Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
5.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1С концу XX — началу XXI в. возникла, фактически, новая цивилизация, наиболее ярким проявлением которой стали (помимо глобализации и мультикультуральности) новые информационные технологии. Персональные компьютеры и мультимедиа, видео и лазеры, CD и DVD, виртуальная реальность и голография, гипертекст и Интернет, ме- диадизайн и виртуальная реальность — все это за считанные годы прочно вошли в быт, стали необходимыми элементами современной культуры. Если радио с момента его изобретения достигло 50 миллионов пользователей за 38 лет, персональные компьютеры — за 16, телевидение — за 13, то Интернет достиг того же количества пользователей всего за 4 года! С неизбежностью сказались информационные технологии и на творческой деятельности, на организации деятельности в сфере культуры и управлении ею. Электронные и цифровые технологии обеспечили возможности синтеза на одном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видов информации: текста, фото- и видеоизображения, цвета, звука, анимации. Это открыло новые возможности хранения артефактов, трансляции и тиражирования информации: текстовой — художественной, специальной, науч- ной, технической, справочной, управленческой и т. д.; иллюстративной — фотографий, репродукций, художественного дизайна и т. п. В свою очередь, Интернет обеспечивает доступ к этой информации круглосуточно и с любого места земного шара и ближнего космоса. Причем подача, доставка и замена этой информации осуществляется на порядок более оперативно и более экономично, чем традиционными методами. На этой основе возникли новые формы потребления услуг в сфере культуры, способов их оказания (экранная культура, электронные галереи, электронная коммерция и т. п.). Возникли новые виды творчества. Речь идет не только о видео-арте, медиа-арте, медиа-дизайне. С помощью Интернета и мультимедиа человек получил новые возможности самопрезентации, возможности стать иным (self-art), создать и творить свой образ, вступать с его помощью в новые отношения, создать новые условия работы, просто получить новые источники дохода. Совершенно новые смыслы приобрели не только искусство и художественное произведение, но и авторство, экспозиция, экспертиза. Новые информационные технологии способствовали стиранию различий между массовой культурой и авангардом, классическим искусством и андерграундом, создавая для них некие общие формы существования и распространения. Говоря обо всех этих потрясающих возможностях и перспективах, стоит, однако, отметить и некоторые сложности и проблемы, создаваемые самими этими возможностями. Это и проблемы авторского права, интеллектуальной собственности — обеспечить их в новых условиях гораздо труднее. Это и проблемы хакерства, электронных вирусов, способных разрушить годами накапливаемые базы данных и наработнанные проекты. Более того, вообще становится очевидным, что чем сложнее цивилизация, тем уязвимее она оказывается. Это убедительно показали события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Да и в российских условиях не стоит забывать о «факторе Чубайса»: отключениях электричества, авариях в энергосистемах и т. п. 5.2. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Время, когда современные информационные технологии (компьютеры, Интернет, электронная почта, CD, DVD) воспринимались работниками культуры как некая экзотика, дорогостоящие, а то и недоступные игрушки, прошло очень быстро. Еще в середине 1990-х гг. среди руководителей сферы культуры были нередки персонажи, рассуждавшие по схеме: «Я не умею обращаться с компьютером, но мне это и не нужно в моем музее, моей библиотеке, моем архиве, моем театре, моей концертной организации, моей школе, моем университете, потому что наша система работает замечательно. Мы всегда заполняли наши картотеки и инвентарные описи от руки, письма писали на машинке. Компьютеры дороги, их обслуживание и обновление тоже стоят немалых денег. Программа обучения тоже очень дорогая. Зачем тогда все это? Я занимаюсь сложными вопросами, а для технических вопросов у меня есть секретарша. Кроме того, компьютеры будут довлеть над нами, но ведь гораздо важнее художественный уровень нашей работы: надо все читать, видеть и слышать в оригинале, а не в бледных репродукциях. Дети перестанут читать, а будут только искать в Интернете глупые и даже опасные игры, будут находить там нежелательные программы, например, порнографию. Люди перестанут посещать музей, чтобы полюбоваться великолепными красками Исаака Левитана. Они больше не станут ходить в концертный зал, чтобы послушать Чайковского, где его играют люди для людей. Так искусства могут утратить свою социальную функцию. Люди будут страдать от одиночества — во всяком случае, в богатых странах, где они могут позволить себе пользование всеми этими новыми средствами. Это угрожает всему обществу. И даже в таком обществе возникнет два класса людей. У богатых будут все возможности получать информацию, а у бедных — нет. Это расколет наше общество». Такое массированное сопротивление сегодня уже несколько сошло на нет. Уже никто не спрашивает номер факса, спрашивают номер электронной почты, потому что она позволяет поддерживать контакты со всем миром проще, быстрее и дешевле, причем каждый может научиться обращению с этой простой техникой. Компьютер — это все- го-навсего усовершенствованная пишущая машинка. Электронная почта — прекрасное и дешевое средство связи с коллегами во всех концах света. Каждый работник в музее, архиве, библиотеке, костюмерном цехе оперного или драматического театра рад тому, что есть программное обеспечение, которое позволяет быстро и гибко регистрировать и пополнять фонды; любое управление культуры счастливо, что теперь можно более четко и прозрачно оформлять финансовый отчет. Во всех этих, а также других случаях сегодня никто не станет отрицать, что новые технологии — это удобный инструмент, который облегчает работу, упрощает и удешевляет коммуникацию, стимулирует создание сетей и обмен информацией. Теперь один музей через Интернет может познакомиться с фондами другого. Теперь библиотека может ускорить обмен информацией и книгами, потому что можно очень быстро выяснить, в какой библиотеке находится нужная информация или книга. Теперь ученые могут быстро собрать информацию по своей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управление культуры может быстро обменяться с другим данными, которые можно очень хорошо использовать в ежедневной работе. Мелкими оказались те проблемы, на которые указывали критические голоса: люди якобы становятся более одинокими, общественные связи нарушаются, потому что у этих людей теперь все есть дома: видео, компакт-диски, телевидение, компьютеры. Однако эти апокалиптические предсказания не сбылись. Детские и оперные театры сейчас посещаются лучше, чем когда бы то ни было, библиотеки полны читателей, в музеи стоят очереди, люди ходят в кино, проявляют большой интерес даже к литературным чтениям и альтернативным танцам. И новые средства коммуникации не только не мешают всему этому, а наоборот — повышают интерес, делают более доступными традиционные виды культурной деятельности, способствуют лучшей информированности о них. Совершенно очевидно, что человек остается человеком — это общественное существо, он не только хочет видеть и слышать художественный оригинал, он хочет это делать в обществе других людей, с которыми можно все это обсудить за чашкой чая, кружкой пива или рюмкой водки. Теперь уже меньше стали говорить о том, что люди перестанут читать, что тем самым они отрежут себя не только от старой и современной литературы, но и от традиций, передаваемых посредством письменности, что они утратят свои корни, которые нужны каждому человеку. Но сегодня результаты многих исследований говорят о том, что те, кто пользуется Интернетом, читают больше, чем те, кто им не пользуется. Кроме того, Интернет заставляет людей читать, но читать иначе, чем раньше: короче, быстрее, более фрагментарно, не столь подробно. Перед публичными библиотеками, которые должны теснейшим образом сотрудничать со школами, теперь встает задача соединить традиционное чтение с чтением в Интернете, найти баланс между тем и другим, как побудить читателя к углубленному чтению, а при посещении учреждений культуры — как сделать это посещение интересным и увлекательным, используя новые средства коммуникации. Формы работы и услуги. Речь идет о новых формах подачи культуры. В первую очередь это проблема обеспечения доступа к новым информационным технологиям людям, которые не могут себе позволить иметь их дома. (Не стоит забывать, что две трети населения земного шара ни разу в жизни не разговаривали по телефону). Здесь огромную роль играют публичные библиотеки при самом тесном сотрудничестве со школами. Библиотеки — это давно уже не просто фабрики по выдаче книг, это культурно- информационные центры для всех слоев населения. Многим библиотекарям, особенно старшего поколения, бывает трудно вжиться в эту роль, но молодые с этим справились, работают с увлечением. Кстати, очень хорошо, что молодые учат кое-чему нас, пожилых, а не только наоборот, как это обычно бывает. Сегодня почти все публичные библиотеки оснащены компьютерами, все больше школ получают компьютерную технику. Предлагаются самые разные компьютерные курсы: для детей и молодежи бесплатно, а для взрослых по очень низким расценкам. Для детей и молодежи создаются специальные сайты в Интернете. На полках стоят специально отобранные компьютерные игры — введение в Интернет должно ведь быть увлекательным, а также бесчисленные компьютерные учебники и справочники. На этих курсах учат не только пользоваться компьютером, но и воспринимать электронную почту и Интернет как вспомогательное средство, которое дополнило книгу, но ни в коем случае не вытеснило ее. Уже несколько лет одним из самых ярких событий в международном музейном деле стали Международные музейные бьеннале, проводимые на базе Красноярского музейного центра (бывший музей Ленина). И в немалой степени это обусловлено использованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего бьеннале. Одним из первых мультимедийных материалов, созданных в сфере культуры Санкт-Петербурга стал CD «Экскурсии по Государственному Русскому музею». Пользователь по планировке залов мог выбрать интересующий его зал, сориентировавшись по развеске и расстановке экспонатов, выбрать любой из них, ознакомиться с его изображением на среднем плане и нескольких крупных планах (фрагментах), историей создания, а также с биографией автора, характеристикой направления, к которому он принадлежал. Некоторым недостатком этого мультимедиа был изобразительный ряд, в основе которого лежали копии с фотографий из альбомов. Этот недостаток был преодолен в пользовавшемся высоким спросом компакт-диске «100 современных художников Петербурга». Каждый художник в нем представлен 10 картинами (специальная съемка с оригинала), биографией, характеристикой направления, выставкографией, откликами экспертов. Государственным музеем истории Санкт-Петербурга подготовлен и выпущен компакт-диск — мультимедийная образовательная программа «Александр Блок», созданная на основе коллекций музея-квартиры А. Блока. Компакт-диск предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и познакомиться с фондами. Диск содержит полную коллекцию фотоснимков поэта, его генеалогическое дерево, интерактивную карту Санкт-Петербурга с адресами, связанными с жизнью и творчеством А. Блока, и другие материалы. Этот компакт-диск используется не только по прямому назначению — для образовательных целей — образовательными учреждениями и отдельными лицами, но и самим музеем, получившим новые возможности для презентации и участия в различных выставках в стране и за рубежом. Многие гости Санкт-Петербурга сетуют на отсутствие современной сувенирной продукции, в первую очередь — мультимедийной. Между тем в учреждениях культуры, в сфере культуры в целом содержатся колоссальные фонды культурно-исторического наследия, в городе живут и работают ведущие специалисты-гуманитарии (историки, искусствоведы и т. д.), специалисты по компьютерному программированию и медиадизайну, имеется развитая производственная база для массового производства высококачественных мультимедиа, которые пользовались бы повышенным спросом у туристов, в системе образования. Мешает решению этой проблемы, наверное, только некоторая инерция работников сферы культуры и органов управления ею. Думается, что близка к питерской ситуация и в других российских культурных центрах. Реклама и public relations. Рекламная и PR-информа- ция составляют львиную долю (до 84%) бизнес-информа- ционных ресурсов, представленных в Интернете. Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений и фирм представлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристики и результаты работы, некоторые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Это самое простое решение: подготовили публикации, релизы, издали брошюру, отсняли фото- и видеосюжеты, имеется их электронная версия — вот и вывешивается она в сеть. В этом случае используется только малая возможность Интернета, который, по образному выражению одного специалиста, «для рекламы и пиара — все равно, что вагон шоколада для малыша». Действительно, использование возможностей далеко отстает от технического развития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных видов информации. Мультифрэминг, развлекающая анимация, виртуальная реальность, реал-аудио, мультимедиа — да еще в интерактивном режиме, в реальном времени — все это создает колоссальные перспективы продвижения и организации и ее деятельности! Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился информационный сайт о театральной жизни города: информация о премьерах, материалы экспертов и, конечно же, месячная афиша в раскладке по театрам и по датам. Вскоре через эту афишу можно уже было выходить на программки спектаклей, через них — получать фотографии артистов, занятых в этих спектаклях (в том числе — в костюмах). Затем это меню было дополнено планировкой зала. Напрашивался следующий шаг, который и был сделан, — электронный заказ и продажа билетов. В результате возможность приобрести или бронировать билеты получили не только жители города, но жители других городов и стран, собирающиеся посетить Санкт-Петербург. Просвещение и образование. В современном мире уже недостаточно технически владеть компьютером, недостаточно активно использовать его как рабочий инструмент. Самое, наверное, трудное — это умение анализировать поток информации, поступающей со всего света. Мир Интернета дает простой и доступный выход в огромное культурное разнообразие, существующее в мире. Только в одной Российской Федерации существует огромное культурное многообразие. Это многообразие культур может сделать наш мир богаче и интереснее. Открывающийся в электронной сети «мир без границ» заставит всех нас познавать и признавать культурное многообразие, делать его доступным в нужной форме, чтобы оно вообще становилось понятным. Эта разъясняющая информация нужна для экономических курсов: тот, кто хочет заниматься торговлей, должен знать привычки своего возможного торгового партнера. Она нужнатакже на курсах для людей, занимающихся политикой: тот, кто хочет верно оценить политическую ситуацию и избежать катастроф, должен понимать поведение своего политического партнера, на которое влияют национальные традиции. Поэтому такая разъясняющая информация необходима, прежде всего, в образовательных учреждениях, чтобы уже на самом раннем этапе научить человека подходам к другой, чужой культуре, а также в учреждениях культуры. Оснащение библиотек и школ компьютерами и подготовка преподавателей стоили и стоят денег. Их не было, эти расходы не были запланированы. В такой же ситуации, кстати, находились и европейские правительства. Еще несколько лет назад ни у одного из них не было собственного сайта в Интернете со ссылками на смежные учреждения и темы. Сегодня же они есть у всех, потому что это просто необходимо. Им всем пришлось пересмотреть свои приоритеты и статьи расходов, чтобы не отстать от жизни и участвовать в политическом, экономическом и столь важном культурном диалоге в современном мире. Партнерство. Электронная коммуникация дает возможность установления партнерских отношений в межрегиональном и международном масштабах. В Ростове-на-Дону на базе библиотек в электронном режиме реализована программа в помощь учителям и школьникам по разделам «Мировая художественная культура» и «История российской культуры», в которой участвуют музеи, библиотеки, театры, художественные и музыкальные школы. Краснодарский художественный музей выступил с инициативой (автор проекта Е. Косопойко) создания музейного библиотечного центра России, объединяющего ресурсы музейных библиотек. Результатом двух семинаров, посвященных использованию новых информационных технологий в управлении сферой культуры, стал проект создания на базе Государственной Донской библиотеки сервера «Культурная жизнь Юга России». Его создателями и пользователями стали работники учреждений культуры обширного региона от Донбасса до Астрахани и от Волгограда до Ставрополя и Дагестана. Распределив функции и направления по формированию и ведению сервера, участники проекта получили возможность аккумулировать региональную информацию о праздниках и фестивалях, выставках и конкурсах, конференциях, грантах, изданиях, образовательных проектах и программах. Представлена на сервере и база данных по востребованным специалистам и специалистам, ищущим себе применение. Ниже приведен беглый обзор некоторых европейских сайтов, направленных на сотрудничество учреждений культуры: ingrid.bracht@stadt.duesseldorf.de. Проект центральной публичной библиотеки Дюссельдорфа показывает, сколько фантазии и творчества могут проявить дети и подростки в возрасте от 9 до 15 лет при разработке собственных компьютерных программ, которые отражают их представления о мире. Юные репортеры обследовали, например, свой довольно бедный городской район, где город по финансовым соображениям лишил их игровой площадки. Они собрали информацию и составили под руководством преподавателей довольно критичную программу, поместив ее в Интернете. Она имела такой большой резонанс, что городу пришлось восстановить игровую площадку. При этом дети попутно научились выступать с активных позиций при решении собственных проблем, работать в коллективе, что, в свою очередь, усилило мотивацию к овладению компьютером. • www.vakwijzer.kennisnet.nl. Проект, разработанный в тесном сотрудничестве нидерландскими библиотеками и образовательными учреждениями. Школы предоставляют учебные программы и вопросы для домашних заданий. Центральная служба публичных библиотек собирает и обрабатывает соответствующую информацию, подбирает и оформляет необходимое программное обеспечение. Этот «Путеводитель» — отличная поисковая система по всей нидерландской системе образования. • www.despin.net. Простая поисковая система для младших школьников («De Spin» — «Паук»), интегрированная в предыдущий «Путеводитель». Поисковая система для старших школьников имеет алфавитный каталог: А (например, алгебра), Г (география), 3 (зоология), Л (литература) и т. д., с соответствующими подразделами. С помощью этих простых поисковых систем школьники могут найти информацию, адаптированную к школьной программе и составленную понятным языком. Таким образом, они учатся не только работать с компьютером, но и выбирать нужную информацию, то есть оценивать, как они ее поняли, и вообще нужна она для их целей или нет. В школе эта информация, необходимая для выполнения домашних заданий, снова обсуждается в классе. Эта модель, полностью работающая с сентября 2002 года, очень интересна. Хотя и в ограниченном национальном масштабе, она помогает научить детей и подростков в игровой форме разбираться в потоке информации, то есть критически анализировать получаемую информацию. • www.mijnstempei.nl. Проект национальной ассоциации библиотекарей Нидерландов, поместившей в Интернете программу рецензий на книги для детей и юношества. С помощью простых вопросов дети и подростки составляют рецензии на свои любимые книги. Другие молодые посетители сайта могут прокомментировать эти рецензии. Всего за три года было собрано 1000 рецензий. Написав не меньше трех рецензий, ребенок (6- 12 лет) или подросток (13-16 лет) может стать членом национального детского или юношеского жюри, которое ежегодно присуждает премии авторам книг для детей и юношества. Эта программа — кроме навыков чтения — также стимулирует активную позицию детей и подростков, прививает им способность самостоятельно формулировать свои мысли, причем в новой информационной среде, без которой уже немыслим современный мир. • www.apeldoorn.nl. Единый информационный ресурс двух музеев, публичной библиотеки и городского архива голландского города Апель- доорн. • www.kennisnet.nl. Это пример взаимодействия публичных библиотеки школ в Голландии в помощь школьникам для выполнения домашних заданий по утвержденным учебным программам. Упрощенный поиск в интернете по ключевым словам, которые приняты среди школьников. • www.den.nl. 45 библиотек, музеев и архивов создали голландский DEN (аббревиатура: Культурное Наследие Нидерландов в цифровом формате). Цель: перевод в цифровой формат культурного наследия и обеспечение к нему доступа граждан. Информация организована в форме образовательных «пакетов». • www.lmal.org.uk. Совместный проект Лондонского регионального архивного совета, Лондонского управления развития библиотечного дела и Лондонского музейного управления. • www.brooklynexpedition.org. Совместный программный продукт Бруклинского детского музея, Бруклинского музея искусств и Архива для малышей, в котором рассматриваются вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим этого проблемного района Нью-Йорка. Например, Латинская Америка (многие жители этого района латиноамериканского происхождения). В эту интегрированную программу вносят свой вклад и музыкальная школа (музыка), и музей (репродукции отдельных музейных экспонатов), и библиотека (тексты). В результате возникла увлекательная и в то же время простая программа: какие у нас праздники, божества, рынки, что мы едим, кто наши святые и т. п. Важен при этом не конкретный информационный вклад того или иного участника (культурного учреждения), а конечный результат — то, что как продукт адресовано «гражданину». • www.cultuur.breda.nl. Информация о культурной жизни голландского города Бреда, которая подается простым языком (и рассчитана в том числе примерно на 60% пассивных граждан без ярко выраженных эстетических потребностей). Своего рода визитная карточка города. • www.vlissingen.nl. Еще один пример интеграции усилий различных участников культурной политики. Здесь голландский город Флиссинген преподносит новые виды услуг не из сферы культуры и искусства в художественной форме, чтобы таким образом активизировать «молчаливое большинство». • www.mwmev.nrw.de. Кредиты для новых начинаний в области культуры в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия). Единственный такого рода проект во всей Германии. • e-mail: henk.middelveld@obd.nl. Разработка и реализация идеи «Культурного дома», которая интегрирует духовные и (но не обязательно) физические (архитектурные, пространственные) классические типы услуг в культурной сфере (театр, музей, библиотека, архив) с некоммерческими услугами (например, консультациями по вопросам здравоохранения, пенсионного страхования и т. п.). Всем этим управляет один человек. Хенк Миддельфельд владеет английским языком. • www.pulmanweb.org. (Public libraries mobilising advanced networks). Проект Европейского Союза на английском языке, содержащий большое количество примеров практического сотрудничества в сфере культуры. Повсюду возникают межнациональные структуры и сети. Это большой шанс и огромная задача для публичных библиотек, школ и учреждений культуры, которые должны ответить на этот культурный вызов, взяв на себя роль разъясняющего, интерпретирующего посредника. В этом им поможет Интернет, который сегодня уже не ограничивается письменным языком или языками, но может использовать самые разные визуальные образы, музыку, танец, а также устные традиции. Привлечение ресурсов. Главный ресурс в сфере культуры — общность интересов, их активизация, актуализация и мобилизация. И современные информационные технологии — ив первую очередь Интернет — дают невиданные ранее возможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов. Молодой питерский музыкант написал рок-оперу по роману «Мертвая зона» С. Кинга. Либретто оперы правил... сам С. Кинг, что стало возможным только благодаря электронной почте. Однако речь идет о привлечении не только творческих ресурсов. Информация о потенциальных донорах, грантах в наши дни легко и просто собирается через Интернет. На сайтах грантораздающих фондов и организаций (отечественных и зарубежных) содержатся не только информация о программах и сроках подачи заявок, но сами формы заявок. Иначе говоря, Интернет и электронная почта дают возможность подключения к глобальным ресурсам. Более того — возможность самим предстать в общемировой сети информации, открывая перспективы для сотрудничества с нами всем желающим этого. Для того чтобы заинтересоваться сотрудничеством с ними, надо чтобы о нас знали. И если мы сами о себе не заявим — никто о нас не узнает. 5.3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как уже отмечалось, в настоящее время культурная деятельность все в большей степени выступает не столько результатом, следствием социально-экономического и политического развития, сколько неотъемлемым важнейшим фактором этого развития, располагающим немалым собственным потенциалом. Поэтому особенно важно формирование организационных и экономических условий для саморазвития культурной жизни, сохранения и развития культурного потенциала общества, взаимодействия культурного процесса с другими областями общественной деятельности и придания им социально ответственного и культурологического характера. Эффективность формирования и реализации культурной политики во многом зависит от уровня развития информационной инфраструктуры культурной деятельности. Эта инфраструктура представляет собой взаимосвязанный комплекс направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий объединение усилий и ресурсов участников культурного процесса и качество предоставляемых ими продуктов и услуг. Информационная инфраструктура культурной деятельности оказывает содействие укреплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры и искусства. Как инструмент культурной политики она позволяет осуществлять анализ вклада сферы культуры и искусства в общественное развитие, определять стратегические приоритеты, координировать и планировать культурную деятельность, а также реали- зовывать продвижение сферы культуры и искусства. Информационное обеспечение сферы культуры и искусства предполагает достижение и поддержание высокого уровня технической оснащенности и информатизации основных технологических процессов организаций культуры, создание единого информационного пространства доступного как институтам и представителям сферы культуры и искусства, так и потребителям культурных продуктов и услуг. В этой связи эффективное использование электронных информационных ресурсов и, в частности, Интернета становится одной из первоочередных задач информационного обслуживания. В этом плане несомненный интерес представляет опыт Санкт-Петербурга, который обладает масштабной и разветвленной сетью учреждений культуры и искусства. В городе работают более 170 музеев и 40 галерей, около 1270 библиотек, более 50 театров, свыше 100 концертных организаций и клубов. Из них только 170 организаций подведомственны Комитету по культуре, остальные обладают федеральной или областной принадлежностью, представляют собой общественные организации. В последнее время учреждения культуры все больше используют возможности, которые предоставляет Интернет, для развития и продвижения своей деятельности. Создаются сайты музеев, театров, концертных организаций, галерей, библиотек. К 2003 г. таких сайтов было около 30, и этот процесс развивается очень бурно. Тем не менее, эта работа сталкивается с рядом проблем: • разрозненность сайтов по своему уровню, как техническому, так и содержательному; • информационное наполнение сайтов и постоянная техническая поддержка требуют больших организационных усилий и материальных затрат, как правило, непомерных для небольших музеев, театров и т. д.; • не всегда информационное сопровождение отвечает современным требованиям, часто информация не обновляется; • сайты создаются стихийно, нет документов, регламентирующих их создание, информация оказывается рассеянной по различным адресам, не систематизированной, поэтому поиск нужных сведений затрудняется. Создание информационной электронной сети библиотечных, музейных учреждений, создание единого театрального сайта оказываются важными, но частными прорывами. Сфера культуры и искусства Санкт-Петербурга представлена в сети Интернет не как единое целое, а как некое число разрозненных, не взаимосвязанных между собой элементов. Тем самым, не достигается задача создания интегрированного и общедоступного информационного пространства, снижается эффективность использования Интернет-технологий для представления культуры Санкт- Петербурга на межрегиональном и международном уровнях. В этих условиях остро необходима интеграция всех информационных ресурсов учреждений культуры вне зависимости от ведомственной принадлежности. Такая интеграция позволяет: • повысить эффективность Интернет-технологии отдельными учреждениями культуры; • создать единое информационное пространство интегрированной и общедоступной информации; • обеспечить мониторинг культурной жизни города; • интегрировать информацию о культурной жизни города в межрегиональное, федеральное и мировое информационное пространство. Для решения этих задач в 1999 г. был создан сайт-на- вигатор «Санкт-Петербург: 1703-2003» (http: //www.300. spb.ru), который ведет Институт культурных программ, совместно с МЦСЭИ « Леонтьевский центр». Поводом для создания сайта послужила необходимость информационной поддержки подготовки празднования 300-летия города с точки зрения отражения культурной среды, на фоне которой идет вся подготовка к юбилею. Однако возможности и перспективы сайта намного шире: постоянное информирование российской и международной общественности о событиях культурной жизни Санкт-Петербурга, что обеспечивает активизацию маркетинга и продвижение города на международных культурных и туристических рынках, усиление целенаправленного интереса мирового сообщества к предстоящему юбилею и городу в целом. Кроме того, доступ к информационным ресурсам сервера «Санкт-Петербург: 1703-2003» способствует формированию благоприятного имиджа города и укреплению его международного статуса. Сайт включает в себя следующие разделы: • официальные документы: указы, распоряжения, постановления Администрации Санкт-Петербурга, гранто- вые конкурсы, объявленные Комитетом по культуре; • проекты к юбилею различных организаций; • новости культурной жизни; • карты: исторические и современные; • история: хронология важнейших событий за 300 лет; • культура: события культурной жизни на год, афиша на текущий месяц, база данных по фестивалям Санкт- Петербурга; • в сети: навигатор по петербургским ресурсам Интернета; • интересно: «живая» камера с видом на Петропавловскую крепость. Информационным ядром сайта можно считать динамически пополняемую афишу, в которой представлены театры, кинотеатры и концертные организации, музеи и библиотеки, галереи и культурные центры города и их мероприятия на текущий месяц. Городская афиша на русском и английском языках выполняет роль навигатора, так как дает ссылки на страницы учреждений культуры, представленные в Интернете. Кроме информации на месяц, на сайте дана перспективная информация на текущий и на следующий год. На сайте размещена база данных по фестивалям Санкт- Петербурга с координатами организаторов, что позволяет театральным и концертным организациям устанавливать контакты и предлагать свои программы для участия в фестивалях и конкурсах. В дальнейшем информация по фестивалям может быть расширена за счет сведений о фестивалях других регионов, прежде всего Северо-Запада России, что, несомненно, представляет интерес для театральных менеджеров. Таким образом, существует возможность создания навигационной системы по фестивалям России. Сайт пользуется большой популярностью у Интернет- пользователей. Российские пользователи составляют 32% от числа обращений. Среди зарубежных пользователей наибольшее количество обращений поступает из США (14%), стран СНГ и стран Западной Европы. Среднемесячное количество посещений за последние годы росло весьма интенсивно: 1999 г. — 4800; 2000 г. — 12 500; 2001 г. — 16 000; 2002 г. —24 000. Интерес к сайту настолько высок, что в 2001 г. по инициативе правительства города была создана система перекрестных ссылок сайта и ряда сайтов городского правительства. Почти сразу сайт стал привлекать внимание рекламодателей и стал коммерчески выгоден. Уникальность потенциала сайта такова, что его значение не будет утрачено после 2003 г. Выполнив задачи информационного сопровождения юбилея города, сайт способен объединить информационные ресурсы в сфере культуры и искусства, представить учреждения культуры и искусства и культурный процесс в целом. По своим характеристикам сайт сможет взять на себя функцию связующего звена инфраструктуры культурной деятельности, стать информационным ядром, объединяющим другие элементы, включая профессиональную коммуникацию, непрерывное образование, работу с персоналом, PR-деятель- ность, и являющимся источником их развития. Сайт может быть использован в целях поддержки формирования и реализации культурной политики, направленной на усиление социальной роли сферы культуры и искусства и увеличение ее вклада в экономическое развитие города. Он является реальной и крайне необходимой базой данных для туроператоров — как отечественных, так и зарубежных. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2394; Нарушение авторского права страницы