Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 7. Проблема эффективности менеджмента в сфере культуры



Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере куль­туры. Целесообразность, рациональность и экономичность в соци- ально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности: уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы ана­лиза эффективности.

ТЕМАТИКА И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие региона

Форма занятия: поисковый семинар.

Кем и в чем востребована сфера культуры?

Самостоятельный вклад сферы культуры в экономику региона.

Для каких отраслей сфера культуры выступает в качестве не­обходимого компонента инфраструктуры?

Сфера культуры как фактор консолидации различных соци­альных групп.

Тема 2. Особенности технологии современного менеджмента и сфера культуры

Форма занятия: семинар. Маркетинг, реклама, PR и сфера культуры. Работа с персоналом и сфера культуры. Политические технологии и сфера культуры. Технология современного бизнеса и социально-культурные тех­нологии.

Тема 3. Органы государственного управления в сфере культуры

Форма занятия: семинар.

Органы законодательной власти: уровни и функции в управле­нии сферой культуры.

Органы исполнительной власти: уровни и функции в управле­нии сферой культуры.

Взаимодействие государственных органов и некоммерческих организаций сферы культуры.

Тема 4. Отечественный и зарубежный опыт благотворительности в сфере культуры

Форма занятия: семинар.

Мировой опыт развития благотворительности

История российской благотворительности в сфере культуры

Проблемы развития благотворительности в современной России.

Тема 5. Интересы спонсорства, патронажа и благотворительности в сфере культуры

Форма занятия: семинар. Мотивация спонсорства.

Мотивация благотворительности в сфере культуры. Проблема налоговых льгот.

Тема 6. Организация разработки культурных проектов и программ

Форма занятия: семинар-игра.

Выбор тематики проектов и разбивка на группы разработчиков. Определение этапов разработки и требований к выполнению заданий.

Тема 7. Информационное обеспечение фандрейзинга

Форма занятия: практикум.

Задание: написание письма-предложения к потенциальному донору.

Тема 8. Бюджеты проектов и программ (сметы расходов и доходов)

Форма занятия: практикум.

Задание: составление бюджетов проектов.

Тема 9. Сетевое планирование

Форма занятия: практикум.

Задание: разработка сетевого плана подготовки и реализации проекта (программы), включая:

• план-перечень мероприятий и видов работ,

• составление сетевого графика,

• определение критического пути,

• определение реального календаря выполнения необходимых работ.

Тема 10. Разработка должностных инструкций

Форма занятия: практикум

Задание: разработка должностной инструкции на должность организатора разрабатываемого проекта.

Тема 11. Расстановка кадров

Форма занятия: практикум. Задание: анализ конкретных ситуаций.

Тема 12. Санкции

Форма занятия: практикум. Задание: анализ конкретных ситуаций.

Тема 13. Виды эффективности деятельности в сфере культуры

Форма занятия: поисковый семинар.

Эффективность как соотношение результатов работы и целей. Эффективность как соотношение результатов и затрат. Эффективность как соотношение целей и реальных проблем.

Тема 14. Уровни анализа эффективности деятельности в сфере культуры

Форма занятия: поисковый семинар. Уровни анализа эффективности. Проблема показателей эффективности.

Проблема соотношения видов эффективности по уровням ее анализа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

«МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»

Задания являются конкретизацией лекционного материала курса и соответствуют основным его темам.

Задания выдаются во время аудиторных практических заня­тий, после знакомства с практической значимостью соответствую­щих решений и документов, с требованиями к порядку их разра­ботки и содержанию. Задание 1 предполагает 4 часа аудиторных занятий, задание 2 — 2 часа, задание 3 — 6 часов (итого: 12 часов).

Тематика конкретного индивидуального задания согласуется с преподавателем. Оформленные выполненные задания сдаются пре­подавателю до зачетной недели.

Ход выполнения задания, наиболее удачно выполненные зада­ния и типичные ошибки обсуждаются на последующих аудитор­ных практических занятиях. Выполнение заданий является пред­метом аттестации студентов в течение семестра.

ЗАДАНИЕ 1

ТЕМА:

«Административно-организационный механизм менеджмента в СКС»

СОДЕРЖАНИЕ:

а) разработать проект устава (положения) фирмы, действующей в СКС (по профилю специализации группы) или в информацион­ной инфраструктуре СКС;

б) разработать должностную инструкцию работника или спе­циалиста соответствующей фирмы.

ПРИМЕЧАНИЕ: выполнение заданий (а) и (б) может быть допол­нено организационной структурой фирмы с указанием должностей.

ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ: проекты соответствующих органи­зационных документов устава (положения) и должностной инст­рукции.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

устав (положение) должен включать в себя общие положения, организацию, управление и руководство, финансирование, труд и зарплата, порядок реорганизации и ликвидации фирмы;

должностная инструкция должна содержать общие положения (назначение должности, квалификационные требования, необхо­димые знания и умения, порядок назначения и освобождения, за­мещения), обязанности, права и ответственность работника.

ЗАДАНИЕ 2

ТЕМА:

«Привлечение и аккумулирование финансовых средств из раз­личных источников (фандрейзинг)»

СОДЕРЖАНИЕ: разработать проект информационного письма- предложения потенциальным спонсорам конкретного проекта фир­мы из предыдущего задания.

ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ: текст информационного письма-пред- ложения.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:

текст письма должен содержать обращение, суть предложения, информацию об организаторах и их компетентности, потенциаль­ных партнерах, об отношении властей, степени участия СМИ, до­полнительных выгодах, контактные данные.

ЗАДАНИЕ 3

ТЕМА:

«Планирование в СКС»

СОДЕРЖАНИЕ:

а) целевое обоснование акции из предыдущего задания;

б) финансовое или также материальное обоснование его осуще­ствления;

в) организационное обеспечение и контроль исполнения.

ФОРМА ИСПОЛНЕНИЯ:

а) дерево целей и сценарный план;

б) стоимостной баланс (смета расходов и доходов) или также материальный (натуральный) баланс;

в) сетевой план подготовки и проведения.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ: соответствие методике и пра­вилам, изложенным на аудиторных занятиях или в литературе.


ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»

1. Система управленческой деятельности. Механизмы управления в сфере культуры.

2. Сфера культуры: виды деятельности, организации, особенности ме­неджмента.

3. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие и про­фессиональное самоопределение работников культуры.

4. Эволюция современного менеджмента и сфера культуры.

5. Источники финансирования деятельности учреждений культуры.

6. Понятие и значение фандрейзинга.

7. Организационное и информационное обеспечение фандрейзинга.

8. Проведение фандрейзинговой кампании.

9. Специальные события и мероприятия как формы фандрейзинга.

10. Государственное регулирование поддержки и развития культурной деятельности: зарубежный и отечественный опыт.

11. Глобализация и развитие культуры региона.

12. Определение приоритетов развития сферы культуры.

13. Некоммерческие организации сферы культуры: виды, роль и значение.

14. Культурная программа как экономический метод управления и со­циальной защиты.

15. Культура и бизнес.

16. Спонсорство, патронаж и благотворительность. Мотивы и формы сотрудничества, проблемы развития.

17. Традиционная и массовая культуры, «высокое» и «новое» искусст­во: особенности менеджмента.

18. Организационное обеспечение фандрейзинга.

19. Информационное обеспечение фандрейзинга.

20. Этапы фандрейзинговой кампании.

21. Специальные мероприятия в фандрейзинге.

22. Организация разработки программы или проекта.

23. Технология разработки региональных культурных программ.

24. Аналитические методы планирования. Ситуационный и маркетин­говый анализ.

25. Роль, значение и требования к содержанию бизнес-плана.

26. Нормы и нормативы в сфере культуры.

27. Методы планирования организационного обеспечения.

28. Балансовый метод планирования. Виды балансов.

29. Учет и отчетность в сфере культуры: роль, виды и организация.

30. Контроль в управлении учреждением культуры.

31. Организация и проведение инспекторской проверки.

32. Реинжиниринг бизнес-процессов.

33. Управление нововведением. Методы управления сопротивлением.

34. Культура руководства: содержание, функции, критерии.

35. Культура делового общения. Национальные и этнические деловые культуры.

36. Социально-психологические функции руководства.

37. Организационная (корпоративная) культура и фирменный стиль.

38. Стимулирование: цели, функции, методы.

39. Стимулирование и мотивация. Создание мотивационных условий.

40. Стили руководства, факторы их формирования и динамика.

41. Мотивация творческой деятельности. Мотивация и ответственность.

42. Персонал и специалисты в сфере культуры, требования к их компе­тентности, формы подготовки.

43. Подбор кадров.

44. Расстановка кадров.

45. Введение в должность.

46. Оценка и аттестация кадров.

47. Переподготовка и повышение квалификации персонала.

48. Увольнение работника.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

Вариант I
Группа Фамилия И. 0.
   

 

(1) Учреждения культуры важны тем, что они:

□ а) Осуществляют социально значимую деятельность

□ б) Приносят доход

□ в) Обеспечивают нравственное воспитание

(2) Разработанный проект утверждает:

□ а) Учредитель (вышестоящая инстанция)

□ б)Заказчик

□ в) Тот, кто будет распоряжаться выделенными средствами

(3) При получении отрицательного ответа от потенциального донора (при отказе в поддержке проекта) следует:

□ а) Просить разъяснить причины отказа

□ б) Извиниться за беспокойство

□ в) Продолжать настаивать на предложении

(4) К технологии фандрейзинга относится:

□ а) Организация специальных событий и социальных меро­приятий

□ б) Договор о совместной деятельности

□ в) Подготовка информационных материалов о проекте

(5) Успешному фандрейзингу мешают:

□ а) Низкий культурный уровень представителей бизнеса

□ б) Унизительность просить деньги

□ в) Недостаток информации

Вариант II
Группа Фамилия И. 0.
   

 

(1) Дополнительные средства привлекаются в сферу культу­ры потому, что:

□ а) Виды деятельности в ней коммерчески неконкурентны

□ б) Необходимо обеспечить занятость работников культуры

□ в) Она дает возможность реализации социального партнерства

(2) Благотворительность — это дело и забота:

□ а)Государства

□ б) Бизнеса

□ в) Граждан

(3) Письмо-предложение должно быть подписано:

□ а) Менеджером проекта

□ б) Председателем оргкомитета

□ в) Учредителем организации, отвечающей за реализацию проекта

(4) Государственное регулирование деятельности в сфере культуры это:

□ а) Принятие законодательных норм и гарантий

□ б) Контроль выполнения законодательства

□ в) Выделение средств госбюджета

(5) Успешному фандрейзингу мешает:

□ а) Непрофессионализм исполнителей

□ б) Недостаточные меры административного воздействия на бизнес

□ в) Недостаток кадров в сфере культуры

Вариант III
Группа Фамилия И. 0.
   

 

(1) Фандрейзинг это:

□ а) Технология просить денег

□ б) Привлечение средств на некоммерческие проекты

□ в) Работа по привлечению инвесторов

(2) Проблема «бизнес и культура» это:

□ а) Вопросы сотрудничества бизнеса и культуры

□ б) деловая активность в сфере культуры

□ в) Культура бизнес-процессов и управления ими

(3) Цель (цели) проекта) это:

□ а) Основные задачи

□ б) Описание желаемого результата

□ в) Решение социально-значимой актуальной проблемы

(4) Средства госбюджета, выделяемые на деятельность в сфе­ре культуры, могут получать:

□ а) Только государственные учреждения и организации

□ б) Частные лица и инициативные группы

□ в) Общественные организации

(5) Определение приоритетов поддержки и развития сферы культуры это задача:

□ а) Органов власти

□ б) Общественных организаций

□ в) Работников культуры

Вариант IV
Группа Фамилия И. 0.
   

 

(1) Разработка проектов начинается с:

□ а) Определения целей

о б) Выявления актуальных проблем

□ в) Поиска необходимых средств

(2) Потенциальных спонсоров в проекте интересует прежде всего:

□ а) Получение прибыли

□ б) Получение дополнительных выгод

□ в) Рекламный потенциал проекта

(3) Некоммерческая деятельность это:

□ а) Невыгодная деятельность

□ б) Деятельность, осуществляемая некоммерческими органи­зациями

□ в) Социально значимая деятельность, неосуществимая на коммерческой основе

(4) Фандрейзинг это:

□ а) Обеспечение основных фондов

□ б) Обеспечение оборотных средств

□ в) Обеспечение зарплаты исполнителям

(5) Условием успешного фандрейзинга является:

□ а) Хорошая реклама проекта

□ б) Хорошая репутация и привлекательный имидж организации

□ в) Большой круг личных знакомств

Вариант IV
Группа Фамилия И. 0.
   

 

(1) Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены::

□ а) Спецификой некоммерческой деятельности

□ б) Спецификой производимой продукции (товаров, услуг)

□ в) Спецификой законодательства, регулирующего деятель­ность в сфере культуры

(2) Маркетинг в сфере культуры:

□ а) Принципиально иной, чем в коммерческой деятельности

□ б) Ничем не отличается от маркетинга других видов деятель­ности

□ в) Включает в себя коммерческий маркетинг

(3) После получения позитивного ответа потенциального до­нора на предложение следует:

□ а) Разработать бюджет проекта

□ б) Подготовить проект договора

□ в) Оформить письмо с благодарностью

(4) В разработке проекта желательно участие:

□ а) Будущих исполнителей

□ б) Представителей заказчика

□ в) Партнеров

(5) Нормативное планирование:

□ а) Облегчает менеджмент

□ б) Затрудняет менеджмент, ставит ему рамки и ограничения

□ в) Является государственным вмешательством в бизнес-про- цессы

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вариант I: (1) а; (2) в; (3) а; (4) а, б, в; (5) в Вариант II: (1) в; (2) в; (3) б; (4) а, б, в; (5) а Вариант III: (1) б; (2) а, б, в; (3) б; (4) б, в; (5) а Вариант IV: (1) б; (2) б, в; (3) в; (4) б; (5) б Вариант V: (1) б; (2) в; (3) б; (4) а, б, в; (5) а

Критерии оценки для аттестации:

5 баллов = правильно выполнены все 5 заданий 4 балла = правильно выполнены 4 из 5 заданий 3 балла = правильно выполнены 3 из 5 заданий 2 балла = правильно выполнены только два задания из 5


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Основы академического фанд­рейзинга в социальной сфере: привлечение средств на реализа­цию научно-образовательных и социально-культурных проектов и программ. СПб: Изд-во РГПУ, 2007. — 219 с.

Менеджмент в сфере культуры. Учебное пособие. / Под общей редак- циейИ. М. Болотникова, Г. JI. Тульчинского. СПб: СПбГУКИ, 2007.

Пул Д. X. Когда менеджмент приносит деньги. — СПб: Контрфорс, 1999.

Шафф Т. и Д. Путеводитель по фандрайзингу. Рабочая модель по привлечению спонсоров. М.: Вершина, 2006.

Дополнительная

ART-Менеджер. Журнал для профессионалов. М., № 1 и далее.

Bailey М. Radical change at the top of Britain's top museum.// The Art Newspaper. 1999. № 89.

Boston Museum of Fine Arts. Annual Report for the Year 2000-2001. Boston, 2001.

ClotfelterC. Federal Tax Policy and Charitable Giving. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1995.

Clotfelter C. Tax Incentives and Charitable Giving: Evidence from a Panel of Taxpayers // Journal of Public Economics. 1990. № 13.

Frey B. Arts & Economics. Analysis & Cultural Policy. N.Y., 2002.

Friends Society of Mariinsky theater // Mariinsky Thether. 1998. July.

How they do it at the Met // The Art Newspaper. 1999. № 89.

Leadership Skills. N.Y., 2001.

Management control in nonprofit organizations. / Ed. by Robert N. An­thony and ReginaE. Herzlinger. Georgetown: RichardD. Irwin, Inc., 1990.

Menchik P., Weisbrod B. Volunteer Labor Supply // Journal of Public Economics. 1997. № 32.

Museums and Money: The Impact of Funding on Exhibitions, Scholar­ship, and Management / Ed. by Victoria D. Alexander. Bloomington and Indianapolis: Indiana Univ. Press, 1996 //Museum News. 1997. May/June.

Nonprofit Public Policy. A Sourcebook on Think Tanks in Government. N. Y.; London, 1993.

Nonprofit Public Policy. A Sourcebook on Think Tanks in Government. London, 2002.

Redford R. Why government must fund the arts //The Art Newspaper. 2003. October.

Simon J. The Tax Treatment of Nonprofit Organisations: a Review of Federal and State Policies //The Nonprofit Sector. A Research Hand­book / Ed. by Powell W.W. New Haven, 1987.

Ten New Directions for the 1990's / Ed. by J. Naisbitt and P. Aburdene. N. Y.: William Morrow and Co. 2001.

The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year 1999- 2000. N.Y., 2000.

The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year 2001- 2002. N.Y., 2002.

Throsby D. Culture, Economics and Sustainability // Journal of Cul­tural Economics. 1995. Vol. 19. № 3.

Абросимова E.A. Современное состояние и тенденции развития бла­готворительного сектора в РФ // Помоги ближнему! Благотвори­тельность вчера и сегодня / Под ред. В. В. Меньшикова. М.: ИПО «Полигран», 1994.

Авдеев В. В. Формирование команды. М.: Сфера, 1998.

Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. М.: Виль­яме, 2005.

Бирженюк Г. М., Марков А. П.: 1) Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб: СПб ГАК, 1992. 128 е.; 2) Разработка региональных программ культурной деятельности. СПб, 1993. 116 е.; 3) Основы социо­культурного проектирования. СПб, 1998.

Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и ис­кусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы эконо­мики. 1996. № 10.

Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благо­творительность. М.: Вершина, 2006.

Воронова Е. Н. Экономика культуры. Рязань.: Изд-во «Узорочье», 1997.

Глаголев А. И. Экономические отношения в художественной куль­туре. ТТ. 1-3. М., 1991-1994.

Гордин В. Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб СПб УЭиФ. 1993.

Городецкая И. Добровольческое движение в США //МЭиМО. 2001. № 1.

Госкомстат России. Россия в цифрах. М., 2001.

Государственный Русский Музей. Отчет о работе за 1993-1997 гг. СПб: Palace Edition, 1998.

Джаирбеков С. М., Старотин С. И., Кошеварова Н. Л., Морозов А. С. Некоммерческие организации. М.: МЦФЭР, 2004.

Диттрих ван Верит К. Экономическое значение культуры и ис­кусства // Менеджмент. Наука. Образование. Культура: Сб. на­учных трудов. СПб.: СПбГУКИ, 2003.

Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, ани­мация, маркетинг. Новосибирск: Тигра, 2000. 228 с.

Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М. и др.: Вильяме, 2000.

Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. М.: Финансы и статистика, 2003.

Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ. — М.: Изд-во «Ось-89», 2002.

Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес. СПб: Стокгольмская школа эко­номики в СПб, 2004.

Колбер Ф., Нантель Ж., Рич Дж. Д. Маркетинг культуры и искусст­ва. СПб: Арт-Пресс, Изд. Васин А. И., 2004.

Коммерсантъ. 2000. 1 марта.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфе­ре / Под ред. И. М. Шеймана и др. М.: Наука, 1995.

Коновалов А. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса. СПб: Пи­тер, 2005.

Корнеева С. Как зажигают «звезды». Технологии музыкального про- дюсирования. СПб: Питер, 2004.

Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты со­циологического исследования. М., 2002.

Котлер Ф., Шефф Д. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. М.: Классика XXI, 2004.

Кошкина М. К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры // Российский экономический журнал. 1999. № 11-12.

Кузьмин Г. В. Некоммерческие организации. М.: Вершина, 2005.

Культура и власть. Материалы российско-американского семина­ра. СПб: ИКП, 1994.

Культурная политика и культурный менеджмент. СПб: СПб ГАТИ, 2003.

Культурная политика России. История и современность. М., 1998.

Купидонов Э.А., КупидоноваА. Э. Корпоративная культура. Ростов/ Дону, 2002.

Лещенко О. А., Нестеров А. В. Из «тени» в «свет». Социально ответ­ственный бизнес в России. / Под общей редакцией проф. Г. JI. Тульчинского. СПб: Книжный дом, 2008. 224 с.

Льюис Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. СПб и др.: Питер, 2004.

Массовая культура: Современные западные исследования. М.: Праг­матика культуры, 2005. 339 с.

Менеджмент и культура. СПб: СПб ГАК, 1998.

Михеева Н. А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культур- ной сфере. СПб, 2000.

Морозова Е. Я., Тихонова Э. Д. Экономика и организация предпри­ятий социально-культурной сферы. СПб.: Изд-воМихайлова, 2002.

Музеи в период перемен. СПб: Контрфорс, 1997.

Негосударственные организации сферы культуры Санкт-Петербур- га. СПб, 1997.

Неприбыльный сектор США: Правовая основа, масштабы, конку­рентоспособность, эффективность. (Авт.-сост. Стивен Р. Блок, В. Н. Якимец). М.: Изд. ЛКИ, 2008. 304 с.

Новаторов В.Е.: 1) Маркетинг в социально-культурной сфере. Омск, 200. 288 с.; 2) Социально-культурный маркетинг. Иркутск, 2004. 260 е.; 3) Маркетинговые исследования в сфере культуры. Ир­кутск, 2005. 254 е.; Менеджер культуры. Омск: ОмГМА, 2007. 234 е.; Маркетинг личности. М.: МГУКИ, 2007. 400 с.

Новые Друзья из Великобритании // Государственный Эрмитаж. 2003-2004. № 1.

Новый Эрмитаж — в Амстердаме // Государственный Эрмитаж. 2003-2004. № 1.

Нордстреж К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Капитал пля­шет под дудку таланта. СПб, 2000.

Ньюстрож Д. В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб и др. 2000.

Пержинова С. В., Тульчинский Г. Л. Культура фирмы. СПб: Алетейя, 2006.

Риддерстрале И., Нордстреж К. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества. СПб: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2004.

Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы тех­нологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

Салажон Л. Кризис неприбыльного сектора // Деньги и благотвори­тельность. 1996. № 6.

Социально-культурная деятельность: теория, технология, практи­ка / Коллективная монография. Челябинск: ЧГКАКИ, 2005. Час­ти I, II.

Твиди К. Организация партнерских отношений между бизнесом и культурой //Работать с коммерческим сектором: спонсорство или партнерство? Материалы международного симпозиума. СПб.: Изд-во Чернышева, 1997.

Толжасова А. К. Проблемы налогообложения некоммерческих ор­ганизаций. М., 2003.

Толочек В. А. Стили совместной деятельности. М., 2000.

Тожилов В. В. Культура предпринимательства. СПб и др., 2000.

Тульчинский Г. Л., Терентьева В. И. Бренд-интегрированный ме­неджмент. М.: Вершина, 2007

Тульчинский Г. Л.: Корпоративная социальная ответственность (Со­циальные инвестиции, партнерство и коммуникации). СПб: Спра­вочники Петербурга, 2006. 104 е.; Фандрейзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность. СПб: Справочники Пе­тербурга, 2006.

Управление социальной сферой. СПб: СПбГУЭиФ, 1998.

Уральцева О. Америка прощается с благотворительностью // Вест­ник Благотворительности. 2000. № 3.

Успешные социальные инвестиции вклад в развитие России. М., 2008.

Хопкинс Б. Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. М., 1993.

Чернышев В. Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб: 1997.

Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры. Опыт России и США. СПб: СПбГУКИ, 2003.

Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественные интересы. В 3 тт. СПб: Алетейя, 2002. (т. 1. Рынок культурных услуг; т. 2. Экономическая поли­тика в сфере культуры; т. 3. Цифровая версия культурной дея­тельности).

Эрмитажные выставки— оглушительный успех в Канаде // Госу­дарственный Эрмитаж. 2003-2004. № 1.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................... 5

1. Сфера культуры и технология менеджмента....................... 7

1.1. Культура, сфера культуры и менеджмент................................. 7

1.2. Система механизмов менеджмента.......................................... 26

1.3. Особенности менеджмента в сфере культуры........................... 35

1.4. Эволюция технологии менеджмента........................................ 57

1.5. Массовая культура и бизнес...................................................... 66

1.6. Компетентность современного менеджера

и гуманитарная культура................................................................. 85

2. Организационно- экономические условия

менеджмента в сфере культуры............................................... 88

2.1. Государственное регулирование в сфере культуры.................. 88

2.2. Негосударственная поддержка

социально-культурной сферы..................................................... 100

2.3. Ресурсное обеспечение деятельности в сфере культуры. Источники финансирования

деятельности в сфере культуры.................................................. 173

2.4. Организационные структуры

управления организаций культуры........................................... 215

3. Технология планирования в сфере культуры......................... 232

3.1. Виды планов в сфере культуры.................................................. 232

3.2. Организация плановой деятельности

(этапы планирования)................................................................ 235

3.3. Определение приоритетов поддержки

и развития культуры.................................................................. 242

3.4. Культурные программы как метод управления........................ 250

3.5. Методы планирования............................................................... 260

4. Привлечение и аккумулирование финансовых средств

из различных источников (фандрейзинг)................................. 278

4.1. Определение фандрейзинга....................................................... 278

4.2. Организационное и техническое

обеспечение фандрейзинга........................................................ 313


4.3. Планирование фандрейзинговой кампании.............................. 321

4.4. Информационное обеспечение фандрейзинга................................ 323

4.5. Виды и размеры возможных субсидий............................................ 333

4.6. Контакты с потенциальными донорами......................................... 336

4.7. Специальные мероприятия............................................................. 348

4.8. Фандрейзинг по почте и по телефону............................................. 356

4.9. Спонсорский пакет.......................................................................... 357

4.10. Анализ эффективности фандрейзинга......................................... 366

5. Современные информационные технологии

и менеджмент в сфере культуры..................................................... 368

5.1. Роль и значение новых

информационных технологий..................................................... 368

5.2. Современные информационные технологии

и менеджмент в сфере культуры................................................ 370

5.3. Региональные Интернет-ресурсы

культурной деятельности............................................................ 379

5.4. Проблемы использования современных

технологий в сфере культуры..................................................... 384

6. Учет, отчетность и контроль.............................................................. 386

6.1. Роль и значение учета, отчетности и контроля.............................. 386

6.2. Виды учета и отчетности,

требования к их организации..................................................... 387

6.3. Технология контроля...................................................................... 392

7. Управление персоналом................................................................... 399

7.1. Система работы с персоналом..................................................... 399

7.2. Управление сопротивлением....................................................... 416

7.3. Лидерство и стили руководства................................................... 420

7.4. Стимулирование и мотивация......................................................... 429

7.5. Культура менеджмента.

Культура организации как система........................................... 448

7.6. Корпоративная культура

как бренд-интегрированный менеджмент..................................... 473

8. Эффективность менеджмента в сфере культуры........................ 482

8.1. Эффект и эффективность................................................................ 482

8.2. Виды эффективности....................................................................... 484

8.3. Уровни анализа эффективности

в сфере культуры....................................................................... 486

8.4. Методы анализа эффективности.................................................... 490

Приложение........................................................................................... 521

Тематический план и программа курса,

вопросы к экзамену и литература.............................................. 522

Практические задания по курсу

«Менеджмент в социально-культурной сфере»........................... 529

Тестовые задания по промежуточной аттестации

по курсу «Менеджмент в сфере культуры».................................. 532

Литаретура............................................................................................... 536

Григорий Львович ТУЛЬЧИНСКИЙ, Екатерина Леонидовна ШЕКОВА

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Издание четвертое, исправленное и дополненное

Координатор проекта А. В. Петерсон Художественный редактор С. Ю. Малахов Редактор О. П. Панайотти Корректор И. А. Короткова Подготовка иллюстраций В. В. Воскресенская Выпускающие Н. К. Белякова, О. В. Шилкова

ЛР №065466 от 21.10.97

Гигиенический сертификат 78.01.07.953.П.004173.04.07 от 26.04.2007 г., выдан ЦГСЭН в СПб

Издательство «ЛАНЬ»

[email protected] www.lanbook.com 192029, Санкт-Петербург, Общественный пер., 5. Тел./факс: (812)412-29-35, 412-05-97, 412-92-72. Бесплатный звонок по России: 8-800-700-40-71

Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»

www.m-planet.ru 192029, Санкт-Петербург, Общественный пер., 5. Тел./факс: (812)412-29-35, 412-05-97, 412-92-72; [email protected]; [email protected]

Подписано в печать 20.06.09. Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Формат 84x108 1/в2- Печать офсетная. Усл. п. л. 27, 72. Тираж 2000 экз.

Заказ №

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера: 163002, г. Архангельск, пр. Новгородский, д. 32. Тел./факс (8182) 64-14-54; www.ippps.ru


[1] Стейкхолдеры — физические и юридические лица, оказывающие влияние на деятельность организации (партнеры, поставщики, посред­ники, спонсоры, благотворители и др.).

[2] В данных зарубежных концепциях к некоммерческим относятся негосударственные организации. Несмотря на различия трактовок по­нятия некоммерческих организаций в России и за рубежом, иностран­ный опыт управления некоммерческими организациями культуры при­обретает большое значение в период становления рыночной экономики в России как для негосударственных, так и государственных некоммер­ческих организаций культуры.

[3] Фандрейзинг — рост фондов. (англ.)

[4] «О благотворительной деятельности и благотворительных органи­зациях» от 11.08.1995 г. № 135-Ф3, ст. 1.

[5] Аналогичная ситуация имела место в Великобритании в 1980-е гг. в связи с сокращением государственного финансирования социальной сфе­ры во времена правления М. Тетчер.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.204 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь