Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ
Особенностью деятельности организаций культуры является высокая диверсификация источников финансирования. Большое разнообразие источников финансирования организаций культуры требует определения оптимальной структуры капитала. Построение оптимальной структуры капитала базируется на определении цены каждого источника финансирования. Привлеченные доходы являются самой большой группой источников финансирования, которые можно разделить на две части. К первой части относятся безвозмездные источники финансирования (благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов), а ко второй части — возмездные источники финансирования (спонсорские, членские взносы), предполагающие предоставление ответных услуг. Безвозмездные источники финансирования представляют своего рода бесплатный общественный капитал для организаций культуры. Однако для доступа к такому капиталу организация культуры должна заниматься выпуском общественно-полезных благ и иметь прочную репутацию на рынке. Возмездные источники финансирования оцениваются стоимостью предоставляемых ответных услуг. Так, цена спонсорских средств измеряется стоимостью рекламы, затратами на организацию пресс-конференций и других мероприятий в честь спонсоров. Цена членских взносов как источника финансирования определяется стоимостью получаемых привилегий (скидками на продукцию фирмы, бесплатными услугами и др.) Государственные субсидии так же, как и безвозмездные источники финансирования, относятся к бесплатному общественному капиталу. Государство предъявляет жесткие требования к получателям бюджетных средств и распространяет контроль за их использованием. Таким образом, организации культуры обладают исключительными возможностями в использовании бесплатного общественного капитала. Заемные источники финансирования в организациях культуры оцениваются аналогично заемным средствам в коммерческих предприятиях и измеряются размерами банковского процента или доходной ставкой по облигациям. Однако существует два принципиальных отличия цены заемных средств организаций культуры, которые следуют из специфики деятельности данных организаций. В силу того, что организации культуры в большинстве случаев не являются плательщиками налога на прибыль, для них будет отсутствовать эффект налогового снижения цены заемного финансирования. Иными словами, организация культуры не может понизить цену заемного капитала умножением на коэффициент (1-Т). Вместе с тем, организации культуры имеют доступ на рынок не облагаемых налогами заемных средств. Организация культуры может выпустить не облагаемые налогом муниципальные облигации — мунисы. Итак, в силу особенностей заемного финансирования организаций культуры можно утверждать, что организация культуры компенсирует отсутствие эффекта снижения цены заемного капитала за счет доступа на рынок не облагаемых налогами заемных средств. В результате организация культуры имеет почти такую же эффективную цену заемного капитала, как и коммерческие фирмы. Таким образом, можно ожидать, что по мере привлечения все большего объема заемных средств альтернативная цена собственного капитала организации культуры будет расти, как и для фирмы, находящейся в собственности инвесторов. Собственные источники финансирования организаций культуры в отличие от коммерческих предприятий объединяют доходы от основной неприбыльной деятельности и дополнительных предпринимательских доходов. Доходы некоммерческих организаций культуры, согласно ГК РФ, не могут быть распределены между участниками. Другими словами, учредители, управленцы и другие заинтересованные лица не могут получать доходы на вложенный в некоммерческую организацию культуры капитал. Таким образом, организации культуры ограничены в возможностях использования собственного капитала, и цена собственного капитала организации культуры не может быть оценена с помощью дивидендов на вложенный капитал, как в коммерческом предприятии. Цена собственного капитала организации культуры может быть измерена двумя способами. С точки зрения альтернативных вложений средств, цена собственного капитала определяется процентной ставкой по краткосрочным казначейским обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения альтернативных организаций, предоставляющих подобные услуги на рынке, цена собственного капитала организации культуры может быть измерена как размер дивидендов на вложенный капитал коммерческой организации с сопоставимым риском. Таким образом, средневзвешенная цена капитала организации культуры (WACC) будет выглядеть следующим образом: ^VACC -^тгривл. ^ гривл. ^-заем. ^ ^заем. ^соб. ^ ^соб.' где Кпривл. — цена возмездных привлеченных средств, dприел. — доля возмездных привлеченных средств в общих финансовых поступлениях, Кзаеж — цена заемных средств, dзаеж — доля заемных средств в общих финансовых поступлениях, Ксо(5 — цена собственных средств, dco(5 — доля собственных средств в общих финансовых поступлениях. (В формуле отсутствуют государственные и безвозмездные привлеченные средства, так как их цена равна нулю.) Формула средневзвешенной цены капитала носит универсальный характер и может быть использована различными организациями культуры для оптимизации структуры финансовых источников. Важно отметить, что организациям культуры достаточно трудно поменять свою структуру капитала, в отличие от коммерческих предприятий. Так, коммерческая организация, обладающая недостаточной долей заемных средств по сравнению с собственным капиталом, может выпустить новые долговые обязательства и использовать полученные средства для скупки своих акций; либо, если у фирмы чрезмерно много долгов, она может выпустить новые акции и использовать полученные за них деньги для погашения займов. Организация культуры имеет возможность наращивать собственный капитал в основном за счет привлеченных средств от населения, коммерческого сектора, государства, однако не может использовать эти средства для погашения долгов. Выпуск долговых ценных бумаг организацией культуры также не может привести к наращиванию собственного капитала предприятия. В силу негибкой структуры источников финансирования организации культуры часто испытывают недостаток финансовых средств для реализации проектов. Обращение к заемным источникам финансирования как наиболее быстро привлекаемым средствам является не всегда возможным для организаций культуры. Высокая цена заемного финансирования приводит к росту цены капитала, что часто отрицательно сказывается на финансовых результатах деятельности организации. Привлечение организацией культуры заемных средств является наиболее эффективным, если они способствуют реализации высокодоходных коммерческих проектов, финансовые поступления от которых будут превышать цену заемного капитала. Использование заемных средств для финансирования основной некоммерческой деятельности эффективно в случае тяжелого экономического положения организации культуры как единственно возможный вид финансирования, а также если заемные средства ведут к повышению качества оказываемых услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что позволит в дальнейшем увеличить привлеченные источники финансирования и повысить доходы от собственной основной деятельности. Несмотря на то, что организация культуры имеет доступ к бесплатному общественному капиталу в форме благотворительных вкладов, субсидий государства, это не означает, что оптимизация структуры капитала в организации культуры должна сводиться к вытеснению платных источников финансирования бесплатными. Очевидно, что платные источники финансирования должны оптимально сочетаться с бесплатными средствами. Большое влияние на структуру капитала организации культуры оказывают цели и задачи деятельности самой организации. Если работа организации культуры целиком направлена на выполнение общественных функций, то в структуре доходов будут преобладать бесплатные источники финансирования. В случае доминирования в деятельности организации культуры взаимовыгодных услуг, в структуре финансирования будут преобладать платные источники доходов. Таким образом, при построении оптимальной структуры капитала организаций культуры необходимо учитывать влияние различных факторов, определяющих специфику деятельности в этой сфере. Пустая страница ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА, ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И ЛИТЕРАТУРА Составитель: заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Г. JI. Тульчинский. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Актуальность курса. Социально-культурная сфера — одна из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности в современном обществе. В России переход сферы культуры в новые организационно-экономические условия, начавшийся в 1989 г., проходит особенно драматично. Сфера, традиционно поддерживавшаяся на средства государственного бюджета, выполняющая, прежде всего, функции обеспечения и подкрепления идеологической индок- тринации общества, оказалась не готовой, прежде всего, профессионально. Работники сферы культуры испытывают острейшую нехватку компетентности, знаний и умений экономического, правового, а главное менеджментного профиля. Задача усложняется тем, что не может быть решена за счет знакомства работников культуры с основами общего менеджмента. Дело в том, что технология современного эффективного менеджмента (отечественного и зарубежного) позволяет говорить о нарастании социально-культурного, гуманитарного содержания современного менеджмента. Более того, можно говорить о возрастании значения и влияния сферы культуры на социальные процессы, вплоть до политической жизни и экономики. Проявляется это практически по всем векторам современного менеджмента: в маркетинге (связанном с учетом социально-культурных факторов, обстоятельств и особенностей потребления), в public relations, в работе с персоналом. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Система менеджмента на различных уровнях приобретает все более отчетливые характеристики технологии социально-культурного нововведения. Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера сферы культуры и не только. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процессах формирования и развития культуры (национальной, профессиональной, фирмы, личностной). Разработанные и читаемые курсы по менеджменту в сфере культуры, по преимуществу, являются адаптациями курсов по общему менеджменту, в лучшем случае курсов по экономике непроизводственной сферы и не учитывают специфики и возможностей собственно менеджмента в сфере культуры. Подобная модель курса вполне допустима на общеэкономических и управленческих специализациях. Но при подготовке менеджеров непосредственно соци- ально-культурной сферы требуется курс, вводящий в технологию менеджмента применительно к особенностям профессиональной деятельности. В этом случае слушателей целесообразно ориентировать на более глубокое рассмотрение общих закономерностей и механизмов менеджмента в сфере культуры, роли, значения и содержания государственного регулирования и поддержки, технологии определения приоритетов поддержки и развития культурной жизни, привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников (фандрейзинг), технологии планирования, учета и контроля. Разработки культурных программ различного профиля и уровня, формирования творческих коллективов и команд, особенностей учета и развития мотивации в целом, технологии эффективного менеджмента на уровне коллективов, учреждений и организаций, а также региональном уровне, вопросов профессионального самоопределения. Объект изучения: менеджмент в сфере культуры. Предмет изучения: технология менеджмента в сфере культуры. Концептуальная новизна и главные вопросы курса. В курсе впервые систематически рассмотрены содержание и технология менеджмента в сфере культуры. Введено понятие механизма менеджмента и рассмотрена необходимая и достаточная система механизмов менеджмента в соци- ально-культурной сфере. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт и соответствующие модели эффективной государственной поддержки сферы культуры. Раскрыто содержание требований к компетентности современного менеджера в сфере культуры. Особое внимание уделено социально-культурной природе мотивации, раскрыт ее общий механизм, связанный с фундаментальной ролью оценки. Предложена типология мотивации и соответствующих уровней зрелости личности (от признания через преодоление и самосовершенствование к призванию). В предложенном курсе впервые систематически рассматриваются методы определения приоритетов управления сферой культуры, технология разработки культурных программ, содержание и технология фандрейзинга, проблемы и перспективы спонсорства, патронажа и благотворительности в сфере культуры, роль, значение, содержание организационной культуры фирмы, совокупной культуры менеджмента, направления взаимодействия современного бизнеса со сферой культуры. Специально рассматривается понятие эффективности менеджмента, виды, уровни и методы анализа эффективности менеджмента в сфере культуры. Программа является авторской, в ней использован ряд идей и результатов, сформулированных и полученных в работах автора программы. Междисциплинарные связи. Согласно учебному плану специальности «менеджер организации», разработанному в соответствии с требованиями Госстандарта, курс является одним из центральных в цикле специальных дисциплин. Курс читается на третьем году обучения, когда студенты подготовлены к его восприятию после курсов по экономике культуры, гражданского права, основам предпринимательства, общему менеджменту, культурологии. С другой стороны, знакомство с содержанием этого курса оказывается существенным и необходимым звеном в переходе к ряду специальных дисциплин третьего, четвертого и пятого годов обучения: маркетинг, психология управления, этика бизнеса, реклама, public relations и др. Данный курс, таким образом, концептуально занимает центральное в место в структуре учебного плана специальности. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ Знакомство с технологией менеджмента в сфере культуры. Понимание особенностей и возможностей некоммерческой деятельности в сфере культуры. Выработка навыков разработки проектов и программ в сфере культуры. Выработка навыков анализа проблем в управлении персоналом и принятия оптимальных решений этих проблем. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы