Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЯЗЫК - РЕЧЬ - РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Принципиально важным для отечественной психолингвистики является работа Л.В.Щербы 1931 г. " О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании", где он предложил в качестве предмета психолингвистики следующие три аспекта языка. Первый аспект — это речевая деятельность, под которой ученый понимал процессы говорения и понимания. Процессы понимания, интерпретации знаков являются не менее активными, чем процессы произнесения звуков, говорения. Из этого следует, что " этот механизм, эта речевая организация человека никак не может равняться сумме речевого опыта (говорения и понимание) данного индивида, а должна быть какой-то своеобразной переработкой этого опыта". Вторым аспектом он считал языковую систему — прежде всего словарь и грамматику: " Правильно составленные словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка". Третий аспект языковых явлений — это языковой материал. Это " не деятельность отдельных индивидов, а совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы. На языке лингвистов это тексты, в представлении старого филолога это литература, рукописи, книги". Отношение между речевой деятельностью и языковым материалом таково: речевая деятельность создает языковой материал. Языковая система выводится из языкового материала. Речевая деятельность является одновременно в то же время и языковым материалом, она несет в себе и изменение языковой системы. Тема 2 ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ ЯЗЫК - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В языкознания прошлого века существовала " биологическая" концепция языка, в которой развивалось представление о языке как об организме. Так, Шлейхер писал: " Языки — эти образованные из звуков природные организмы, причем самые высшие из всех, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам". Он полагал, что язык независим от воли индивидов, это нечто внешнее для человека, данное ему извне. Это же подчеркивал и Гумбольдт, выделяя антиномию объективного и субъективного в языке. " Являясь по отношению к познавательному субъективным, язык по отношению к человеку объективен" — так сформулировал он одно из противоречий языка. " Язык, — писал Губмольдт, представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли". Штейнталь полагал, что язык является великим средством преобразования субъективного в объективное. ЯЗЫК ОТРАЖАЕТ КУЛЬТУРУ НАРОДА В.Гумбольдт писал и о том, что язык — это часть культуры. По его мнению, язык есть главная деятельность не только человеческого духа, но и национального духа — духа народа, в частности. В понятие национальный " дух народа" у Гумбольдта входит многое: психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература. Он полагал, что " дух народа" и язык его настолько тесно связаны друг с другом, что если существует одно, другое можно вывести из него. Именно Гумбольдт ввел понятие языкового сознания: " Язык в своих взаимозависимых связях есть создание народного языкового сознания". В концепции психологии народов, или народной психологии, выдвинутой Г.Штейнталем, рассматривается психология народов как " объяснительная" для истории и других наук о человеке и его духовной деятельности. Эти исследования и сделали возможным появление в XX веке этнолингвистики. ЯЗЫК ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПСИХИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Бодуэн де Куртене полагал, что " как сложное объективно психическое явление язык состоит из многих групп разнородных представлений. 1) Первый элемент — фонации. 2) Второй элемент — психический. 3) Третий элемент — церебрации. Бодуэн писал: " Сущность человеческого языка исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто психическими законами". По его мнению, только индивидуальный язык имеет реальное бытие, а общий национальный язык, племенной язык представляет собой фикцию, научную абстракцию, гипотетически разно-действующую отдельных индивидуальных языковых мышлений. По мнению Г.Пауля, все языковые средства хранятся в сфере бессознательного в виде сложнейшего психического образования, состоящего из разнообразных сцеплений представлений. Это обуславливает возможность повторного появления в сознании того, что уже в нем было, а отсюда и возможность понимания или произнесения того, что ранее уже понималось или произносилось. Из этого следует, по его мнению, что ' всякая грамматическая категория возникает на основе психологической, кроме того, Пауль полагал, что всякое психическое взаимодействие совершается в недрах индивида, поэтому следует признать, что в действительности существует лишь индивидуальная психология и никакая этнопсихология не может быть ей противопоставлена. В предметном мышлении мы, по Штейнталю, имеем дело с представлениями о предметах и явлениях объективного мира. Содержанием представлений являются не сами предметы в их материи, а некоторая мысленная совокупность познанных признаков этих предметов. Штейнталь писал: " Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении: органическую механику, психическую механику и подлежащее выражению понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики. Мы можем пред ставить себе органическую механику в виде органа, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде композитора". Штейнталь полагая, что в языковом мышлении мы имеем дело с представлениями о представлениях, вычлененных из сферы предметного мышления. Получаемое представление — явление вдвойне субъективное. Штейнталь считал, что языкознание должно относиться к числу психологических наук, поскольку речь — это духовная деятельность, подобно тому, как к психологическим наукам относится и учение о мышлении и воле, т.е. учение о возникновении мыслей и волевых импульсов. Язык определяется им как " выражение осознанных внутренних, психологических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулируемых звуков". Всё его внимание было сосредоточено на индивидуальном акте речи — акте, по его мнению, целиком психическом. Штейнталь полагал, что " даже простые звуки, артикуляции, обусловливаются духовным началом; как таковые, они могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению". По мнению В.Вундта, речь представляет собой вербализацию невербальной мысленной картины и основана не только не ассоциациях как на непроизвольном связывании слов, но и на апперцепции как на произвольном внимании. ЯЗЫК - ЭТО УСЛОВИЕ МЫСЛИ Для Шлейхера язык есть " мышление, выраженное звуками", " язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления", язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий, и существующих между ними отношений, он воплощает в звуках процесс мышления. Язык посредством имеющихся в его распоряжении точных и подвижных звуков может с фотографической точностью отобразить тончайшие нюансы мыслительного процесса"; " язык — это воспринимаемый ухом симптом деятельности целого комплекса материальных отношений в построении мозга и речевых органов с их нервами, костями, мускулами и др.' Штейнталь утверждал, что слово и понятие, предложение и суждение, грамматические категории и логические категории не являются и не могут являться тождественными. Он отстаивал положение о различных типах мышления, каждому из которых соответствует своя логика. А.А.Потебня считал, что " область языка далеко не совпадает с областью мысли". Он писал, что " сновидения большей частью слагаются из воспоминаний чувственных восприятий, нередко не сопровождаются ни громкою, ни беззвучною речью. Творческая мысль живописца, ваятеля, музыканта невыразима словом и совершается без него, хотя и предполагает значительную степень развития, которая дается только языком '. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы