Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 3. Структурообразующие ценности культуры древнекубанского региона



 

Древнекубанский регион – уникальная территория, которая занимает северо-западную часть Кавказа. Ф. Щербина по этому поводу писал, что, с одной стороны, - величественный Кавказский хребет, а, с другой, - морские берега резко ограничивают регион от соседних мест с двух сторон. Сливаясь затем в остальных своих частях с той обширной равниной, которая тянется с севера на юг к Азовскому и Каспийскому морям и вклинивается между ними вплотную до горных кряжей, эта территория охватывает самые разнообразные местности. В него входят широкие степи, воспетые поэтами, приморские низменности, издавна служившие притонами для казачьей вольницы, обширная речная долина, обременённая дарами гор и вод – тучными почвами, красивые предгорья, приковывающие глаза причудливыми очертаниями и обилием древесной растительности, роскошные плато с видами беспредельных горных перспектив с них, грандиозные, белеющие снегами вершины Кавказского хребта с великаном Эльбрусом во главе. Здесь начинается таинственный, грозный и поэтический Кавказ. Здесь, по сказаниям греков, был прикован богами к скале Эльбрус Прометей, похитивший огонь с неба и тем нарушивший права богов, но сделавший добро людям. Здесь, по другим сказаниям, была колыбель Кавказской расы, господствующей ныне над всем земным шаром. Здесь же прошёл в длинной смене целый ряд народностей, оставивших следы своего пребывания в многочисленных исторических памятниках.

Древнекубанский регион можно было наблюдать и из Передней Азии, и из Закавказья, и с берегов Чёрного моря. Разнообразие природного ландшафта повлияло на формирование культуры региона. Такой вывод основывается на теории географической среды (Боден, Монтескье, Хантингтон и др.), согласно которой границы культурных полей на исследуемом культурном пространстве весьма подвижны, что естественно расширяет рамки локальной ограниченности воздействия географической среды на развитие культуры.

Тесное взаимодействие культур и народов, в разное время побывавших на этих землях, отмечают многие исследователи, что позволяет говорить, что практически все они вступали друг с другом во взаимодействие.

Рассматривая этнокультурную ситуацию в регионе, особенности её формирования в длительных временных рамках, сложные процессы межэтнических и межнациональных отношений на современном этапе, можно утверждать, что этнический контингент населения региона формировался не однотипно, не по единому стандарту и общим правилам, а, оставив место своеобразию «способов» появления и закрепления здесь конкретных этносов, этнических групп, общин. Среди них есть такие, которые уже своим возникновением и многовековой эволюцией неразрывно и прочно связаны с регионом или с его исторически обусловленными локальными территориями (адыгейцы, карачаевцы, черкесы). Их этногенез и этническая история непросты, не одномерны, порой загадочны. Кроме того, неотъемлемой частью этнообразующего и этнопреобразующего населения региона стали группы и переселенцы из среды других народов, в т. ч. европейских (немцы, поляки, татары, евреи, болгары, чехи, словаки) и азиатских (ассирийцы – айсоры, армяне, грузины, горские евреи и др.).

Первые описания культуры первобытного общества появились ещё в античности. Для нашего исследования важно определиться с первобытным типом культуры, так как именно она сформировала базис культурогенеза древнекубанского региона.

Первобытная культура исследуемого региона - тип организованного общества, для которого характерны подражательный язык, анимизм, экзогамия, мифологемность, а также изобразительное искусство. Основываясь на выводах английского учёного Эд. Тайлора о прогрессивном развитии культуры от эпохи дикости до современной цивилизации, можно утверждать, что культура древнекубанского региона формировалась постепенно, от низших форм к высшим, подобно тому, как развивался весь органический мир, о чем свидетельствует богатые археологические и этнографические источники.

Этот тип культуры ученые называют дописьменным типом, в котором учёные выделяют каменный, бронзовый и железный века. Качественное своеобразие отдельных периодов обусловило более детальную археологическую периодизацию первобытного общества на основе развития материальной культуры эпохи палеолита, мезолита, неолита, энеолита, бронзового века и века железа.

Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период и имеет свои коды. Каждый из них наполняется определенным содержанием и между ними устанавливаются связи, способствующие самоорганизации культуры. На основе археологических находок ученые фиксируют усложнение предметного мира первобытного человека: от примитивных каменных орудий палеолита к гончарному кругу, ножу, топору, луку, стрелам и т.д.

Происхождение человека – достаточно проблемная тема. С нашей точки зрения, достаточно полное суждение по этому вопросу высказал К. Ясперс, который считал, что первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор совершенно нам недоступная, непонятная. Такие обороты речи, как «постепенно», «переход», лишь маскируют ее. Можно, конечно, фантазировать по поводу возникновения человека. Однако эти фантазии очень быстро оказываются несостоятельными: представление о человеке всегда уже есть момент, к которому относят его становление. К тому же нам не известен даже окончательный, удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?

Ещё до окончательного формирования человека существовали зачатки культуры: погребения – первые памятники материальной и духовной культуры. В этот же период формируется синкретическое искусство, органично включающее изобразительные, музыкальные, танцевальные и другие элементы художественной культуры. Тогда же начало складываться устное народное творчество. История свидетельствует о том, что даже самые отсталые народы имеют свои предания о далёком прошлом, о деяниях и подвигах предков.

Дискуссии по поводу появления человека в древнекубанском регионе продолжаются до сих пор. По этому поводу существует несколько точек зрения: первая – предполагает, что человек появился здесь в дошелльскую (олдувайскую) эпоху, т. е. около миллиона лет назад; вторая – связывает появление человека с древнеашельской эпохой, т. е. около 500 тысяч лет назад; – третья – с эпохой среднеашельской – 350-200 тысяч лет назад. Археологические находки позволяют говорить о типах орудия, способах их изготовления (отщепы, ядра, скребки, рубило) и обозначить семь территориальных групп памятников раннего палеолита: сочинская, кубанская, лабинская, белореченская (майкопская), псекупская, пшехско-пшишская, ильско-абинская.

Из памятников древнекубанского региона эпохи мустье, выделяют пещеры, гроты, навесы и стоянки открытого типа. Большое количество орудий (скребла, кремневидные изделия, наконечники копий), обнаруженных во время археологических раскопок, относящихся к этому периоду, имеет двустороннюю обработку, что говорит о зарождении элементов ремесла и умении обрабатывать камень.

Археологи предполагают о возможных контактах Причерноморских мусьерцев с Закавказьем и Передней Азией, а прикубанских – с Крымом и Русской равниной, о чем свидетельствуют микролиты (каменные орудия), найденные в указанных районах.

Главными средствами добывания пищи у обитавшего здесь человека, были охота на крупного зверя и собирательство. Охота была коллективной и требовала наличие орудий. Превращение охоты и собирательства в системообразующие силы историко-культурного процесса стало возможным потому, что изготовление и совершенствование орудий труда – особенно в результате овладения металлами, заменявшими камень, дерево и кость, - позволило радикально преобразовать способы добывания пищи. Из первобытного бытия, по мысли Л. Кагана выросло три параллельно развивавшиеся, независимо от хронологических рамок начала и конца этого процесса, типа хозяйства и соответственно три типа культуры:

- культура скотоводческих племен, обреченных на кочевой образ жизни в поисках необходимыхпастбищ, которые двигались из Азии на Запад, вступая в неизбежные при этом военные столкновения с другими кочевыми племенами и с народами, ведшими земледельческий образ жизни, а затем и с занимавшимися ремеслом и торговлей горожанами, или оставались в границах освоенных ими территорий;

- культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных землях и консолидировавшихся в мощные государственные образования, поскольку это оказывалось необходимым для обеспечения крупномасштабных оросительных работ, как условия продуктивного земледельческого хозяйства;

- культура древних греков и римлян, опиравшаяся на ремесленное производство и международную торговлю; в нашем регионе она развивалась в греческих «городах-государствах», создавая условия для продуктивной ремесленной деятельности и порождавшихся потребностями духовной и художественной жизни.

Все это заложило основы интенсивного развития хозяйства в следующие эпохи, подготовило к восприятию достижений восточных цивилизаций и формированию культуры народов, населяющих древнекубанский регион.

Итак, каменный век – самый длительный этап культурогенеза, время становления физического типа человека и начало его выделение из животного мира. Это – период становления человеческого общества от первобытной стадии через материнский и отцовский родовой строй к первым цивилизациям и государствам. Именно тогда начинает формироваться материальная и духовная культура, основные виды искусства, многие элементы будущих мировых религий.

Каменный век на древнекубанской земле, и особенно верхний палеолит, характеризуется появлением человека современного вида и соответственно изменением техники обработки камня и совершенствованием орудия производства. Каменные орудия теперь не только отбивали, но и шлифовали, сверлили, полировали, широко использовались вкладышевые орудия. Тогда же начинают изготавливать предметы искусства.

К наиболее древним следам проживания первобытных людей на Кубани относятся находки в карьере Цимбал, в речных отложениях которого обнаружены два каменных предмета: отщип и дисковидное изделие. Причем, это местонахождение – одно из древнейших не только на Кавказе, но и в целом на территории страны.

Стоянки древнекаменного века (палеолита) обнаружены археологами по Черноморскому побережью и северному склону Кавказского хребта. Следы самого древнего жилища на Кубани были найдены на реке Уруп.

На горных склонах и равнинах древнекубанского региона разбросаны сотни могильников, курганов, дольменов. Ученые предполагают, что строители мегалитов жили в скотоводческих и земледельческих сообществах и целиком зависели от сил природы. Ритм их жизни определялся сменой времен года, солнечной или дождливой погодой. Судя по всему, эти проекты человеческого воображения сооружались усилиями сообществ эпохи меди и бронзы.

Какие познания, верования или страхи повергли этих доисторических людей на строительство подобных сооружений?

Археологические раскопки дают возможность предположить, что в VII – V тысячелетии на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь и бронзу. Племена майкопской культуры принесли с собой из Месопотамии достижения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо.

Важная часть культуры древнекубанского региона – курганы, которые возвышались вдоль Черноморского побережья среди обширных степей, одиноко, группами или цепью, низкие или высокие. Это - свидетельство прошлой жизни. По выражению исследователя и писателя И. Попки, - курганы – это «и места вечного покоя умерших, и первобытные убежища, и земляные шатры и вместе с тем, крепкие замки людей».

Курганные захоронения свидетельствуют о том, что уже выделялась родовая знать и были тысячи могильных курганов, где хоронили простых соплеменников.

Благодаря курганным захоронениям, ученые определяют местонахождение городов-колоний, которые, как свидетельствуют источники, были обычно окружены поясом курганов. Так, за оборонительными стенами и башнями столицы Боспорского царства города Пантикапей развёртывалась удивительная картина: по хребту горы шли бесчисленные курганы, скрывавшие в себе монументальные каменные склепы. Они представляли собой искусственные земляные холмы, которые насыпались над древними могилами и достигали высоты до двадцати и более метров. Возможно, сооружались курганы для того, чтобы увековечить память погребённых под ними вождей, героев или просто жителей города. А рядом, в городе, кипела жизнь, строились богатые дворцы и храмы, украшенные колоннадой, площади со стоящими на них жертвенниками и статуями.

В мировую сокровищницу культуры вошли Келермесские, Костромской и Ульские курганы, которые расположены в Закубанье.

Во многих изданиях встречается понятие «археологическая культура». Древнекубанский регион представлен набором археологических культур: бабинская, катакомбная, кобанская, кобяковская, майкопско-новосвободненская, новотитаровская, прикубанская, северокавказская, срубная, дольменная и другие. Все вместе они характеризуют культуру исследуемого региона. Пока ещё не определены их точные характеристики, хотя каждая из них специфична.

Известный кубанский историк и общественный деятель Е. Фелицын – автор первой археологической карты Кубани, отметил местонахождение более шести тысяч этих сооружений на территории региона. Многочисленные предметы, найденные в курганах, стали украшением музеев. К примеру, предметы, найденные в пятнадцатиметровом Майкопском кургане, составили уникальную коллекцию, основная часть которой хранится в Эрмитаже. Установлено, что погребение Майкопского кургана было сделано около 5 тысяч лет назад. Здесь найдены: полые стержни из золота и серебра, на которые засажено множество золотых бляшек в виде львов и быков, золотые розетки и кольца, головные повязки, серьги и ожерелья из массы бус, сделанных из золота и серебра, которые чередовались с бирюзой. Кроме того, в этом могильнике обнаружены орудия из меди и бронзы, наконечники копий, бронзовая и глиняная утварь. Особое внимание археологов привлекла небольшая серебряная ваза, покрытая гравированными изображениями. На венце сосуда несколько схематично нарисованы лес и горный ландшафт, вероятно, Кавказский хребет. Стекающие с гор реки в виде двух волнистых полос пересекают шаровидное тулово вазы и «впадают» в море, показанное маленьким неправильным кружком на дне сосуда. Остальная поверхность вазы занята двумя поясами животных, идущих одно за другим. Размеры рек непомерно малы, по сравнению с величиной животных. Видимо, на этой вазе схематически представлена страна, находившаяся во владении погребённого в кургане владыки. Сходные сюжеты изображения земли, воды, неба, животных известны в искусстве Древнего Востока, что позволяет предположить, что носителям Майкопской культуры не были чужды, хотя бы отчасти, космические представления, созданные великими цивилизациями Двуречья (Месопотамии).

Подчеркивая значимость этого открытия, Н. Веселовский писал, что ему посчастливилось открыть огромное курганное кладбище, тянущееся почти сплошной, но довольно узкой полосой по правому берегу реки Кубань, от станицы Казанской, далее на запад, за станицу Усть-Лабинскую и Воронежскую. На этом более 70-ти вёрстном пространстве высились сотни не особенно крупных курганов, большей частью группами, не удаляясь внутрь степи. Все они относились к I-II векам новой эры, но среди них попадались и более древние. Ученый предполагал, что на территории древнекубанского региона была разнообразная, могучая и блестящая культура. Само кладбище курганов он назвал «золотым», а большинство предметов, найденных там, относил к периоду римского владычества на Северном Кавказе и считал, что они, по-видимому, были изготовлены в Пантикапее.

Изучением Майкопской культуры занимались Н. Анфимов, А. Нечитайло, Т. Попова, Н. Ловпаче, Е. Крупнов, А. Формозов, Р. Мунчаев и др. Так, Р. Мунчаев называл эту культуру весьма оригинальной, а «вещевой комплекс» её настолько богатым, что только недостаток темпов социально-экономического развития не привёл здесь к ранним формам государственности, как в Египте и Месопотамии. В список народов, создавших эту культуру, включались тюрки, семиты, доевропейцы, абхазо-адыгские древние племена и др.

В результате исследований Большого Майкопского кургана и гробниц у станицы Новосвободной была обнаружена археологическая общность раннего бронзового века, названная майкопско-новосвободненской культурой. Исследование этой культуры начал Н. Веселовский, затем его продолжили археологи В. Трифонов, А. Резепкин, А. Нехаев и др. Интересно, что захоронения здесь осуществлялись в каменных дольменообразных гробницах. Одна из них представляла собой дольмен из массивных каменных плит с двускатной крышей. Она разделялась поперечной плитой на два отделения. В первом были предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней, во втором – предметы домашнего обихода, в том числе точильные бруски, глиняные ангобированные и лощёные сосуды, костяные бусы и подвески.

Все, что сохранилось от этой археологической общности, свидетельствуют о высоком уровне «производства». Уникальными находками стали: шаровидные или яйцевидные сосуды с отогнутым венчиком и лощёной поверхностью, изготовленные на гончарном круге и обожжённые докрасна; глубокие чаши, склепанные из тонкой листовой бронзы; плоскодонные сосуды, часто с высоким горлышком и двумя небольшими ручками. Здесь был найден и один из древнейших мечей. В захоронениях майкопско-новосвободненской культуры обнаружены изделия из золота, бронзы, металла, отличающиеся высоким мастерством, а также предметы из камня (скребки, микролиты, наконечники, топоры). Происхождение этой культуры является пока дискуссионным, параллели ей находят в других регионах России.

Ясно то, что своё развитие майкопско-новосвободненская культура получила в местных кавказских культурах эпохи бронзы, раннего железа, средневековья. К ней принадлежат исторические корни ряда других культур кавказских народов, в. т. ч. и адыгов.

К настоящему времени обнаружено около 200 памятников майкопской культуры, которые представлены погребениями, как с небольшим количеством вещей, так и богатыми кладами. Так, в обнаруженном серебряном сосуде было 2500 золотых и серебряных бусин, 400 бусин из сердолика и лазурита.

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Среди них – поселения и пещерные стоянки. Содержание археологических раскопок позволило предположить, что жившие здесь люди занимались животноводством и земледелием. Причём, развитие земледелия давало значительно больше прибавочного продукта, что привело к возникновению имущественной дифференциации и нашло отражение в погребальных памятниках.

Важная роль в процессе формирования культуры исследуемого региона принадлежит дольменам. Они появились в раннебронзовое время, а их расцвет приходится на первую половину II тыс. до н.э. По поводу их появления на территории древнекубанского региона существует несколько версий. По одной из них, именно к каменному веку восходит представление о Боге Камня – Гермесе. От тех времен и по сей день жив ритуал – зарывать в основание возводимого дома «закладной камень» - отголосок былого почитания Камня как Божества-Охранителя.

Некоторые ученые считают, что киммерийцы вошли в историю культуры исследуемого региона как строители дольменов, погребальных сооружений, сложенных из огромных каменных плит и глыб и представляющих собой первые архитектурные сооружения, созданные по законам архитектоники различного типа: плиточные - четырёхугольные, портальные, трапециевидные, двускатные, составные, корытообразные, дольмены-монолиты и другие. Наиболее интересными можно назвать дольмены, которые сочетаются с курганом (станица Новосвободная), а также комплексы, в состав которых входят несколько взаимосвязанных сооружений более сложных форм, к примеру, концентрических, радикально-кольцевых (с. Анастасиевка Туапсинского района): сочетание дольмена с дромосом, покрытых глиняным куполом и каменным панцирем и окружённых радикально-лучевыми каменными гребнями, ограниченными крепидой. Учёные предполагают, что дольменный комплекс у станицы Анастасиевка, вероятно, - культово-погребальное сооружение, где был похоронен обожествляемый соплеменниками человек. Автор раскопок М. Тешев предполагает, что этот комплекс был древней обсерваторией племён дольменной культуры. Но для доказательства данной гипотезы пока ещё недостаточно аргументов.

Продолжая разрабатывать эту гипотезу, другой исследователь В. Марковин пришёл к выводу, что все дольмены обращены своим порталом к солнцу, что свидетельствует о поклонении их строителей этому светилу. Кроме того, на плитах дольменов и скалах рядом с ними выбиты рисунки, представляющие собой солнечные (солярные) знаки, змеи и др. Значит, в дольменах хоронили людей, оказывающих магическое влияние на будущий достаток и плодородие. По мнению В. Марковина, о дольменах и их происхождении сложились весьма противоречивые мнения. Достаточно сказать, что некоторые авторы склонны считать их «древнейшими календарями человечества», другие - хитроумными приспособлениями для охоты на крупных животных и даже – обсерваториями, их сравнивают с египетскими пирамидами.

Среди учёных, занимающихся исследованием дольменов, - Е. Фелицын, Л. Лавров, В. Марковин, Н. Анфимов, М. Тешев, А. Нехаев, И. Каминская, А. Киселев, И. Чеченов, Ю. Воронов, Н. Ловпаче, Е. Берлизов и другие. Так, Л. Лавров создал их своеобразный каталог, содержащий 1139 названий. Каждый учтённый им дольмен представляет собой уникальный памятник «архитектуры» своего времени.

Существует несколько версий использования этих сооружений. Одни учёные утверждают, что дольмены служили родовыми святилищами и лишь позднее стали местом погребения; другие предполагают, что там хоронили только рядовых старейшин; есть версия, что дольмены использовались для погребения в течение нескольких десятков и даже сотен лет.

Достаточно подробно описаны дольмены или, как их называют, - богатырские хаты, которые по преданиям строились богатырями, жившими в горах Кавказа, известным кубанским исследователем Ф. Щербиной в двухтомном издании «История кубанского казачьего войска».

Предполагают, что захороненные в пирамидах Египта фараоны и замурованные в дольменах вожди племён некогда существовавшей цивилизации могли контактировать с Богом. В дольмены уходили умирать живые и достойные вожди племён и мыслители, обладающие знаниями и способностью передавать информацию о жизни вселенной даже через тысячу лет. Их плотно закрывали каменной крышкой и пробкой. Уходя в небытие, древние люди оставляли в дольменах мудрость Вселенной и невидимую связь с ней. Существует поверье, что даже спустя тысячи лет люди смогут подойти к сохранившимся дольменам и получить ответ на любой интересующий их вопрос, и что через дольмены проходят невидимые энергетические и информационные линии связи с Космосом.

О значимости этих сооружений для изучения генезиса культуры региона говорит высказывание известного искусствоведа М. Алпатова: «Можно себе представить, с каким чувством собственного достоинства и творческого удовлетворения взирали на эти памятники люди, которые своими усилиями побеждали физическое сопротивление камня». Человек строил дольмен путём нагромождения материала, ограничивая, тем самым, пространство. Кроме того, в этом сооружении уже были несущие и покоящиеся части, а, как известно, их противопоставление - основа архитектуры. Внутреннее пространство дольмена представляет собой архитектурный интерьер, о чём свидетельствуют пропорциональность, масштабность, прочность, грандиозность. Таким образом, можно уже вести речь о рождающемся языке архитектуры.

На территории исследуемого региона дольмены изучал известный исследователь края Е. Фелицын, который первый решил свести все эти древние постройки к определённым типам и разновидностям. Учёные сейчас не пользуются его классификацией, так как есть более совершенные. Но факт наличия таковой говорит о подтверждении зарождения и развития культуры в нашем регионе.

В настоящее время на территории исследуемого региона зарегистрировано более двух тысяч дольменов. Конечно, многие дольмены ограблены, но даже то, что осталось, свидетельствует о яркой и самобытной культуре наших предков.

Продолжая анализ формирования культурогенеза древнекубанского региона, мы учитывали находки ученых при раскопках курганов у станицы Новотитаровской, где был обнаружен целый комплекс, признаки которого свидетельствовали о культуре раннего бронзового века, названной Новотитаровской. Характерной особенностью её стали подкурганные погребения, где наряду с традиционными вещами, которые обычно клали в могилу, были найдены остатки деревянных повозок, а также покрывающие пол циновки, посыпанные красной охрой. Из других предметов были обнаружены украшения и посуда, отличающаяся лощёной поверхностью, прочерченной зигзагами или треугольниками, и шаровидной формой с элементами миниатюрных украшений. Изучение этой культуры ещё продолжается. Археологи А. Гей и В. Трифонов считают, что её истоки уходят в индоевропейскую народность.

Среди других культур, открытых в ходе раскопок, - кобанская археологическая культура. Степень её изученности позволяет определить некоторые черты, сформированные на основе сращивания элементов различных северокавказских и закавказских культур и выработке качественно новых синкретических форм материальной культуры. Она была распространена в конце бронзового - начале железного веков.

Как показали раскопки, «металлурги» этого периода достигли мастерства в украшении отлитых изделий с изящной гравировкой (топоры, пояса, браслеты, булавки, фибулы, детали конской упряжи). Из тонкой листовой бронзы они изготавливали кувшины, чаши и другие предметы быта, которые приобретали соседние кочевые племена и, в частности, киммерийцы. Кобанские мастера делали замечательную посуду: миски, кружки, кубки, глиняные коробочки-пиксиды. Им ещё не был известен гончарный круг, поэтому сосуды формировались на медленно вращающемся столике. Жили эти племена в домах с каменными и турлучными стенами, двускатными бревенчатыми крышами и полами, выложенные плитами или помазанные глиной. В их погребальном обряде уже использовалась кремация. Факты говорят о том, что потомки кобанской культуры оказали влияние на формирование этногенеза ранних алан, а также адыгских и вайнахских племён Кавказа. Об этом свидетельствует исследование могильников у станицы Удобной, селений «Заслонка» и «Каменные Столбы». Предполагают, что субстрат, который послужил основой для формирования племен - носителей кобанской культуры, образовался в результате перемещений больших групп населения в горные районы Кавказа.

К эпохе позднего бронзового века относят прикубанскую культуру, выделенную в 1951 году А. Иессеном, А. Нечитайло, В. Марковиным, Е. Алексеевым и др. по результатам раскопок в районах рек Лабы, Белой, Фарс. Мнения учёных по поводу классификации этой культуры разделились. Некоторые из них склонны считать ранние этапы развития этой культуры явлением западного варианта кобанской культуры, а поздние - выделяют в особую протомеотскую культуру.

На основе местных культур среднего бронзового века на культурном пространстве региона сформировалась кобяковская культура. В результате исследования остатков поселений этой культуры в с. Красногвардейском были найдены фрагменты сосудов, кубков, черпаков, мисок, чаш, кувшинов, каменные и костяные орудия труда, глиняные поделки. Эту культуру изучали Н. Анфимов и Э. Шарафундинова, которые считали, что именно на ее основе возникла в дальнейшем Протомеотская культура начала раннего железа.

Протомеотская культура, как археологическая культура периода переходного от бронзового века к железному, впервые была выделена Н. Анфимовым в результате раскопок в Закубанье, а затем - И. Каменецким, В. Эрлих, П. Дитлером, Н Ловпаче и др. У неё много сходных признаков с культурой кобанской и культурой киммерийцев: мечи, кинжалы с железными клинками и бронзовыми рукоятками, бронзовые наконечники копий, чарки с высокими петлевидными ручками, некоторые виды бляшек от конской упряжи и другие.

Нужно отметить, что в этот период складывается оригинальный и многообразный набор местной керамики, появляются детали погребального обряда, долго бытовавшие затем у населения Закубанья, протоадыгских племен и у меотов Прикубанья. На формирование особенностей этой культуры оказали влияние местные племена эпохи бронзы.

Собирательный образ культурогенеза древнекубанского региона помогли составить многочисленные исследования сарматских древностей, выполненные, в частности, Н. Берлизовым, И. Каминской, В. Каминским, Н. Анфимовым, П. Дитлером, Т. Мсинаевой, А. Лопатиным и др. Они изучили информацию более чем о 336 захоронениях в курганах у станиц Отрадная, Гейтмановская, Михайловская, Мостовская, Владимирская, Спокойная, городов Курганинска, Новокубанска и др., а также захоронений в бескурганных катакомбах у станиц Ладожская, Тбилисская, Казанская, Прочноокопская и других, относящихся к начальному периоду этногенеза аланов, и сделали вывод, что в области сарматологии можно вернуться к рассмотрению истории кочевников Закубанья эпохи эллинизма и римского времени.

Ученые делят ее на несколько этапов. К памятникам первого этапа они относят захоронения, оставленные, видимо, сарматами-язаматами, часть которых участвовала в боевых действиях в Персии в период нашествия Александра Македонского. Второй этап связывают с освоением сарматами Закубанья во время Митридатовых войн, в результате которых наблюдался новый прилив кочевников из Зауралья. Третий этап отождествляют с последствиями войны 49 г., когда сираки царя Зорсина потерпели поражение от союзной армии Юлия Аквилы и испортили отношения с Боспором. Исчезновение закубанской группы сарматов они объясняли последствиями поражения, нанесённого сиракам Савроматом Боспорским. Памятники культуры Закубанья они связывают с сираками Страбона, Тацита, Птолемея.

Особенности формирования культурогенеза древнекубанского региона выявляются и на материалах археологических раскопок эпохи бронзы, которые происходили в 70-е годы ХХ века в степном Правобережье Кубани. Тогда была открыта так называемая Батуринская катакомбная культура – историко-культурная общность эпохи среднего бронзового века, которая характеризовалась захоронениями в катакомбах, достигавших глубины 10 - 15 метров и представлявших собой погребальные сооружения. Они состояли из камеры, в которой помещался погребённый, и входной ямы, служившей «посредницей» между камерой и наземным миром. Эта культура представлена каменными и бронзовыми топорами, ножницами, украшениями, каменными булавами, а также керамикой в виде реповидных сосудов с налепными валиками и оттисками шнура. Исследования батуринской культуры Н. Веселовским, Н. Анфимовым, В. Каминским, Н. Шевченко и другими позволили установить сходства её некоторых предметов с культурными группами эпохи поздней бронзы и даже предскифского времени.

С нашей точки зрения, интересна характеристика этой культуры, сделанная В. Трифоновым на основе анализа более 1200 погребений. Ученый считает, что выделение в степном Прикубанье предкавказского варианта катакомбной и северокавказской культуры, погребений ямной культурно-исторической общности определили мнение об этой территории как зоне взаимных влияний и прямых контактов культур восточно-европейской степи и предгорий Северного Кавказа.

Катакомбную культуру сменила бабинская культура эпохи бронзы, которая представлена многоваликовой керамикой, в основном сосудами, украшенными налепными валиками или прочерченным орнаментом, а также костяными круглыми пряжками. В погребениях этой культуры у станиц Батуринская, Приазовская, Раздольная, Новотитаровская и других встречаются бронзовые и каменные топоры, ножи, булавы. Наиболее содержательные находки этой культуры принадлежат Э. Шарафутдиновой.

Оригинальными чертами обладала ямная (древнеямная) археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Первоначально она была выделена на Украине. Её носители пришли на древнекубанскую землю из Приднепровья. В погребениях этой культуры обнаружены сосуды, орудия труда, украшения. Керамика представлена круглодонными горшками и небольшими сосудиками, так называемыми «флягами» с налепными ушками и кружками, выполненными от руки. Изредка на них встречается орнамент, зигзаги, процарапанные треугольники. Ученые предполагают, что своих металлических изделий представители этой культуры не имели, а получали их от племен майкопско-новосвободненской культуры. Последняя представлена следующими украшениями: височными кольцами из бронзовой серой или золотой проволоки, согнутой в полтора оборота, круглыми и прямоугольными бронзовыми бляхами, костяными булавками с молоточковидной головкой, бусами и др.

О формировании истоков культуры исследуемого региона говорят находки в Николаевском, Кобанском, Ясеновополянском могильниках. Это - корчагообразные сосуды, кувшинчики, чарки или черпалки, миски с широкими ручками изящной формы. Могильники служили в своё время усыпальницами. Некоторые ученые утверждают, что они ведут свое происхождение из Малой Азии, Португалии, с острова Сардиния и даже из Центральной Европы, откуда их принесли племена под эгидой культуры «шаровидных амфор».

Во времена раннего железа основным населением Прикубанья были меоты. Их культуру стали изучать только в советское время. Известны исследования Н. Анфимова, И. Марченко, А. Аптекарева, П. Аутлева, Н. Ловпаче, М. Покровского и др. Термин «меоты» – собирательный от целого ряда родственных племен. По выражению древнегреческого географа Страбона сюда включались синды, дандарии, тореаты, агры, аррехи, тарпеты, обидиакены, ситтакены, досхи и другие племена. Меотская культура - вполне сложившаяся самобытная культура аборигенного населения. Она знаменуется целым рядом нововведений в материальную культуру племен, связанных с их собственным развитием и с влиянием на них греческих колонистов. Так, здесь осваивается гончарный круг и производят высококачественные сосуды серого цвета. При этом некоторые формы - подражание греческим. Появляется и много новых украшений, к примеру, из глины - позолоченные бусы, браслеты, бляшки. К этому времени относится строительство оборонительных сооружений, а небольшие посёлки превращаются в городища. Ученые относят язык меотов к кавказской языковой группе и считают их далекими предками адыгов. Они возделывали пшеницу, ячмень, просо, рожь, лен, разводили скот.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь