Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА, ПРИРОДА И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ



III. 1. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

(Николай Заболоцкий)

Распространенное в науке сопоставление понятий: «природа» — «социум» — «человек» — «культура» восходит к идеям немецкого философа И. Канта. Речь идет о противопоставлении культуры (мира человека) миру природы.

Многие мыслители эпохи Просвещения противопоставляли понятие «cultura», как сферу духовного, нравственного развития человека, понятию «natura» (лат. — «природа»), как началу cстихийному, биологическому, животному. Ж.-Ж. Руссо, критикуя нарождающуюся буржуазную культуру, призывал к «возвращению человека в природу», крестьянской жизни, идеализировал жизнь «естественного» человека (под которым понимал и жизнь «дикаря»).

Ж.-Ж. Руссо, а позднее, Ф. Ницше и 3. Фрейд, видели в культуре некий способ «извращения» естественной природы человека, считая, что современная урбанизированная культура подавляет природные влечения и инстинкты человека, делает его несчастным.

Отечественный писатель и публицист С. Залыгин сказал: «Культура, развиваясь, накапливала свои ценности — произведения великих писателей, художников и музыкантов, великие научные открытия. И опять-таки: не может быть накопленный без потерь, не может быть накоплений исключительно со знаком плюс — если плюс имеет место, значит, где-то и в чем-то накапливаются и минусы, величины с обратным знаком. И действительно: накапливался тот наш всечеловеческий субъективизм, который отчуждает нас от природы, от ее непреложных законов» [Экология и культура //«Новый мир», № 9, 1992].

Философско-культурологические идеи о соотношении в человеке природного («натура») и неприродного («культура») имеют две основные тенденции.

Первая заключена в том, что «природа» и «культура» — противоположные, но взаимодополняющие составляющие бытия человека. Человек создает свой «искусственный» мир вещей и духовных явлений (культуру), противопоставляя его «природе», выделяясь из природы. Созданный им мир культуры (цивилизации) — результат его целенаправленного творчества (деятельности).

Вторая точка зрения состоит в том, что возникновение человека и мира его культуры есть особый этап эволюции природы. Человек здесь выступает связующим звеном между «культурой» и «природой». Основное различие между ними заключено в «уровне сложности» жизни человека (как представителя мира «культуры») и животного (как представителя мира «природы»).

Большое значение миру природы и природно-космическим процессам в жизни восточных культур придается в таких религиозно-философских учениях, как буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство. Буддизм предстает здесь как некая наднациональная религия, объединяющая ментальность жителей данного региона (Индия, Китай, Вьетнам, Корея, Япония, другие сопредельные страны).

В понимании отношений мира человека (культуры) и природы между людьми Запада и Востока лежит большая разница. Своеобразие отношений «человек и природа» лежит в принципиальной разнице менталитета их представителей.

Важной особенностью отличия восточных культур является то, что в отличие от западного мира, общество здесь никогда не теряло связи со средой обитания, природой. Мир природы воспринимался ими, как единое целое, и человек в нем был не царем природы, а лишь одной из составных частей. Цель жизни человека — не вражда с природой, а стремление быть с ней в гармонии, познание её основных законов, не противоречить им. В восточных учениях говорится, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, брать пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Люди Востока были убеждены, что человек лишь тогда может усовершенствовать мир, когда путем собственных духовных усилий обретет гармонию и цельность в себе самом. Люди Востока свою деятельность направляли не на покорение природы, создание механизмов, возмещающих физические усилия, а на то, чтобы совершенствовать свою душу и тело.

Изучая окружающую среду, люди Востока познавали, как она воздействует на его организм. Даже стили боевых искусств складывались здесь в результате наблюдений за движениями зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.). Эффективность ударов в боевых искусствах в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня.

Изменениям в культуре препятствовала приверженность к сохранению традиций, соблюдение которых было возведено в культ в далеком прошлом. Введение каких-либо новаций могло получить свое оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-либо подобное в древности.

***Древние религии всех народов, прежде всего, были культами обожествления природы. Звездным и солнечным предзнаменованиям люди древности придавали огромную роль. В древнейшей цивилизации шумеров (Месопотамия) были заложены начала астрономических знаний, сложились представления о влиянии на исторические процессы, войны, судьбу людей положения звездных созвездий («Знаки Зодиака»). В Древнем Египте поклонялись богу Солнцу Амону-Ра. Муза Урания у древних греков была музой не только астрономии, но и астрологии, гадания по звездам.

Так, обоюдным миром неожиданно закончилась пятилетняя война между древнегреческими государствами Мидией и Лидией. 28 мая 585 г. до н.э. произошло полное солнечное затмение. Обе армии посчитали это проявлением гнева богов и бросили оружие, а военачальники не смогли их заставить воевать между собой. По словам Автора «Слово о полку Игореве», солнечное затмение, происшедшее во время похода русского князя Игоря (1 мая 1187 г.) заранее предупреждало его о неуспехе, но, не задумавшись об этом, князь с сыном попали в половецкий плен.

Европейцы, в отличие от народов Востока, в развитии культуры пошли другим путем. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Еще Протагор отметил, что «человек — мера всех вещей». Природа стала восприниматься чем-то вроде врага, которого надо было победить, поставить себе на службу (таковы подвиги Геракла у древних греков).

Слабость перед силами природы европейцы стали компенсировать созданием все более совершенных машин. Начиная с Ренессанса, европейцы стали убеждать себя, что человек есть венец творения, все в мире существует только для них. Можно открывать новые земли, завоевывать неевропейские народы и пр.

В Новое время европейцы стали изменять природу на свой лад, расхищать ее богатства, не считаться с загрязнением окружающей среды и др. Религиозные убеждения стали уступать место вере в научно-технический прогресс, который наглядно убеждал человека в могуществе его разума. Как выразился нигилист Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — природа «не храм, а мастерская», и человек в ней работник.

Таким образом, важной особенностью различий в динамике культуры народов Востока и Запада является своеобразие отношений «человек и природа», что и лежит в принципиальной разнице менталитета народов Запада и Востока.

Природа играет важнейшую роль как в процессе антропогенеза (появлении и развитии человека), так и культурогенеза (возникновении в человеческом обществе культуры). На возникновение, динамику и характер развития той или иной цивилизации большое воздействие оказывает окружающая природная среда, а возможно, и космос.

Л.Н. Гумилев говорил о влиянии природно-космических сил на процессы этногенеза, о влиянии их на пассионарность этноса и отдельных личностей. Он так же писал о необходимости «соотношения каждого этноса с его вмещающим и кормящим ландшафтом, причем утрата этой связи невосполнима: упрощаются, искажаются и ландшафт, и культура этноса» [«Этногенез и биосфера Земли»].

Причины возникновения эпидемий, могучих тайфунов, вулканической деятельности, кровопролитных войн с иноземцами, гражданских войн, социальных революций и пр., их связь с изменениями солнечной активности и периодичность этих процессов показал русский ученый А. Чижевский.

В 1918 г. в представленной в Московский университет докторской диссертации он показал, что пики солнечной активности, на которые приходится максимум значительных исторических событий, занимают в среднем по 3—4 года. Они сопровождаются выбросами в Космос гигантских протуберанцев, оторвавшихся от Солнца, что приводит к магнитным бурям, от которых на Земле становиться во всех отношениях весьма неспокойно. Их сменяют 7—9 относительно спокойных лет. Весь цикл занимает 11, 8 года. Это время полуоборота магнитного поля Солнца вокруг своей оси. Сегодня люди, страдающие сердечно-сосудистымизаболеваниями, прислушиваются к советам врачей: быть осторожными в дни повышенной активности Солнца и пр.

Другой ученый, В.И.Вернадский, разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности материи и бытия, возникающей при взаимодействии природы и общества, где человеческий разум играет роль особой энергии, взаимодействующей с энергиями Солнца и планет.

Ноосфера (от греч. — ум, разум + шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в человеческой деятельности как определяющем факторе ее развития и сопоставимой по силе воздействия на природные процессы с геологическими катаклизмами.

Взаимосвязь энергетики современной цивилизации с космическими процессами, несомненно, существует, и не только Солнце влияет на нее, но существует и обратная связь. Отмечено, что там, где люди строили гармоничную цивилизацию в дружбе с соседними народами и природой, она благодарно отзывалась высокими урожаями и смягчающимся климатом. А когда какая-то часть народов вдруг начинала вершить судьбы всего мира, то получала наказание: в виде известных по Библии «казней египетских», или истощившей пассионарность татаро-монгольской Золотой Орды засухой степей. Все великие царства древности и империи существовали недолго и кончали гибелью и разрушением.

Г.Д. Гачев отметил большое значение в формировании национального образа мира не только генетической наследственности людей и влияния культуры, но и воздействие своеобразия окружающей природы, что проявляется в мировосприятии, темпераменте этноса, и даже народных песнях и танцах [«Национальные образы мира»].

В развитии современной цивилизации американский культуролог Л. А. Уайт отметил картину постепенного отчуждения мира человека от мира природы. Причину этого он видел в утверждении христианской картины мира. С ее распространением человек выступил в роли хозяина природы, имеющего право ее эксплуатировать и преобразовывать.

Л.А. Уайт писал, что язычники, наоборот, «одушевляли» природу и бережно относились к ней. Реки, деревья и животные у них имели своих духов-покровителей, и для практических действий с природой у них нужно было получить разрешение, совершить обряд. Таковы были первобытные культы «тотемизм», «анимизм».

Другие ученые, наоборот, находят в христианстве идеи о необходимости сохранения всего живого, гармонизации отношений природы и человека. Поэтому приведем слова протоиерея А.В. Меня: «Согласно Библии, человек создан по образу Божию, призван повелевать миром и созидать, а сам мир понимается в Библии как процесс, который должен подчинить материальное мироздание духу» [«История религии», Т. 1., 1991].

Как писал немецкий социолог и экономист М. Вебер — начиная с Нового времени, ориентация западной цивилизации на развитие науки и техники, практическую деятельность, подкрепленная протестантской установкой на трудовую активность индивидуума, способствовала покорению и преобразованию природы, ставшую просто (материальным – В.Н.) объектом научного изучения [«Протестантская этика и дух капитализма»].

***

История показывает, что за последние несколько тысяч лет изменялся характер взаимоотношений мира человеческой культуры и мира природы, и антропогенное воздействие на природу постепенно нарастало.

Первобытные племена тысячи лет вели бродячий образ жизни, собирая плоды, занимались охотой, «вписываясь» в природу, почти как один из ее биологических видов. К концу палеолита (около 15 тыс. лет назад) численность людей составляла всего около 3 миллионов, освоивших менее трети современной ойкумены. На других территориях людей было очень мало.

На Ближнем Востоке люди впервые начали жить более оседло, переходя к земледелию и скотоводству. В эпоху «неолитической (от лат. «neo» — новый, «lit» — камень) революции» — VIII-V тысячелетие до н. э., люди стали создавать постоянные поселения, где было возможно, выращивать злаки и овощи, приручать «полезных» животных. Так мир природы стал постепенно изменяться под воздействием деятельности человека.

Постепенно человек уничтожал «ненужные» растения и «вредных» животных, изменял («окультуривал») естественные видовые свойства «полезных» ему растений и животных. Это ослабило зависимость людей от природы и стимулировало рост населения.

Русский ученый 2-й пол. XIX века Л. И. Мечников писал, что первые цивилизации, возникшие 6-5 тыс. лет назад в долинах больших рек Азии и Африки (Шумер, Египет, Индия, Китай), были связаны с необходимостью ирригационного земледелия [«Великие реки и развитие цивилизаций»]. Строительство плотин и каналов, регулировавшее разлив рек, изменяло естественную скорость их течения, интенсивное возделывание земли изменяло ландшафт и природу.

Население Земли постепенно увеличивалось. 4-5 тыс. лет назад оно составило около 25 млн. человек, живших в основном в Египте, Месопотамии, Средней Азии, Индии, Китае. За первое тысячелетие до н.э. «цивилизованный мир» охватил громадные территории от Атлантики до Тихого океана.

Для строительства городов разрабатывались каменоломни. Развитие ремесла и необходимость добычи металла для изготовления орудий труда и оружия потребовали строительства первых шахт для разработки рудных месторождений.

В средневековье улучшалась агротехника, расширялись пашни, но хлебородные земли постепенно истощались. Начиная с XVI—XVII веков, промышленное развитие в странах Западной Европы, по сравнению с Востоком, резко ускорилось. Научно-техническая революция в Западной Европе сопровождалась урбанизацией. В XVIII —XIX веках появились миллионы паровых и электрических машин на фабриках и заводах, которые сбрасывали промышленные отходы в реки. Для обеспечения фабрик и заводов энергией строились гидростанции, перегородившие русла рек. Воспетая поэтами река Рейн (по нем. «Rein» — чистый) стала в XX в. «сточной канавой» для промышленных отходов нескольких стран Западной Европы.

Научно-технический прогресс сопровождается разрушением процессов биоценоза, естественных ландшафтов, загрязнением источников пресной воды, атмосферы промышленными отходами, в том числе, и радиоактивными.

Под влиянием интенсивной деятельности человека происходит изменение климата Земли. Вырубаются леса («легкие» планеты), выделяющие в атмосферу кислород. Возникли озоновые «дыры» в атмосфере, которые пропускают вредное космическое излучение. Запускаемые космические станции и аппараты дают космический «мусор». Прогнозы говорят о наступлении к середине XXI в. экологического кризиса, что ставит проблему выживания на планете человека, как биологического вида.

***В последнее время активно развивается культурная экология, в том числе, это и отношение культуры к природе. Так, в 2007 г. в г. Лейпциге, из-за протеста экологов, по решению суда прекратили строительство моста, который мог разгрузить транспортные артерии города. Могла бы пострадать редкая популяция летучих мышей.

Бывший вице-президент США А. Гор, проявлявший большое внимание проблемам экологии, писал, что духовный кризис, забвение нравственных начал грозят человечеству тем, что потребительская цивилизация ведет планету к гибели [«Земля на чаше весов»].

На необходимом балансе «природы» и «культуры» отрицательно сказывается и стремительный рост населения. По демографическим подсчетам, за последние две тысячи лет население Земли выросло примерно в 10 раз.

К I веку н.э. было около 150-250 (по другим данным, 250-350) млн. человек, большинство из которых проживало в Римской империи, Китае и странах южной Азии. В 1000 г. население оценивают в 275 млн.; в 1650 г. — в 545 млн. человек. Увеличение населения произошло во второй пол. XVIII века, и в 1800 г. было 906 млн. человек. Во второй пол. XIX века резкое увеличение населения было связано с улучшением медицины, снижением детской смертности, увеличением средней продолжительности жизни. В 1900 г. было 1 млрд. 600 млн.; в 1950 г. — 2 млрд. 500 млн.; в 2000 г. — 6 млрд. человек.

По расчетам ученых знаменитого «Римского клуба» (1960-е гг.), наша планета может полноценно «прокормить» только один «золотой миллиард» человек. Природные запасы угля, нефти, газа, руд и др. в будущем невосполнимы. Неконтролируемый рост населения вызывает необходимость использования всех природных ресурсов и ведет к их истощению.

III. 2. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Общество, в широком смысле понятия, это целостный организм, выступающий как социальная система; историко-временное и географическое пространство взаимодействия различных социальных групп. В более узком смысле, обществом называют исторически конкретный тип социальной системы, социальных отношений и соответствующих им институтов как способов и средств воздействия на мировоззрение человека.

Гражданское общество — общество, в котором достигнут высший уровень экономических, правовых, политических и культурных отношений между людьми, взаимодействие граждан и государственных структур.

Естественное право — одно из основных направлений в общественной мысли прошлого. Естественное право предполагает необходимость соответствия законов, права в обществе законам природы и природе человека. Это понятие зародилось в античности у Аристотеля, но особое значение приобрело в XVI-XVIII вв. и в эпоху Просвещения, когда в европейских странах ссылки на естественное право оправдывали требования сословного и юридического равенства. В Новое время происходило становление буржуазного общества, формирование нового типа социальных отношений, утверждавших приоритет прав личности, свобод человека и гражданина, его духовную независимость. Как ответ на потребности познания гражданского общества, как целостной системы, возникла наука «социология», созданная к середине XIX века французским философом-позитивистом О. Контом.

Социология (от лат. «societas» — «общество» и греч. «logos» — «знание, наука») - наука об обществе, социальных институтах (государство, право, мораль, культура и пр.), общественных процессах и социальных общностях людей.

Ученые XIX—XX вв. оказавшие большее влияние на развитие социологии культуры — Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Клакхон, Б. Малиновский, П. Сорокин, Т. Адорно, М. Мид, А. Радклифф—Браун, Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Манхейм, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас и др.

Любое общество предъявляет определенные требования к содержанию и функциям культуры, а культура сферами своих проявлений оказывает непосредственное воздействие на все стороны его исторического бытия. Культура является продуктом общественного развития и свою динамику проявляет через творческую деятельность людей.

Культура выступает в обществе, в значительной мере, как система ценностей, норм, общественных институтов, осуществляющих регулирующие функции в духовной сфере, создания материальных благ, норм, ценностей и поведения человека и т. д.

Образование, философия, наука, религия, мораль, искусство — главные проявления культуры в обществе. В рамках социокультурного подхода культура предстает как элемент целостности, объединяя все формы культуротворческой деятельности человека.

Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Культурная революция — совокупность культурных преобразований в процессе перехода от одного общественного строя к другому; перестройка системы производства, распространения и использования культурных ценностей; изменения функций, содержания и форм культуры.

В современной науке при характеристике социальных групп имеющих неравное общественное, материальное положение, занимающихся различными формами профессиональной деятельности, все чаще употребляют понятие «страта».

В обществе, как целостной системе, существуют общности разного типа. По социальному носителю можно выделить:

— культуру личности;

— культуру малой социальной группы (семья, студенческая группа, трудовой коллектив);

— культуру больших групп населения (сословие, каста, класс, страта);

— культуру этноса, страны, исторического типа общества;

— мировую культуру (цивилизацию).

Культура отражает идеалы общества, а так же, характеризует ту или иную социальную группу, индивида, этнос и т. п. У разных этносов образ жизни, традиции, обычаи, нормы и другие формы культуры будут различны.

Таким образом, культура в обществе выступает:

— как социальные нормы, в том числе, языкового общения, ценности и стереотипы поведения - как отдельной личности, так и социальной группы и др.;

— как образ повседневной жизни (традиции, обычаи, обряды, символы, этикет, ритуалы, церемонии, манеры, нравы, особенности жилья, формы труда, досуга, отдыха и пр.).


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Природа и культура. Проблемы антропо- и культурогенеза.
  2. II. Обладание и бытие в повседневной жизни
  3. III – ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  4. III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом завете и в трудах Майстера Экхарта
  5. X. Посещение Патриарха архиепископом рязанским. – Просьба патриарха о разрешении ему въезда в Москву. – Прибытие драгоманов. – Отъезд из Коломны. – Зимний путь. – Приезд в Москву.
  6. Ассоциативная природа языковой нормы
  7. Билет 2 и 3. Культура как общественное явление: понятие, сущность, структура.
  8. Бытие как исходная философская категория. Трактовка категории бытия в истории философии.
  9. Вопрос 54. Адвокатское расследование как институт уголовного процесса. Понятие, природа, сущность и его значение.
  10. Вопрос 6: природа товара(двойственная природа т./св-ва,кач-во,потребительская ст-ть,ст-ть)
  11. Вопрос. Электромагнитная природа света. Волновые и квантовые свойства света.
  12. Воскресение Иисуса - событие во времени и пространстве


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь