Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ



В силу того, что основной целью деятельности многих организаций культуры является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка ин­вестиционных проектов организаций культуры носит ярко выраженную специфику.

Процедура оценки инвестиционных проектов органи­зации культуры имеет две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывает­ся на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а социальная составляющая — на оценке социальных ре­зультатов от выполнения проекта.

Анализ экономических результатов инвестиционных проектов организации культуры базируется на тех же по­казателях, что и для коммерческих предприятий. Это ко­эффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложен­ных средств, показатель внутренней нормы прибыли.

К показателям оценки социальных результатов инве­стиционных проектов относятся коэффициент социальной рентабельности, показатель чистой приведенной соци­альной стоимости, индекс социальной доходности, коэф­фициент внутренней нормы социальной доходности.

При оценке инвестиционных проектов организации культуры наиболее привлекательными являются проекты с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве случаев проекты с высокими значе­ниями социальной рентабельности являются экономиче­ски убыточными проектами. При этом важно, чтобы соци­альная рентабельность проекта компенсировала финансо­вую нерентабельность проекта, т. е. сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля. Для подоб­ной оценки целесообразно использовать показатель общей рентабельности проекта TR (или общей нормы доходно­сти ). Он рассчитывается следующим образом:

Чистая прибыль + Социальный эффект 1 Н — Н + ЬН — —.

Затраты

Показатель общей рентабельности есть сумма эконо­мической и социальной рентабельности, т. е. чистая при­быль от реализации проекта суммируется с денежной оцен­кой социального эффекта от проекта и относится к затра­там, связанным с его выполнением.

Таким образом, в целях финансовой стабильности ор­ганизация культуры должна принимать к реализации про­екты с показателем общей рентабельности выше нуля. Тем не менее, возможны ситуации, когда организация культу­ры реализует проекты с отрицательной или нулевой общей рентабельностью, т. е. когда финансовые убытки от проек­та перекрывают социальные выгоды. В этом случае финан­совая стабильность организации культуры должна обеспе­чиваться за счет государства, благотворительных органи­заций и т. д.

Коэффициенты рентабельности являются достаточно наглядными показателями и удобными для анализа проек­тов организаций культуры. Однако они не учитывают вре­менной стоимости поступлений от проекта, что имеет боль­шое значение, если доходы от проекта сильно растянуты во времени. В этом случае важную роль играет показатель чистой приведенной социальной стоимости NPSV (Net Present Social Value). Он определяется по аналогии с чис­тым приведенным денежным потоком следующим образом:


 

 


п NPSV = £

социальная ценностц

- социалъныеинвестиции.



Показатели социальной ценности проекта (программы) в году t, выраженные в денежной оценке, дисконтируются к нулевому году, затем суммируются и уменьшаются на сумму первоначальных инвестиций, связанных с реализа­цией проекта.

Определение социальной ценности проекта по годам сталкивается с теми же проблемами, что и измерение соци­ального эффекта. В связи с этим на практике пользуются упрощенным методом. Так, в случае оказания культурных, образовательных услуг на бесплатной или льготной основе социальная ценность измеряется полной ценой оказывае­мых услуг или разницей между полной и льготной ценой.

Ставка дисконта (Ks), сточки зрения организации куль­туры, отражает альтернативные направления вложения средств и принимается на уровне доходной ставки по крат­косрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения благотворите­лей, коэффициент дисконтирования отражает альтерна­тивную доходность благотворительных взносов. Благотво­рители имеют возможность вложения средств в портфель ценных бумаг, а затем использования доходов для прямо­го приобретения некоммерческих услуг. Таким образом, с точки зрения благотворителей ставка дисконтирования равна доходности от вложений в акции коммерческой фир­мы, предоставляющей подобные услуги.

При анализе инвестиционных проектов организации культуры нельзя однозначно требовать положительных зна­чений коэффициента чистой приведенной стоимости, так как сумма затрат, связанных с реализацией проекта, мо­жет превышать приведенную социальную стоимость проек­та. В этом случае необходимо проанализировать также фи­нансовые поступления от проекта, т.е. рассчитать показа­тель чистой приведенной денежной стоимости проекта.

Таким образом, для общей оценки инвестиционных проектов организации культуры можно использовать ко­эффициент общей чистой приведенной стоимости TNPV (Total Net Present Value).

TNPV = NPV NPSV Ypjpy ^финансовый doxodt ^-^лсоциалъная ценности

t=i (1 + kd)* t=l (l + fes)4 -первоначальные инвестиции

Проект считается приемлемым, если TNPV > 0. Од­нако, как говорилось выше, это не означает, что каждая составляющая формулы (NPV и NPSV) также должна быть положительной. Организация культуры в силу на­личия высокой социальной ценности проекта может реа- лизовывать экономически убыточные проекты, в кото­рых NPV < 0. Кроме того, возможен и такой вариант, когда инвестиционный проект имеет положительную приведенную денежную стоимость, но отрицательную социальную стоимость. Так, установление высоких цен на образовательные, культурные услуги позволит полу­чать высокие доходы от такой деятельности, но в то же время ограничит потребление услуг малообеспеченными слоями населения.

В отличие от коммерческой фирмы, оптимизация бюд­жета капиталовложений организации культуры не сводит­ся к максимизации TNPV, так как в этом случае возмож­ны варианты, когда финансовая ценность инвестиционных проектов могла быть вытеснена социальной ценностью и наоборот. Для организации культуры оптимизация бюд­жета капиталовложений заключается в том, что экономи­ческие убытки от инвестиционных проектов должны по­крываться либо за счет прибыли от реализации других про­ектов, либо за счет привлеченных средств от населения, коммерческого сектора и государства.

Кроме того, организации культуры ограничены в воз­можностях аккумулирования денежных средств для реа­лизации инвестиционных проектов. Источники финанси­рования организаций культуры сводятся к доходам от собственной деятельности, государственным субсидиям, благотворительным, спонсорским вкладам, заемным сред­ствам и др., которые ограничены в своем объеме, целях ис­пользования и часто требуют много времени для их привле­чения. В результате, если коммерческая фирма, имеющая возможности аккумулировать практически неограниченное количество средств для инвестиций, вкладывает собствен­ные или привлеченные средства в реализацию проектов до тех пор, пока NPV > 0, то организация культуры часто вы­нуждена откладывать реализацию проектов с положитель­ным TNPV в силу недостатка средств.

Наряду с показателем чистой приведенной социаль­ной стоимости активно используется индекс социальной
доходности (SPI — Social Profit Index). Он рассчитыва­ется как отношение приведенной социальной ценности к текущему периоду на сумму первоначальных инвестиций.

социальная ценностьг

(1+ Kf

•.первоначальные инвестиции.

В силу того, что индекс социальной доходности явля­ется относительным показателем, а не абсолютным, как коэффициент чистой приведенной социальной стоимости, он более удобен для анализа социальной значимости раз­личных проектов.

Сводный индекс доходности инвестиционных проек­тов организаций культуры (TPI — Total Profit Index) бу­дет выглядеть следующим образом:

Ypj _ ^ финансовый доход, + ^ социальная ценности

t=i (l + fed)' *=1 (1 + kJ

: первоначальные инвестиции.

Сводный индекс доходности можно использовать не только для сравнительной оценки, но и в качестве крите­рия принятия проектов к реализации. Если значение ин­декса меньше или равно единице, то проект отвергается. К реализации принимаются проекты с индексом доходности больше единицы.

На практике организация культуры, как правило, за­нимается реализацией сразу нескольких проектов, поэто­му для нее не менее актуальными являются вопросы фор­мирования бюджета капиталовложений.

spi = T

Для оптимизации бюджета капиталовложений органи­заций культуры большое значение приобретает коэффици­ент внутренней нормы социальной доходности проекта (IRSR). Он характеризует уровень социальной доходно­сти инвестиционного проекта, выражаемой дисконтной ставкой, по которой будущая социальная ценность проек­та приводится к настоящей стоимости авансированных средств. Таким образом, социальная ценность проекта при­водится к настоящей стоимости не на основе задаваемой извне дисконтной ставки, а на базе внутренней нормы со­циальной доходности самого проекта.

Внутренняя норма социальной доходности определя­ется как ставка доходности, при которой настоящая стои­мость будущих социальных выгод равна настоящей стои­мости затрат на реализацию проекта, т. е. чистая приве­денная социальная стоимость NPSV равна нулю.

IRSR = k, при NPSV = 0.

Очевидно, чем выше внутренняя норма социальной до­ходности, тем более привлекательным является тот или иной проект с социальной точки зрения. Проекты с высо­кой нормой социальной доходности имеют больше основа­ний для привлечения благотворительных средств, государ­ственных субсидий, грантов и др.

Однако для комплексной оценки инвестиционных про­ектов организации культуры целесообразно применять ко­эффициент внутренней нормы общей доходности (TIRR). Он будет определяться сводной ставкой доходности, при которой приведенная к настоящему периоду стоимость бу­дущих финансовых и социальных доходов равна стоимо­сти первоначальных инвестиций.

TIRR = К, при TNPV = 0.

Для оптимального инвестиционного портфеля органи­зации культуры отбираются проекты с максимальным зна­чением нормы доходности.

Таким образом, оценка инвестиционных проектов ор­ганизаций культуры включает анализ финансовых и со­циальных результатов от реализации проекта, что делает такую оценку крайне сложной.

Экономические и социальные результаты инвестицион­ных проектов могут быть противоречивыми, что не позво­ляет сделать однозначный выбор в пользу того или иного проекта. Кроме того, выбор проекта организации культу­ры в большинстве случаев не осуществляется ею самостоя­тельно, на такой выбор оказывают влияние решения треть­их лиц (государства, благотворительных фондов, спонсо­ров и др.).

Исходя из финансовой зависимости от третьих лиц, а также из ограничений получения и распределения прибы­ли, организации культуры вынуждены подстраиваться под интересы спонсоров, программы благотворительных фон­дов, политику попечителей и т. д.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь