Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



8.1.

ЭФФЕКТ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Центральной и ключевой проблемой теории и практики менеджмента является проблема эф­фективности. Особое значение эта проблема име­ет применительно к менеджменту в сфере куль­туры, где оценить эффективность деятельности чрезвычайно трудно, прежде всего — в силу осо­бенностей менеджмента в этой сфере, о которых говорилось в начале работы, сложности просле­живания однозначной зависимости между кон­кретными результатами и итогами работы, под­дающимися количественному анализу (прибыль, объем продаж и т. д.), трудностями выражения и характеристики результатов.

Важнейшими проблемами современного биз­неса, как коммерческого, так и нон-профитного, становятся выходящие на первый план действия трудноуловимых, трудноизмеримых и практиче­ски непредсказуемых факторов. Недаром совре­менный менеджмент называют «управлением по слабым сигналам».

Успех дела зависит не от способности решать хорошо структурированные задачи с явно выра­женными параметрами, а в умении учитывать и использовать неявно выраженные импульсы сре­ды и управлять сопротивлением — внешним и внутрифирменным. Все сказанное в полной (если не в наибольшей) мере относится к менеджменту в сфере культуры, что, тем не менее, не снимает проблемы анализа эффективности, которая рано


или поздно, но встает перед руководством фирмы и орга­нами отраслевого и регионального управления, желающим знать — оправданы ли те немалые затраты, которые идут на культурные проекты, программы и мероприятия (осо­бенно в условиях дефицита бюджетных средств). В эффект­ности этих мероприятий сомнений нет — но насколько они эффективны?

Трудности усугубляются тем, что для решения пробле­мы эффективности управления культурной деятельностью оказываются недостаточными чисто экономические (финан­совые, затратные, ресурсные и т. д.) критерии эффективно­сти, выработанные на материале эффективности матери­ального производства. Анализ же эффективности приме­нительно к сфере культуры непосредственно предполагает выработку более широкого подхода, выхода в более широ­кий (часто — только предполагаемый) контекст и уточне­ние этого контекста. В определенном смысле анализ про­блемы эффективности на материале управления в сфере культуры привлекателен и поучителен именно его трудно­стью — в этих условиях выработка модели эффективности особенно интересна и имеет универсальное значение.

Рассмотрение проблемы эффективности предполагает несколько уточнений. Прежде всего это касается понятий эффекта и эффективности, содержание которых очень час­то смешивается. Так, говорят об «эффекте от использова­ния нового оборудования», «эффекте от внедрения новых форм работы», «эффекте управления» и т. п. Проводятся даже анализы и исследования с целью выявления эффекта отдельно взятых мероприятий культурно-досугового (кон­церты, спектакли и т. д.) или менеджментного характера, что является очевидной подменой понятий, так как речь фактически идет не столько об эффекте, сколько об эффек­тивности. Эффектом обладает любое взаимодействие — как вещественное, так и информационное. Эффект выступает как результат (основной или побочный) такого взаимодей­ствия вне зависимости от его целей и назначения. В этом плане эффект — абсолютная (безотносительная) характе­ристика, выражающая результат любой деятельности. Эффективностью же обладает не любое взаимодействие и не всякий процесс, а лишь имеющие определенные цели.

Так, пожар или землетрясение, обладая явным эффек­том, эффективностью не обладают, в отличие от поджога или бомбардировки. Иначе говоря, эффективность — сугу­бо относительная характеристика деятельности, причем от­носительно преследуемых этой деятельностью целей. В этом плане эффективность — принципиально управленческая характеристика, принципиально управленческое понятие, соотносящее результат (эффект) деятельности с преследуе­мыми целями, как отношение этого результата к целям.

Где «рождается» эффективность? Из анализа каких факторов и показателей можно ее выявить? Очевидно, что эффективность нельзя отождествлять исключительно с какой-то одной сферой управления, например, с финанси­рованием, или с материально-техническим обеспечением, или с расстановкой кадров только. Эффективность — син­тетический и интегральный показатель, характеризующий всю деятельность учреждений культуры во всей ее полно­те. На этом основании иногда ищут пути и возможности расчета универсального, единого показателя эффективно­сти, имеющего простое количественное выражение. Напри­мер, как известно, основатель советского государства вся­чески побуждал экономистов выработать единый index number — числовой показатель, характеризующий эффек­тивность развития народного хозяйства в целом.

Такая задача является весьма и весьма благородной не только применительно к экономике страны в целом, но и применительно к отдельно взятой фирме. Сложность ее ре­шения на любом уровне состоит в том, что возможность рас­чета такого показателя предполагает наличие по крайней мере трех необходимых условий: 1) точной дифференциро­ванной модели эффективности, выделяющей основные фак­торы последней; 2) показателей, характеризующих эти факторы; 3) методики соотнесения этих показателей друг с другом. Иначе говоря, прежде чем интегрировать, надо научиться дифференцировать.

8 2

ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность выражает не только относительность результата деятельности к ее целям, но и результата с ис­пользованными для его достижения средствами (матери­альными, финансовыми, трудовыми и др.) — как характе­ристика оптимальности их использования. Иначе говоря, эффективность — это свойство способа деятельности, если с его помощью цели достигаются быстрее, легче, с мень­шими затратами.

Нередко эффективность в сфере культуры сводят к характеристикам типа отношения уровня культуры к объ­ему потребления благ и услуг («социальная эффектив­ность»), отношение объема деятельности учреждений куль­туры к их ресурсам («использование материально-техниче­ской базы»), доход, прибыль, рентабельность («финансовая эффективность») и т. п. Все эти важные показатели уточ­няют, тем не менее, лишь один вид эффективности — со­отношение затрат и результатов работы. Однако главной характеристикой эффективности является все-таки соот­ветствие результатов целям, по отношению к которому оптимальность затрат является характеристикой вторич­ной, производной. И тем более эта характеристика важна применительно к сфере культуры — некоммерческой по преимуществу. Поэтому доминирование внимания на за­тратном аспекте эффективности чревато смещением акцен­тов в менеджменте на коммерческой стороне дела исклю­чительно. Распространенность и некоторое доминирование затратной модели эффективности легко объяснимо тем, что она более явна и легко поддается измерению и анализу в точных количественных показателях — натуральных и стоимостных.

Однако отмеченные два вида эффективности не исчер­пывают содержание этой центральной для теории и прак­тики менеджмента идеи. Можно и необходимо говорить об эффективности и как о соответствии самих целей деятель­ности реальным потребностям. Так, необходимость мар­кетингового анализа и всей маркетинговой технологии менеджмента во многом обусловлена именно этим аспек­том эффективности. Если цели не будут соответствовать реальному спросу, то, в какой бы степени эти ошибочные цели ни были достигнуты на практике, причем даже с ми­нимальными затратами, вряд ли менеджмент в целом мо­жет рассматриваться как эффективный и быть таковым. Советская система управления, ориентированная на дос­тижение утопических и выморочных целей, — тому на­глядное подтверждение.

Следовательно, в общем виде можно говорить о трех основных видах эффективности:

• как отношение затрат к полученным результатам (Э = = Р/3), выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получить один и тот же результат;

• как отношение результата к преследовавшимся целям (Э = Р/Ц), выражающее степень реализации целей дея­тельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;

• как отношение целей реальным потребностям, пробле­мам (Э = Ц/П), выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.

С некоторой степенью условности эти виды эффектив­ности могут соответственно различаться как «экономич­ность», «результативность» и «целесообразность». Итого­вое выражение эффективности

q Ц Р Р

может быть упрощено за счет очевидного математическо­го преобразования (сокращения Ц) до вида:

э~п 3■

Однако в менеджментном контексте посредующая роль целей представляет принципиальный интерес.

Если цель полностью выражает потребность (Ц/П = 1), арезультат полностью реализует цель (Р/Ц = 1), то эффек­тивность сводима к ее затратной составляющей:

9-1 1 3 3'

Однако такое допущение является излишне сильным, особенно для практики менеджмента в социально-культур- ной сфере.

8 3

УРОВНИ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Проведенное различение видов эффективности явля­ется, однако, недостаточным для полного уточнения и уяс­нения проблемы эффективности менеджмента в сфере культуры. Дело в том, что эффективность (во всех ее трех аспектах) проявляет зависимость от уровня анализа управ­ленческого процесса.

Так, можно говорить об эффективности деятельности фирмы и об эффективности управления ею или группой фирм. Если эффективность на уровне деятельности фир­мы связана с анализом целей, результатов и затрат в осу­ществлении ее непосредственных социальных функций (для сферы культуры — организация досуга, просветитель­ская деятельность и т. д.), то эффективность на уровне управления связана с анализом эффективности относитель­но функций менеджмента (принятия решений, планиро­вания, учета, контроля и т. д.). То, что это достаточно раз­личные стороны эффективности, наглядно и убедительно продемонстрировал упомянутый опыт централизации уч­реждений культуры, создания культурно-спортивных ком­плексов. С точки зрения управленческих функций, цен­трализация (как концентрация материальных, трудовых и финансовых ресурсов) является фактором безоговороч­но положительным, поскольку всякая централизация ве­дет к более оперативному административному руководству, упорядочению и унификации планирования, учета и от­четности. Однако централизация, будучи фактором повы­шения эффективности (целесообразности, результативности и экономичности) управления, не всегда и не при всяких условиях ведет к улучшению и повышению качества собст­венно культурно-досуговой и т. д. работы учреждений куль­туры. Если для целей управления чем крупнее централизо­ванная клубная или библиотечная система, тем лучше (не­даром в практике менеджмента давно отмечена тенденция к росту и разбуханию системы управления), то для целей собственно деятельности учреждений это не всегда так.

Другой яркий пример — инициирование развития плат­ных услуг в сфере культуры (внедрение хозрасчета). Для целей управления это безоговорочный фактор повышения эффективности. Для целей же деятельности погоня за плат­ными мероприятиями зачастую вступает в противоречие с социальными функциями учреждений культуры.

Более того, экономичность может вести себя по-разно- му, в зависимости от особенностей развития сети учрежде­ний культуры и управления ими. Эту зависимость можно изобразить графически, взяв по вертикали показатели фак­тора, а по горизонтали — время (см. рис. 37).


Затраты Результат Эффективность

Рис. 37

Зависимость эффективно­сти от затрат

Затраты

Рис. 39

Эффективность

Рис. 38 Зависимость эффективно­сти от простого роста культурно-досуговой деятельности
Результаты
------------------------------ -—► Рис. 40 Зависимость роста эффек­тивности от совершенство­вания методики и форм культурно-досуговой работы

Зависимость эффективно­сти от уровня работы учреждений


 

 


Зависимость от простого роста объема культурно-досу- говой деятельности, например, посредством развития сети учреждений культуры путем создания новых учреждений по типовым проектам изображена на рис. 38.

Иначе говоря, экстенсивное развитие сферы культуры не ведет к росту эффективности как экономичности.

Особый интерес представляет поведение эффективно­сти в интенсификации деятельности учреждений культу­ры. Зависимость эффективности от уровня собственно ра­боты учреждений изображена на рис. 39.

Иначе говоря, совершенствование методики и форм культурно-досуговой работы, не требуя новых затрат, мо­жет привести к росту эффективности. На уровне управле­ния учреждениями культуры эта зависимость еще более любопытна (рис. 40).

Иначе говоря, совершенствование управления может, при снижении затрат и сохранении результатов работы, вести к повышению эффективности деятельности учреж­дения культуры или сети учреждений. Поэтому именно совершенствование менеджмента и выступает наиболее
мощным рычагом интенсификации деятельности учреж­дений культуры.

Однако при рассмотрении эффективности в социально- культурной сфере можно выделить не два, а три уровня анализа, что обусловлено спецификой конечного резуль­тата деятельности. В качестве последнего в данном случае выступает культурная деятельность населения — опреде­ленного объема, интенсивности и структуры. Причем сама эта деятельность, в которой удовлетворяются культурные потребности и запросы, формируются новые, носит целе­направленный и целесообразный характер, связана с за­тратами. Поэтому при анализе эффективности управления в сфере культуры следует различать три уровня:

1) уровень культурной деятельности населения, реали­зуемой в учреждениях культуры;

2) уровень деятельности учреждений по организации культурной деятельности населения;

3) уровень управления деятельностью учреждений куль­туры.

Примечательно, что соотношение двух упоминавшихся видов управления (по целям, в модусе «иметь», и по ценно­стным нормам, в модусе «быть») по-разному проявляется на этих трех уровнях. Если первый уровень отчетливо акцен­тирован идеей целесообразности, то на третьем уровне столь же явно доминирует установка на ценностные традиции и социальную нормативность. Отмечавшиеся же тенденции со­временного менеджмента как все большая степень перехода из модуса «иметь» в модус «быть», с этой точки зрения, мо­жет пониматься как все большая степень адекватности тех­нологии менеджмента обслуживаемой им деятельности.

Таким образом, каждый из видов эффективности ме­няет свое конкретное содержание, в зависимости от уров­ня анализа. Соотношение видов и уровней эффективности можно наглядно представить в таблице (табл. 23).

Таблица наглядно демонстрирует, что эффективность — дифференцированная и многоуровневая характеристика. Правда, можно говорить о некоторой степени акцентуации видов эффективности на каждом из уровней. Так, уровень управления явно тяготеет к акценту на экономичность. Уровень деятельности фирмы — к акценту на результатив­ность. А уровень культурной деятельности — на целесооб­разность. (См. заштрихованные ячейки таблицы.)

Т а б л и и, а 23


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь