Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
Самостоятельная отработка задания. Основной методический прием в организованном занятии при отсутствующем партнере — самостоятельная отработка задания под контролем тренера. Тренер после ознакомления группы с приемом дает задание приступить к его самостоятельной отшлифовке. Наблюдая за учениками, он по ходу выполнения упражнения исправляет индивидуальные ошибки, а при возникновении общих ошибок прерывает самостоятельную работу и вносит необходимые коррективы. Этот методический прием позволяет занимающимся сконцентрировать свое внимание на сути изучаемого действия в темпе, соответствующем уровню его подготовленности, не отвлекаясь на такие побочные и нехарактерные для фехтования категории, как команды и условные сигналы, определяющие начало выполнения. Самостоятельная отработка под контролем тренера воспитывает сознательное, активное отношение к процессу обучения, развивает самостоятельное мышление, волю и целеустремленность. Одновременное выполнение приема по команде или сигналу. Этот методический прием, заимствованный из гимнастики, применяется, если необходимы регламентированная повторность или расчлененное выполнение. Команда должна быть интонирована так, чтобы занимающийся мог до ее исполнения мысленно представить себе структуру выполнения будущего действия. Например: «Двойной шаг на-а-зад! », «С выпадом ко-о-ли! » и т. д. Позже команду заменяют сигналом, причем предпочтение отдается зрительному сигналу, а не слуховому. Не следует обременять новичка выполнением приемов по условному сигналу, не встречающемуся в боевой практике. Серийное выполнение. Этот методический прием состоит в непрерывном выполнении изучаемого движения всей группой в произвольном ритме или под счет (сигналы) тренера в течение 10 с — 1 мин. Прием создает большую плотность в учебной работе, развивает выносливость и форсирует благодаря большой повторяемости в короткое время овладение новой координацией движения. Кроме того, такое выполнение позволяет тренеру заметить устойчивые ошибки отдельных учеников и вносить поправки по ходу выполнения. Например: обучаемые, находясь перед чучелами, непрерывно из 5-й позиции с выпадом наносят удар по левому боку с последующим закрытием назад в 5-ю позицию; скачок вперед — скачок назад; выпад — закрыться вперед, шаг назад и т. д. Взаимоинструктаж. Методический прием, предполагающий поочередную взаимную помощь обучающихся. Прием как бы расширяет объем внимания преподавателя, с одной стороны, а с другой — повышает заинтересованность занимающегося, временно выступающего в роли инструктора. Возможность такой взаимопомощи основывается на известном разрыве между знанием, как надо выполнять прием, и умением его выполнить, естественно возникающем в начале освоения нового материала. Положительными чертами приема являются вдумчивое отношение занимающихся к процессу обучения, взаимное устранение своих недостатков, воспитание чувств товарищеской солидарности. Этот методический прием одновременно предусматривает начальное ознакомление с так называемой инструкторской практикой, необходимой будущему общественному помощнику тренера и в других формах выполнения упражнений. Например: в одношереножном строю первые номера выполняют условную атаку: обман ударом по маске, удар правого бока; вторые («инструкторы») указывают первым на их ошибки в ведении клинка, поправляют начальную боевую стойку и конечное положение на выпаде и уходе с него. После определенного количества повторений фехтовальщики меняются ролями. Комплексный метод. Этот метод помогает связывать отдельные приемы фехтования в логическую цепь действий фехтовальщика. Количество действий не должно превышать 3—6 приемов в определенной последовательности. Разучиваемый прием в зависимости от его трудности дается в начале, середине или конце комплекса. Этот метод в некоторой степени тренирует оперативную память фехтовальщика. Отдельные комплексы выполняются по распоряжению тренера. Например: ученик перед мишенью из 3-й позиции берет 5-ю защиту и наносит ответ по правому боку; в одношереножном строю делает двойной шаг вперед, шаг назад, колет с выпадом и закрывается назад и т. п. Поточный метод. Он предусматривает последовательное проведение действий, причем окончание приема левофланговым служит сигналом для начала выполнения упражнения его партнером, стоящим рядом в шеренге. Этот прием ценен тем, что позволяет тренеру заметить индивидуальные ошибки учеников. Кроме того, зависимость начала выполнения приема от партнера и возникающие при этом неожиданности вносят в групповое обучение определенное оживление. Пример: стоя в шеренге, левофланговый рапирист выполняет последовательно шаг вперед с показом укола, закрытие в 6—4-ю позиции на месте, полувыпад, выпад, закрытие вперед, служащее сигналом для начала того же упражнения его соседом, и т. д. до правофлангового. Существует и другой метод поточного выполнения упражнений в колонне по одному, дающий возможность апробировать один и тот же прием наступления во взаимодействии с различными партнерами и отработать соответствующие защиты против тех же партнеров. Например: саблист — направляющий колонны последовательно атакует своих партнеров в выпаде обман ударом по маске — удар по левому боку, стоящих в колонне с интервалом 5—6 м. Второй боец, только что делавший попытку защититься 5—4-й защитами, поворачивается кругом и выполняет то же атакующее действие по очереди со всеми стоящими в колонне, а затем занимает в конце колонны боевую стойку, встречая следующего упражняющегося уже защитными действиями. Метод имитаций. Применяется в фехтовании редко, обычно при разучивании сложных, не имеющих непосредственно боевой ценности приемов (салюта, сбора и т. д.). Этот прием находит применение при расчленении на элементы сложного по структуре действия: тренер, стоя спиной к группе, например, меняет позиции, а группа имитирует его движения и слушает по ходу выполнения его краткие объяснения. Тренировка с воображаемым партнером. Тренировка с воображаемым партнером, иногда называемая по аналогии с боксом «бой с тенью», состоит из приемов маневрирования с различными наступательными, оборонительными и контратакующими движениями, применяемыми фехтовальщиком в бою с воображаемым противником. Ценность приема — в развитии способности реально представлять себе действия, пути движения клинка противника, «думать за него» и противопоставлять ему свои конкретные, пусть простые, но тактически оправданные приемы. Например, спортсмен, представляя себе маневрирующего противника и передвигаясь в противоположном направлении, должен сохранить «дистанцию»; на один из его воображаемых шагов вперед идти в атаку с обманом удара по маске и одновременно с попыткой воображаемого противника защититься 5-й защитой, выполнять удар по правому боку; продолжать маневрировать и делать вызов-приглашение на удар по маске, защищаясь 5-й защитой и отвечая ударом по правому боку и т.д. «На боевое действие тренера». Одновременное выполнение приема в ответ на имитацию боевого действия тренера позволяет занимающимся ознакомиться с обстановкой, приближенной к боевой, т. е. полученную зрительную информацию мысленно переработать и воплотить в собственное действие, вытекающее из сложившейся ситуации. Этот прием хотя и имеет формальное сходство с выполнением приема по зрительному сигналу, но отличается от него по существу, так как на фоне распределенного внимания между движениями тренера и своим собственным реагированием у ученика воспитывается элементарное тактическое мышление. На первых порах движения тренера должны быть нарочито широкими, замедленными, с явными признаками предсигналов. Например, тренер, дав группе задание сохранить условную дистанцию между ним и шеренгой обучаемых, выполняет различные по структуре, ритму и амплитуде передвижения. В процессе этого упражнения тренер имитирует атаку в отдельные секторы туловища, на что занимающиеся реагируют с шагом назад и принятием соответствующих позиций с обусловленными заранее ответами, на вызовы (приглашения) тренера атакуют его в открывающийся сектор, на многочисленные финты атаки тренера контратакуют его и т. д., т. е. ведут условный бой. Контролем для соблюдения заданной дистанции могут служить линии, нанесенные мелом, от которых ученики и тренер начинают выполнение упражнений. Каждый цикл упражнений тренер заканчивает на исходном рубеже, выявляя учеников, не сумевших сохранить дистанцию. Далее приведены упражнения с тренером в боевых действиях на реакцию, дистанцию и точность поражения цели: 1. Ученики трусцой перемещаются по кругу. Вначале по командам тренера: «Справа», «Слева», «Сзади», «К бою», затем по сигналу (желательно зрительному) ученик быстро занимает положение «к бою» лицом в указанном направлении и проводит заранее заданное действие (к примеру: «трещотка» — закрытие назад в боевую позицию). 2. Из бега трусцой по кругу с интервалом 1, 5 м по обусловленному сигналу тренера ученик делает флеш (атаку стрелой), стараясь осалить спину впереди бегущего партнера. Возможно сочетание с 1-м упражнением. 3. Флеш с низкого старта без оружия; из боевой стойки с оружием на внезапно поднятую тренером до горизонтального уровня маркированную палку (для сабельных ударов по голове), прикрепленную к ней небольшую мишень с кругом диаметром 5 см (для рапирных, шпажных уколов) (рис. 1, I). 4. Из боевой стойки ученик в выпаде или флеше ловит падающую или слегка подброшенную вверх тренером фехтовальную перчатку (рис. 1, II). 5. То же, что упражнения 3 и 4, но дистанция постепенно увеличивается. 6. Тренер из-за спины атакующего бросает в защищающегося перчатку. Цель атакующего — поразить перчатку в проекции поражаемой поверхности уколом (рапира, шпага), ударом (сабля); защищающегося — взять соответствующий парад против оружия нападающего выпадом или флешью (рис. 1, III). 7. Тренер в специальной перчатке — «лапе» на левой руке с кружком диаметром 5 см посередине (рис. 2). Варианты: атаковать с выпадом, флешью, из серии небольших скачков вперед-назад, из положения выпада, полувыпада, на отступающего или приближающегося тренера. 8. Тренер в маске, и обе руки защищены «лапами». Выполняется предыдущее упражнение, но тренер варьирует начало атаки и дистанцию разновременным подниманием рук. 9. Тренер в маске, левая рука в «лапе», правая с оружием (рапира, шпага, сабля). На вызов тренера оружием атакующий ученик делает обман уколом (ударом) с последующим уколом в открывающийся сектор «лапы». На выпрямление вооруженной руки тренера ученик атакует с действием на оружие с последующим уколом (ударом) в «лапу» (рис. 3). Возможны варианты: дистанцию меняет тренер; ученик после неудавшейся атаки атакует повторно; тренер создает попеременно условия для атаки с финтом и действием на оружие. Преимущество этого метода: он достаточно эмоционален, обеспечивает контроль за выполнением приемов группы в целом и каждого ученика в отдельности, создает необходимую плотность урока, позволяет проверить концентрацию внимания, включая латентный период реакции занимающегося на боевой сигнал тренера. В дальнейшем место тренера в этих упражнениях может занять способный ученик (инструктор-общественник), освобождая время тренера на организацию парной работы и индивидуальные уроки для одаренных учеников старшей группы.
Примерные упражнения данного метода тренировки (шпага)
Метод соревнований. Соревнование на лучшее усвоение структуры приема, скорость выполнения действий, точность уколов, ударов в объеме пройденного материала вносит в обучение фехтовальному поединку соревновательный дух, повышает старательность и тем самым ускоряет процесс усвоения «школы» на фоне большей эмоциональной заинтересованности. Рекомендуются следующие упражнения: 1. Кто лучше выполнит определенную комбинацию основных положений и передвижений (основная стойка, исходное положение, приветствие, боевая стойка, различные передвижения, всего 6—10 элементов). Упражняющийся выходит из строя и выполняет эти элементы в определенной последовательности. Упражнения оцениваются преподавателем на виду всей группы по 10-балльной системе. Объявляется победитель, который повторно демонстрирует свое выполнение упражнения. 2. Занимающиеся, четверками передвигаясь вдоль зала, преодолевают заданное расстояние с помощью выпада и закрытия вперед. Задача: кто быстрее в четверке или кто с меньшим количеством выпадов преодолеет заданную дистанцию. Победители выходят в финал. То же относится и к другим видам передвижений вперед, назад, их сочетаний. За технические ошибки при выполнении приема в цикле тренер начисляет «провинившимся» штрафные очки. 3. Ученик сам подбирает логически обоснованный комплекс «боя с тенью». За хорошую технику, правильность и сложность композиции тренер выставляет балл. 4. Из раздела «Упражнения с тренером» проводить соревнования учеников (пункты от «в» до «з») на большее количество пораженных мишеней из 3, 5, 10 попыток. Контрольные нормативы: 1. На преодоление инерции в передвижениях фехтовальщика: шаг вперед — скачок скрестно назад — шаг назад; атака стрелой — шаг вперед, начиная с правой ноги; выпад — закрытие вперед — шаг вперед; из боевой стойки прыжок вверх — приземление в положение выпада — шаг назад — вперед; «трещотка» — выпад — уход с выпада прыжком назад. 2. Поразить маркированную палку (саблистам) и мишени на палке (рапиристам и шпажистам) с правильной техникой и максимальной быстротой 5 раз из 10 попыток. 3. На точность управления клинком выполняется упражнение на настенной мишени (саблисты по чучелу)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы