кает «эдипов» конфликт (иногда называемый у девочек конфликтом Электры, но обычно термин «эдипов» относят к обоим полам). Он имеет место на генитальной стадии. Все эти процессы развития, за небольшим исключением, носят бессознательный характер. Предсознание, занимающее промежуточ ное положение между бессознательным и сознанием, также содержит определенные воспоминания, к ко торым «Я» получить доступ легче, чем к воспомина ниям, хранящимся в бессознательном. Вследствие своей либидозной энергии люди име ют базисные сексуальные и агрессивные потребнос
ти, которые функционируют независимо от их окру жения — если окружение их блокирует, возникают невротические симптомы. Все без исключения дей ствия людей нацелены на разрядку сексуальной и агрессивной энергии. Если разрядка блокируется чувством вины «Сверх Я», конфликт между потреб ностью в разрядке и вытеснением травмирующих желаний или воспоминаний, осуществляемым «Сверх Я», вызывает такие невротические симпто мы, как депрессия, фобии, тревога и сексуальные дис функции. Поскольку тревога, которая дает начало этим симптомам, не осознается, она не реагирует на голос рассудка и не поддается анализу. Усилия, на правленные на ее обнаружение, встречают сопротив ление. Это сопротивление принимает форму защит ных механизмов, таких как проекция (приписывание кому то собственных недостатков), реактивное обра зование (утверждения, противоречащие подлинным желаниям человека), интроекция (включение в «Я» или «Сверх Я» какого то объекта, например родите ля) и вытеснение (изгнание неприемлемых мыслей в бессознательное). Эти травмирующие воспомина ния можно выявить и исследовать с помощью мето да свободных ассоциаций. Когда воспоминания пол ностью поняты — и только когда они поняты, — не вротические симптомы исчезают. Фрейд проводил грань между тем, что он называл «неврозом переноса» и «нарциссическим неврозом». Невроз переноса включает в себя такие расстройства, как навязчивости и истерия. Фрейд утверждал, что они обнаруживают себя в замаскированной форме в процессах переноса — когда пациент переносит чув ства к родителям на психоаналитика. Нарциссичес кий невроз включает такие расстройства, как пара нойя, депрессия и шизофрения, не обнаруживает себя как перенос и поэтому не поддается осознанию. В прошлом психоаналитики обычно не пытались ле чить нарциссические расстройства, но работа Коху та в недавнем прошлом была сосредоточена именно на них (см. с. 148). Альфред Адлер. Среди первых последователей Фрейда наиболее видное место занимали Адлер и Юнг; оба порвали с Фрейдом и создали новые школы психоанализа. Адлер (Adler, 1917, 1927a, 1927b, 1939) видел в младенце не сексуальное создание, а беспо мощное существо, нуждающееся во всесторонней за боте со стороны более могущественных взрослых. Эта зависимость от взрослых вызывает чувство неполно ценности и порождает стремление к обретению влас ти и независимости. Воля к власти является для Ад лера движущей силой (хотя, предполагал он, человек может также совершать бегство в болезнь), а мужская сексуальность — это симптом стремления преодолеть женское доминирование. С другой стороны, женщи ны испытывают чувство неполноценности из за свое го приниженного положения в обществе. Адлер так же утверждал, что сексуальные проблемы являются не причинами невротического поведения, а формами проявления невроза. Адлер отвергал биологические инстинкты Фрей да, заменяя их социальными отношениями внутри семьи, прежде всего положением ребенка среди сиб лингов, обусловленного порядком их рождения. Кон фликт возникает между индивидуумом и социальной средой, а не между инстинктивными силами внутри индивидуума. Адлер также уделял заметно меньше внимания бессознательному, делая упор на веру в бу дущие возможности, часто нереалистичные, к кото рым люди стремятся. Тем самым он акцентировал внимание на будущем, в отличие от акцента Фрейда на прошлом. Адлер назвал свой подход индивидуаль3 ной психологией. Как метод терапии, он представлял собой разновидность переобучения. Терапевт брался за устранение явных проблем, делал это в агрессив ной манере и за короткий период времени, в отличие от многолетней психоаналитической терапии Фрей да. Термины Адлера «комплекс неполноценности» и «соперничество сиблингов» получили широкое рас пространение. Адлер был предшественником более социально ориентированных психоаналитиков. Его неприятие инстинктов и умаление роли бессознательного так же нашли отражение в современных течениях. Его упор на будущее и переобучение предвосхитили не которые характеристики многих современных мето дов психотерапии, а его признание культурного не равенства женщин и последующих проблем адапта ции являются основной темой ряда движений наших дней. Карл Юнг. В отличие от Фрейда, Юнг (Jung, 1926, 1927, 1928, 1933, 1963) утверждал, что за не вротические состояния несет ответственность не только прошлое, но и настоящее, а также цели и на мерения человека, направленные в будущее. По Юнгу, «Я» полностью сознательно и вытесняет вос поминания в личное бессознательное. На более глу боком уровне находится коллективное бессозна тельное, которое содержит «архетипы». Это инстин кты, наследуемые всеми представителями нашего вида или расы. Они проистекают из опыта наших предков и побуждают нас воспринимать мир и мыс лить определенным образом. Эти архетипы также содержат символы, и Юнг утверждал, что он обна ружил архетипы, изучая символы искусства и мифы различных культур и периодов истории. Архетипы включают в себя: (а) «персону», маску, которую мы демонстрируем другим людям и которая бывает мужской у мужчин и женской у женщин; (б) «ани му», женскую сторону мужчин, и «анимус», мужс кую сторону женщин; (в) «тень», животный ин стинкт, который берет начало из нашей дочелове ческой формы и связан с аморальными импульсами; он может проникать из тени в бессознательное и даже в личное сознание; (г) «самость» (self), кото рая объединяет все остальные части в единое суще ство. Самость проявляется только в зрелом возрас те и часто использует для своей объединяющей цели религию или мистический опыт.
Юнг делил людей на «интровертов» и «экстравер тов», и эти термины стали использоваться столь же широко, как «комплекс неполноценности» и «сопер ничество сиблингов» Адлера. Интроверсия и экстра версия могут сочетаться в любых комбинациях с че тырьмя — и только четырьмя — функциями: интуи цией, ощущением, чувством и мышлением. Любые две функции могут доминировать, подавляя две дру гие, и соотноситься с интроверсией или экстраверси ей. Это ведет к выделению типов личности, таких как интровертивный мыслитель интуитивист, возможно, творчески одаренный ученый, который любит рабо тать в одиночестве. Юнг полагал, что эти первобыт ные побуждения могут быть направлены на боже ственное или на самоактуализацию, но если «Я» не регулирует их адекватным образом, они могут вы звать невроз или даже психоз. Он в целом отвергал научные доказательства и искал вдохновение в ми фологии и искусстве. Невроз — это страдание души, которая не находит заключенный в ней смысл. Он побуждал своих пациентов использовать их силу воли и стремиться к божественному. Неудивительно, что он сильно повлиял на участников движения «Нью Эйдж» и других искателей мистического.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы