Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 5. Северное Причерноморье в эпоху античного мира
Культура всегда детерминирована историей, и ее типология выстраивается как в синхронном, так и в диахронном варианте. Известные типологии культуры сформулированы, прежде всего, философами, а именно, Гердером, Ницше, Шпенглером и др. В этом случае вполне уместно говорить об историко-философской картине мира, что дает импульс разбитию науки «культурология». Кроме того, рассматривая Северное Причерноморье в контексте античного мира, мы осуществляем некоторое «обобщение» событий, фактов, которые являются инструментарием для обозрения культурной целостности эпохи, для ее культурологического анализа. Хейзинга писал, что великие историки культуры, независимо от принятых ими установок, всегда были историческими морфологами, людьми, ведущими поиски форм жизни, мысли, обычая, значения искусства. Кроме того, культурологическое исследование предполагает наличие диалога, общения культур прошлого и той, которая находится в данном случае в поле зрения исследователя. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности определения типа культуры Северного Причерноморья рассматриваемого периода и позволяет констатировать, что это - античный тип культуры. Именно античность задала параметры обобщения материала по рассматриваемому культурному пространству. О древнекубанском регионе писали Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Пталомей. От них стало известно, что именно на Таманском полуострове и на прилегающей части черноморского побережья до Анапы и далее жили синды. В VII веке до новой эры скифы покорили киммерийцев, а в следующем, - на побережье Чёрного моря в западной части Синдики появились города - колонии древних греков, которые, по меткому выражению Цицерона, «представляли как бы кайму, подшитую к обширной ткани варварских полей». Они вели торговлю и распространяли среди населения греческую культуру, проникшую постепенно далеко вглубь страны. Греческий писатель Птолемей называет в своих трудах несколько городов, которые были расположены по реке Кубань. Теперь их нет. Но в то время они были великолепны, даже в глазах римлян, которые привыкли к невиданной роскоши. Для построек использовался мрамор, привезённый сюда издалека. Вещи, обнаруженные при раскопках гробниц того периода, поражают своей роскошью и изяществом. В VI веке до н.э. начинается древнегреческая колонизация Северного Причерноморья, являвшаяся частью той «великой колонизации», которая охватила в VIII-VI вв. до н.э. весь среднеземноморский бассейн. В первой половине I века до новой эры Боспорское царство было покорено римлянами и здесь утвердилось господство Византии. С берегов Керченского пролива с новой силой стало распространяться политическое и культурное влияние её далеко вглубь страны. Наиболее значительным оно оказалось в среде горских оседлых народов, особенно в части распространения христианства. Во время переселения народов в древнекубанском регионе постепенно исчезают прежние обитатели - скифы, сарматы и их место занимают последовательно готы, гунны, собиты, аланы, печенеги, хазары и половцы. Были разные периоды в истории этого региона, но ясно одно, что постепенно происходило накопление материальных и духовных ценностей, часть которых естественно исчезала, а та, которая сохранилась, представляла собой очередной период в формировании культурогенеза народов, населяющих этот регион. Греческие города, основанные на берегах Боспора Киммерийского, вели оживленную торговлю с окружавшими их местными племенами. Не случайно в скифских курганах находят множество ювелирных изделий и прекрасных расписных ваз, сделанных в Греции. В VI в. до н. э. среди импортных товаров преобладает продукция малоазийского побережья Эгейского моря. В большом количестве привозили амфоры и пифосы – большие глиняные сосуды – с вином и оливковым маслом с островов Лесбоса, Хиоса, Родоса и др., гончарную посуду, поверхность которой покрыта и расписана черным лаком, из Милета, с островов Родоса и Самоса. В синдских погребениях нередко находят остродонные амфоры – сосуды для вина, простую красноглиняную и парадную чернолаковую и расписную посуду, стеклянные и фаянсовые бусы, бронзовые и серебряные украшения греческой работы. Тесные контакты синдской знати с эллинским миром греческих городов Азиатского Боспора (Тамани) способствовали широкому проникновению античных элементов в культуру и быт местного населения. Так, на Семибратнем городище античная посуда, сделанная при помощи гончарного круга, численно преобладает над местной, лепной. На городище найдены обломки колонн из мрамора и известняка, что свидетельствует о наличии здесь зданий, построенных в античных архитектурных традициях. Обнаруженная на Семибратнем городище надпись начала IV в. до н. э. указывает на существование Лабрите-святилища Аполлона Феба – одного из наиболее почитаемых божеств эллинского пантеона. Возможно, что поклонялись ему не только торговавшие с синдами греческие купцы и возводившие укрепления греческие строители, но и кое-кто из местных жителей. Тесные связи Ольвии со скифскими племенами привели к проникновению скифов в состав ольвейского населения, как в сельской местности, так и в самом городе. На окраинах полисной территории жили племена, которых греческие авторы называют скифоэллинскими. Они представляли собой местное скифское население, воспринявшее греческий язык, некоторые черты греческого образа жизни и культуры. Скифский царь Скил имел в Ольвии дворец, украшенный беломраморными сфинксами. Входя в город, царь надевал греческую одежду. Однажды скифские воины, тайком пробравшиеся на крепостную башню, увидели, как их царь веселится вместе с ольвиополитами на греческом празднике. Это известие вызвало такое возмущение в скифском войске, что Скилу пришлось бежать. Таким образом, на Боспоре примерно за полстолетие до завоеваний Александра Великого возникли и существовали общественный строй и государство, близкие по типу эллинистическим, но не идентичные им. Дело в том, что местные племена, включенные в Боспорское государство, по социально-экономическому развитию стояли ниже, чем земледельческое население стран Переднего Востока, вошедшее в состав эллинистических монархий. Это время в истории Боспора можно назвать периодом протоэллинизма. В литературе не существует единой периодизации истории Боспорского государства. Так В. Гайдукевич выделяет шесть периодов, связанных с событиями политической истории Боспора: 1 – образование государства (VI в. до н. э. – 480 г. до н. э.); 2 – период Археанактидов (480 г. до н. э. – 438-437 гг. до н. э.); 3 – период Спартокидов (438-437 гг. до н. э. – 109 г. до н. э.); 4 – Боспор под властью Митридата и Рима; 5 – Боспор в первые века нашей эры; 6 – распад Боспорского государства (середина III в. – 70-е годы IV в.). В. Блаватский, основываясь на этапах экономического развития и на истории культуры Боспорского государства, предлагает иную периодизацию: 1 – Киммерийский период, в конце которого возникают эмпирии (вторая половина VII-VI вв. до н. э.); 2 – полисный период (вторая четверть VI – первая четверть IV в до н. э.); 3 – период протоэллинизма (вторая четверть IV в. до н. э. – 303 г. до н. э.); 4 – период эллинизма (323-30 гг. до н. э.); 5 – сарматский период (I в. до н. э. – последняя четверть IV в. н. э.). В предложенной периодизации В. Блаватский выделяет три основных этапа в истории взаимоотношений греков с варварами. Первый этап – это время формирования подъема и расцвета полисной системы у эллинов, т. е. примерно с IX до начала IV в. до н. э. Характерной особенностью этого времени является сравнительно слабое развитие экономических, политических и культурных связей, которое не приводит к сколько-нибудь существенным изменениям, как в варварских странах, так и в самом эллинском обществе. Второй этап, который В. Блаватский и называет протоэллиннистическим, охватывает сравнительно небольшой промежуток времени, а именно значительную часть IV в. до н. э. Он отличается установлением значительно более тесных связей между античным миром и варварским в ряде окраинных государств, в частности, на Боспоре, сопровождаемых расцветом этих стран. Наконец, третьим этапом является период эллинизма (примерно 323-30 гг. до н. э.), когда после широкого проникновения эллинов на восток произошли значительные изменения как в восточном, так и в греческом обществе, обусловившие становление новой, эллинистической культуры. Говоря о периоде протоэллинизма, необходимо выделить основные его признаки: 1. Новое, смешанное качество культуры. 2. Эллино-варварский характер государства (независимо от того, господствуют ли греки над варварами, или наоборот); разносоставная в этническом и социально-экономическом аспектах структура образующих его элементов; более тесная связь между ними. 3. Приток населения из греческой митрополии. 4. Развитие градостроительства. От эллинистических эти государства отличает то, что уровень развития варваров в них ниже, чем на Переднем Востоке или в Египте. Эллинистические монархии существовали в окружении себе подобных, а эти – нет; их размеры и историческая роль были скромнее, чем у государств диадохов. Новая форма государственности, сложившаяся на греческой периферии, не может быть полностью отождествлена с эллинистическими монархиями. В. Блаватский считал, что первоначально эллинистический мир начал складываться именно в окраинных государствах еще до завоевания Александра Македонского. Общей для протоэллинистических государств чертой является новое качество культуры. Д. Шелов-Коведяев имеет другую точку зрения на эту проблему. Он считает, что скорее надо иметь в виду общую тенденцию эволюции всего греческого (и античного) мира, которая ранее всего проявилась там, где греческий полис изначально находился в более сложных и своеобразных условиях, чем в митрополии – на окраине греческой ойкумены. Греки принесли на берега Азовского и Черного морей античную цивилизацию со всеми ее особенностями и достижениями, способствуя оживлению торговли, развитию мореплавания, ремесел – гончарного, ювелирного, оружейного, рыбного промысла, сельского хозяйства, расцвета искусства. В свою очередь, местные племена также оказывали влияние на греческую культуру. Северное Причерноморье, включавшее в себя варварские и греческие образования, представляет собой единую динамическую систему, обусловленную суммой внутренних и внешних взаимосвязей. Их изменение в одной части системы неизбежно влекло изменения во всех других частях. И главной пружиной этого была, прежде всего, ситуация (или совокупность ситуаций) в причерноморской степи. Для Северного Причерноморья были характерны как специфические локальные явления, так и общие закономерности, присущие периоду эллинизма. Итак, на Таманском полуострове были построены Фанагорея, Кепи, Гермонасса, Горгиппия, Киммерион, Ахилеум, Петреус и Корондама, всего свыше 30 поселений, которые вошли в состав Боспорского царства. Правители его именовались архонтами Боспора и Феодосии, царями синдов (индов), торетов (черкесов), дандаров, псесиев и других, большей частью скифских народностей региона. Нужно отметить, что к моменту появления греков варварский мир Северного Причерноморья жил кипучей, самобытной и незамкнутой жизнью. Он был связан с другими восточными царствами и древнейшим государством на территории нашей страны – Урарту. Через Закавказье скифы получали из Урарту железо. В их искусстве органично соединились элементы скифского искусства и древневосточного стиля. Кроме того, взаимоотношения греков и местных племен характеризовались двусторонним культурным влиянием: с одной стороны, «цивилизованных пришельцев», с другой, - «варваров». Боспорское царство постепенно расширялось. Во II-I веках до нашей эры под царствованием Митридата Великого (Евпатора) оно занимало почти всё побережье Чёрного моря с двумя столицами - Пантикапеей (Керчь) и Фанагорией (близ Тамани). Через Синдскую гавань и города Боспорского государства сюда поступали товары из Греции, островов Эгейского моря, малоазийских центров и других мест. Греки находились со скифами в таких близких отношениях, что боспорские цари заключали брачные договоры со скифинянками, а греки женились на них. В Анапе найдена мраморная доска с высеченными на ней именами победителей в «длинных бегах» и в числе этих победителей значатся как греки, так и синды (инды). Многие исследователи отмечают в художественной культуре Боспора соединение нескольких направлений развития, обусловленных влиянием Афин, которые претендовали тогда на первенство в искусстве Эллады. Именно оттуда в Пантикапей попадали скульптурные произведения и ювелирные изделия. Развивались традиции ионийской культуры, в частности, керамика архаической эпохи (гончарные изделия), появлением новой ветви эллинского искусства, связывающего его с «варварским миром». Этим подчеркивается широта взаимовлияний народов, населяющих древнекубанское культурное пространство, их интерес к культуре других стран, желание познать прекрасное искусство «соседей». Сведения о развитии культуры Северного Причерноморья добыты в результате археологических раскопок. Именно благодаря им открыты материалы по античному зодчеству, монументальной живописи, большой и малой скульптуре, различным ремеслам, в т. ч. расписной и рельефной глиняной посуды, изделий из стекла, монеты, резной кости, поделки из дерева и др., которые помогли сформировать представление об этом периоде культуры древнекубанского региона. Исследователи отмечают постепенное усиление местных элементов в развитии культуры Северного Причерноморья. И хотя государственным языком в этих городах оставался греческий, менялся облик гражданина - жителя городов, который переодевается в кочевническую одежду конного воина. Это естественно ведёт за собой и смену художественного вкуса. Падает интерес к искусству метрополии и повышается спрос на местную художественную продукцию, увеличивается число гражданских общественных построек, хозяйственных и технических сооружений. Боспорское царство существовало около тысячи лет и пало тогда, когда радикально изменились условия для культурного влияния греков на культуру народов древнекубанского региона, и под давлением кочевников Азии. Но следы греческой культуры и теперь кроются во многих памятниках культуры на Таманском полуострове. Из археологических раскопок до сих пор извлекаются чудные керамические сосуды, редкие вазы, золотые и серебряные украшения, монеты и другие предметы греко-скифской культуры. Учёные не случайно называют эту культуру греко–скифской. Именно греки сыграли важную роль в развитии культуры пришлых и автохтонных народов Северного Причерноморья. Среди множества доказательств этому можно назвать две золотые налобные пластины с рельефными украшениями, представляющими змееногую богиню, женское божество смешанной породы, возникшей в мифологии обитателей припонтийских равнин. Оно было изображено в классических формах эллинского искусства. В северо-понтийских городах было много грамотных людей. Об этом свидетельствуют надписи, высеченные на камне, выцарапанные или написанные краской на черепках. Они выполнялись костяными или бронзовыми палочками, заостренными на одном конце и затупленными или плоскими на другом - для стирания ненужных букв при исправлении текста. Сюда ввозились книги, представлявшие собой сворачивающиеся в свитки длинные и узкие полосы папируса, на которых текст писали неширокими колонками, расположенными поперек листа. Здесь были и свои ученые: херсонский историк Сирикс, поэт Исилл и писатель Стратоник из Боспора. Искусство Северного Причерноморья развивалось под влиянием эллинского мира. В Северном Причерноморье получила распространение скульптура, керамика, художественная обработка металлов. Находки из Боспора свидетельствуют о высоком качестве бытовавших там предметов художественного ремесла. Хорошо сохранились совершенно уникальные первоклассные произведения аттической работы конца V – начала IV в. до н.э. - фигурные вазы, изображающие сфинкса сирену и Афродиту, рождающуюся из морской пены. Таким образом, ещё раз подтверждается мысль о том, что греки представляли собой в древности ту народность, которая на протяжении длительного времени имела постоянные связи с исследуемым регионом и оказала влияние на его развитие. Все другие народы в прошлом лишь временно пребывали на этой территории. Исследования убеждают, что с появлением греков в древнекубанском регионе началась античная эпоха и поэтому можно сказать, что в культурном отношении Северное Причерноморье представляло собой часть античного мира. Эллинский характер причерноморских городов проявлялся, прежде всего, в их религии. Получили распространение культы греческих богов. Воздвигались храмы. Статуи богов и героев украшали площади. В честь их устраивались театрализованные зрелища и спортивные состязания, для проведения которых строились театры и стадионы. Из повествований историков известно, что жители этих городов знали наизусть поэмы Гомера. По всему миру были известны чёрно-лаковые и аттические сосуды, которые изготавливали греческие гончары. Дополняют картину формирования культуры древнекубанского региона терракотовые статуэтки (терракота - итальянское слово, terra cotta – обожженная глина, изделие из обожженной глины. Этот термин закреплен за двумя категориями: архитектурной терракотой – глиняные детали ордерных построек: карнизы, метопы, акротерии и другие фигурные украшения и скульптурные фигурки, статуэтки, маски из обожженной глины, широко распространенные в быту, в религиозной жизни, в погребальных обрядах греков и римлян), которые были обнаружены во время археологических раскопок на территории городов, основанных греками (VII-V в. до н.э.) - Фанагории, Гермонасса, Горгиппии и других. Они представляют собой скульптуру малых форм и стоят на грани изделий массового ремесленного производства и произведений подлинного искусства. Это - воспроизведение в миниатюре скульптуры, выполненной прославленными греческими мастерами, но вместе с тем имеются жанровые терракотовые статуэтки, отражающие быт обитателей греческих городов и поселений. Были найдены статуэтки, воспроизводящие популярные греческие божества. Их приносили в храмы, им поклонялись дома. Часть их отражала религиозные представления, а часть - играла роль бытовых вещей и предназначалась для украшения жилищ. Учеными выделено около 60 сюжетов горгиппийских терракот, которые помогли выделить 12 общегосударственных культов. Искусство изготовления терракот именуется коропластикой – от сочетания двух греческих слов «кора» – девушка, куколка и «плассо» - лепить и представляет собой область искусства, в котором сочетаются ремесло и искусства. Коропластика – совершенно самостоятельная область художественной деятельности древних греков, хотя она прошла тот же путь, что и искусство скульптуры крупных форм на протяжении античной эпохи. Найденные на территории древнекубанского региона терракотовые статуэтки рассказывают нам о самых разных сторонах жизни античного мира. Их изучение обогащает знания о мировоззрении наших предков, об их религиозных и мифологических представлениях, о возможности выражения этих представлений через изобразительное искусство. Этот жанр искусства предназначался для всех слоев населения, и поэтому при изготовлении учитывались вкусы и запросы предполагаемых покупателей и потребителей. В терракотовой скульптуре мы находим сюжеты и персонажи, существование которых определялось народными, фольклорными воззрениями. В полисах Северного Причерноморья эллины распространяли музыкальное искусство. Вероятно, музыка здесь занимала такое же место, как и в самой Элладе. К сожалению, свидетельств об этом сохранилось очень мало. Ученые вспоминают лишь несколько случаев упоминания о концертах на Боспоре знаменитых кифаристов IV в. до н. э. Аристоника и Стратоника, приезжавших на гастроли из Греции. Напоминают о концертах местных и приезжих музыкантов рисунки на вазах. Интересно, что на вазах, извлеченных во время раскопок в Северном Причерноморье, представлены почти все античные музыкальные инструменты, а некоторые из них – уникальной конструкции. Судя по изображениям, самым распространенным инструментом в Северном Причерноморье был аллос, затем – кифара. Во время археологических раскопок были найдены обломки костяных аллосов разного времени изготовления. Часто музыкальные инструменты были атрибутом богов и мифов, где последние выступали в качестве музыкантов. С каждым богом ассоциировался определённый музыкальный инструмент: Аполлон – со струнными инструментами, Дионис – с аллосом и т.д. Местное население Северного Причерноморья привыкло смотреть на греков, как на передовой народ, веками приносивший ему материальные и духовные ценности. Византия в их глазах была центром христианского мира и около 845 года они обратились в Царьград с просьбой обратить их в христианство. Византийский император Михаил III был заинтересован в союзе со славянами. Но у них не было письменности, не было даже букв для начертания слов на этом языке. И тогда, по свидетельству одного из источников, император призвал из Салоник двух молодых учёных-священнослужителей Константина Философа (в монашестве – Кирилл) и его брата Мефодия. Он поручил им заняться составлением азбуки, при помощи которой можно было бы сделать переводы священного писания на славянский язык. Константин сразу же направился к казарам, чтобы изучить древние основы славянской речи и одновременно разрешить их религиозные сомнения. В Херсонесе он нашел Евангелие и Псалтырь «русскими письменами писано и человека обрел глаголюща тою беседою». Об этом рассказывает «Повесть временных лет». Константин изучил диалект казаров. Для каждого отдельного звука их речи он изобрел особые буквы, из которых составил азбуку «кириллицу». С её помощью церковная жизнь славян обогатилась собственными книгами на языке, который теперь считают древнеболгарским, а называют церковно-славянским. Таким образом, «кириллица» родилась на звуковых основах казарской речи. По этому поводу Н. Татищев отмечал, что Кирилл проповедовал христианство казарам и для них буквы сложил. История изобретения общеславянской письменности непосредственно связана с торжеством христианства на древнекубанской земле. Всё это свидетельство того, что здесь, далеко от метрополий, на «грани мира», узкая полоска обширных варварских земель имела греческий облик и жила обычной эллинской жизнью. Города были частью той высокоразвитой культуры, которую человечество получило в наследство от античного мира. Таким образом, традиции античной культуры не умерли, они пустили свои ростки в раннесредневековых славянских городах, возникших позднее на месте прежних античных центров. Можно предполагать также, что во времена сарматов и скифов начали формироваться корни русской культуры южных регионов России. В возникновении этих истоков ещё за два с половиной тысячелетия до новой эры сыграли важную роль эллины. Через преемника античного Херсонеса – византийскую Корсунь – художественное влияние древнего искусства доходило до Киевской Руси. Известно, что из Корсуни князь Владимир привез в Киев бронзовые статуи четырёх коней и два капища (лаврентьевская летопись). Возможно, что упомянутый в «Слове о полку Игореве» «тмутараканский болван» представлял собою древнюю статую, некогда украшавшую античную Гермонассу и продолжавшую стоять в русской Тмуторокани. Важную роль в формировании культуры региона сыграло Тмутороканское княжество. История этого княжества интересна и загадочна. Известно, что древнерусские князья стремились объединить под властью Киева восточнославянские племена, одновременно расширяя возможности торговых отношений с сопредельными государствами. В 965 г. князь Игорь закрепил за Русью Корсунскую страну на Таманском полуострове, где был и город Тумен-Тархан, который адыги называли Тамтаракаем, а греческие источники Таматархой (Мактархой). Как свидетельствуют источники, в конце седьмого века одно из приморских селений, лежащее в глубине Таманского залива – Томи – начало быстро разрастаться, превращаясь в крупный торговый и административный центр. Его связь с водным и черноморско-каспийским сухим путями, так же, как и положение на берегу огромного, глубокого и закрытого как озеро залива, открывали большие торговые возможности. Среди населения были ториаты, торки (торъки – у летописца). Вероятно, по этой причине к основному названию приросло окончание - торкань. Так появилось название Томаторкань, что в греческом произношении дало Таматарху. Это произошло в конце VI века, так как именно тогда уже упоминается не Томитанское архиепископство, а Таматарханское. Русские называли Томаторкань Тмутороканью[4]. В конце Х века киевский князь Святослав Игоревич на месте Таматархи образовал город Тмутаракань и основал на Таманском полуострове Тьмутороканское княжество, которое в 988 году по возвращению из Корчева (Корсуня) отдал своему сыну Мстиславу, расширившему княжество за счет касожских племен в известной схватке с их князем Редедей. Упоминание об этом есть в русской летописи «Повесть временных лет»: «… и, прейдя в Тмуторокань, заложил церковь Богородицы и воздвиг те, что стоят и до сего дня в Тмуторокани». В южнорусских степях появляются кипчаки или, как их стали называть русские, – половцы. Впервые они были упомянуты в русских летописях в 1055 году, а в 1061 году зафиксирован первый набег половцев на Русь. С этого времени начинается, как пишет летописец, «рать великая от половцев безпристанно». Тмутороканские князья поладили с половцами. Олег Святославович в 1078 году в союзе с половцами борется за великокняжеский престол. В 1094 году он вновь использует половцев в качестве военной силы в борьбе за княжеский престол, но на этот раз уже со Святополком Изяславовичем и Владимиром Мономахом. Использовал Олег половцев и адыгов для борьбы с предателями хазарами, отправившими его в изгнание в Византию. Какую же роль сыграла Тмуторокань в формировании культурогенеза древнекубанского региона? Историки отмечают экономическое процветание Тмуторокани. Княжество было тесно связано с остальной Русью. Здесь славяне-русы жили вместе с автохтонными племенами адыгов, зихов, касогов, ясов, готов, и др., т. е влияли на культуру народов этого региона. Кроме того, свою культуру здесь развивали арабы, болгары, греки, армяне и другие народы. По некоторым источникам в 1117 году, под натиском половцев, перекочевавших с берегов Северного Донца в Прикубанье, русское население вынуждено было покинуть Тмуторокань, о чём свидетельствует факт образования в Черниговском княжестве городка Тмуторокань, основанного, по-видимому, переселенцами с Тамани. Исследованные источники подтверждают, что интересные страницы становления и формирования культурогенеза исследуемого региона связаны именно с Тмутороканью. До сих пор ведутся археологические раскопки на том месте, где был обнаружен знаменитый Тмутороканский камень. Как известно, в 1792 году казаки в развалинах Турецкой крепости в пределах станицы Таманской ближе к Лысой горе нашли камень со славянской надписью князя Тмутороканского Глеба: «В лето 6576 индикта Глеб князь мерил море по льду от Тмуторокани до Крчева 10000 и 4000 сажень». Интересно, что в той же станице Тамань была найдена казаком Кравченко надгробная плита, на которой было высечено: «Почил раб Божий Иоан Никий, монах, построивший святой монастырь сей 23 в день третий в час 3-й 6500 индикта 2- го (1072 года)». С этого момента и начались исследования местности. В 1794 г. опубликовано историческое исследование «О местоположении древнерусского Тмутороканского княжества» А. Мусина-Пушкина, а затем - ещё ряд работ историографического содержания. Практически все крупные учёные России интересовались историей Тмутороканского княжества. О нём писали Н. Карамзин, А. Соловьёв, Е. Фелицын, Ф. Щербина, Н. Веселовский, а также Б. Рыбаков, Н. Анфимов, И. Марченко, А. Монгайт, М. Артамонов, С. Плетнёв, А. Коровина и другие. Благодаря археологическим раскопкам, учёные смогли определить культурный облик Таматарха, где органично сплелись достижения собственных мастеров и пришлых ремесленников из России, Кавказа, Прикубанья. Так, особый интерес имеет керамика (остатки самых разнообразных амфор с граффити), столовая бело-глиняная глазурованная посуда (нагревательные чаши, блюда, кубки), а также браслеты из стекла - изделия византийских мастеров, которые сохранились до сих пор в практически первоначальном виде. Доказано, что в строительстве активно использовался кирпич, черепица, оконное стекло. Всё это - свидетельство высокой строительной культуры и наличия зданий общественного или культового назначения. В музеях Кубани хранятся изделия самых разнообразных форм и размеров, а также чёрно-смоленые кувшины, тонкостенные горшки и другие предметы, которые помогают составить картину развития культуры этого периода в рассматриваемом регионе. Культура Тмуторокани сложилась под влиянием печенегов, тюрков и половцев в Х-ХIII вв. Духовным центром её был монастырь, основанный монахом Киево-Печёрского монастыря Никоном, крупным церковным и политическим деятелем, одним из основоположников русского летописания. Состояние экономики города позволило возобновить чеканку собственной тмутороканской монеты, на которой стояло русское «Господи помоги» и крёстное имя Олега – Михаил, и возродить ремесленное производство. В русских летописях Тмуторокань упоминается в последний раз в 1094 году. Затем княжество теряет самостоятельность, присоединяется к Византии, утрачивает связь с Русью и надолго исчезает. И лишь князь Игорь - внук Олега Гориславовича, организует поход «дабы поискати града Тмутороканю». А в «Повести временных лет» Тмутороканское княжество описал Никон. Возможно, последним упоминанием о Тмутороканском княжестве домонгольского периода стало свидетельство Ибн-аль-Биби о существовании русского княжества в 1221-1222 гг. В 1237 году Тамань посетил доминиканец Юлиан, который напомнил в своих записях о том, что здесь жил греческий митрополит, который называл себя митрополитом Матраки и Зехии. Все эти источники свидетельствуют о том, что Матрика (так стала называться Тмутаракань) вела активную торговлю. Она становится важным торговым портом, который около 1260 года, как и всё Приазовье, становится личным улусом хана Нагая - внука седьмого сына Джучи Бужала, т. е. прямого Чингизада. В 1273 году Нагай женится на побочной дочери византийского императора Михаила Палеолога Ефросинье, и население города пополнилось, кроме местного, а именно, русского, армянского, греческого, черкесов, асов, касогов, зихов, ещё и половцами. Матрика становится генуэзской колонией, административно подчиненной Кафе (Феодосии), где в 1320 г. было основано католическое епископство. Город Материка находился в собственности итальянцев до конца ХV века. Последний владетель Материки Захарий Гуйгурсис был изгнан турками и просил у русского царя Ивана III помощи. Турки сравняли город с землей и заложили новую крепость Хункала, которая просуществовала до конца ХVIII века. Долгое время учёные считали, что гибель античных городов Северного Причерноморья была связана с Великим переселением народов. Основывалась такая точка зрения на сообщениях древних авторов, и, в частности, Аммиана Марцеллини о племенах гуннов, которые способствовали гибели этих городов. Эта версия была опровергнута Э. Николаевой, которая на основе исследований пришла к выводу, что виновниками гибели античных городов Северного Причерноморья стали тюркюты. Но и после падения античной цивилизации на Таманском полуострове продолжает развиваться культура: формируется свой стиль в архитектуре, приёмы строительства, меняется керамический стиль, открываются мастерские стеклодува, появляется своя разнообразная по типам амфорная тара, пришедшая на смену местным кувшинам, столовой поливной посуде. В Киевском Патерике написано, что, найдя чистое место у города, поселился там преподобный Никон. Он же соорудил там церковь Пресвятой Богородицы. О том, что она была, упоминается во многих источниках, в том числе в «Известиях общества любителей изучения Кубанской области», «Очерках по истории Русской церкви» и других. Существует несколько версий «исчезновения» княжества Тмуторокань. По одной из них, нынешняя станица Тамань и есть древняя Тмуторокань, возле которой преподобный Никон построил монастырь, «во всём подобный Печёрскому», который представлял собой комплекс пещер, вырытых в горе. Источники свидетельствуют, что «у подошвы горы Борисоглебской возле Рахмановского мыса находился некогда русский монастырь. Возможно, он был комплексом пещер. На вершине горы мыса Рахмановского археологами был обнаружен след храма Бориса и Глеба. А так как именно здесь был кратер вулкана, то вполне возможно, что во время его извержения часть горы обрушилась в лиман, и храм исчез, а с ним - и город Тмуторокань. Вероятно, этим объясняется и исчезновение из летописи сведений о княжестве Тмутороканском и городе Тмуторокань. Археологи надеются найти остатки монастыря и города, раскопав залежи песка и оползневых пород, под которыми они оказались в результате извержения вулкана. По другой версии в 1395 году Томаторкань была разрушена и разграблена войсками Тамерлана, а в 1486 году окончательно уничтожена толпами мусульман-фанатиков, истреблявших на Северном Кавказе всех христиан. Так окончился ещё один этап формирования культурогенеза региона. С падением могущественной империи Чингиз-Хана началась колонизация региона выходцами из Италии - генуэзцами, которые выкупили часть земли у крымского хана Оран-Тимура и образовали там несколько факторий, в том числе Матрику (Тамань) и Ло-Коппо (Копа) на реке Протоке, где сейчас находится город Славянск-на-Кубани. Они внесли свою лепту в формирование культурогенеза региона. Распространяли среди горцев христианство, построили несколько храмов, вели оживлённую торговлю и чеканили собственную серебряную монету «сомн». Принято считать, что между предками адыгов и восточными славянами-русами существовали определённые взаимоотношения задолго до того, как они нашли свое отражение в письменных источниках. Свидетельством этого служит богатый археологический материал из адыгских могильников IV-ХII вв., в погребениях которого находят предметы с элементами славянской культуры. Это позволяет утверждать о наличии торговых связей между народами Северо-западного Кавказа и Южной Русью, что подтверждают и арабские письменные источники IХ-Х вв., в которых историки Баладзори и Ибн-ал-Факих отмечали, что в пределах Хазарского каганата на Северо-западном Кавказе проживали русы. Взаимоотношения касогов с Киевской Русью описывают Русские летописи. Еврейско-хазарская переписка Х века подтверждает, что в числе народов, воюющих с Хазарским каганатом, были зихи и касоги. На основе изучения кабардинского эпоса, славянских сказаний и византийских источников можно предположить, что в северо-западной части Кавказа в середине I тысячелетия новой эры проживали славяне, которые впоследствии растворились среди адыгских племён и принесли в эту среду русский эпос. По мнению Л. Лаврова, из всех кавказских народов этнографически наиболее близкими с восточными славянами являются адыги. О связи адыгов со славянами говорят фольклорные предания, посвящённые Редеде и его единоборству с князем Мстиславом[5]. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1657; Нарушение авторского права страницы