Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДВА ПОТОКА ВНУТРИФИРМЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ



В работе с персоналом по созданию позитивной моти­вации важную роль играет внутрифирменная информация. Внутри фирмы информация выполняет ряд важнейших для современного менеджмента функций:

• помощь работникам и специалистам в ознакомлении с целями, возможностями и традициями фирмы;

• разъяснение общей политики руководства и принци­пов его работы с персоналом;

• удовлетворение потребности персонала в информации о событиях на фирме и вокруг нее;

• обеспечение и стимулирование двусторонней коммуни­кации между руководством фирмы и работниками;

• способствование развитию положительной мотивации у каждого работника по отношению к фирме и высоко­му качеству работы;

• формирование организационной культуры и фирмен­ного стиля;

• воспитание работников как представителей фирмы, носителей ее имиджа и культуры.

Главнейшей задачей в связи с этим является обеспече­ние двух потоков внутрифирменной информации: «свер­ху» и «снизу». В первом случае речь идет об информации, исходящей от первых лиц фирмы, которая должна систе­матически доводиться до персонала. У каждого работника имеется вполне естественная потребность в «чувстве руко­водителя», в знании о намерениях руководства, итогах и перспективах деятельности фирмы, состоянию дел, обос­нованности слухов и т. д. Некоторые руководители счита­ют, что они должны быть загадочными для подчиненных, полагая, что это способствует укреплению их авторите­та, — заблуждение чрезвычайно опасное. Если руководи­тель загадочен, как сфинкс, это создает острый диском­форт у подчиненных. Они начинают «угадывать шефа», строить догадки об истинных намерениях, оценках и на­строениях руководства, начинают распространяться слу­хи, сплетни, создается нервозная обстановка, благоприят­ная для интриг, отвлекающая коллектив от дела и не иду­щая этому делу на пользу. Для решения этой проблемы отнюдь не достаточно отдавать приказы и доводить их до исполнителей. Для адекватного понимания сути приказов и распоряжений необходима дополнительная разъясни­тельная работа и желательно исходящая из первых уст. Поэтому хороший руководитель пользуется каждой воз­можностью демонстративного разъяснения позиции руко­водства, принципов управления, своих оценок, решений, их мотивов, намерений.

Не менее важен «и встречный информационный по­ток — от персонала к руководству. Настроения, мнения, оценки, отношения, возможные предложения по улучше­нию дел — обо всем этом руководитель может узнать толь­ко непосредственно от работников. Поэтому он должен пользоваться любой возможностью личного контакта, соз­давать для этого возможности — от текущего приема до отдельных бесед и неформального общения. Этот источник не могут заменить сведения, поступающие от руководите­лей подразделений, так как возможны искажения инфор­мации, ее скрывание («чего шеф не знает, от того не стра­дает»), и тогда руководство может столкнуться с неожи­данным для него конфликтом, забастовкой и т. п. Поэтому руководству фирмы чрезвычайно важно иметь «чувство каждого подчиненного». Если первые лица фирмы не вы­страивают этот поток информации, он начинает складывать­ся стихийно и также отнюдь не на пользу делу. Очевидный дефицит информации у руководства начинает заполняться: начинаются сплетни, наушничанье, доносительство, «доб­рожелательство» и прочие проявления нездоровой обста­новки.

Важнейшим незаменимым источником информации для руководителя является увольнение работника. При­чины его ухода могут быть различными, как по инициати­ве работника, так и по инициативе руководства фирмы. Однако важно помнить, что такой работник является но­сителем такой информации, которую руководитель, воз­можно, нигде получить не сможет. Более того, чаще всего уходящий работник готов поделиться с руководством фир­мы наболевшим пониманием проблем, которым он в дру­гой ситуации не поделился бы ни при каких условиях. По­этому увольнение должно сопровождаться обязательным собеседованием. Помимо прочего, какими бы причинами ни было бы вызвано увольнение, всегда лучше расстаться если не друзьями, то хотя бы по-человечески. Тот же уход работника, его переход в другую фирму может открыть перед фирмой, из которой он уходит, новые перспективы сотрудничества, партнерства и бизнеса в целом, расшире­ния ее влияния и сферы деятельности.

Оба потока информации, как создающий «чувство ру­ководителя» у подчиненных, так и создающий «чувство подчиненного» у руководства, в конечном счете направле­ны на достижение единой цели — формирования чувства «Мы», сопричастности общему делу. Этому служит и при­влечение подчиненных к выработке решений, поиску наи­более оптимальных из них. Важную роль в формировании позитивной мотивации играет правильно выстроенные под­бор и расстановка кадров, тщательно выстроенное введе­ние в должность новых работников. Но для формирования общности интересов внутри фирмы недостаточно традици­онных технологий менеджмента. Это не может быть про­блемой отдельных его фрагментов типа стиля руководства, контроля и т. п. Речь должна идти о целостной технологии с ориентацией на информацию.

Поэтому проведение встреч с персоналом — как само­стоятельных, так и (желательно) с участием руководства; собрания, совещания, семинары, конференции, сбор и ана­лиз предложений, книги пожеланий, бюллетени, ежегод­ные доклады, оформление стендов, стенгазет, досок объ­явлений, постоянных и временных выставок, статьи и письмав СМИ, использование фото-, кино-, видеоматериа­лов, печатных материалов (справочников, памяток для новичков и начинающих), телефон доверия — все эти ме­тоды PR должны использоваться и в работе с персоналом фирмы.

Для этого могут использоваться также собственные ра­диостудии, кабельное ТВ, компьютерная сеть фирмы, мно­готиражки. Практика подсказывает, что распределение материалов в собственных СМИ фирмы может быть при­мерно следующим: 50% информации о жизни фирмы и со­бытиях местного, национального или международного ха­рактера, с нею связанных (новые контракты и контакты, модернизации, реорганизации, новые технологии, важные решения, назначения, отставки, вакансии и т. д.); 20% — информация по социальным вопросам, касающимся пер­сонала (организация заработной платы и стимулирования, социальные гарантии, льготы, отдых, награды, достиже­ния, безопасность, компенсации, юридические и другие консультации, письма, отклики и запросы работников и т. д.); 20% — информация о социальной среде фирмы (конкурентах, инвесторах, властях и т. д.); 10% — прочие факты и сведения («разное»). Кроме собственной газеты или журнала можно издавать справочную литературу, ори­ентированные на персонал листовки и буклеты, другие информационные материалы.

Организуются также музеи фирм, предназначенные для знакомства персонала и посетителей с историей и современ­ным состоянием фирмы, практикой ее деятельности. Сего­дня даже в промышленных и коммерческих фирмах не в диковинку создание своих художественных коллективов, спортивных клубов и секций, объединений по интересам, поддержка и развитие различных увлечений сотрудников. Современная фирма (не только сферы культуры) все в боль­шей степени предстает социальным институтом, напоми­нающим многопрофильное учреждение культуры.

7.5.

КУЛЬТУРА МЕНЕДЖМЕНТА.

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ КАК СИСТЕМА

Организация, фирма — это не только способ ведения хозяйственной деятельности, методы, механизмы, способы получения доходов. Это и то, как строятся отношения меж­ду людьми, какие правила работы и жизни они разделяют, что, по их мнению, хорошо, а что плохо и многое другое, что отличает одну организацию от другой, предопределяет ее существование и развитие. Речь идет о способах их поведе­ния, нормах и ценностях определяющих их жизнь, связан­ную с данной организацией, короче говоря, о культуре фир­мы. Как система жизнедеятельности культура фирмы про­является в системе ценностей, традициях, нормах поведения всего персонала. Она выражает отношения не только меж­ду членами организации, но и комплекс представлений о ее назначении, целей, результатов ее деятельности, их оценок. Речь идет не просто о «климате» или «стиле руководства», а о более глубинном, том, что само определяет и климат и стиль отношений. Именно культура фирмы определяет уро­вень консолидации коллектива фирмы, его целостность, корпоративность (от лат. corpus — тело).

Носителями культуры являются люди. Однако в орга­низациях с устоявшейся развитой культурой она как бы отделяется от людей и становится неотъемлемой характе­ристикой фирмы, оказывающей активное влияние как на работников, так и на руководство. Замечательное свойст­во культуры состоит в том, что она всегда есть, даже если о ней не задумываются вовсе и специально не работают над ее формированием. Везде, где есть человек, где он что-то делает с другими людьми, складываются определенные способы действий, поведения, общения, их писанные и не­писаные правила, то есть культура. В полной мере отно­сится это и к культуре менеджмента и предприниматель­ства. Даже если менеджеры не думают о культуре, скла­дывающейся в их фирме, о стиле общения, отношений с общественностью, они все равно будут. И чем меньше за­думываются менеджеры над этим, тем вернее сложившие­ся культура и стиль не будут способствовать росту репута­ции фирмы и самих менеджеров, будут разрушительно ска­зываться на мотивации персонала.

Культура фирмы и ее составляющие, т. е. организаци­онная и корпоративная культура, фирменный стиль явля­ются наиболее полным и интегральным выражением куль­туры управления и работы, личной культуры менеджеров фирмы и ее персонала. Поэтому культура фирмы должна быть предметом пристального внимания со стороны ме­неджмента. Он не только должен соответствовать культу­ре фирмы, не только зависит от нее, но и может оказывать влияние на ее формирование и развитие. Для этого менед­жеры должны уметь анализировать культуру фирмы и управлять ее изменениями.

Не следует только забывать, что культурафирмы — сис­тема весьма инерционная, не поддается простому манипу­лированию. Она складывается годами, а то и десятилетия­ми, в значительной степени определяя характерный для ор­ганизации стиль управления и принятия решений. Культура складывается и изменяется в процессе человеческой деятель­ности. Люди, взаимодействуя друг с другом, стечением вре­мени формируют и развивают нормы и убеждения, которые оказывают сильное влияние на их дальнейшее поведение.

Культура фирмы стала предметом серьезного осмыс­ления только в последние два десятилетия. Поэтому поня­тийный (терминологический) аппарат ее анализа еще не
устоялся. Существует много понятий, связанных с куль­турой организации, которые часто употребляются в повсе­дневной жизни в схожих значениях. Организационная и корпоративная культура, фирменный стиль и стиль руко­водства, культура ведения бизнеса... Все эти понятия су­щественно различаются. Схожи они только своей направ­ленностью на создание собственного лица, образа, узнавае­мости, объединяющего корпоративного духа, на создание атмосферы и имиджа организации, отличающих ее от дру­гих организаций.

Разными специалистами различные термины (органи­зационная культура, организационное поведение, фирмен­ный стиль, корпоративная культура, стиль руководства ит. п.) используются зачастую в очень близком смысле. Это порождает не только интеллектуальный дискомфорт, мешает выработке общих подходов и технологий, разра­ботке обучающих курсов и программ, но весьма сущест­венно ограничивает возможности анализа, «смазывая» иногда важные аспекты.

Более продуктивным представляется, опираясь на уже имеющуюся терминологию, выработать некую обобщен­ную модель, позволяющую учесть и акцентировать важ­ные ее составляющие. Очевидно, что понятие культуры фирмы дает возможность как такого обобщения, так и его деталировки.

В дальнейшем мы будем вычленять в культуре фир­мы три главных компонента: корпоративную и организа­ционную культуры, а также фирменный стиль. Все три понятия довольно распространены и знакомы специали­стам. Кроме того, опираясь на них, можно вычленить важ­ные специфические стороны единого комплекса культу­ры фирмы.


 

 



Корпоративная культура
Организационная систек

 

 


Рис. 36

Единый комплекс культуры фирмы


Этот единый комплекс может быть представлен в виде пирамиды или «айсберга» (рис. 36). Основание пирами­ды («подводную часть айсберга») образует корпоративная культура, задающая систему (зачастую явно невыражен­ных) ценностей и установок. Они находят свое выражение в организационной культуре, определяющей постановку конкретных целей и организацию бизнес-процессов. Вер­шиной пирамиды, выражающей культуру организации в неких формальных символах является фирменный стиль.

Таким образом, содержание культуры менеджмента организации можно представить следующим образом.

1. Фирменный стиль:

• информационный дизайн: название, аббревиатура, шрифты, цвета, звук, гимн, эмблема, герб, флаг;

• средовый дизайн: экстерьер (местоположение, здание, подход и подъезд, фасад), интерьер (планировка, ди­зайн помещений, мебель, оргтехника и т. п.);

• оформительский дизайн: упаковка, рекламная продук­ция, сувенирная продукция;

• внешний облик работников: одежда, косметика, рас­ходы на представительство.

2. Организационная культура:

• организация бизнес-процессов: найм, учет, отчетность и контроль, организация заработной платы, стимули­рование, санкции и увольнение;

• организационная структура;

• стиль делового общения (организационное поведение): стиль руководства, стиль ведения переговоров, дело­вой переписки, телефонных переговоров и т. п.

3. Корпоративная культура:

• система базовых норм и ценностей: корпоративный дух, корпоративное сознание, «корпоративная религия»;

• эпос: герои и легенды;

• обычаи: обряды, ритуалы, включая праздники и зна­менательные даты;

• фольклор: жаргон, поговорки, шутки и т. п. Фирменный стиль — символически выраженная со­ставляющая культуры фирмы, знаковая система, обозна­чающая фирму и ее деятельность. Это некий внешний мар­кер, который должен обеспечивать единообразие рекламы, вида интернет-сайтов, узнаваемость компании во всех ее филиалах и подразделениях.

Информационный (коммуникативный) дизайн вклю­чает в себя выработку и использование знаков, в идеале — полноценную знаковую систему графических, изобрази­тельных, словесных, звуковых и т. д. символов фирмы. Прежде всего, это название фирмы и аббревиатура этого названия. Желательны их краткость и благозвучие, чтобы они не царапали глаз и слух, причем не только на русском языке. Если не задуматься над этим, то вполне возможны­ми будут трагикомические ситуации и положения, в кото­рые поставят себя и фирму ее менеджеры в силу неблаго­звучия, а то и нежелательных ассоциаций, вызываемых названием или аббревиатурой.

В организации могут быть приняты особые шрифты, используемые в документах, по которым легко распозна­ются материалы именно данной фирмы. Могут быть при­няты и определенные цвета, а то и цветовая гамма, исполь­зуемые в документации, рекламе, оформлении, одежде со­трудников и т. д.

Следующий компонент — эмблема, которая может иметь исполнение как изобразительного символа (привле­кательный зверек, растение, здание, архитектурный или ландшафтный силуэт, фигурка, профиль и т. п.), так и спе­циально выполненного написания аббревиатуры, возмож­но, как их комбинация.

Все большее распространение получают девизы, слога­ны, краткие, образные выражения (slogan — от англ. ло­зунг, призыв, девиз, рекламная формула), фактически, лозунги фирмы — фразы, в которых кратко выражены жизненная позиция и миссия фирмы, как бы ее «кредо», «символ веры» ее сотрудников, от высшего руководства до рядового персонала. Иногда афористично и неожиданно высказанная в слогане мысль становится идеей целой рек­ламной кампании, втягивает в свою орбиту другие виды рекламы. Такой девиз должен отвечать требованиям:

• отражать особенности имиджа фирмы, вызывать ассо­циации с названием (само название может входить в слоган);

• выражаться краткой звучной, динамичной фразой, пра­вильной с точки зрения фонетики, в том числе если де­виз сформулирован на латыни;

• учитывать психологические особенности целевых групп воздействия, их чаяния, надежды (желание достичь благополучия и благосостояния, выделиться из общей массы, ощутить свое превосходство, сохранить здоро­вье, сэкономить деньги, любопытство, тяга к новизне и т. п.);

• не допускать возможности двоякого толкования — ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза, не быть слишком сложным, замысловатым, сверхори­гинальным.

Наличие фирменных шрифтов и цветов, эмблемы и де­виза позволяют разрабатывать более сложные комплексы информационного дизайна: от логотипа и «шапки» доку­ментов (писем, приказов, инструкций и т. д.), визиток и конвертов, упаковки и сувениров до полноценной гераль­дики, включая герб и флаг компании.

Фирменный стиль может включать в себя не только зрительный, но и звуковой ряд. Такая звуковая или музы­кальная символика может быть довольно изощренной — вплоть до гимна фирмы, но может быть и проще: музы­кальная тема, интонация, просто звук определенной то­нальности и силы. Они могут использоваться в организа­ции распорядка рабочего дня, при проведении мероприя­тий, как позывные, в рекламе.

Дело может не ограничиваться зрительными и звуко­выми знаками. Могут использоваться и запахи. С одной стороны, в практику отечественного бизнеса входит зару­бежный опыт дизайна запахов, с другой — осмысляется традиционная для православия и восточных культур куль­тура запахов. Некоторые PR- агентства уже оказывают ус­луги по подбору, а то и специальной разработке «фирмен­ных дезодорантов» для офисов и производственных поме­щений. Причем речь идет не только и не столько о бизнесе, связанном с парфюмом. Здания строятся теперь из новых материалов, полы уже не выделяют агрессивно-химическо- го зловония, пахнут приятно, так как ароматизированы фабричным способом. Кухни и туалеты выложены кафе­лем, всюду висят освежители воздуха, в смыватели встав­лены ароматные кубики. Специально разработанный души­стый состав, разведенный на простой воде, может разбрыз­гиваться в офисных помещениях, на производственных площадках. Возможны и более простые решения, например простые запреты и ограничения на определенные запахи. Все чаще в общественных местах запрещается курение.

Но в старых помещениях иногда еще с советских времен ощущается смрад старой штукатурки, сигаретного дыма, мест общего пользования. Поэтому даже простой запрет на определенные запахи — уже немало. Уже появились услуги по подбору запахов.

В последнее время появились даже разработки так­тильного дизайна — какова наша компания «на ощупь»? Какие поверхности наших столов, буклетов, упаковок и т. п.? Глянцево-лакированные, ламинированные или «замшевые»?

Перечисленные основные элементы информационного дизайна важны тем, что задают систему знаков, информи­рующих о фирме, о ее существовании, о ее присутствии «здесь и сейчас», которые могут участвовать в других, бо­лее сложных проявлениях фирменного стиля, в том числе и того же информационного характера.

Нередко выработку фирменного стиля ограничивают заказом логотипа, бланков, конвертов и визиток. Однако информационный дизайн, атем более, фирменный стиль — вещь и проблема более серьезная и комплексная. Напри­мер, компоненты информационного дизайна могут исполь­зоваться в оформлении рабочих мест, офиса фирмы, внеш­него облика работников и т. д.

Важную роль в фирменном стиле играет комплекс сре- дового дизайна. Он включает в себя архитектурный ди­зайн, который начинается с места расположения произ­водственных и офисных помещений. Иногда один только адрес фирмы, то, в окружении каких соседей она располо­жена, может решающим образом сказаться на ее репута­ции. Сказывается на репутации фирмы и ее «экстерьер» — здания, в которых она расположена: здания-памятники, приспособленные помещения или специально построенные корпуса. Не менее важен и внешний вид здания (или подъ­езда), размещение построек, их планировка. Речь идет не обязательно об архитектурном проекте, застройке и т. п. Надо помнить, что для репутации фирмы важен и вид фа­сада ее здания, его подсветка, табличка с наименованием, благоустроенность подхода и подъезда ко входу, оформле­ние и чистота самого этого входа, возможность парковки автомашин.

Архитектурный дизайн многое говорит о компании. Имеет значение, насколько офис вписан в окружающую среду. Например, крупные банки часто строятся «напере­кор», «вопреки» ландшафту, как бы демонстрируя пренеб­режение к окружающему миру. В этом случае можно ска­зать, что банк надежен, но вряд ли проявит заботу о мел­ком и среднем клиенте. Любовь к геральдике часто выдает пирамидальный бизнес. Такие компании, как правило, обустраиваются по соседству с другими фирмами, в пре­стижных офисных центрах с дорогой арендной платой (вро­де и солидно, и ремонт делать ни к чему), вход украшается любыми регалиями, как бы свидетельствующими о солид­ности фирмы. Тут и флаги, и дипломы, и всевозможные гербы. Однако таких простых вещей, как автостоянка или «зеленая зона», у парадного крыльца нет.

Оформительский дизайн (дизайн оформления) предпо­лагает хорошо продуманное оформление внутренних по­мещений, рабочих мест, приемных. Интерьер офиса мо­жет многое сказать о фирме и ее первых лицах.

В свое время один на редкость проницательный фран­цузский путешественник, маркиз де Кюстин, назвал Рос­сию 1830-х «царством фасадов», за пышностью которых кроется хаос. Примерно то же самое можно заметить и в офисах современных российских фирм: через дорогу от сверкающих окон благоустроенных офисов располагается унылый закуток с осыпающейся штукатуркой, пожелтев­шим от старости линолеумом и проводами, испещряющи­ми стены и потолки, словно варикозные вены. И среди этой разрухи жмутся друг к другу подавленные сотрудники, пытаясь создать хоть какое-то подобие уюта с помощью немногочисленной грубо сколоченной мебели. Но и еще недавно всеми признававшиеся внешние атрибуты власти и прочного положения в обществе — бронзовые канделяб­ры, персидские ковры и письменные столы красного дере­ва — сегодня могут вызвать совершенно иную реакцию.

Решить проблему можно с помощью специальных эр­гономических разработок, позволяющих исходить, пре­жде всего, из соображений обеспечения оптимальных ус­ловий для наиболее эффективной работы. Обстановка со­временного офиса должна быть удобной для работников, благоприятно влияющей на рабочую атмосферу. Некое две­надцатиэтажное офисное здание в Чикаго даже снабжено садом, по которому порхают бабочки — утомленные напря­женной работой сотрудники фирм приходят сюда снять стресс. Некоторые скандинавские компании, например, оборудуют офисные помещения ультрафиолетовыми лам­пами, чтобы их работники, изголодавшиеся по солнышку за долгие зимние месяцы, не чувствовали себя подавлен­ными. Действительно, вальяжные кресла времен Людови­ка или пресс-папье «от Фаберже» — не столько проявле­ние заботы о подчиненных, сколько проявление амбиций руководства фирмы. Светлое, просторное помещение с эр­гономичной офисной мебелью создадут более деловую ат­мосферу. Создание интерьера — прекрасная возможность продемонстрировать подчиненным, насколько высоко ру­ководитель ценит их работу.

Людям свойственно замечать мельчайшие детали. От­сутствие в кабинете руководителя второго стула наведет на мысль о том, что он не привык принимать посетителей. Многочисленные замки на ящиках письменного стола воз­будят в посетителях подозрения о скрываемом ощущении отсутствия безопасности в собственном кабинете. Не гово­ря уже о том, что неуютный офис наводит на мысль о неко­тором беспорядке мыслей его хозяев. Именно такие вещи и свойственно замечать тем, кто любит понаблюдать за про­явлениями различных сторон человеческой натуры.

Авторитарного самодура выдает бескрайняя полирован­ная поверхность стола из красного дерева. Либеральный руководитель закажет одинаковую мебель для офиса — за­лог отсутствия барьера между начальством и подчиненны­ми. Разве что, давая пищу фрейдистским толкованиям, за­кажет себе письменный стол чуть-чуть побольше, а стол для совещаний чуть-чуть подлиннее.

Не следует забывать, что закругленные углы и леп­ные формы делают стол начальника менее устрашающим. Если вы регулярно принимаете посетителей, установите свой компьютер на отдельном столе, иначе гостям пока­жется, что вы хотите спрятаться за монитором. Наличие окна прямо за письменным столом является отвлекаю­щим фактором.

Стиль и цвет мебели существенно определяют имидж компании. Темные породы дерева: традиционно, даже ста­ромодно. Красные породы: тепло и гостеприимно — устой­чивый бизнес. Светлые породы: яркий и творческий под­ход к делу — молодая и энергичная фирма. Кожа: красиво и самоуверенно, но немного подавляет. Металл и стекло: эффективная и конкурентоспособная фирма — вероятно, немецкая. Пластик: практично, но не предприимчиво — вероятно, финская компания. Черный цвет: ни капли во­ображения — определенно финская фирма. Стулья долж­ны обладать механизмом регулировки высоты, особенно для тех, кто работает за компьютером, удобной спинкой, позволяющей полировать ноготки в условиях комфорта, пропускающей воздух обивкой. Не рекомендуются: доро­гой антиквариат, мебель производства компании IKEA, военное имущество, столы с вырезанными на них имена­ми бывших работников.

Наличие перегородок внушает ложное чувство безопас­ности, создает искушение решать, прежде всего, вопросы личного плана в полной уверенности уединения от окру­жающего мира. Современные офисы все чаще оборудуют­ся прозрачными или частично прозрачными перегород­ками, разделяющими отдельных работников или группы работников в одном помещении. Такие перегородки ха­рактеризуются повышенной видимостью и низкой шумо- проницаемостью. В результате руководитель может видеть убийственные взгляды, бросаемые на него коллегами, но не слышит отпускаемые ими в его адрес комплименты. Существует и тенденция устранения всяческих барьеров в офисном помещении. Компании, в которых приветствует­ся инициатива и творческий подход к работе, устанавли­вают в своих помещениях передвижные стенды для граф­фити, на которых работники с удовольствием записывают новые идеи, рисуют диаграммы и непристойные карика­туры на ненавистных начальников. Идея офисов с откры­той планировкой была впервые введена немецкой консал­тинговой группой Quickborner, создавшей «офисную па­нораму», чтобы стимулировать обмен информацией между различными отделами.

Фотографии основателей компании в накрахмаленных воротничках и с моноклями подчеркнут историческое на­следие фирмы, а произведения современного искусства явятся лучшим свидетельством ее прогрессивности. Психо­логически понятно и оправдано желание молодых сотруд­ниц держать на столе фотографии своих очаровательных кудрявых малышей, что придает офису оттенок теплоты и человечности. Не рекомендуются: откровенная порно­графия, календари Pirelli, репродукции отечественной классики в духе репинских картин «Бурлаки на Волге», «Не ждали» или перовской «Тройки», фотографии надгробий, рисунки близких родственников, к которым требуются до­полнительные пояснения («он/она действительно ОЧЕНЬ талантливый художник — три года назад у него/нее даже была своя выставка в галерее «Авеста»...»).

Опасно переусердствовать с растениями. Как прави­ло, двух пальм в холле и нескольких экзотических расте­ний на подоконнике вполне достаточно. Скромная юкка на столе руководителя всегда пригодится: можно нервно перебирать пальцами ее длинные листья, увольняя нера­дивых работников, отвечая на резкие вопросы налогово­го инспектора.

В случае оформительского дизайна речь идет не только об интерьере, мебели, оборудовании и оргтехнике. Важно, например, чтобы посетитель или начинающий работник легко ориентировались во внутренних помещениях. По­этому очень полезно продумать систему указателей, с по­мощью которых можно было легко ориентироваться в ко­ридорах и помещениях фирмы.

Внешний облик персонала может иметь различную степень нормативности. Согласно А. П. Чехову, как извест­но, «в человеке все должно быть прекрасно — и одежда, и душа, и мысли».

Начнем с одежды. Одежда сотрудников может служить составляющей частью бренда компании, ее корпоративной культуры и имиджа на профессиональном рынке. Кроме того, важную роль могут играть требования и соображе­ния гигиены и безопасности. Возможно универсальное ре­шение — в духе японского менеджмента, когда все одина­ковы, и только по бейджу можно понять, кто перед тобой — председатель правления или уборщик. Иногда необходи­мость такого решения — униформа — определяется тех­нологическими требованиями (медицина, общественное питание и т. д.). Более распространены фирменные части и детали одежды, использующие фирменный стиль (гал­стук, нагрудный знак, цветок и т. п.). Еще чаще практи­куются писанные или неписанные ограничения дресс-кода: например, запрет на джинсы в офисе или ограничения вы­соты юбки.

Внешний вид сотрудников — тема очень деликатная, но как показывает время и бегущие вперед технологии имиджмейкинга серьезных фирм, она требует огромного внимания. Следует добавить, что это отдельная культуро­логическая часть, которая подразумевает приведение раз­личных стилевых компонентов к одному целому, которое может выражаться как в выборе компанией некого едино­го дресс-кода, так и вольного, но объединенного некими элементами стиля. Это может быть униформа организации, которая выделяет ее сотрудников. Культура одежды, при­ческа, макияж, ухоженность, презентабельность настраи­вают каждого на совершенно продуктивное общение и до­бавляют уверенности в действиях. Следует уделять стилю менеджера непосредственное внимание, дабы он чувство­вал себя комфортно. Внешний вид и манера держаться, при прочих равных условиях, являются условием карьерного роста. Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90% определить отношение к деловому челове­ку. Вы не просто надеваете костюм: одежда является Ва­шей визитной карточкой.

Довольно распространенная позиция работодателей «я плачу тебе деньги, и потому изволь выглядеть на работе достойно» принципиально не верна. Сколько людям ни плати, но представления о том, что значит «выглядеть дос­тойно» у каждого из них будет свое. Кроме того, у людей могут быть совершенно разные жизненные ситуации. По­этому одежда, фирменный дресс-код — предмет специаль­ного внимания и руководства. Помимо прочего, сколько бы ни стоили такие затраты, «фирменная одежда» может оставаться собственностью компании, а значит и затраты на нее — предшествовать налогообложению.

Хотя понятие «деловой стиль» становится все более размытым, большинство работодателей диктуют своим ра­ботникам правила, определяющие стиль их профессио­нальной одежды, переходя от требований неписаных ко все более формальным. Так, по данным IRS Emloyment Review, в современной Британии в 67% случаев правила профес­сиональной одежды прописываются в трудовом контрак­те. И только за последние два года эта цифра выросла на 15%. Лишь только около трети работодателей предостав­ляют отдельным работникам послабления на основании их религиозных убеждений. Требования дресс-кода ужесто­чаются даже несмотря на то, что они могут послужить ос­нованием для судебных разбирательств по ущемлению прав личности. При этом более 60% работодателей практику­ют проведение время от времени «дни свободного стиля в одежде».

Чрезвычайно редко, но практикуется универсальный макияж (вплоть до использования цветных контактных линз, чтобы изменить естественный цвет глаз). Иногда речь идет о фирменной детали макияжа. Чаще же речь идет о системе мягких запретов и ограничений («как у нас не при­нято») на внешний вид персонала. Например, запрет на «русалок» забальзаковского возраста или требование, что­бы у молодых людей волосы не ложились на воротник.

Информационный дизайн, архитектурный дизайн, ди­зайн оформления и внешний облик могут стать предметом специальной целостной разработки проекта системного (программного) дизайна фирмы, что, разумеется, требует привлечения высококвалифицированных специалистов- дизайнеров. Важно только помнить, что никакой проект нельзя создать «с нуля», «из головы». В конечном счете, перечисленные дизайновые составляющие выражают и воплощают определенную культуру управления, работы, общения и человеческих отношений, личную культуру руководства и работников фирмы.

Организационная культура. Технология и иерархия управления как проявления некоей культуры бизнеса оп­ределяют способы ведения Дела, которые придают фирме ряд особенностей, специфику и своеобразие. С этой точки зрения бизнес-культура конкретной фирмы предстает как некая организационная культура (культура организации), т. е. специфическая, характерная для данной организации система связей, действий и отношений, осуществляющих­ся в рамках конкретной деловой активности, способа и по­становки бизнеса.

В организационной культуре важен момент формали- зованности. Она непосредственно связана с технологией производства, технологической культурой и дисциплиной и находит свое выражение в организационных докумен­тах (уставе, положениях, должностных инструкциях), т. е. связана с системой распределения полномочий, прав и обя­занностей, регулируемой административным, хозяйствен­ным и трудовым правом.

Правила, нормы организационной культуры, таким образом, представляют собой некий заданный стандарт в принятии работниками конкретных решений, в выборе сотрудниками приемлемого (допустимого) способа дейст­вий. Чем меньше члены организации задумываются о при­роде этих правил, и чем в большей степени они рассматри­вают их как изначально данные, тем более действенна дан­ная организационная культура.

Организационная культура связывает всех работни­ков общим пониманием того, что представляет собой дан­ная фирма, какова ее экономическая и социальная роль, какое место она занимает на рынке по отношению к кон­курентам, каковы ее обязательства перед потребителями ит. д. Она задает рамку гармонизации коллективных и индивидуальных интересов, осознания каждым сотруд­ником своей роли в системе, чего от него ждут и как он наилучшим образом может ответить на эти ожидания. Более того, каждый знает, что если он нарушит эти ожи­дания, то его ждут санкции, не просто исходящие от ру­ководства, а заданные общими требованиями достижения общей цели. Тем самым организационная культура мо­билизует энергию, знания и умения ее членов на дости­жение этой общей цели.

В самом общем виде содержание организационной куль­туры совпадает со структурой функций (механизмов) ме­неджмента, в которую входят: административно-органи­зационный, экономический и информационный механиз­ма, а также работа с персоналом.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь