Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 12. Библиотеки в структуре книжной культуры региона



 

В структуру культурологического знания вошел концепт «книжная культура», который представляет собой определенный способ познания и осмысления окружающего мира, закрепления, хранения и передачи культурного опыта и знаний при помощи книги.

Свою специфику имеет становление и развитие книжной культуры на Кубани. Нужно отметить, что позднее административно-управленческое оформление Кубани (Черномории) как территории России, заселение ее запорожскими казаками, ориентированными не столько на письменную культуру, сколько на традиции и обычаи, отсутствие на заселяемых территориях каких-либо книжных собраний, дает возможность проследить процесс формирования книжной культуры этого региона.

Первые шаги в исследовании книжной культуры на Кубани сделал профессор А. Слуцкий, который продолжительное время занимается поисками материалов по этой проблеме.

Начало формирования книжной культуры Кубани заложено в конце 30-х годов XIX века, когда здесь появились книжные собрания, носившие функционально-прикладной характер. Книги хранились в войсковых и станичных правлениях, накапливались в церковных и учебных собраниях. Их присылали и привозили с оказией из Петербурга, Харькова, Херсона. Это был тот минимальный набор книг, без которого невозможны реализация управленческих функций, проведение церковной службы, обучение грамоте.

Ни одного книжного собрания начала XIX века, как единого целого на Кубани, не сохранилось: одни вошли в состав различных библиотек, другие полностью или частично увезены с Кубани, третьи – погибли. Тем не менее, сохранившиеся каталоги, реестры, описи имущества, экслибрисы, дарственные и владельческие записи, письма и дневники кубанцев позволяют реконструировать в определенной степени картину формирования книжной культуры того времени, дают возможность проследить направления ее развития, пути «миграции» книг, расширить круг источников для изучения культуры Кубани в целом.

По сведениям П. Короленко, в самом начале XIX века на Кубань была перевезена библиотека Киево-Межигорского монастыря. Часть книг была передана в храмы и Екатерино-Лебяжескую пустынь, часть - в Черноморское войсковое училище. Кроме того, предписанием Св. Синода (от 6 окт.1803 года, № 2803) «по одной церковной вещи (в том числе и по книге) было разослано по всем церквям Черномории».

Межигорский монастырь – один из крупнейших на Правобережной Украине. Приходом его была Запорожская Сечь. Монастырю дарили книги известные просветители, ученые, их завещали просто запорожские казаки. По описи 1777 года в монастырской библиотеке значилось 395 книг, из них на русском языке – 53 рукописных и 174 печатных, 114 – на латинском, 54 –на польском языках.

После разрушения Запорожской Сечи был закрыт и монастырь (1786). Черноморское казачество обратилось к правительству и в Св. Синод с просьбой о разрешении перевезти на Кубань ризницу и библиотеку Межигорского монастыря. Первые церковные вещи и книги привез на Кубань Наказной атаман Т. Котляровский из Петербурга, часть межигородского книжного собрания из Новомиргорода доставил Степан Белый, другую, уже в 1804 году, Евтихий Чепига. Книги из библиотеки на латинском языке, по разрешению Св. Синода, остались на Украине. Новороссийский архиепископ Амвросий передал их в Екатеринославскую семинарию.

Кроме того, в Государственном архиве Краснодарского края сохранились дела, рассказывающие о коллизиях доставки книг на Кубань. Чаще всего описания книг из Межигорского монастыря встречаются в имущественных документах Екатерино-Лебяжеской пустыни. В публикации П. Короленко «Церковные древности Кубанских казаков», в описаниях пустыни А. Воскресенского, архимандритов Спиридона (1821 г.), Филарета (1856 г.), Самуила (1878 г.) подробно описаны напрестольные Евангелия с характеристикой окладов, времени и места издания, сравнительно полной характеристикой вкладных записей. В описаниях упоминаются Евангелии, подаренные патриархом Иоакимом, П. Калнишевским, Е. Гоголем, В. Дебецевичем, Л. Великим.

По публикациям П. Короленко в Екатеринодарском Войсковом Александро-Невском соборе хранилось 14 Евангелий, в Екатерино-Лебяжеской пустыни - три. В описании архимандрита Самуила указывалось, что в Екатерино-Лебяжеской пустыни хранилось 6 Евангелий, около 10 служебных книг, принадлежавших Межигорью. Кроме того, Самуил перечисляет ряд «учительных» книг («Деяния церковные и гражданские» Барония, «Меч духовный» Л. Барановича, «Ключ разумения» И. Галятовского и др.). Евангелия и старинные книги описывались как церковная утварь. Отдельным фрагментом имущественных описей являлась характеристика библиотеки, но здесь регистрация книг была лишена выходных библиографических данных, очень редко указывалось, откуда книга поступила. В силу этого выделить книги из Межигорья практически было невозможно.

Особый интерес для реконструкции перевезенных книг представляет Реестр гражданских и славянских книг, переданный в библиотеку Черноморского войскового училища по настоянию К. Россинского. Исследователи Кубани называют его первым черноморским литератором, краеведом, историком, организатором первой в войске учебной библиотеки, обладателем личной библиотеки, в широком смысле «носителем» книжной культуры этого края.

Уже в конце 1806 года, судя по реестру, в училище было передано 135 книг, из них славянских (кириллических) - 102. Все книги кириллической печати, за исключением трех - религиозного содержания. 84% этих книг напечатано на Украине, в Прибалтике, Белоруссии. Широко представлены издания Киево-Печерской Лавры и Львовской братской типографии. Имеются сведения, что в библиотеке Краснодарского пединститута (ныне Кубанский государственный университет) хранилось около 200 межигорских книг, которые, по-видимому, первоначально оказались в Черноморском войсковом училище, потом - в мужской гимназии и, наконец, попали в библиотеку пединститута.

Это подтверждает состав авторов, полностью совпадающий с реестром славянских книг, переданных училищу. Здесь была широко представлена украинская полемическая и религиозно-учительная литература XVII - начала XVIII веков (произведения и переводы Л. Барановича, И. Галятовского, Ин. Гизеля, С. Яворского, А. Радзивиловского, К. Транквилиона, С. Полоцкого и др.).

Книги из коллекции Межигорья хранятся в отделе редких книг Краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина, в фондах Государственного архива Краснодарского края, Государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. Судя по владельческим записям и печатям, эти книги раньше принадлежали Екатерино-Лебяжеской пустыни и Екатеринодарскому Войсковому собору. В историко-археологическом музее хранится Евангелие – «большое, на александрийской бумаге, печатанное выходу 1759 году... дал укладом в Войсковую сеченую Запорожскую Покрова Святой Богоматери церковь войсковой судья Петр Калнишевский 1763 года Октября 1 дня». В краевой библиотеке им. А.С. Пушкина хранится напрестольное Евангелие, отпечатанное в 1644 году Михаилом Слезкой в Львовской Братской типографии. По нижнему полю первых семи листов кто-то из монастырских служителей аккуратным полууставом рассказал в 1679 году о погребении в Межигорском монастыре гетмана Евстафия Гоголя, перечислил его дары монастырю, в том числе - два напрестольных Евангелия. Через несколько страниц встречается вкладная запись (скорописью XVII века) самого Евстафия Гоголя, на 17-18 листах уже в XVIII веке кто-то торопливо зафиксировал традиционную охранительную запись, через всю книгу протоиерей А. Кучеров подчеркивал, что в 1854 году книга принадлежала Воскресенскому войсковому собору. Записи эти — не только отражение судьбы отдельной книги, но и реалии нашей истории.

Профессор А. Слуцкий считает, что есть устные свидетельства о том, что межигорские книги видели на Тамани и Темрюке. Какие-то книги вместе с реликвиями Кубанского казачьего войска могли «уйти» в эмиграцию, не исключено, что разоренная Екатерино-Лебяжеская пустынь могла остаться у кубанцев памятью старинных межигорских книг.

Основной фонд библиотеки Черноморского войскового училища, сформированной в 1805 году, составляли книги по истории, географии, математике, а также книги религиозного содержания. Реестр книг этой библиотеки, составленный в 1808 году, содержал 165 названий.

В фондах Государственного архива Краснодарского края сохранился «Реестр оставшихся от имения покойного коллежского асессора Ивана Барвинского (первого черноморского врача) вещам» от 1794-1796 гг. Среди них «книг латинских пятнадцать, немецкая книга одна, французских книг две, российских один­надцать». Отдельно значатся «Атлас маленький Российский, книга одна; Устав аптекарский, книга одна».

В 1820 году К. Россинский выписывает в Екатеринодар 10 экземпляров «Соревнователя», в 1821 году подписчиков журнала было уже 22.

В 1837 году, осматривая Кавказскую гимназию, инспектор казенных училищ Харьковского учебного округа, к которому относились Северо-Кавказские учебные заведения, нашел там библиотеку в весьма бедном положении и предложил составить реестр необходимых и нужных книг на сумму 4208 рублей 50 копеек. В реестр вошли, среди прочих, сочинения русских писа­телей Карамзина, Фонвизина, Баратынского, Муравьева, Пушкина, Ломоносова и других.

Уже с начала 40-х годов отдельные станичные атаманы приобретают для своих правлений книги исторического и политического содержания. Так, Я. Кухаренко предложил купить книгу А. Скальковского «История Новой Сечи», чтобы хранить ее в правлении, и всякий из казаков имел право «в свободное время читать или слушать читающих, вспоминать времена наших бессмер­тных своею славою предков». Собранию книг в станичном правлении, которое должно было обеспечить реализацию управленческих функций, пытались придать новую, совершенно нехарактерную для него воспитательную функцию.

Документы свидетельствуют, что в Черномории появляются личные библиотеки. Так, известны личные библиотеки Наказного атамана Черноморского казачьего войска, литератора и этнографа Я. Кухаренко, командира Псекупского полка, историка войска И. Попки, начальника Черноморской береговой линии Л. Серебрякова, учителя церковно-приходского училища В. Золотаренко и др. Известно, что ссыльные декабристы, которые были расквартированы на Кубани во время Кавказской войны, много читали, получая бандероли и посылки с книгами от родных и знакомых (Н. Лорер, А. Беляев, А. Бестужев и др.).Была библиотека у адыгского просветителя Султан Хан-Гирея, который в 1839 году жил в Гривенском ауле и работал над своим очерком «Черкесские предания».

Причем, как пишет А. Слуцкий, у каждого из них было свое направление формирования личной библиотеки. Так, Я. Кухаренко собрал прекрасную библиотеку украинской литературы, И. Попка собирал все, что касается Кубани, Кавказа, казачества, независимо от того, кто писал и где издано. Л. Серебряков собирал книги по принципу работы Севастопольской и Кронштадтской офицерских библиотек, включая русскую и зарубежную классику, историческую и философскую литературу. Все это свидетельствовало о том, что книжная культура в социокультурном пространстве Черномории стала приобретать свои особенности. Книги читали не только черноморцы, но и офицеры и ссыльные декабристы. В конце 1850-х гг. Н. Чернышевский, характеризуя особенности подписки на Северном Кавказе на журнал «Современник», отмечал, что русское общество имеет здесь...военный и административный характер, а не характер туземный. Поэтому и число читателей на Кавказе очень велико по многочисленности русских офицеров, служащих там.

Одним из первых, кто занимался открытием общедоступной полковой библиотеки, был И. Попка. В 1863 году был принят Циркуляр об открытии войсковых библиотек. Уже в 1864 году в войске функционировали три окружные, семь бригадных, семь полковых и одна батальонная библиотека.

Принципы организации, к примеру, полковых библиотек в Кубанском казачьем войске не отличались от принципов организации полковых библиотек регулярной армии, хотя в отличие от библиотек регулярных полков, преимущественно закрытого типа, библиотеки казачьих полков создавались как общественные. Их задачей было дать всем желающим возможность читать периодические издания и произведения лучших русских авторов и тем удовлетворять необходимые потребности образованного общества и содействовать развитию в низших слоях общества стремления к грамотности. Полковые библиотеки были общедоступными хранилищами книг в станицах, где располагалось управление полком. Комплектование библиотек предполагало два основных направления. Во-первых, обязательное приобретение всех рассылаемых начальством регламентирующих документов и изданий, и выписка книг по военной тематике; во-вторых, самостоятельный отбор и приобретение новых изданий на средства, складывающиеся из отчислений и платы частных лиц за пользование библиотекой.

Первоначально Наказной атаман принял решение оцентрализованном комплектовании библиотек. Был подписан договор с петербургским книготорговцем Н. Овсянниковым, но он был быстро расторгнут, т.к. книготорговец медлил с присылкой обещанных книг и командиры бригад и полков решили сами формировать свои библиотеки. Безусловно, выписка книг для полковой библиотеки всякий раз требовала разрешения войскового начальства, но анализ сохранившихся списков-прошений свидетельствует о широте интересов офицеров войска, об универсальности формирующегося в области книжного фонда. Большое место в фонде занимали книги по истории (в том числе, по истории казачества), статистике, этнографии, а также военная, кавказоведческая и, естественно, художественная литература.

Вопросы финансирования сначала решались традиционно для всех библиотек военного ведомства: отчисления одного процента от жалования офицеров полка и плата за пользование книгами читателей неказачьего сословия. Кроме того, Наказной атаман подарил каждой открывшейся библиотеке по сто рублей. Принципиальным решением вопроса была передача на комплектование и организацию библиотек сэкономленных средств, которые поступали в окружные правления на «улучшение артелей, на содержание канцелярий строевых частей во время нахождения их на службе». Введение в Кубанской области элементов гражданского управления позволили частично «муниципализировать» финансирование войсковых библиотек.

В многочисленных «историях» полков есть характеристика книжных фондов полковых библиотек, как части книжной культуры края. Так, подробную характеристику библиотеки можно найти в истории Тингинского полка (Ракович, В. Тенгинский полк на Кавказе. 1819 -1846. - Тифлис, 1900). Здесь преобладали романы: А. Лафонтена «Вольтер, дитя ратного ноля, или Вторая любовь надежна» (М., 1819), «Любовь и тщеславие, или Опасности кокетства» (М., 1821), «Странствующие музыканты, или Любовь при Мон-Жеане» (М., 1818), Ф. Арно «Варвик, или Ужасная жертва честолюбия» (М., 1820), Ф. Пиго-Лебрена «Валентин, или Беззаботная голова» (М., 1820), Г. Шписа «Мои путешествия по пропасти злосчастий» (М., 1821), «Старик везде и нигде» (М., 1817) и изданные анонимно «Мария Брабантская, французская королева» (М., 1820), «Сестра милосердия, или Разрушение Лиссабона в неделю всех святых» (М., 1816) и т. п. Библиотека включала также издания историко-политического характера: «Тайные злодеяния и явные обманы Наполеона Бонапарта, выбранные из разных французских книг» (М., 1816), «Тайная причина французской революции, из рукописи Марии Антуанетты» (М., 1815); книги отечественных писателей: комедия А. Писарева «Лукавин» (М, 1828), многотомные «Сочинения» Карамзина, а также издания типа «Достопамятности в мире, или Описание существующих на земле редких произведений природы и искусства изд. Пропианом» (М., 1822). Находилась библиотека в поселении, где располагалась штабс-квартира полка, а на постое в нем был только один батальон, что означало, что большинству офицеров библиотека была недоступна.

В организации армейских библиотек активность проявляли и старшие чины. Так, история открытия Новороссийской морской офицерской библиотеки связана с именем начальника 1-го отделения Черноморской береговой линии контр-адмирала Л. Серебрякова, который, как уже было отмечено выше, имел прекрасную личную библиотеку. Борьба, предшествовавшая открытию библиотеки, совершенно неожиданно привела к организации в 1843 г. сети казенных библиотек в укреплениях Черноморской береговой линии. В июле 1841 г. Серебряков затеял сбор средств для организации Новороссийской общественной библиотеки. В письме начальнику Черноморской береговой линии он писал, что чтение для препровождения времени, от служебных занятий свободного, есть необходимая потребность всякого, сколько-нибудь образованного, человека, тем более, когда по местным обстоятельствам не представляется ни общественных удовольствий, ни других приличных развлечений. Единственное средство к достижению этой цели есть учреждение общественной библиотеки посредством подписки.

Итак, общественная библиотека в Новороссийске была открыта в 1844 году. Читатели ее подразделялись на действительных членов и вольных подписчиков. К первым относились генералы, штаб - и обер-офицеры всех ведомств, а также гражданские чиновники, состоящие на службе в укреплениях Новороссийском и Кабардинском, ко вторым - частные лица купеческого звания, предприниматели других сословий. Первые два года библиотека комплектовалась преимущественно через магазин Андрея Иванова в Петербурге, а с 1846 г. начинают поступать тифлисские издания, книги из магазинов Ильи Глазунова, Александра Смирдина, а также журналы. В 1852 г., согласно отчетам, в библиотеке значилось 2070 экз. различных сочинений на русском, французском и немецком языках. Библиотека выписывала 6 журналов и 4 газеты на русском, 2 газеты и один журнал на французском, 5 газет на немецком языках. О судьбе библиотеки сохранилось мало сведений. По всей вероятности, она погибла в 1855 г. во время бомбардировки города англо-французской эскадрой.

В начале 1850-х гг. начинают формироваться библиотеки в военных округах Черноморского казачьего войска. В исторической литературе распространено мнение, что Кубань 1840-х - 1850-х гг. - это пространство военных действий, где преобладала ориентация не на культуру, а на службу, а круг чтения был крайне ограничен. Однако документы свидетельствуют о том, что полковые библиотеки по своим фондам не очень уступали полковым библиотекам регулярной армии, да и функции их были значительно шире, Кроме того, если сопоставить ходатайства о приобретении книг, которые присылали с Кубани в официальный Петербург, и казенные каталоги, ограничения, запрещения на приобретение книг, которые возвращались из официального Петербурга на Кубань (а таких документов сохранилось очень много), то политика центра по отношению к формированию книжной культуры этого региона будет выглядеть сугубо регламентирующей.

Однако, в 1840-х — 1850-х гг. на Кубани постепенно шло распространение библиотек, росло число читателей, начала формироваться местная интеллигенция. Анализ путей формирования книжных коллекций во многом отражает процессы формирования культуры края в целом, выявляет роль, которую в этих процессах играла казачья интеллигенция. Под влиянием общественного мнения, сформированного, в том числе, и деятельностью ссыльных декабристов, началось движение за организацию общественных библиотек и открытие для широкой публики училищных фондов. Были узаконены библиотеки в войсковых соединениях.

К середине июня 1843 года все двадцать укреплений Черноморской береговой линии имели библиотеки. Каждая из них содержала до 170 книг 68 названий. Вместе с книгами по военному делу и казенными инструкциями в библиотеках имелись сочинения Пушкина, Жуковского, Карамзина и других. Но вскоре эти библиотеки были приведены в соответствие с «коренными и неизменными правилами», выработанными правительственной комиссией во главе с Аракчеевым, и потеряли свой прогрессивный характер. Они стали «приготовлять офицеров наилучшим образом на пользу монарху...» и вплоть до 60-х годов укомплектовывались почти исключительно военно-уставной литературой.

Интерес народа к чтению возрастал, и войсковые власти решили открыть для общего пользования библиотеки Полтавского, Уманского и Ейского уездных училищ. Как указывалось в правилах, утвержденных Наказным атаманом, цель общественных библиотек — «удовлетворять умственные потребности класса образованного... и в то же время содержать легкую, но здоровую умственную пищу для класса малообразованного».

В целом, книжная культура в Кубанской области развивалась медленно, особенно в части комплектования школьных библиотек. В 1872 году лишь в 4 школах из 61 имелись небольшие библиотеки. С 1873 года стали создаваться учительские и ученические библиотеки при учебных заведениях, а наиболее нуждающиеся школы стали получать сверх того книги для классного чтения. Так, с 1873 по 1880 годы 193 станичным училищам разослано за счет войска книг и учебных пособий на 14649 руб. В 1875 году за счет денег, отпускаемых на развитие народного образования, было укомплектовано небольшими библиотеками 29 станичных училищ.

Кроме того, на средства Кубанского казачьего войска в 1880 году для школ выписывались педагогические журналы «Народная школа» и «Русский начальный учитель».

В 1875 году утверждается типовой список книг для станичных училищ, который состоял из трех частей: минимальная библиотека; библиотека для свободного выбора; научно-популярная библиотека детских книг.

К концу XIX века библиотеки были практически во всех сельских учебных заведениях, а количество книг в каждой из них увеличилось с 250 до 1210 томов.

Согласно имеющимся сведениям, при комплектовании школьных библиотек выписывались книги авторов, так или иначе связанных с историей Запорожского войска, украинской культурой. Так, в списке книг, необходимых для библиотек окружных училищ Полтавского, Уманского и уездного Ейского, приложенном к прошению попечителю Кавказского учебного округа от 23 июня 1860 г., помимо сочинений А. Пушкина, В. Белинского, Аксакова значатся «Сочинения и письма Н.В. Гоголя», произведения П. Кулиша («Чорна Рада», «Записки Южной России»), Марко Вовчка («Украинские народные рассказы»), Т. Шевченко («Кобзарь»), Н. Костомарова («Богдан Хмельницкий»), а также, вышедшая в 1858 г., книга И. Попки «Черноморские казаки». Согласно разрешению наместника кавказского, библиотеки окружных училищ с июня 1860 г. были открыты для взрослого населения станиц. Книгами пользовались все желающие за умеренную плату. На поступавшие в доход деньги приобретались новые книги и выписывались журналы.

В октябре 1860 г. в библиотеке Екатеринодарской гимназии также появился «Кобзарь» Т. Шевченко, «Чорна Рада» П. Кулиша. В Полтавское окружное училище поступили книги: «Турецко-татарский букварь», составленный Будаговым, «Словарь русско-черкесский» Люлье, «Аккоран» (т.е. «Коран» - Н.Т.) на татарском языке, «Краткие правила российского правописания» К. Россинского, «История Малороссии» - сочинение Марковича и др. В станице Уманской в 1864 г. была открыта публичная военная библиотека.

Составной частью книжной культуры стали народные библиотеки, которые формировались и пополнялись за счет пожертвований. Жертвовали свои книги или средства на их покупку интеллигенты, купцы и простые землепашцы, «Кубанские областные ведомости» сообщали, что, к примеру, в станице Отрадной Саньков Г. пожертвовал в помощь народной библиотеке 50 рублей. И тут же нашлись продолжатели этого нужного дела. Постепенно библиотека получила хорошее материальное подспорье, и в общей сложности в течение непродолжительного времени ей было пожертвовано 133 рубля 13 копеек. На эти деньги была приобретена литература и выписаны журналы и газеты.

В октябре 1896 года открылась народная библиотека в станице Кужорской. В ней насчитывалось более 200 книг, в основном, — религиозного и исторического содержания, которые выдавались по воскресениям и праздничным дням. Среди читателей большинство — 4/5 иногородние и 1/5 — казаки.

Народные библиотеки создавались и в нерусских школах. Так, при горской школе станицы Лабинской была открыта библиотека, в которой имелись сочинения Аксакова, Байрона, Бестужева, Гоголя, Лермонтова, Островского, Толстого и др.

К концу XIX века в пространство книжной культуры вошли частные библиотеки. Первый в Екатеринодаре «кабинет для чтения» - библиотека, устроенная частным лицом, но при широкой общественной поддержке в 1872 году. Она просуществовала до 1875 года, а инициатором организации «кабинета для чтения» была дочь полковника «девица Мария Белая». В 1873 году появилась общественная библиотека, созданная учителем армянского училища Д. Калфаянцем. В1876 году неким Даниловым организована такая библиотека в станице Приморско-Ахтарской. В ней имелась литература русских писателей и поэтов, а пользоваться книгами могли все жители станицы. В 1894 году в Екатеринодаре открылась частная публичная библиотека «г-жи Мамврийской».

В девяностые годы появляются муниципальные публичные библиотеки с финансированием из городского бюджета. Первая такая библиотека открылась в г. Ейске, затем в Новороссийске, Майкопе, Екатеринодаре. Согласно источникам, создание публичных библиотек всегда инициировалось местной интеллигенцией.

В Кубанской области активно формировались библиотеки, скомплектованные по отраслевому признаку, обслуживающие специалистов отдельных отраслей. Такая библиотека сформировалась при Обществе врачей Кубанской области. Как все библиотеки профессиональных обществ, она начиналась дарами кубанской интеллигенции, медицинской общественности, врачей Екатеринодара и Кубани (впоследствии библиотека Общества стала основой библиотеки медицинского института, организованного в 1920 году). Хорошая педагогическая библиотека сформировалась при редакции журнала «Кубанская школа», большая коллекция книг по изобразительному искусству была в библиотеке художественного музея им. Ф.А. Коваленко. Важную роль в Кубанской области выполняли библиотеки статистических комитетов, которые образовывались одновременно со статистическим комитетом и сразу становились его обязательным структурным подразделением (1879 г.).

Эти библиотеки осуществляли обслуживание историко-статистических, краеведческих исследований. В них были собраны краеведческие публикации и печатная продукция местных типографий.

21 февраля 1904 г. первых читателей приняла библиотека Екатеринодарского благотворительного общества им. протоиерея К.В. Россинского. Кроме того, в г. Екатеринодаре существовали народные читальни, принадлежавшие Александро-Невскому религиозному братству, церковному совету Евангелическо-лютеранского прихода и Римско-католического общества пособия бедным. 6 февраля 1895 г. открылась городская общественная библиотека в Майкопе. С 9 июля 1898 г. работала Городская народная бесплатная библиотека-читальня в г. Темрюке, 16 мая следующего года открылась Городская публичная библиотека. Существовали также библиотеки в сел. Армавир (с 1898 г.), г. Анапе (с 17 июня 1897 г.), станицах - Тихорецкой (3 сентября 1907 г.), Лабинской (19 июля 1907 г.), Курганной (3 февраля 1901 г.), Староминской (12 июня 1899 г.), Стародеревянковской (8 июля 1903 г.), Уманской (25 октября 1905г.), Усть-Лабинской (10 августа 1899 г.); в хуторах Ловлином (26 ноября 1902 г.), Новолокинском (26 ноября 1902 г.) и на станции Кавказской (17 августа 1902 г.). В станицах Стародеревянковской, Усть-Лабинской, в хуторе Новолокинском библиотеки принадлежали казачьим обществам. В станице Курганной созданная при станичном правлении библиотека была передана по приговору казачьего общества в ведение мужского двухклассного училища.

Решением общего собрания жителей в 1902 году в хуторе Новгородском Ейского отдела была открыта бесплатная народная библиотека-читальня. На приобретение книг, газет, журналов единовременно было ассигновано 100 рублей и ежегодно решено было отпускать на это дело по 70 рублей. В уставе библиотеки-читальни было записано, что она должна давать возможность всем жителям хутора, без различия пола, возраста, звания и состояния безвозмездно пользоваться книгами и периодическими изданиями для чтения на дому, а также в помещении библиотеки. Литература в библиотеку поступала и от пожертвований, и от частных лиц, обществ, от сборов с концертов, спектаклей любительского коллектива.

Библиотекой заведовало правление из трех человек: председателя и двух членов, назначенных обществом. Библиотекарем назначался человек, свободный от других занятий и имеющий среднее образование. Книги выдавались под залог. А для посетителей имелась специальная книга, в которой они записывали свои пожелания по выписке новых книг, газет и журналов, а также замечания или недостатки в работе библиотеки.

Интересен и такой факт. 18 февраля 1908 года выборные и должностные лица станицы Константиновской Лабинского отдела собрались на станичный сбор в составе 49 человек, чтобы в присутствии станичного атамана обсудить библиотечные дела. Речь шла об открытии бесплатной публичной библиотеки. Участники сбора говорили о необходимости дать возможность грамотным жителям станицы не забывать грамотности, а также приобрести полезные сведения, необходимые для просвещения и занятий сельским хозяйством, ремеслом, промыслами и проч. Кроме того, имея в виду, что настоятельная потребность в книжном чтении давно уже признается полезным среди населения, обсудив настоящий вопрос, единодушно постановили:

1. Ходатайствовать о разрешении устроить общественную библиотеку с читальней при ней при станичном правлении.

2. Ассигновать единовременно из общественных сумм 200 рублей на устройство этой библиотеки и ежегодно на содержание ее по 25 рублей.

В фондах государственного архива Краснодарского края сохранились любопытные документы и свидетельства, касающиеся открытия библиотек, разрешения чтения публичных лекций на исторические и литературные темы, о дозволении отдельным жителям торговать книгами. К примеру, документ об открытии бесплатной библиотеки-читальни в станице Кущевской во исполнение постановления общего собрания станичников. Здесь же выписка из постановления о разрешении прочитать в зале Лабинского двухклассного училища лекции на историческую тему «Россия до Петра Великого», а также просьба разрешить торговать картинами и книгами в станицах и хуторах Кубанской области крестьянину Игнату Хилько.

В 1864 году издаются «Временные правила» о библиотеках, которые фактически отдавали всех библиотекарей под надзор местной полиции. В этом же году был выпущен каталог запрещенных в России книг, и стали периодически издаваться «Алфавитные списки произведений печати, которые не должны быть допущены к обращению в публичных библиотеках и общественных читальнях». В «списки» включались произведения декабристов, марксистская литература, заграничные издания русских классиков, народнические издания, комплекты журналов «Современник», «Отечественные записки» и др.

Затем были изданы «Правила о бесплатных народных читальнях и порядке надзора над ними», согласно которым народные библиотеки могли быть открыты только с разрешения губернатора, которому было предоставлено и право закрывать их без объявления причины. Они же ограничивали фонд народных библиотек книгами, указанными в министерских примерных каталогах.

После 1870 года и упразднения военных округов все окружные, бригадные, полковые, батальонные библиотеки были переданы в управления пяти военных отделов и в административные центры отделов. На основе этих книжных фондов были созданы библиотеки, функционирование которых, в значительной степени, обеспечивалось общевойсковым бюджетом.

Для снабжения книгами учительских и ученических библиотек, а также народных, понадобились книжные склады. Решение об открытии книжного склада в Кубанской области войсковым начальством было принято в 1876 году.

С октября 1876 по 1881 год войсковым складом было продано книг на сумму до 30000 рублей. Кроме книжного склада, продажа книг и учебных пособий производилась в 2-классных училищах селения Армавир, станиц Уманской, Таманской, а также одноклассных училищ в Новороссийске и Баталпашинской. Книжный склад ежегодно издавал каталоги имеющейся в продаже литературы и рассылал их в отделы и станицы области.

Открытие в 1860-х гг. для жителей кубанских станиц библиотек окружных училищ свидетельствовало о том, что не только в Екатеринодаре, но и в крупных населенных пунктах области уже появились читатели с разнообразными интересами. За три с небольшим года (с 1860 по 1864 г.) число абонентов, пользовавшихся библиотеками окружных училищ, увеличилось.

За счет вносимых абонентами взносов, согласно их желанию, выписывались периодические издания и заказывались книги в магазинах Санкт-Петербурга и Москвы. Так библиотека Умайского окружного училища выписывала в то время журналы «Современник», «Заноза», «Природа и земледелие», газету «Московские ведомости». После открытия военных окружных библиотек в 1864-1867 гг. училищные библиотеки растеряли всех своих читателей.

Итак, анализ имеющихся публикаций и архивных материалов позволяет представить определенную картину развития библиотечного дела на Кубани, где под влиянием общественного мнения, по инициативе передовых людей, литераторов, интеллигенции уже к середине XIX века началось движение за организацию общественных библиотек и открытие для широкой публики училищных книжных фондов, были узаконены библиотеки в воинских частях и соединениях, получили развитие народные, частные библиотеки, выработанные правила позволяли желающим брать на дом книги для чтения.

В целом библиотечное дело развивалось на Кубани под контролем областного начальства и практически полностью было подчинено нуждам военной службы и образования. Неоднородный этнический состав населения края, ориентация на различные культурные «интересы» способствовали формированию личных библиотек.

Просветительское дело на Кубани становилось все более разнообразным. Однако этот процесс был прерван начавшейся Первой мировой войной, февральской буржуазно-демократической, а затем и октябрьской революцией. Годы гражданской войны и хозяйственной разрухи и вовсе приостановили этот процесс. В начале 20-х годов основным видом культурно-просветительного учреждения в деревне стала изба-читальня.

 

Лекция 13. Просветительные общества и культурно-досуговые учреждения и их коммуникативная функция

Развитию массовой просветительной работы и организации досуга населения в конце XIX - начале XX века содействовали возникшие легально общества, ставившие своей целью повысить грамотность населения средствами внешкольного образования. Они имели различные названия: комитеты и общества грамотности, общества содействия народному образованию, поощрения образованию, общества распространения книг, народных университетов, разумных развлечений и другие. Всего по области было более тридцати таких организаций. Назовем некоторые из них:

- Екатеринодарское женское благотворительное общество;

- Армавирское общество попечения о детях;

- Екатеринодарское Александро-Невское религиозно-просветительное братство;

- Майкопское святое православное братство;

- общество народных университетов Майкопа и Екатеринодара;

- Екатеринодарское общество изящных искусств;

- Майкопский артистический кружок;

- общество любителей литературы станицы Отрадной Баталпашинского отдела;

- Кубанское общество распространения в народе грамотности и полезных знаний;

- Кубанское просветительное общество;

- любительское общество драматического искусства Армавира;

- Лабинское образовательно-артистическое общество;

- Армавирское просветительное общество;

- общество взаимопомощи учащихся и учившихся города Темрюка;

- Ейское общество любителей изящных искусств;

- Екатеринодарское артистическое общество и др.

В станицах области успешно действовали:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь