Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 8. Казак: размышления о генезисе концепта



Казачество – явление уникальное для России.

В нём воплотились сила, самобытность, духовная широта и щедрость натуры, присутствующая смутная, волнующая связь со степными или горскими племенами. Казаки всегда оставались частицей родного народа. Постоянное соприкосновение с азиатским этносом привело к симбиозу славянского и тюркского начал.

Зародившись как самобытная народная демократия, казачество постепенно превращается в служилое сословие, становится весьма значимой частью структуры государства, его классово – политической защитной силой.

Понять место казачества в истории России можно, лишь бросив взгляд на его развитие в целом, представив его генезис и этапы формирования.

Вопрос о происхождении казачества принадлежит к числу тех исторических задач, которые нельзя считать окончательно решенными, - писал Ф. Щербина.

Относительно происхождения казачества существует множество гипотез. В них видели потомков хазар, обитавших в древности в Южной России; черкесов; черных клобуков, татар, ….

В словаре Брокгауза и Ефрона «казаки» (слово, вероятно, татарского происхождения - «вольный наездник») - особое военное сословие в России, которое привлекалось для защиты южных, юго-восточных окраин государства. Большое значение в жизни казачества имело движение в свободные степи, где оно искало простора и воли.

В толковом словаре В. Даля: Казак или козак (вероятно, от среднеазиатского казмак – скитаться, бродить). Киргизы используют слово «казак» как войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении.

В словаре С. Ожегова понятие «казак» рассматривается немного по-другому. Казак:

1. В старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины, вольных поселенцев на окраинах государства.

2. На Дону, на Кубани, Тереке, Амуре и в других войсковых областях: крестьянин, потомок таких поселенцев, а также (до 1920 г. и в годы Великой Отечественной войны) боец кавалерийской воинской части, состоящей из этих крестьян; сейчас – потомок таких же крестьян, бойцов.

В Большой Советской энциклопедии казак, козак (тюркск. – удалец, вольный человек) - человек, порвавший со своей социальной средой (XIV – XVII вв.); с конца XV века казаками стали называть вольных людей окраин Русского государства.

Большая энциклопедия русского народа «Святая Русь» трактует казачество как сословную категорию, которую составляют вольные люди, свободные от тяглы и работы по найму, а также люди, несущие военную службу на границах России.

Исторические сведения, равно как и сохранившиеся данные старописьменных тюркских языков, позволяют предполагать, что первоначально в концепт «казак» вкладывался социальный смысл. Это -человек, который вынужден был отделиться от своего рода-племени, лишившись своего скота и кочевий, и потому ставший бродягой, скитальцем.

Одно из ранних обстоятельных толкований концепта «казак» приводит среднеазиатский историк Мухаммед Хайдар в сочинении «Тарих и Рашиди»: «После смерти Абулхаир-хана в узбекском улусе возникли такие неурядицы, что степной обитатель ради своей безопасности и благополучия искал убежища у Кирей-хана и Джаныбек-хана…А так как вначале они, а после того еще многие, убежав, отделились и некоторое время были людьми неимущими и скитальцами, то их называли казаками. Этим людям не оставалось ничего иного, как вступить на путь удалого разбойного молодечества». Казак приобретает вторичные, произвольные значения вольного, удалого, отважного молодца, ищущего свободы и богатства в добычах на войне. В раннее средневековье это название, безусловно, не имело этнического наполнения, а было поистине международным.

Именно в этих значениях слово «казак» (с вариантом «козак») было заимствовано русским языком, где сначала оно обозначало вольных беглых людей из числа крепостных крестьян, а также незаписанных в крепостных документах родственников тяглых крестьян, холопов и городской бедноты, которые, не выдержав крепостной эксплуатации или непосильных государственных повинностей, бежали на окраины Московского государства.

Казаками называли и бездомных степных скитальцев русского происхождения, которых в древности именовали бродниками.

Они совершали набеги на своих соседей, а подчас и на своих сородичей. Отсюда – известный народнопоэтический эпитет казаки-разбойники.

Постепенно слово «казак» появляется практически во всех языках восточных народов средневековья, в которых по-своему объяснялось его значение. Так, у арабов слово «казак» обозначало всадника, сражавшегося за веру и закон пророка Мухаммеда. Персы называли казаками наемных воинов, оплачиваемых казной (казна по-персидски – «газа», отсюда – «газак».) По-монгольски - «козых» значило «охранитель границ, рубежей», «военный страж» («ко» - броня, латы, защита; «захо» - межа, граница, рубеж).

Первоначально у греков слово «казак» писалось как «коссахи». Так географ Страбон называл военный народ, размещавшийся в горах Закавказья при жизни Христа Спасителя.

В античную эпоху, слово «казаки» неоднократно встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), обнаруженных и изученных В. Латышевым. Его греческое написание Касакос сохранилось до X века, после чего русские летописцы стали его смешивать с общекавказскими именами Касагов, Касогов, Казягъ. Первоначальное греческое написание дает два составных элемента этого названия «кос» и «сахи», два слова с определенным скифским значением «Белые Сахи». Но название скифского племени Сахи равнозначно с их же Саха. Смена приставки «кос» на «касс» имела, очевидно, причины чисто звуковые (фонетические), особенности произношения и особенности слуховых ощущений у разных народов. Коссака, кроме значения Белые Сака имеет и еще одно скифо-иранское значение – «Белые олени».

Словарь половецкого языка XIII века предлагает перевод слова «казак» как «стража» или «сторожевой пост». Некоторые авторы считают возможным происхождение этого слова от турецко-татарского слова «каз», означавшего «гусь». Это люди, живущие вольно и независимо, как дикие птицы.

По-видимому, и в восточнославянские языки слово «казак» проникло задолго до начала собственно «казачьей истории» на восточнославянской этнической основе. Это слово было здесь аналогично исходному тюркскому «изгой», «вольный человек».

Факт заимствования слова «казак» у тюркских народностей обосновал профессор Д. Эварницкий, указывая на то обстоятельство, что до появления в Южной России татар, ни в одном списке русских летописей нет этого слова.

Известный исследователь Кубанской области Ф. Щербина считал казачество товариществом равноправных воинов, объединённых совместной жизнью для защиты русской государственной и народной жизни. Оно - одновременно и передовой колонизатор окраин государства, и охранитель границ его, и защитник русской национальности, и борец за православие, и творец оригинальных форм народного быта. В этом Ф. Щербина видел историческую силу и значение казачества.

Итак, казаки появились в Северо-западной части Скифии Азиатской в глубокой древности. В III-II вв. до н. э. из Закавказья они переселяются на Северный Кавказ, и начинается процесс их перехода к осёдлости, который ученые называют «внедрением Сарматов в среду Меотов». На Северном Кавказе и на Дону появляется славяно-туранский тип особой народности, делившийся на племена сираков, брадос-бродников, торков и другие. После нашествия гуннов осёдлая часть казаков остаётся на Кавказе, где окончательно установилось христианство, и была распространена славянская речь. Казачий антропологический тип разговорной речи и казачья разговорная речь формировались в обстановке преобладания Приазовских славян.

И сейчас в народе сохранились вкрапления туранских слов и оборотов речи, из которых самым значительным можно считать отсутствие форм среднего рода. Таким образом, по этой версии - казаки - народность, образовавшаяся в начале новой эры как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа, Кос-Сака (или Ка-Сака) и Приазовскими Славянами Меохо-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов.

В 965 г. земля Касак попала под власть Киева и была передана в управление Мстиславу Владимировичу Рюриковичу, который «отложился» от Киева и занял подонские и донецкие степи до Чернигова. В бою с киево-новгородским князем Ярославом он одержал победу и стал во главе державы, получившей название по главному городу Томаторкани (у русских – Тмуторокани).

До 1060 года эта держава объединяла все племена коссаков и простиралась от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Казачья монархия потерпела крах с приходом в черноморские степи половцев, но ещё полтора века часть державы во главе с княжеством Тмуторокань оставалась независимой. Тмуторокань стала колыбелью казаков Азовских, Гребенских, казаков-черкесов. После разгрома Мамая на Куликовом поле (1380 г.) часть казаков была вынуждена переселиться на Север, вплоть до рек Камы, Северной Двины и Белого моря. Другая часть казаков ушла ближе к Северной земле. Астраханские и донские казаки, объединившись во второй половине XVI века, стали служить Московскому и Литовскому княжествам. Постепенно сформировались две казачьи «речные республики»: на Дону и на нижнем Днепре. Они стали своеобразными очагами возрождения казачьей независимости и главными центрами объединения казачьей народности. Так было положено начало образованию новых военных общин: казаки тверские, казаки уральские, казаки сибирские, казаки забайкальские и т. п. В XVI-XVIII вв. главная казачья масса выступала в качестве донцов и запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную землю Касак и Приазовье под именем казаков Черноморских.

Историки конца XVIII - начала ХХ века полагали, что слово «казак» произошло от иноземцев, населявших некоторые земли на Юге России. Позднее эти суждения были отвергнуты, а казачество из «чужеродного нароста на российской исторической почве» превратилось в самостоятельное явление русской жизни. Тем не менее, нельзя полностью сбрасывать влияние иноземцев на формирование российского казачества. Так, есть версия о том, что слово «казак» принадлежит татарам, у которых оно обозначало низший разряд войска, наиболее легко вооружённого, куда сходились отдельные вольные наездники. Во время татаро-монгольского нашествия на южных границах Московского государства создавались самостоятельные воинские отряды, которые защищали их от врагов. Таким образом, татарским наездникам противопоставлялись русские, которые переняли от своих врагов и имя «казак».

Казаки считались храбрым и сильным народом. Может быть, поэтому слово «казак» появилось в русских былинах:

Как у города было у Мурома,

Из того ли села у Мурома,

Выезжал старый казак Илья Муромец.

Великий Наполеон говорил: «Дайте мне только казаков и я с ними пройду весь мир». По свидетельству К. Порфирогеннеты, они были известны уже в 948 году и жили в нынешней Кабарде, близ Кавказских гор. Немецкий учёный Ф. Линберг считал, что казаки являются потомками древних славян, но в них присутствует черкесская и монголо-татарская стихия.

Интересна дискуссия по поводу происхождения казачества, которая была организована Общеказачьим журналом, печающимся в Нью-Джерси (США). Здесь выдвигается сразу несколько точек зрения. Первая - казаки могли произойти от хазар, скифов, сарматов, но не от русских. Вторая - казаки произошли от русских и украинцев. Третья казачья история начинается в ХIII веке в бассейнах Дона, Днепра, Терека. Именно там после монголо-татарского ига скапливались беженцы из Московской Руси, Украины, других районов. Под влиянием новых географических условий постепенно нарождалась новая народность, кровно связанная со своей прежней родиной, но уже во многом отличающаяся от народа, эту родину населяющего. В Английской энциклопедии изд. 1941 года о казаках написано: это - древний народ, берущий своё начало от печенегов, вышедших из Туркестана в 884 г., а затем расселившихся между Доном и Днепром. Многие исследователи видели образ казака в славяно-русском населении причерноморских степей. Никоновская летопись впервые упоминает слово «казак» в 1444 году.

В русских летописях 1146 года упоминаются бродники, которые, объединившись в общины - вольницы, обживали Великую Степь. По аналогии с казаками, они жили и осёдло и полуосёдло, занимаясь скотоводством, земледелием, охотой, рыбной ловлей, а также разбойничали на суше и на воде. Возможно, они были связаны с другими племенами Кавказа (касогами, ясами, зихами), но имели свою самобытную культуру.

К. Багрянородный называл касогов казаками. В тюрских языках слово «каз» означало «бродить», а слово «бродник» звучало как «казак». Бродники - потомки древнейших славян южно-российских степей, не уничтоженных половецким нашествием. Л. Гумилёв называл бродников потомками древних хазар.

У В. Татищева «казак - от татарского - кайсак - отпадший, ушлёп».

У Н. Карамзина «сие имя означало вольницу, наездников, удальцов».

В. Даль считал, что, скорее всего, надо «производить» слово «казак» от среднеазиатского «казак» - «скитаться, бродить».

Интересно суждение о казаках у русского историка С. Соловьёва: как обыкновенно бывает в странах колонизующихся, усевшаяся часть народонаселения, предавшаяся постоянному труду земледельческому, выделяет из себя людей, которых характер и разные другие обстоятельства заставляют выходить из общества и стремиться в новые, незанятые страны. И далее - казак не мог соотносить своих интересов с интересами государства и беспрестанно действовал вопреки последним; богатырь-казак выделился из толпы, ушёл из общества в степь в сознании своей силы, своего преимущества или изгнанный из общества.

О казаках есть мнение и у русского историка В. Ключевского: бродячему классу в московской Руси усвоено было звание вольных, гулящих людей или вольницы, занимавшейся грабежом, независимыми промыслами, борьбой с татарами, в схватках с которыми и приобрели имя казаков.

Благородным сословием «конных азов» или князей-казаков назвал этих людей донской историк Е. Савельев. Ему принадлежит концепция происхождения казаков от древних арийцев.

Интересные суждения по поводу ранней истории казачества высказывает С. Азбелов, который подвергает критике публикации И. Быкадорова, Е. Савельева, А. Гордеева. Он предлагает свою гипотезу о происхождении казачества, ссылаясь на документы Московского летописного свода конца XV века, Никоновскую летопись, сочинения Н. Карамзина и другие документы. Он считает, что предыстория русского казачества может быть возведена к временам, предшествовавшим образованию Киевского государства Рюриковичей. В этом случае необходимо принять тезис относительно местоположения «третьего племени» Древнейшей Руси в Северо-восточном Причерноморье В. Мошина - исследователя русской истории, русско-южнославянских и византийско-южнославянских политических и культурных связей в средние века.

Продолжая рассуждения по поводу происхождения феномена «казачество», нужно отметить, таким образом, что его генезис уходит своими корнями вглубь веков. Но когда это точно было, учёные пока затрудняются сказать, так как письменных источников нет. Но есть несколько гипотез. Одна из них свидетельствует о том, что формирование казачества как народа происходило на евразийском континенте, на стыке осёдлых славянских народов и кочевых племён, «выбрасыванием» их из недр Азии на Северный Кавказ, Северное Причерноморье и Приазовье. Этот народ стал формироваться под воздействием культуры восточных славян и, прежде всего, русского и украинского этносов, а также культуры многочисленных народов Востока. В казачье братство вступали представители разных наций и народностей: русские, украинцы, белорусы, поляки, татары, турки, калмыки и многие другие народы.

Но, какую бы версию мы не взяли за основу, очевидно, что казачество функционировало на самом острие стыка цивилизаций и поэтому являлось смешанным евразийским феноменом, впитавшим в себя черты и особенности различных народов. Началом истории казачества можно считать зарождение неких эмбриальных общностей в рамках древнерусской цивилизации - легендарных «бродников». В XVIII веке оно было поставлено под контроль государства и вынуждено было добровольно превратиться в военно-служивое сословие, ставшее составной частью государственной машины.

По мнению некоторых современных ученых, «казак» это - определённый субэтнос, вобравший в себя черты народов, с которыми ему пришлось жить, воевать, сотрудничать.

Как правильнее назвать этот народ? Какую характеристику дать ему сегодня? Какова истинная роль казачества в истории современной России? Это еще предстоит выяснить нашим ученым.

Отождествление казаков с «казарами» очевидно происходило потому, что названия были созвучны и, как считает Е. Фелицын, потому что и казары, и южнорусские казаки обитали в южной России. Слово «казак» и некоторые другие названия, распространенные у казаков: «кошевой», «ватага», «атаман» и др., в основном татарского происхождения. Но эти факты еще нельзя считать прямым доказательством того, что казары были предками южнорусских казаков.

Еще менее выдерживает критику мнение о единстве казаков с черкесами. Ни в языке, за исключением сходства слов «черкес» и «черкасс», ни во внешней жизненной обстановке, ни в обычном праве, ни в религиозных верованиях и сказаниях, ни в народной поэзии, - ни в чем, одним словом, нельзя найти тех общих точек соприкосновения, на основании которых можно было бы построить самую слабую догадку о происхождении казаков от черкесов.

Существует также гипотеза о происхождении казачества при непосредственном влиянии на жизнь русского народа татарского племени. Так как русский народ долгое время находился под игом татар, то может возникнуть предположение о влиянии татарских военных порядков на уклад русской военной жизни. Сильный военный враг мог дать толчок к подражанию. Перенимая чужие обычаи, появлялась возможность побеждать врага, используя его же сильные стороны. Поэтому, татарские слова, усвоенные казаками, были, скорее всего, результатом таких заимствований и приспособлений. А, главное, казаки как легкие передовые воины существовали у татар раньше, чем появились у русских.

Татары называли казаками особую часть своего войска, составлявшую передовые, легкоконные наезднические отряды. Они представляли собой особый вид армии, имевший специальное назначение для разведок, мелких передовых стычек и т. п.; но с течением времени этот вид татарского войска получил более самостоятельное и обособленное существование.

В XIV веке на Руси называли казаками тех вольных людей, которым пришлось порвать со своей социальной средой и освободиться от зависимости тем или иным способом. Они продавали свое воинское умение, а также работали по найму на различных промыслах. Например, понятие «казак» как наемный работник закрепилось в северных и новгородских говорах русского языка, с оттенком значений «батрак» и «захребетник». Параллельно с этой функцией казаки сохраняют свое традиционное предназначение воинов. Так, под 1444 годом Никоновская летопись сообщает о поражении татарского царевича Мустафы от рязанских городовых казаков. Литовские летописцы, упоминая о четырех татарских ордах, имевших своих ханов, именно: о заволжской, астраханской, казанской, перекопской, присоединяют к ним пятую орду - казацкую. Казацкая орда не признавала над собою ханской власти, составляла сброд самых отчаянных голов и была, по-видимому, на худом счету даже между татарами. Из исторических актов известно, кроме того, существование казаков азовских, белгородских и перекопских, игравших между татарами более или менее самостоятельную роль. Азовские татарские казаки выделились из Золотой орды и образовали самостоятельную часть, занимаясь набегами и разбоями на пространстве между Крымом и Московской Украиной.

Большая роль татарских казаков в южной России должна была навести русских на мысль об усвоении этого рода воинов для борьбы с татарами. Чтобы сделать успешной борьбу, русским приходилось заимствовать ту военную организацию и способы войны, которые употреблялись их противниками. И, действительно, русские удельные князья и князья литовские первоначально прибегнули к татарским казакам как к наемной военной силе. Состоявшие на службе у этих князей казаки-татары употреблялись как провожатые и наездники в степях.

Военные преимущества русских перед татарами стали ощущаться лишь тогда, когда у русских появились свои собственные казаки, связанные единством веры и национальности. Так, образовались казаки рязанские, смоленские, путивльские, запорожские, донские. Если не считать отрывочного указания о существовании гребенских казаков на Дону при Дмитрии Донском (1380), то наиболее ранние и обстоятельные известия в летописях встречаются о рязанских казаках. Занимая юго-восточную часть русских окраин и соприкасаясь, таким образом, с главными полчищами татар, рязанское княжество более чем другие пограничные области, подвергалось набегам татар, а, следовательно, более других областей нуждалось в казаках, как лучших разведчиках движений татарских орд. В юго-западной России при Сигизмунде I и Сигизмунде Августе было уже два рода казаков: правительственные и вольные. Первые набирались старостами, назывались по их именам и находились под их начальством; вторые собирались в вольные сборища, имели своих выборных предводителей и составляли до известной степени независимые военные дружины. В исторических актах под 1503 годом упоминаются черкесские княжь-дмитровские казаки.

С 1468 года в летописях упоминаются казаки московские, а затем казаки украинские, северские или севрюки, живущие на территории старого русского Северского княжества.

У Днепра поблизости от литовских владений несли сторожевую службу «путивльские» казаки.

Согласно А. Гордееву, кочевые орды Чингисхана, пройдя огнем и мечом по Руси, почти не тронули славян-кочевников, обитавших на юге Восточной Европы и на Северном Кавказе. У монголов были свои казаки, легковооруженные быстрые конные отряды, и ханы включили близких им по быту славянских кочевников в систему своих вооружений. В частности, именно они поселили эти племена на правом берегу Днепра как пограничников, защищающих Золотую Орду с запада.

На этих славян было перенесено общее название «казаки». Именно во времена монгольского ига и произошло разделение славян - русов на казаков и «русский народ». Русский народ и казаки, - писал Гордеев, - по расе, языку и религии, были родственны, но поставлены монголами в разные бытовые условия, в течение двухсот лет теряли чувство кровной связи и вырабатывали разные бытовые психологические особенности.

Таким образом, по мнению А. Гордеева, в XIV веке в рамках монгольской империи славянские казаки вполне сложились как самобытная народность со своей культурой, православной верой, обычаями, самоуправлением, внутренней свободой.

В истории появляются козаки ординские, азовские, ногайские и другие.

У Л. Гумилева мнение о возникновении слово «казак» менялось. Сначала он полагал, что корни казаков через бродников уходили к православным хазарам (потомки древних хазар в долине Дона назывались «бродниками», позднее – казаками). Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое еще в X веке, позволили им войти в русский этнос в качестве одного из его субэтносов. Затем он изменил мнение о возникновении казачества и пришел к выводу, что неуклонному расширению российского суперэтноса в XVI веке способствовал внешнеполитический фактор (падение и распад Большой Орды, ослабление Казанского и Крымского ханов, Ногайской Орды, Польско-Литовского государства).

В формировавшейся России возникли новые настроения, особенно среди пассионариев, численный рост которых, совпавший с ослаблением задач объединения и защиты рубежей страны, и, следовательно, с падением спроса на их энергию, продолжавшую бить у них через край, повлек за собой со всей неизбежностью переориентацию их жизненных целей и поведенческих императивов.

Мало кто из пассионариев занимался сельским хозяйством, большинство уходило в города, а наиболее независимые и честолюбивые уходили туда, где их не доставала власть. Это была граница России с другими державами. Желания пассионариев совпадали с интересами государства, потому они получали от него поддержку в охране пограничных территорий. К таким пассионариям Л. Гумилев относил казаков на Дону.

В XVI веке казачесво становится особенно сильным. Постепенно расширяется его деятельность. В «казаки» шло население не столько по зову правительства, сколько по собственному желанию. В одних местах казаками называли воинов, в других - просто свободных, гулящих людей. Так, в малорусской Украине казаками были люди исключительно военного сословия, освобожденные от всех повинностей, за исключением военной. Также воинами-казаками именовали в Литовском княжестве, но эти воины, кроме несения своих военных обязанностей, занимались промыслами и торговлей. На дальнем севере Московского государства были известны «волостные» и «деревенские» казаки, имевшие своё хозяйство, но не платившие тягло по особым княжеским единицам – «обжам», как остальные земские люди.

Они несли военную службу на особом исключительном праве, занимаясь перевозом соли. На нижней Волге различали казаков военных, вольных, бродячих, известных в истории под именем «бурлаки».

В черноземной полосе России (Воронежская, Курская, Орловская и других губерниях) казаками именовались служилые военные люди.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что казачество имеет свою долгую и интересную историю.

Историография Кубанского казачества зарождается в начале XIX века. Она многообразна и формирует определенные представления о казаках. Обратимся к некоторым источникам.

В 1858 году в Петербурге вышла книга первого историка и этнографа Кубани Ивана Диомидовича Попки «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Очерки края, общества, вооруженной силы и службы».

Она появилась в печати в то время, когда Черноморский край был почти не исследован. По полноте и верности сообщаемой информации и ясности изложения книга была одним из первых обобщающих трудов по истории черноморских казаков.

Описывая их быт, автор рисует «портрет» казака прошлого и казака современника, отмечая, что еще в недавние времена казак вне военной послуги был табунщиком, охотником, рыболовом. Эти промыслы, воспитывая и снаряжая воинственного сына степей, вместе с тем служили ему приуготовительными упражнениями для его казацкого военного призвания. Около табунов, незнакомых со стойлом, он сделался наездником, около стад, угрожаемых зверем, - стрелком, бойцом. Он свыкался с невзгодами пастушеского и охотнического кочевания для перенесения трудностей и лишений бивака… Таков был, таков и теперь домашний быт казака… Но это быт устарелый, опадающий лист с дерева, - его вытесняет новый, земледельческий быт… Нынешний казак сдружился с плугом и в нем ищет твердой опоры своему существованию.

Итак, в начале - казак – вольный сын степей, лихой наездник и независимый от правителя человек. «Новый» казак привязан к земле, военную свою силу направляет на служение отечеству и государю. И Попка восхищается «простодушием мужества», которое свойственно казаку, и отмечает, что казаки любят военную службу и молодое казацкое поколение не имеет никакой охоты к изучению ремесел.

В 60-е годы XIX века войсковая администрация поручает П. Короленко (1834-1913) «извлекать» и изучать материалы из архива для написания истории Кубанского казачьего войска. Так был создан очерк «200-летие Кубанского казачьего войска. 1696-1896». В книге собран большой фактический материал, причем, многие сведения опубликованы впервые.

Описывая внешность черноморского казака, П. Короленко писал, что на вид он был суровый, но под суровым взглядом скрывалось доброе сердце. Особенная веселость у него проявлялась в приятельской беседе. Торговлей черноморцы сами не занимались, считая это не соответствующим казачьему званию… Основное их занятие было скотоводство и рыбные ловли. Но главным для казака оставалась служба.

Другая работа П. Короленко «Записка по истории Кубанского казачьего войска» опубликована в «Кубанском сборнике» за 1915 год.

По мнению автора, предками Кубанских казаков были украинцы, корни которых уходили вглубь скифской истории. Известно, что Украина - страна на юго-западных границах Киевского княжества, где когда-то жили «скифы» и «сарматы», описанные Геродотом. В этой стране по рассказам Геродота и других древних историков были народы разного происхождения, они имели разные обычаи и разную физиономию, но по стране назывались все скифами…После скифов и сарматов, в этих краях появляются анты, а затем русы. Позже здесь образуется «демократическая община, не имеющая у себя ни царя, ни князя, и только во главе народа стояли выборные старшины, называвшиеся отаманами… Этот народ любил свободу и вольности, любил свою родину и не терпел чужеземных насилий. Отличаясь этнографически во всем, даже в физиономии от киевских руссов, Черноморские руссы удерживали свою независимость во все времена».

Украинцы всю свою жизнь провели в борьбе со своими врагами за свободу. Они выработали свой тип воина, входившего в особое привилегированное сословие, называвшееся казачество, в руках его сосредоточивалась вся власть над своей землей и жизненным строем своей общины.

Эти военные общины еще с древних веков известны были на Черноморском побережье, в Подольской Руси и назывались Низом. Поэтому и защитники Понизья именовались низовцами. В дальнейшем низовцы стали называться низовыми казаками, то есть людьми военного сословия.

Расширяя рамки описания происхождения казаков, П. Короленко предлагает перечень племен, проживавших на территории, которую позже заселили казаки. Тип вольного воина вырабатывается временем. Таким образом, казаки у П. Короленко – украинцы, живущие по особенным военным законам, охраняющие границы.

Самым крупным и авторитетным историком Кубанского казачества был Ф. Щербина (1849-1936). Он пишет «Историю Кубанского казачьего войска», которая до сих пор является основой для научных изысканий по истории казачества.

О происхождении слова «казак» он пишет так: «Оно тюркского корня и взято из киргизского языка. У киргизов слово «казак» до сих пор употребляется для обозначения народности. Киргизы также называют сами себя «казак», как называют себя русские русскими, французы французами, немцы немцами и пр. Казаками называют киргизов и др. тюркские народы – турки, татары и пр.… По преданиям киргизов общим их родоначальником был казак, а не киргиз, считающийся прародителем только одного из многочисленных родов, на которые делятся киргизы. Название киргизов киргизами, поэтому, неправильно. Сами себя они никогда так не называют, а говорят о себе просто «казак» или по-нашему казаки, в отличие от русских казаков, которых они называют «казак урус».

Само слово «казак», в переводе на русский язык, означает молодец, удалец и равносильно черкесскому «джигит», т.е. и здесь несомненны следы заимствования. Щербина находит схожие черты в укладе жизни киргизов и казаков и приходит к выводу, что у них много общего. Вместе с тем, он считает, что внутреннее содержание казачьих форм, так называемая идейная подкладка, было чисто русским. Казачьи порядки были продолжением вечевых порядков, сохранявшихся долгое время на Руси.

Согласно Ф. Щербине, казачество возникло в тяжелое время, когда русский народ находился под гнетом монголо-татарского ига. И вот основными защитниками были именно казаки, воплотившие не только необходимые для борьбы черты военного сословия, но и вечевые порядки: равноправие, выборное начало, самоуправление.

Как и профессор Д. Эварницкий, Ф. Щербина предполагал, что слово «казак» могло быть заимствовано у татар, так как они называли казаками легкие передовые отряды, состоящие, скорее всего, из киргизов и составлявшие низшую и самую многочисленную часть народа. Разведчики-казаки были и у других народностей.

Были известны и казаки-оргузии, представшие собой стражу из вооруженных всадников и отличающиеся ловкостью и надежностью. Каждый из них имел свое оружие, снаряжение и лошадь.

Однозначно, что казаки в начале своей истории были не только храбрыми воинами, но и самоотверженными поборниками свободы и народоправства.

В период существования Запорожской Сечи казаки становятся известными на огромной территории Руси.

По словам Щербины: «…если рассматривать Запорожскую Сечь с той излюбленной точки зрения, как сборище отчаянных до самозабвения головорезов, любивших кровь и битвы, как родную стихию неугомонных наездников, которые не только нападали на врага, но и жгли его жилища и обирали до ниточки; то несомненно, что запорожцы были истыми разбойниками по профессии…». Сами запорожцы и люди, видевшие в них идеал человека и воина, считали, что казаки – это «лыцари», своего рода общественные деятели, призванные кого-то или что-то защищать.

Итак, Запорожская Сечь была не только выразительницей казачьих идеалов, она стала основой для образования кубанского казачества, которое формировалось по законам равенства, свободы, самоуправления. Запорожцы называли себя «товарищами», а Запорожье - «товариством». Стать казаком мог каждый при условии соблюдения определенных условий: исповедовать православие, подчиняться сичевым порядкам и быть годным к строевой службе. В казаки шли люди, закаленные жизнью, испытавшие многое. Молодые люди, желающие вступить в ряды «товариства», проходили своеобразную «школу» при опытных казаках. Национальность вступающего в ряды казаков была не важна. Каждый казак был представителем «народной вольницы» и пользовался большой личной свободой. Щербина называл казаков вольными воинами.

Позицию Ф. Щербины поддерживал А. Певнев. Рассматривая понятие «казак», он также считал, что это слово взято из киргизского языка, так как киргизы с древнейших времен называют себя казаками. Однако это слово могло перейти и от татар, у которых казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В мирное время казаки, живя на границе татарских владений, занимались скотоводством и разбоями, часто нападали на русские поселения, грабили их, угоняли скот и уводили людей в плен.

Казаками А. Певнев считал русских людей, которые охраняли территорию, граничащую с татарами. Это были добровольцы, собиравшиеся в небольшие отряды, избиравшие себе начальника – атамана и освобожденные государем от разных повинностей.

Рассмотрим, как представлен образ казака в дневнике Тимофея Ящика, уроженца станицы Новоминской, подхорунжего, камер-казака Ее Императорского Величества Марии Федоровны Романовой. Казак очень любил царя, считал гордостью то, что император носил казацкий мундир. Гордостью и реликвией у казака были сабля и его конь, по которому в большинстве случаев судили о хозяине. И хотя часть службы проходила «на ногах», казаки никогда не забывали, что, в первую очередь, они всадники, объезжавшие лошадей, устраивавшие гонки и состязания. Можно себе представить, кем являлся казак, если, по словам Ящика, казака принимали как князя, который приезжает осмотреть свое поместье. Конечно же, казак был очень религиозен. Самым большим праздником была Пасха, но для него, лейб-гвардейца, праздником, которого они дожидались с особым нетерпением, было Рождество. В первый день Рождества проводился большой парад. По этому случаю, царь проходил перед строем и вручал рождественские подарки каждому солдату…Таким образом, служение государю и вера в Бога были одним из главных характеристик казака.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь