Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ: ОПЫТ США



Источники финансирования организаций культуры так же, как и ресурсы организаций культуры делятся на при­влеченные, государственные и собственные. Разнообразие источников финансирования организаций культуры луч­ше всего рассмотреть на примере США, где структура фи­нансирования сферы культуры отличается самой высокой степенью диверсификации.

По оценке Р. Редфорда совокупные источники финан­сирования некоммерческих организаций культуры США достигли в 2003 г. 134 млрд. амер. долл., в том числе соб­ственные источники финансирования — 81 млрд. амер. долл., из которых 24 млрд. амер. долл. были перечислены в качестве налогов на доходы организаций культуры об­ратно в федеральный, регальный и местный бюджеты.

А) Привлеченные источники финансирования.

Привлеченные средства являются значительным ис­точником финансирования сферы культуры США. На про­тяжении последних двадцати лет они составляли около 50% всех финансовых поступлений сферы культуры. В 2001 г. средства от населения и коммерческого сектора

Рис. 4 Привлеченные источники финансирования организаций культуры США

 

в бюджете некоммерческих организаций культуры достиг­ли 52, 2 млрд. амер. долл., тогда как государственные суб­сидии — всего 1, 45 млрд. амер. долл.

С 1970 до 2001 гг. наблюдаются следующие тенденции развития привлеченного финансирования в американской сфере культуры.

Во-первых, в сфере культуры США наметилась устой­чивая тенденция, с одной стороны, увеличения благотво­рительных взносов населения и, с другой стороны, сниже­ния темпов роста благотворительных вкладов коммерче­ского сектора. Благотворительные взносы населения в сфере культуры в процентах к личным доходам населения возросли с 1, 95% в 1970 г. до 2, 23% в 2001 г. Благотвори­тельные вклады корпораций, стабильно увеличивавшиеся за период с 1970 г. по 1980 г. от 0, 8 млрд. долл. до 5, 6 млрд. долл., остановились в своем росте с 1980 г. В результате, благотворительные взносы компаний в 1980 г. и 1999 г. составили одну и ту же цифру — 5, 6 млрд. долл.

Выявленную тенденцию можно объяснить изменения­ми в политике коммерческих структур, а именно сменой форм филантропии. Как справедливо отмечает сотрудник Коммерческого Комитета Поддержки Искусств под эгидой Национального Индустриального Совета США Д. Йедлик, налицо « отход от понятия чистой филантропии к той пози­ции, когда образуется союз бизнеса со сферой культуры с целью достижения взаимных деловых целей». Если в 1970- е годы в благотворительной политике предприниматель­ских структур имела место чистая филантропия, т. е. сво­бодное жертвование средств организациям культуры без преследования каких-либо коммерческих целей, то с 1980- х годов наметилась тенденция к анализу и планированию всех направлений расходов компаний, в том числе и бла­готворительных.

В регулярное обращение вошел термин корпоративные социальные инвестиции, обозначающий отчисление средств коммерческими организациями на общественно-полезные цели.

Каждая статья социальных расходов корпорации долж­на планироваться заранее и сопровождаться определенной отдачей. С позиций некоммерческих организаций культу­ры корпоративные социальные инвестиции принимают форму спонсорских средств.

В ходе спонсирования организации культуры приобре­тают необходимые для выполнения уставной деятельно­сти материальные и денежные ресурсы, возможности ис­пользования современных видов связи, оборудования, а также повышения квалификации сотрудников.

Спонсоры, согласно материалам Американского Ком­мерческого Комитета Поддержки Искусств, рассматрива­ют корпоративные социальные инвестиции как «составляю­щие программы связей с общественностью, направленной на расширение внешних контактов и создание благоприят­ного имиджа фирмы». Кроме того, спонсорство выступает как «недорогое средство рекламы и доступа к престижным развлекательным программам». Действительно, некоммер­ческие организации культуры в ответ на спонсорский взнос включают название компании в свои печатные издания; помещают логотип фирмы на входных билетах, информа­ционных проспектах; берут на реализацию продукцию ком­пании; предоставляют фирме право использования своей марки, площадей, а также возможности участия в куль­турных мероприятиях и т. д. Например, одной из популяр­ных форм работы со спонсорами является продажа орга­низациями культуры так называемых именных мест, где за определенную сумму можно получить право разместить свое имя. Это может быть надпись на стене («донорские стены»), колонне, постаменте и т. д. Так, Метрополитен музей в Нью-Йорке, крупнейший художественный музей США, продал 5000 кровельных черепиц по 500 долларов за каждую, на которых могли быть выгравированы имена спонсоров.

Таким образом, выгоды спонсоров можно разделить на прямые и косвенные. К прямым выгодам относятся полу­чение рекламы, доступ к современным источникам инфор­мации и т. д. Косвенные выгоды спонсорства заключают­ся в завоевании лояльного отношения властей и извест­ных политических деятелей, улучшении имиджа фирмы в обществе, что в целом способствует созданию благоприят­ной среды для бизнеса.

Однако выделенные выгоды спонсорства присущи не только сфере культуры, но и распространяются также на такие области, как образование, здравоохранение и др. Ис­ключительная привлекательность сферы культуры как объ­екта спонсирования заключается в том, что она позволяет компаниям выходить на трудно досягаемые сегменты рын­ка. С одной стороны, некоммерческие организации культу­ры обеспечивают проникновение компаний на рынок потре­бителей с высоким уровнем образования и доходов, т. е. ин­теллектуальной и финансовой элиты общества. С другой стороны, принимая во внимание половозрастной состав потребителей культурных услуг, можно утверждать, что организации культуры позволяют коммерческим фирмам выходить на рынок, где основными покупателями явля­ются женщины. Согласно результатам исследования социо­лога Джона Робинсона из университета штата Мэриленд, «женщин на 100% больше, чем мужчин, среди зрителей балета, на 25% больше в музыкальных театрах и на 27% больше на симфонических концертах».

Кроме того, поддерживая сферу культуры и искусства, спонсоры могут быстро поднять свой престиж в глазах по­требителей, партнеров и собственного персонала. В данном случае интересно процитировать слова руководителя аме­риканской корпорации «Мобил» Р. Уорнера-младшего: «Искусство позволяет нашим покупателям, партнерам и сотрудникам чувствовать тот же поиск идеального качест­ва и совершенства, который питает многие из наших дело­вых решений». Спонсорство в сфере культуры позволяет, таким образом, отождествлять имя компании с чем-либо выдающимся.

Еще один фактор привлекательности сферы культуры как объекта спонсирования заключается в широких воз­можностях эффективного управления персоналом фирмы. Посещение выставок, концертов, фестивалей, творческих вечеров, экскурсий позволяют фирме не только организо­вывать досуг своих сотрудников, но и повышать сплочен­ность, преданность коллектива фирме, а также обеспечи­вать развитие творческих способностей персонала, необ­ходимых для эффективной работы.

В результате, корпоративные социальные инвестиции компаний формируют новую форму филантропии, которую можно назвать стратегической.

Во-вторых, большое влияние на развитие сферы куль­туры оказывают благотворительные фонды. США отли­чаются постоянным ростом числа благотворительных фон­дов и их активов. Так, если в 1980 г. в стране насчитыва­лось 22, 5 тыс. благотворительных фондов, то к 2001 г. их число удвоилось и составило 46, 9 тыс. Еще более значи­тельным является рост активов фондов за данный пери­од — более чем в шесть раз — с 41, 6 млрд. долл. до 269, 2 млрд. долл. Показательным являются и темпы увеличе­ния числа предоставленных сфере культуры грантов. В 2001 г. они достигли 10798 ед. на сумму 792 млн. долла­ров, что в 4, 3 раза выше уровня 1980 г.

Благотворительные фонды в большинстве случаев пред­почитают заниматься долгосрочными программами разви­тия культуры и искусства, например, образовательными проектами, развитием новых направлений искусства, соз­данием информационной сети и т. д. Однако это не означа­ет, что фонды полностью финансируют выбранные про­граммы. Их субсидии в ряде случаев носят частичный, ра­зовый или непродолжительный характер и ставят целью помочь развитию проекта на начальной стадии.

Вместе с тем, поддержка сферы культуры благотвори­тельными фондами не ограничивается только предостав­лением грантов. В последние годы большую популярность получил такой вид поддержки благотворительных фондов как консалтинг. По словам И. М. Шеймана, «крупные благотворительные фонды все чаще выполняют функции научно-консультационных центров по широкому кругу проблем». Действительно, сотрудники фондов занимают­ся в сфере культуры экспертными оценками программ, участвуют в отборе и ранжировке проектов, разрабатыва­ют рекомендации по эффективной реализации работ в ор­ганизациях культуры и т. д.

Таким образом, благотворительные фонды оказывают поддержку некоммерческим организациям культуры не только в форме финансовой, но и научно-консультацион- ной помощи.

В связи с новыми функциями фондов научный сотруд­ник ИМЭМО РАН И. Городецкая настаивает на необходи­мости использования понятия «научно- и культурно-бла- готворительный фонд (НКБФ)» вместо определения «бла­готворительный фонд». Однако, на наш взгляд, данное определение является вряд ли более удачным.

В-третьих, важную роль в финансировании сферы культуры играют членские взносы. Так, в доходах Метро­политен музея членские взносы в 2002 г. составили 15% всех поступлений (см. рис. 5).

Коммерческая Входная плата, деятельность экскурсии, лекции 22% Резервные взносы Рис.5 Источники финансирования. Метрополитен. Музея в 2002 г. Источник: The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year 2001-2002.

 

В зависимости от типов участников выделяются два вида членства — индивидуальное (для физических лиц) и корпо­ративное (для юридических лиц). С точки зрения сроков членства отмечаются три вида — годовое, срочное (5, 10, 15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы денежного вклада выделяются категории простых и при­вилегированных членов организации культуры и др.

В ответ на членские взносы организации культуры пре­доставляют членам определенный пакет услуг. Простые члены имеют право на бесплатное информационное обслу­живание, посещение выставок, концертов, клубных меро­приятий, как на территории организации культуры, так и за ее пределами, скидки на печатную и сувенирную про­дукцию организации культуры. Привилегированные чле­ны, помимо прав простых членов, могут приобретать экс­клюзивные права на посещение закрытых экспозиций, VIP-ложи на концертах и клубных мероприятиях в орга­низациях культуры.

Кроме того, привилегированные члены могут прини­мать непосредственное участие в деятельности организа­ции культуры. Так, в Метрополитен привилегированные члены получают право голоса на Совете Клуба Друзей, главном органе управления Клубом, наравне с персоналом музея. На заседаниях Совета, которые проходят несколь­ко раз в год, привилегированные члены участвуют в рас­смотрении задач и направлений деятельности Клуба, ут­верждении его бюджета расходов и доходов, а также в ана­лизе результатов работы Клуба.

Таким образом, популярность системы членства мож­но объяснить тем, что она является своеобразной формой участия в деятельности организации культуры и преду­сматривает большое число привилегий для членов.

В-четвертых, среди привлеченных источников финан­сирования организаций культуры особое место занимают заемные средства. В качестве заемных источников финан­сирования выступают кредиты банков, финансовых инсти­тутов, международных организаций и др.

Отдельное место в системе заемного финансирования некоммерческих организаций культуры занимают не об­лагаемые налогом муниципальные облигации, называе­мые мунисами (munis).

Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности неком­мерческих организаций муниципальными органами вла­сти и собственно некоммерческими организациями.

Зарубежом существует несколько типов мунисов. В за­висимости от сроков выделяют краткосрочные и долгосроч­ные мунисы. Краткосрочные муниципальные векселя ис­пользуются в основном для преодоления временных денеж­ных затруднений некоммерческих организаций культуры, тогда как долгосрочные муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов некоммерче­ских организаций культуры.

Кроме того, в зависимости от видов обеспечения суще­ствует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обес­печенные безусловной гарантией республиканских или местных органов власти, т. е. всеми налоговыми поступле­ниями данного уровня. Специальные налоговые облига­ции, выплаты по которым гарантируются с помощью от­дельных налогов, и муниципальные доходные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих не­коммерческих организаций культуры.

Однако муниципальные облигации и другие заемные средства не всегда используются организациями культу­ры. Привлечение заемных средств оправдано, если они способствуют реализации высокодоходных проектов, фи­нансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности возможно в случае тяжелого экономического положения организации культуры как единственно возможный вид финансирования, а также, если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в даль­нейшем увеличить доходы от основной деятельности.

В-пятых, в 90-е гг. в сфере культуры получило разви­тие новое направление привлеченного финансирования — резервные взносы (reserve endowment). В 2002 г. резерв­ные взносы Метрополитен Музея достигли 22% от суммар­ных доходов.

Резервные взносы представляют особую форму привле­чения средств физических и юридических лиц в организа­цию культуры для сохранения и продвижения культурно­го наследия в обществе. Так, цель подобных взносов Мет­рополитен Музея заключается в «сохранении имеющегося культурного достояния для последующих поколений, а также в изучении предметов искусства и доступе к ним са­мых широких слоев населения».

В отличие от других типов взносов, резервные взносы размещаются организацией культуры на счетах банков и инвестиционных институтов с целью получения стабиль­ных процентов. Главной особенностью резервных взносов является запрет на использование самой суммы взноса на финансирование расходов организации культуры. Органи­зация культуры вправе распоряжаться только накоплен­ными процентами. Контроль за использованием резервных взносов и доходов от них осуществляет совет попечителей организации культуры. Он ежегодно определяет лимит расходов созданного фонда исходя из средней ставки про­центов по вкладам и в соответствии с планом работы орга­низации культуры. При этом использование накопленных процентов от резервных взносов может идти на покрытие как капитальных, так и текущих расходов.

Резервные взносы могут привлекаться в различных фор­мах. Одной из таких форм является мемориальный взнос, посвященный какой-либо дате или событию. Популярность данной формы резервного взноса объясняется тем, что част­ное событие отмечается в рамках организации культуры. Например, организация культуры может публиковать ин­формацию о наступившем событии в своих печатных изда­ниях, высылать поздравления и подарки от своего имени, предоставлять площади под проведение банкетов и др.

Интересно остановиться на характеристике лиц, делаю­щих резервные взносы. Автором было проведено исследо-


45-54 года Рис. 6 Возрастная структура резервных вкладчиков Метрополитен музея, в 2001 г.

 

вание демографической и профессиональной структуры резервных вкладчиков на основе данных Метрополитен Музея на 1 июля 2001 г. (рис. 6).

Общее число резервных вкладчиков Метрополитен со­ставляет 1300 человек. Из них 63% — это женщины. Боль­шинство резервных вкладчиков — это люди от 35 до 64 лет. Основную долю среди них составляют 45-54-летние лица (31%). Оставшаяся часть почти равномерно распределяет­ся между двумя группами — лицами в возрасте от 35 до 44 лет (26%) и от 55 до 64 лет (25%). Наименьшую долю ре­зервных вкладчиков составляют молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет (1%), а также пожилые граждане старше 74 лет (2%). Как видно, среди населения наибольший инте­рес к резервным взносам Метрополитен предъявляют люди зрелого и преклонного возраста (рис. 6).

Профессиональная структура резервных вкладчиков свидетельствует, что в их качестве выступают в основном лица, занятые в сфере бизнеса: банковские служащие (28%), аудиторы и финансовые консультанты (14%), сотрудники страховых компаний (9%).

Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЗЕРВНЫХ ВЗНОСАХ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Резервные взносы — форма привлечения средств от физических и юридических лиц в организацию культуры с целью получения регулярно­го дохода от предоставленных средств и его использования на культур­ные, образовательные, благотворительные и иные общественно-полез- ные цели.

Резервные взносы привлекаются организацией культуры в денежной форме в рублях или иностранной валюте путем расчета наличными или безналичным переводом.

Резервные взносы дифференцируются по категориям доноров и сум­мам взносов.

Для физических лиц предлагаются индивидуальные резервные взно­сы. Минимальный индивидуальный резервный взнос рекомендуется в размере 3500 руб.

В зависимости от суммы взноса физические лица вправе рассчиты­вать на определенные привилегии.

В ответ на минимальный индивидуальный резервный взнос физиче­ские лица получают пожизненный бесплатный доступ к услугам организа­ции культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т. п.) не бо­лее трех раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При индивидуальном резервном взносе от 6000 руб. физические лица получают на двух чело­век пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры не более трех раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.

Для юридических лиц предлагаются корпоративные резервные взно­сы. Минимальный корпоративный резервный взнос рекомендуется в раз­мере 35000 руб.

В зависимости от суммы взноса юридические лица вправе рассчиты­вать на определенные привилегии.

В ответ на минимальный корпоративный резервный взнос юридиче­ские лица получают на пять сотрудников фирмы пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т. п.) не более шести раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При корпоративном резервном взносе от 60000 руб. юридические лица получа­ют на десять сотрудников фирмы пожизненный бесплатный доступ к услу­гам организации культуры не более шести раз в год, 15% скидки на сувенир­ную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.

Резервные взносы размещаются организацией культуры на депозит­ных счетах Сбербанка РФ с целью получения ежемесячных (годовых) про­центов. Сама сумма резервного взноса не может быть использована ор­ганизацией культуры. Направления расходования процентов определя­ются физическими и юридическими лицами при внесении средств в организацию культуры.

Рекомендуемые направления использования доходов:

1) Культурные проекты.

2) Образовательные программы.

3) Реставрационные проекты.

4) Реконструкция зданий, помещений.

5) Научные исследования.

6) Приобретение оборудования, экспонатов.

7) Система безопасности и охраны.

8) Издательская деятельность

Физические и юридические лица не вправе рассчитывать на возврат внесенных резервных взносов.

Внешний контроль за использованием резервных взносов и доходов от них может осуществлять попечительский (консультационный) совет ор­ганизации культуры.

Б) Государственные источники финансирования.

Вторая группа доходов организаций культуры, объеди­няющая различные виды государственного финансирова­ния, является традиционным источником поступлений сфе­ры культуры США. К государственным источникам финан­сирования относятся регулярные субсидии государства на содержание и развитие организаций культуры, а также ра­зовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов, программ и др. Это могут быть государственные гранты, кредиты или тендерное финансирование (табл. 3).

Государственное финансирование имеет намного мень­шие объемы по сравнению с привлеченными средствами, что связано с длительностью и сложностью процессов по­лучения бюджетных средств, а также с большой работой по сбору информации для обоснования необходимости фи­нансовой поддержки. В 2001 г. государственные средства в сфере культуры оценивались в 1, 45 млрд. долларов, что составляет 1, 2% от общих финансовых поступлений орга­низаций культуры. Однако приведенные результаты не учитывают непрямое государственное финансирование.

Во-первых, бюджетные субсидии федерального прави­тельства США на развитие сферы культуры через прави­тельства отдельных штатов и местные органы власти, ко­торые вправе сами определять направления расходов и круг

Та б л и и, а 3 Государственные источники финансирования организаций культуры США
Прямые Косвенные
□ бюджетные субсидии ор­ганизациям культуры □ гранты □ тендерное финансирова­ние □ государствен­ные кредиты □ распределение бюджетных средств на культу­ру через фонды и другиеорганизации □ распределение бюджетных средств на культу­ру через фонды и другие организации □ распределение бюджетных средств на культу­ру через фонды и другие организации □ налоговые льготы организациям культуры □ налоговые льготы для благотворителей □ льготы организациям культуры по арендной плате и коммунальным платежам □ дотации отдельным категориям населения на пользование услугами в сфере культуры □ гарантии по кредитам организаций культуры

 

организаций культуры, а также через специальные вне­бюджетные фонды и иные некоммерческие организации. Внебюджетные фонды могут также формироваться за счет налоговых отчислений, поступаемых в том числе и от до­ходов организаций культуры (например, от доходов кино­театров, телевизионных компаний, выручки от предпри­нимательской деятельности организаций культуры).

Кроме того, косвенное государственное финансирова­ние организаций культуры может осуществляться за счет доходов от проведения лотерей государственных компаний, которые в соответствии с законодательством обязаны от­числять определенный процент от прибыли на финансиро­вание сферы культуры.

Во-вторых, государственные дотации частным лицам на культурно-просветительские цели или предоставление гражданам права бесплатного посещения подобных орга­низаций. В некоторых штатах большое распространение получили так называемые ваучеры, которые распределя­ются местными органами власти среди определенных ка­тегорий населения (пенсионеров, студентов) и дают право их владельцам бесплатно пользоваться услугами органи­заций культуры. В США в 2001 г. на возмещение расходов потребителей приходилось до 18% средств, предоставляе­мых федеральным правительством на развитие сферы культуры.

В-третьих, наделение некоммерческих организаций культуры льготами по уплате налоговых, таможенных и иных сборов. К последним может относиться полное или частичное освобождение организаций культуры от платы за пользование государственным или муниципальным иму­ществом. Налоговые льготы в сфере культуры определя­ются Службой Внутренних Доходов США (The Internal Revenue Service), которая разрабатывает так называемый Шифр Доходов (The Internal Revenue Code). Доходы орга­низаций культуры освобождаются от налогообложения, если они получены от некоммерческой деятельности и не подлежат распределению между ее участниками.

В некоторых штатах доходы от коммерческой деятель­ности организаций культуры также не подлежат налого­обложению. Это мотивируется большими административ­ными затратами на разделение коммерческой и некоммер­ческой деятельности. Так, за 2001 г. правительство США получило от сбора налогов на доходы некоммерческих ор­ганизаций 28, 9 млн. долларов, что составило менее 0, 04% от общих поступлений Федерального бюджета. Вместе с тем, почти 1% работников службы налогового управления был занят определением размеров доходов от предприни­мательской деятельности некоммерческих организаций.

Кроме того, к косвенному государственному финанси­рованию относятся налоговые льготы на доходы благотво­рителей, которые выделяют на безвозмездной основе сред­ства в поддержку организаций культуры.

С 1980-х гг. в государственной политике США четко прослеживается тенденция перехода от прямого к совме­стному финансированию программ и проектов в сфере культуры. Как справедливо отмечает БогачеваО. В., «со­вместное государственное финансирование направлено не только на реализацию финансовых целей, но и задач при­влечения дополнительных средств в сферу культуры».

Выделяются два вида совместного финансирования сферы культуры.

Первый вид — это долевые субсидии. Государственные средства в данном случае предоставляются только при ус­ловии дополнительного финансирования проекта за счет собственных или привлеченных средств организации куль­туры. К примеру, большую популярность в США с конца 1970-х гг. получили так называемые субсидии «1: 3» и «1: 4», используемые для финансирования соответственно текущих и капитальных расходов организаций культуры, в которых на одну долю государственных инвестиций при­ходится три или четыре доли частных вложений.

Второй вид — возвратные субсидии. Государство в этом варианте выделяет средства некоммерческим органи­зациям культуры только в том случае, если они обязуются компенсировать частично или полностью предоставленное финансирование. Возвратные субсидии в большинстве слу­чаев используются для реализации высокорентабельных долгосрочных проектов, доходы от которых значительно превышают объем субсидий. Таким образом, возвратные субсидии можно рассматривать в качестве беспроцентно­го государственного кредита. С помощью такого механиз­ма финансирования государство позволяет организаци­ям культуры реализовывать проекты с высокой финансо­вой отдачей в будущем.

Итак, совместное государственное финансирование сфе­ры культуры призвано не только покрывать расходы орга­низаций культуры, но и повышать их экономическую са­мостоятельность и устойчивость на рынке.

В) Собственные источники финансирования.

Третья группа источников финансирования организа­ций культуры объединяет доходы, от собственной дея­тельности, к которой могут относиться как основные (выставочная, образовательная, концертная деятельность и т. д.), так и дополнительные (коммерческая деятельность и др.) направления работы.

При анализе данной группы доходов важно четко про­водить различие между поступлениями от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Доходы от неком­мерческой деятельности могут складываться из выручки

Т а б л и ц а 4 Собственные источники финансирования организаций культуры США

Доходы от некоммерче­ской деятельности Доходы от предпринимательской деятельности
□ входная плата в организацию культуры □ доходы от экскурси­онного обслужива­ния □ доходы от лекцион­ного обслуживания □ выручка от реализа­ции билетов на кон­церты и иные меро­приятия □ доходы от организа­ции выставок, гаст­ролей, конференций, семинаров □ доходы от работы студий, кружков, школ, образователь­ных курсов □ доходы от совмест­ных проектов □ выручка от работы кафе, ресторанов □ доходы от реализации печатной и суве­нирной продукции □ доходы от фото- и видеосъемки □ доходы от реализации авторских прав □ доходы от участия в деятельности ком­мерческих предприятий □ доходы от операций с ценными бумагами □ арендная плата □ доходы от лотерей □ доходы от аукционов, конкурсов □ доходы от экспертизы и оценки произ­ведений искусства □ доходы от реставрации произведений искусства □ доходы от заказов на изготовление де­кораций, костюмов, копий произведе­ний искусства

 

от реализации билетов, проведения экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, работы студий, образовательных курсов, выездных выставок, гастролей и т. д. (табл. 4). В целом, они играют важную роль в бюд­жете организаций культуры. Так, в 2001 г. доходы от ос­новной деятельности американских некоммерческих ор­ганизаций культуры составили 22, 4 млрд. амер. долл., или 17, 9% от общих финансовых поступлений. На уровне от­дельной некоммерческой организации культуры подоб­ные доходы не превышают 30%, однако для музеев эта цифра значительно ниже и составляет около 15%. Так, доля средств от основной деятельности в бюджете Метро­политен составила в 2002 г. 11% (см. рис. 6).

Наряду с некоммерческой деятельностью организации культуры большое внимание уделяют развитию предпри­нимательских направлений работы. Предпринимательская деятельность организаций культуры включает реализацию печатной и сувенирной продукции; авторских прав и прав нафото- и видеосъемку; услуг кафе, ресторанов, развлека­тельных центров и автостоянок; выполнение заказов на изготовление декораций, костюмов и копий произведений искусства, а также реставрацию, экспертизу и оценку про­изведений искусства. К доходам от предпринимательской деятельности относятся также поступления от сдачи в арен­ду организацией культуры зданий и помещений, доходы от операций с ценными бумагами и участия в деятельно­сти коммерческих предприятий.

В развитии предпринимательской деятельности орга­низаций культуры США можно выделить следующие тен­денции.

Во-первых, с 1980-х гг. большую популярность в сфере культуры США получили такие виды предприниматель­ской деятельности, как лотереи, конкурсы и аукционы. Возможности получения доходов от таких мероприятий очень высоки и зависят от масштабов их проведения. При­зами в лотереях и конкурсах, а также предметами аукцио­нов могут выступать не только материальные блага, но и услуги, права. В этом случае на конкурс или аукцион вы­ставляется, например, право посещения какого-либо ме­роприятия, встреча с культурным деятелем и т. д. Несмот­ря на привлекательность подобной деятельности она тре­бует серьезных затрат, прежде всего, нарекламу, развитие связей с общественностью и т. д. В силу этого организации культуры в большинстве случаев стремятся заручиться поддержкой муниципальных органов власти или коммер­ческих структур, а также привлечь для участия влиятель­ных и известных лиц.

Во-вторых, организации культуры в США предпочи­тают юридически разграничивать некоммерческую и пред­принимательскую деятельность. Это можно объяснить тем, что объемы коммерческих поступлений организаций куль­туры, ограничиваются со стороны муниципальных орга­нов власти. Подобное разделение деятельности достигает­ся двумя способами.

Первый, для ведения предпринимательской деятель­ности при некоммерческой организации культуры созда­ется отдельное предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежит организации культуры.

Второй, организация культуры предоставляет свои площади, торговые марки и другие права компаниям, за­нимающимся коммерческой деятельностью, а те, в свою очередь, отчисляют от полученной прибыли определенный процент.

В целом, прибыль от предпринимательской деятельно­сти некоммерческих организаций культуры США не пре­вышает 11% их бюджета. К примеру, в Метрополитен при­быль от коммерческой деятельности достигла в 2002 г. 9%.

Изучение структуры финансирования американских организаций культуры приобретает особую актуальность для российской сферы культуры, развивающейся в усло­виях становления рынка.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь