Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Организационно-управленческие технологии⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Организационно-управленческие технологии играют значительную, если не сказать решающую роль в осуществлении задуманной социально-культурной программы, проекта, проведении диагноза или экспертизы. Это и понятно, поскольку организация и менеджмент являются условием успешности проведения большинства социально-культурных мероприятий. Под термином «организация» философы (См.: Плохое З.Д. Социальные нормы, философские обоснования общей теории) подразумевают: - структуру, т.е. качество деятельности организации, а также степень упорядоченности системы (количество учреждений, организаций) и ее со-подчиненность; - определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению определенного результата (организация как процесс); - социальное учреждение, институт или их совокупность, призванные обеспечить соответствующую их функциональным особенностям деятельность. Если «организация» рассматривается как учреждение, то он представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, соподчинен-ность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудников, включенных в единый процесс, для реализации главных целей на основе принятых правил и процедур- Исследователи проблем культурно-досуговых и социально-культурных технологий (См.: Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности), рассматривая организацию социально-культурной деятельности как часть технологического процесса, привязывают ее к функциональным особенностям социально-культурной сферы, выделяя в организации: - оптимальное упорядочение всех элементов технологического процесса в учреждениях социально-культурной сферы, их четкую взаимосвязь; - рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью; - взаимодействие организаторов социально-культурных акций с посетителями. Однако все не так просто, как предложено в представленной схеме. В ходе организации социально-культурной деятельности специалистам приходится сталкиваться с многоцелевыми и многовариантными ситуациями, требующими порой незамедлительного решения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Следует учитывать и то, что значительное число участников социально-культурных акций, многочисленные и разножанровые творческие коллективы, работники культуры - организаторы мероприятий, различного рода управленцы требуют согласованности действий, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подготовке и проведении мероприятия. Вопросы организации социально-культурной деятельности вызывают определенный интерес еще и потому, что в ее ходе учредителям и организаторам приходится решать и еще ряд проблем. С одной стороны, необходимо формализовать основные процессы деятельности, но так, чтобы эта формализация не являлась тормозом творчества, а с другой стороны, организаторы должны понимать, что социально-культурная деятельность невозможна без активной самодеятельности всех участников процесса. Именно поэтому А.Д. Жарков, рассматривая понятие «организация культурно-досуговой деятельности», видит в нем особый процесс. В нем представлена совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап, в свою очередь, включает в себя набор целенаправленных действий, которые также осуществляются в определенной последовательности. В.З. Дуликов в учебном пособии «Организационный процесс в социокультурной сфере» рассматривает организацию социально-культурной деятельности как систему действий субъектов социально-культурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата и как протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведения социально-культурного мероприятия. Организация социально-культурной деятельности неотделима от управления ею, но они имеют в своей основе как общие, так и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно отметить общие цели достижения позитивного результата, а различает их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношениях между специалистами, тогда как организация основана как на взаимодействии между специалистами-организаторами, так и рядовыми участниками мероприятий. Как подчеркивает В.З. Дуликов, организация представляет собой взгляд на проблему изнутри, тогда как управление - это, как правило, взгляд сверху. Управление деятельностью предполагает определенных стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели. Процесс организации деятельности решает задачи определенного кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; установления связи между участниками социокультурного процесса; координации их действий. В организации как технологическом процессе наиболее ярко проявляются характерные особенности и принципы социально-культурной деятельности. Среди них В.З. Дуликов выделяет: - ситуационный принцип, который проявляется в степени, характере и пределах организационного воздействия в зависимости ситуации, собственно организации и самоорганизации; - принцип партнерских отношений, проявляющийся в признании равноправия участников социокультурного процесса, основанных на субъ-ектно-субъектных связях; - принцип постоянного действия организационного фактора, который выражается в степени участия организатора в социокультурном процессе (активная фаза, фаза равноправного участника или фаза наблюдателя). Понятие «управление» наиболее универсальное и применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социокультурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго научных основах. Среди них краеугольными являются: систематичность, планомерность, целенаправленность взаимодействия субъектов различных уровней (от Министерства культуры до домов культуры, клубов и библиотек) в целях обеспечения социокультурного воздействия на население, группу жителей микрорайона или каждого конкретного посетителя мероприятия. Управление можно рассматривать в статике - как систему организаций, представляющих собой управляющие органы. Эта система управления выполняет функции регулирования, координации и контроля за деятельностью социально-культурных учреждений на различных уровнях - федеральном, региональном или местном. Органы управления социально-культурной сферой подконтрольных Министерству культуры РФ, включая подведомственные ему учреждения. Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию государственных и негосударственных учреждений культуры, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды и развитие региональных учреждений культуры, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры этих учреждений, устанавливают порядок аттестации работников социально-культурной сферы и требований к их квалификации. Важной функцией органов государственного управления является осуществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений, исполнением государственного законодательства в области культуры, а также бюджетной и финансовой дисциплиной. Органы управления имеют как внешнюю, так и внутреннюю структуру. К примеру, управление государственным учреждением культуры - домом культуры регионального или местного подчинения руководит директор, который нанимается, может быть назначен или избран на эту должность в соответствии с уставом учреждения. Общее руководство учреждением может осуществляться и представительным органом - советом учреждения культуры, который формируется в соответствии с уставом данного учреждения. При формировании штата негосударственного учреждения культуры руководство им осуществляет его учредитель или попечительский совет, утвержденный учредителем. Определение штатного расписания и формирование штата учреждения зависят от содержания его деятельности, определенного уставом, наличия финансовых возможностей, людских ресурсов. Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения. В программах и проектах социально-культурной деятельности процесс управления - достаточно сложное дело, поскольку он вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и технологии. Содержание процесса управления определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разработки в отрасли определяются на базе содержательных основ и понимания сущности управления, которая находит свое выражение в следующих основополагающих принципах: - сочетание коллегиальности и единоначалия; - сочетание в управлении государственных и общественных начал; - научность, неразрывная связь теории и практики; - плановость; - системность и комплексность; - эффективность, ориентация на получение положительных конечных результатов. В технологиях социально-культурной деятельности наиболее приемлем демократический стиль управления, который сочетает в себе коллегиальность и единоначалие, а также предполагает активное участие общественных организаций, участников социокультурного процесса, профессиональных работников социально-культурной сферы. Наибольшее распространение в социально-культурных технологиях получила функциональная система управления, построенная исходя из задач конкретного учреждения. В самом обобщенном виде ее можно представить так: дирекция учреждения культуры, маркетинговый сектор, художественно-творческая часть, хозяйственная часть, оформительские и творческие мастерские. В зависимости от задач, решаемых учреждением в целом, или конкретных социально-культурных форм система может расширяться, уточняться, дробиться. К примеру, режиссерско-постановочная группа творческого проекта может включать в штатное расписание: продюсера, главного режиссера, режиссера-постановщика, автора сценария, балетмейстера-постановщика, композитора, художника по костюмам, художника по свету, звукорежиссера, редактора, стилиста, директора проекта, менеджера, главного администратора, менеджера по связям с общественностью, коммерческого директора. Успешная управленческая деятельность зависит от системного подхода к решению поставленных задач, который включает: - планирование предстоящей работы, правильную постановку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности; - четкую расстановку кадров, установление гармонических связей между подсистемами и регулирование их, оперативность и координацию между звеньями и направлениями социально-культурной деятельности; - налаживание системы оперативной информации внутри учреждения и эффективной обратной связи с активистами и участниками мероприятий; - всесторонний и глубокий постоянный анализ деятельности, своевременную помощь в предупреждении и ликвидации выявленных недостатков; - создание условий для внедрения новейших технологий, научной организации труда в деятельность сотрудников учреждения и активистов; - создание благоприятного психологического климата, условий для успешной деятельности коллектива, корреляцию отношений и мотиваций внутри коллектива сотрудников и с участниками мероприятий; - стимулирование стремления сотрудников к постоянному повышению квалификации, профессиональному росту, творческой активности. Организационно-управленческая система, широко применяемая в социально-культурных технологиях, представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информационную. Проекты крупномасштабных акций реализуются на основании распоряжений городских властей, организацией охранных зон и т.п. При этом предусматриваются все сопутствующие элементы: схемы барьеров безопасности, образцы аккредитаций и пропусков и т.д. Значительную нагрузку несут рекламно-информационные службы, изготавливающие рекламные ролики, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ. Каждый элемент системы существует, функционирует и развивается на основе решения определенных задач в целом, и в то же время элементы системы приобретают и новый опыт, и новые знания. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изменениями связей между элементами системы, обусловленными целями и задачами, решаемыми на данном этапе. Системный подход можно представить в виде следующей цепочки: Цель Ресурсы План Решение Реализация Системный подход предполагает сознательное и планомерное управление всем процессом. При этом главной цели сопутствуют следующие компоненты: - Частные промежуточные цели - Определение и планирование задач - Установление путей и сроков решения задач - Распределение ресурсов - Выделение средств и определение методов - Организационные действия - Выполнение решений - Контроль и коррекция - Достижение цели. Организационно-управленческие технологии культурной сферы имеют ряд особенностей, которые проявляются в том, что: - содержание социально-культурной деятельности настолько емко и разнообразно, что требует использования всего богатства видов и форм управления; - в этой отрасли предоставляется широкая возможность сотрудничества с другими сферами, привлекая значительные средства различных финансовых спонсоров на основе взаимного интереса (формирование репутации и имиджа фирмы-спонсора, проведение рекламной кампании и т.п.); - несмотря на то, что в отрасли деньги зарабатываются не на основе прямой коммерции, все более широко применяются методы конкуренции за осуществление коммерческих проектов и получение бюджетных и внебюджетных средств; - социально-экономическая ситуация в стране привела к изменению механизмов хозяйствования, которые теперь основываются на широком применении самостоятельности в поиске новых механизмов управления, в том числе и в сфере культуры; - управление коммерческими и некоммерческими проектами требует от работников культуры постоянного освоения новых знаний и умений в области управления, экономики и права. Организационно-управленческие технологии предполагают мобильное распределение обязанностей, соблюдение иерархии подчиненности и контроля, основанной на правовых документах, трудовых прав и обязанностей. К ним относятся также материалы и документы, отражающие как содержание организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения - финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания, материально-технические ресурсы. Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных в проекте задач и требует от организаторов проведения анализа первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). Проведение такого анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечения спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций. Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются договорами на взаимовыгодных условиях. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грантов и т.п. со стороны представителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонсирующей организации или продвижения ее товаров через рекламу. Форма патронажа предполагает финансовое и организационное покровительство на стабильной и долговременной основе. Фонды поддержки и развития учреждений культуры, попечительские советы предоставляют различные льготы и средства для реализации проектов (помещения, финансовые средства и т.п.). Форма благотворительности (фонды, сообщества) является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного волеизъявления при оказании поддержки проекту, без каких-либо обязательств со стороны его руководителей. Отдельные социальные фонды становятся активными участниками разработки и осуществления социальной политики региона, организуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандарт их организации. Такой социальный посредник требует определенных затрат - около 10% стоимости проекта. Широко применяется и такая форма поиска финансово-материальных средств поддержки проекта, как фандрайзинг, которая осуществляется через непосредственные или письменные контакты организатора с потенци- альным спонсором. Главная составляющая успеха фандрайзинга - привлекательность проекта, коммерческая или имиджевая (реклама, связи с общественностью), а также престижность участия спонсора в проекте, подтверждающая или продвигающая его социальный статус. Формирование у спонсоров чувства сопричастности, ответственности за реализуемый проект, ознакомление их с перспективами совместной деятельности, информация о проводимых мероприятиях, приглашение на совместные заседания, рассылка билетов, программ, приглашений способствуют выстраиванию долговременных отношений. В социально-культурной сфере практикуются платные мероприятия в поддержку проектов - балы, вечера, презентации, конкурсы, марафоны, аукционы, конференции, благотворительные обеды. Они создают рекламу проектов и спонсоров, способствуют привлечению к благотворительной деятельности новых организаций. Управленческие планы конкретного проекта разрабатываются с учетом содержания проекта, видов деятельности, уровня принятия решений, сроков исполнения. В зависимости: а) от содержания они могут быть тематическими по одному из направлений деятельности, или системными, включающими ряд направлений, или комплексными, включающими все направления; б) от уровня принятия решений по реализации проекта различают планы федеральные, республиканские, областные, краевые, региональные, городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные планы; в) от степени директивности планы бывают прогнозные, рекомендательные, директивные (подлежащие обязательному выполнению); г) от сроков реализации их подразделяют на перспективные и текущие (краткосрочные и оперативные). Не менее важна в организационно-управленческих технологиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, проявленных в период работы над реализацией проекта. Этому способствуют учет и отчетность, которые осуществляются в четырех видах: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творческий. Текущий предполагает учет как качественной, так и количественной стороны деятельности (объем выполненной работы, количество мероприятий, посетителей, их состав, списки коллективов, принимающих участие в проекте, доход и т.п.). К учету прилагаются документы, подтверждающие проделанную работу - программы, билеты, сценарии, сметы, фото- и видеопродукция, квитанции и другие документы, подтверждающие ход подготовки и проведения конкретных мероприятий, отзывы посетителей, рецензии СМИ, экспертные оценки. Акты приема подтверждают сдачу проведенной работы заказчику и объединяют качественные и количественные показатели. ~W Привлекательной формой, демонстрирующей уровень проделанной работы, являются творческие отчеты коллективов, отдельных исполнителей, учреждений и организаций, фестивали, конкурсы, дни культуры местного или федерального масштаба. Статистические отчеты составляются на основе данных, полученных от учета текущей работы, как правило, по особой табличной форме. Система контроля осуществляется в нескольких видах: ведомственный, со стороны вышестоящей организации-учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы и общественный - со стороны общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, средств массовой информации), а также контроль со стороны граждан. Организационно-управленческие технологии строятся на основополагающих требованиях, предъявляемых к корпоративной культуре организаторов как важной составляющей формирования и утверждения образа проекта. Они включают в себя: стиль управления (ритмичность, равномерность распределения заданий и сроков исполнения); культуру общения (разрешение и профилактика конфликтов); формы управления внутрипро-ектной жизнью (использование традиций, ритуалов, внешних символов), информационный дизайн (аббревиатуру проекта, знаковые и графические символы, одежду сотрудников, слоганы, звуковые и музыкальные сигналы и т.п.); возможно принятие системы запретов на внешний облик и системы взаимоотношений внутри коллектива. Вопросыдля самопроверки 1.Что входит в понятие «организационно-управленческие технологии»? 2. Что входит в систему управления социально-культурной деятельностью? Дайте характеристику ее звеньям. 3. Охарактеризуйте этапы управленческой деятельности по реализации социально-культурного проекта и сравните их с организаторской деятельностью. В чем их сходство и отличие? 4. Что такое «организационно-корпоративная культура» и какую функцию она выполняет при осуществлении проекта? 5. Какие формы работы со спонсорами вы знаете? Есть ли отличие в работе с ними? Литература 1. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003. 2. Жарков АД. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1996. 3. Жданова Е.И., Иванов СВ., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учеб. пособие. М.: МГУК, 1997. 4. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое об-во России, 1998. 5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Лань, 2001. 6. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 1995. 7. Новаторов В. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992. 8. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003. 9. Бодунген А. На пути к успешному фандрайзингу. М., 1995. 2.7. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система Инновационные социально-культурные технологии вызваны к жизни стремительными изменениями, происходящими в обществе, формированием нового социального мышления, требованиями скорейшей адаптации социально-культурной деятельности к изменяющимся условиям труда и формам проведения досуга, меняющимися реалиями окружающего мира, а также тенденциями грядущих изменений. И если в недалеком прошлом изменения проходили достаточно медленно, то развитие современной науки и техники значительно увеличивает как скорость изменений, так и их количество. Растет и число областей, в которых происходят изменения, а высокий уровень современных технологий позволяет любые изменения совершать довольно быстро. Глубина изменений и скорость их внедрения становятся важным показателем в характеристике уровня развития общества. А уровень благосостояния людей во многих странах измеряется сегодня количеством инноваций и степенью их применения. И если раньше общество в целом и отдельные его системы довольствовались новшествами, носителями которых были энтузиасты-одиночки, то сегодня изменения и нововведения требуют нового, планомерного, организованного, массового общественного отношения. Проблемы нововведений занимают умы многих ученых в различных отраслях знаний, они становятся востребованными экономическими, политическими, управленческими и другими структурами государства и общества. Эти процессы стимулируют интерес ученых и практиков к разработке и внедрению нововведений в различных сферах деятельности, поскольку их внедрение является основным путем повышения эффективности, развития и прогресса. Развитие социокультурной сферы, с одной стороны, является следствием и результатом развития общества, а с другой - сама социокультурная сфера оказывает опосредованное влияние на развитие общества, способствуя ускорению или замедлению этого процесса. Изменения в общественном развитии являются определяющими для изменения внутри социально-культурной сферы, а изменения в социокультурной сфере, в свою очередь, создают предпосылки для последующих изменений в общественном развитии. Именно поэтому в развитии социокультурной сферы различных стран имеются как сходные тенденции, так и большие различия. Рассматривая взаимосвязь изменений, происходящих в обществе и образовательных системах, С.А. Смирнов (Педагогика, педагогические системы, технологии. - М: Академия, 2000) вычленяет два направления происходящих изменений. Одно связано с пониманием первоочередной необходимости внешних изменений, обусловленных совершенствованием общественных отношений, улучшением экономического положения образовательных учреждений. Представители данной точки зрения полагают, что в этом случае не требуются радикальные изменения в совершенствовании профессионального мастерства специалиста, методиках, содержании воспитательного процесса. Другое направление базируется на необходимости внутренней перестройки образовательной системы, способной усовершенствовать всю систему через осуществление изменений в организации, формах, методах, средствах. Однако эти точки зрения не отражают очевидного, т.е. взаимосвязи изменений, происходящих в какой-либо социально-культурной системе, с другими видами общественной деятельности и изменениями, происходящими в обществе. Эти две области не только тесно связаны между собой, но активно взаимодействуют друг с другом и обуславливают взаимное развитие. Особенно ярко эта тенденция проявляется в социокультурных технологиях, сочетающих в себе внешнюю (общественную) и внутреннюю (педагогика досуга) стороны преобразования. Эти процессы идут навстречу друг другу, активно взаимодействуют и обуславливают взаимное развитие. Изменение социально-политического управления обществом влечет за собой изменение форм действия в экономической и финансовой сфере, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на изменения в общественных отношениях, содержании, структуре, финансировании, строительстве социально-культурной сферы. Современные процессы демократизации и гуманизации в общественном развитии находят отражение в формировании нового концептуального подхода к выбору социально-культурных преобразований, поиску приоритетных целей и задач, их формулировке, определению новых форм и направлений деятельности. Уходят в прошлое целые направления социально-культурной деятельности, активно развиваются направления, находившиеся ранее в зачаточном состоянии. Проследим эти изменения на конкретном примере развития и расстановки акцентов в социальной сфере. Тенденции изменения содержания, структуры ярко проявляются в строительстве социальной сферы современной России, где с разрушением старой идеологии, развалом СССР, уничтожением экономики, ведением чеченской войны появились миллионы безработных, больных, изувеченных войной, потерявших социальные ориентиры, обездоленных людей. Возникла целая армия социально отверженных, нищих, беспризорных детей, людей без определенного места жительства. В социально-культурной сфере как ответ на острые социальные проблемы возникла насущная необходимость выстраивания новых для России форм социальной поддержки, помощи как по возрастным (дети, подростки, молодежь, пенсионеры и др.), так и по социальным (военные, инженеры, служащие, квалифицированные рабочие и др.) признакам. Появились и активно развиваются формы социальной адаптации и реабилитации для больных, инвалидов детства и ставших инвалидами в результате войны, несчастных случаев, различных травм. Возникли центры по управлению безработицей и переподготовке людей, потерявших работу, к новым профессиям и новым видам деятельности и т.д. Внутренние изменения и нововведения в социокультурной сфере проходят на разных уровнях: методологическом, управленческом, на уровне инструментария, которые формируют работники социокультурной сферы, через изменение концептуальной основы, менеджмента, средств, методов, форм, условий деятельности. Эти изменения становятся частью инноваций технологического характера и складываются на основе социальных, политических, экономических изменений. К примеру, в возникающих социальных центрах, ориентированных на работу с социально незащищенными слоями населения, необходимы иные подходы к выбору социально-педагогического инструментария (форм, средств и методов) социально-культурной деятельности, чем в обычных социально-культурных учреждениях. Их деятельность должна быть направлена на оказание психологической помощи людям, потерявшим ориентиры в жизни, помощи им в освоении новых профессий. Открывающиеся в современной России ночные клубы, казино, фитнес-центры, боулинги и др. учреждения ориентированы на группы населения, относящиеся к среднему классу и имеющие значительные доходы. В деятельности такого типа учреждений преобладают развлекательные, релаксационные формы, способствующие формированию имиджа состоятельного, зажиточного человека. Взаимосвязь внешних и внутренних процессов в приведенных нами примерах очевидна. В нововведениях, применяемых в технологиях социально-культурной деятельности, отражаются как назревшие, острые социальные проблемы, направленные на развитие общества, так и проблемы, связанные с формированием отдельной личности, изменением ее социального статуса, социально-культурных приоритетов в необходимом (тому или иному классу и обществу в целом) направлении. Именно поэтому процессы, происходящие в обществе, заставляют специалистов-технологов, работающих в социокультурной сфере, находиться в постоянном поиске новых идей, форм, средств и методов работы с населением, организационно-управленческих действий, проводить анализ и переоценку своей деятельности, уточнять её цели и задачи. В первом параграфе данного пособия мы дали определение технологиям социально-культурной деятельности, рассматривая её как «своеобразную педагогическую систему, ориентируемую на организацию деятельности в сфере досуга, представляющую собой совокупность последовательных, алгоритмических, организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, превращающих культурные ценности в целенаправленное социальное взаимодействие». Инновации самым непосредственным образом затрагивают всю технологическую систему, изменяя не только инструментарий в зависимости от состояния социальной, экономической, научной и технической составляющей развития общества. Эти изменения касаются и организационно-управленческих процессов, и профессиональной подготовки специалистов, и глубинных методологических основ социально-культурной сферы, являясь одновременно результатом и эффективным средством преобразования самого общества и его социально-культурной сферы, влияя на обновление всего технологического процесса. Анализ состояния практики и литературных источников позволяет нам сделать выводы о том, что технологии социально-культурной деятельности представляют собой открытую, самоорганизующуюся (синергетиче-скую) систему, способную к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию. Эта система развивается за счет изменений, происходящих во внешней и внутренней социально-культурной среде, детерминированных внешними обстоятельствами политического, социально-экономического и социально-культурного происхождения. В то же время и сама технологическая система социально-культурной деятельности детерминирует эти обстоятельства. Российские и зарубежные источники, рассматривающие проблемы инновации, часто используют термины «инновация», «новшество», «ново- введение». В одном случае эти термины рассматриваются как синонимы, в другом их различают по смысловой нагрузке. Такое разночтение объясняется английским происхождением слова «инновация», которое переводится как «введение новаций». Если обратиться к «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», то в нем слово «новация» трактуется как нечто новое, новшество, а «инновация» как нововведение. Словарь русского языка под редакцией СИ. Ожегова понятие «новшество» объясняет как новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление, а «нововведение» рассматривается как новое правило, вновь установленный порядок. «Новейший философский словарь» вводит в речевой оборот термин «инновация», тем самым «социализируя» сам термин и его трактовку, понимая инновацию как явление культуры, которого не было на предшествующих стадиях. Другое смысловое значение термина «инновация» связано с явлениями изменения деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов или содержания самой деятельности. В этом случае понятие «нововведение» заменяется терминами «инновационная деятельность» и «инновационные процессы». Обратимся к определениям терминов «новация», «новшество», «инновация», данным известными российскими и зарубежными учеными, отдельными школами и направлениями в области управления и образования. Известный американский менеджер Э. Роджерс определяет нововведение как идею, метод или объект, воспринимаемые в качестве нового явления. И. Прелаки, рассматривая нововведения в организациях, дифференцирует термины «нововведение» и «инновационный процесс». Нововведение он увязывает с деятельностью организаций и называет им любое изменение, способствующее развитию, росту и повышению эффективности работы данной организации. Инновационным процессом И. Прелаки наз Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-28; Просмотров: 3475; Нарушение авторского права страницы