Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ



В системе оценки деятельности организации культуры отдельное место занимает оценка эффективности предпри­нимательской деятельности. В связи с тем, что целью ра­боты большинства организаций культуры является не по­лучение прибыли, а достижение социальных результатов, предпринимательская деятельность в них носит подчинен­ный характер и тесно связана с основными направления­ми их работы. Человек обращается к организациям куль­туры, прежде всего, для удовлетворения своих нематери­альных потребностей, удовлетворению же материальных нужд клиента придается второстепенное значение. В ре­зультате, анализ предпринимательской деятельности ор­ганизаций культуры делает необходимым совместное ис­пользование показателей оценки основной некоммерче­ской деятельности и коммерческих направлений работы.

В системе предпринимательской деятельности боль­шинство организаций культуры активно занимается тор­говыми операциями (реализация сувенирной и печатной продукции, услуги кафе, ресторанов и т. д.).

Организации культуры, осуществляющие торговую дея­тельность, ориентируются на максимальный процент пре­вращения посетителей, зрителей в покупателей продукции,

% 40-

27, е  
             
16, 8                    
                       
      •2                          
5.6                                
д^ П                                
Рис. 42 Коэффициенты соотношения покупателей и посетителей ряда музеев в 1999 г. ГРМ ГМИИ ГИМ ГТГ ГЗ НГ Тейт ВиА БМ Мет СФ Мома

 

и одним из показателей оценки торговой деятельности в организациях культуры является коэффициент соотно­шения покупателей и посетителей. Данный коэффици­ент рассчитывается как процентное отношение числа по­купателей в торговых зонах организации культуры к обще­му числу посетителей. Коэффициент принимает значения от 0 до 100%. На рис. 42 приведены значения коэффици­ентов соотношения покупателей и посетителей для круп­ных музеев мира.

Из рисунка видно, что максимальное значение коэф­фициента (33%) принадлежит Музею Виктории и Альбер­та в Лондоне (ВиА). Высокий уровень показателя подтвер­ждается на практике инновационными разработками му­зея в области коммерческих программ для различных категорий посетителей. Самые низкие значения коэффи­циента соотношения покупателей и посетителей характер­ны для российских музеев. Так, по сравнению с Метропо­литен (Мет) (25%) и Британским музеем (БМ) (26%), Госу­дарственный Эрмитаж (ГЭ) (12%) уступает им по данному коэффициенту более чем в два раза.

Среди российских музеев наиболее успешной является работа Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) с са­мым высоким уровнем соотношения покупателей и посе­тителей (13%). Для сравнения самые низкие значения данного показателя составляют 1, 2% и 1, 1% и принадле­жат Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ) и Государственному Русскому музею (ГРМ). Высокие значения коэффициента в Третья­ковской галерее действительно соответствуют эффектив-

I I I Га

г~|— | П— |~|_ ■

ГРМ ГМИИ ГИМ ГТГ ГЭ ' НГ Тейт ' ВиА БМ ' Me □ □ Посетители ш Торговая площадь, кв. м Рис. 43

тыс. 25000 - 20000 - 15000 -• 10000 - 5000-
СФ Мома

Посещаемость и торговые площади музеев в 1999 г.


 

 


ной организации на территории музея сети кафе и ресто­ранов, рассчитанных на среднего российского покупате­ля. Вместе с тем, в целом низкие значения коэффициента соотношения покупателей и посетителей в российских му­зеях подтверждают невысокий уровень развития их торго­вой деятельности.

Коэффициент соотношения покупателей и посетителей достаточно точно отражает общий уровень развития торго­вой деятельности в организациях культуры. Однако дан­ный коэффициент не анализирует факторы, влияющие на формирование того или иного уровня развития торговой деятельности. В частности, невысокий уровень развития торговой деятельности российских музеев обусловлен не­достатком торговых площадей при высокой посещаемости музеев (рис. 43).

Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственном Историческом музее (ГИМ) в Москве торговые площади практически отсутству­ют (110 кв. м. и 250 кв. м.)(рис. 44). Лидером по объему тор­говых площадей среди российских музеев является Эрми­таж, на территории которого действует целая серия суве­нирных магазинов, киосков, кафе. Используя под торговые площади 1500 кв. м., Эрмитаж все же значительно отстает от своих зарубежных партнеров. Для сравнения Националь­ная галерея в Лондоне, с той же численностью посетите­лей 5 млн в год, имеет торговую площадь в пять раз боль­ше (7500 кв. м.), чем Эрмитаж, а Метрополитен-музей, с самым большим среди музеев объемом торговых площадей (22 500 кв. м.), превосходит Эрмитаж в 15 раз.


О 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4ИЮ 1500 5000 5500 6000 65WJ 7000 7500 8000 Рис. 44 Число посетителей на 1 кв. м. торговой площади в музеях в 1999 г.
грм гмии ГИМ ггг гэ нг Твйт ВиА БМ Мет СФ Мома

     
   
4, 66 5, 16  
  +.25        
  3, 15      
1, 5 1.6 1.70    
0, 9      
0, 02 0.02! i    
Рис. 45 Торговые доходы; музеев на 1 посетителя, в 1999 г. (в долларах США) ГРМ ГМИИ ГИМ ГГГ ГЭ НГ Тейт В viA БМ Мет СФ Могла

 

Для оценки факторов, влияющих на уровень развития торговой деятельности в музее, используется относитель­ный показатель — коэффициент численности посетите­лей музея на единицу торговой площади. Среднемировой уровень данного коэффициента, по оценке консультанта Метрополитен-музея Ника Хоффмана, составляет 500 по­сетителей на 1 кв. м. Из рис. 45 видно, что значения этого коэффициента в российских музеях значительно превы­шают его средний уровень, что еще раз свидетельствует о наличии в отечественных музеях дефицита торговых пло­щадей. Так, Государственный музей изобразительных ис-


кусств им. А. С. Пушкина, с самой наименьшей торговой площадью, выделяется наибольшим уровнем показателя численности посетителей на единицу торговой площади (18 181 чел. на 1 кв. м.). Государственный Эрмитаж, не­смотря на самую большую торговую сеть среди российских музеев, отличается высоким уровнем данного показателя (3333 чел. на 1 кв. м.), т. е. налицо дефицит торговой пло­щади при большой посещаемости.

Интересно отметить, что Третьяковская галерея с са­мым высоким среди российских музеев значением коэф­фициента соотношения покупателей и посетителей (13%) уступает по значению второго показателя (3061 чел. на 1 кв. м.) Русскому музею (2500 чел. на 1 кв. м.) с самым низким уровнем соотношения покупателей и посетителей (1, 1%). Показатель относительной численности выявляет скрытый недостаток торговой площади в Третьяковской галерее, несмотря на эффективную организацию ее торго­вой деятельности.

Показатель относительной численности так же, как и коэффициент соотношения покупателей и посетителей, свидетельствует о низком уровне организации торговой деятельности в российских музеях по сравнению с зару­бежными аналогами. Так, Метрополитен-музей и Музей современного искусства в Сан-Франциско (СФ МОМА) об­ладают высокоэффективной торговой сетью — 250 чел. и 232 чел. на 1 кв. м. торговой площади, тогда как в рос­сийских музеях самые эффективные показатели относи­тельной численности варьируют между 2500-3061 чел. на 1 кв. м. торговой площади.

Таким образом, коэффициент численности посетителей на единицу торговой площади позволяет определить влия­ние факторов посещаемости музея и торговой площади. Тем не менее, данный показатель не учитывает стоимостные факторы при оценке торговой деятельности в музеях, в частности, величину доходов от коммерческой реализации товаров и услуг. Для анализа торговой деятельности в му­зее целесообразно использовать также другой относитель­ный коэффициент — уровень торговых доходов на одного посетителя. По оценке консультанта ЮНЕСКО Стюарта Гибсона, средний уровень доходов на одного посетителя в ведущих мировых странах составляет 5 долларов США на 1 посетителя.

Основные характеристики музеев в 1999 г.
Музей Размер коллек­ций Экспозиционные площади, кв. м. Численность персонала  
гэ 2 997 185 205 553  
ГРМ 404 413 238 526  
ГТГ 168 679 184 617  
ГМИИ 569 885 33 929  
гим 4 501 289 45 634  
БМ 4 978 669 179 348  
Мет 5 007 854 198 311  
ТГ 1 866 512 89 301  
ВиА 2 634 119 79 521  
ЛИГ 1 985 034 65 887  
СФ МОМА 1 970 322 74 622  
МИИ в Бостоне 3 954 097 88 611  

 

Российские музеи отличаются низкими значениями этого показателя. Наименьшие значения коэффициента принадлежат Русскому музею и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (0, 02 долл. США на 1 чел.). Действительно, в бюджете этих музеев величина доходов от торговой деятельности составляет соответственно 20, 5 тыс. долларов США и 41, 6 тыс. долларов США, что существен­но ниже аналогичных показателей других российских му­зеев (табл. 32). Так, доходы от торговой деятельности Рус­ского музея в 391 раз меньше подобных поступлений Эр­митажа (8 млн долларов США). Сложившуюся ситуацию в Русском музее можно объяснить низкой рентабельностью сувенирных магазинов, отсутствием постоянного кафе на территории музея и т. д.

Среди российских музеев наибольший уровень торго­вых доходов на одного посетителя принадлежит Третья­ковской галерее и Государственному Эрмитажу (1, 5 и 1, 6 долларов США на 1 чел.), что связано со значитель­ными объемами торговых поступлений в их бюджетах — 2, 2 млн и 8 млн долларов США. Однако несмотря на дос­таточно высокую абсолютную величину доходов от торго­вой деятельности в некоторых российских музеях, их от-

Таблица 32


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь