Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 5. Развитие русской культуры в XVIII-XIX веках.
Среди новаций петровского времени следует выделить реформы в области культуры. В 1700 году Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление — от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. При Петре 2 января 1703 года в Москве было начато издание первой газеты «Ведомости», которую редактировал сам государь. Взамен прежнего церковно-славянского был введен новый шрифт. Но особенно большое внимание Петр уделял образованию. Первой школой, организованной Петром, была «Школа математических и навигацких наук» в Москве, в последствии переведенная в Петербург, где в 1715 году была преобразована в Морскую академию. В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Во всех губерниях стали открываться «цифирные школы», в епархиях — церковные. Была открыта и медицинская школа в Москве, а при наиболее крупных мануфактурах — ремесленные. Для улучшения образования стали издавать учебники. При Петре в России начинают свободно покупать и продавать книги. Большое значение Петр придавал научным исследованиям: организовывались значительные географические экспедиции, началась интенсивная картографическая работа. Сам государь создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил проект создания Академии Наук, основанной в 1725 году. Меняется быт, особенно дворянский. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», где были изложены нормы культурного поведения в обществе. Вводятся ассамблеи — собрания знати. Реформы Петра в области культуры имели неоднозначный характер. С одной стороны, они способствовали интенсивному развитию культуры, с другой стороны, приводили к вестернизации или европеизации, что не всегда сочеталось с традициями русского народа и периодически вызывало протестные настроения у населения. Оценивая дальнейшее развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В. Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII века. Этого великого ученого не случайно называют «нашим первым университетом». Его творчеству присуща та целостность научного знания, которая отличает науку XVIII века. В 1755 году по его инициативе был открыт университет в Москве вслед за Петербургским, возникшим на базе Академии Наук еще в 1725 году. Исторические труды создает В.Н. Татищев, литературные произведения А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский. Во второй половине XVIII века продолжает развиваться школьное образование. В 1758 году была открыта гимназия для дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 году создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. Постепенно вводятся три основных типа учебных заведений — малые, средние и главные народные училища. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И.И. Бецкого. В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И.И. Ползунов изобрел паровую машину, И.П. Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву и т.д. К сожалению, в условиях бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными. Делала успехи и историческая наука. В семи томах своей «Истории Российской» М.М. Щербатов создал целостную концепцию русской истории. В условиях российской действительности второй половины XVIII века рождается критика наиболее жестких форм крепостничества, деспотизма, самодержавия. Русские мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения. В то же время значительная часть дворянской интеллигенции подпадает под влияние масонства, идеи которого также провоцируют к социальным преобразованиям. Явление это, получившее во второй половине XVIII века в Европе широкое распространение, существовало в форме полуконспиративных организаций с торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд течений и направлений. В 1780 году в России было до 100 масонских «лож». Одним из крупнейших масонов был Н.И. Новиков. С его именем связано также создание первых ярких сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Кроме того, Н.И. Новиков разворачивает широкую книгоиздательскую деятельность, которая определялась просвещенческими целями. В это время в общественной мысли России формируются идеи дворянской революционности, возникновение которых, в первую очередь, связано с именем А.Н. Радищева. Основным его произведением стало знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Не случайно Екатерина II Великая заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева». Литература и искусство второй половины XVIII века развивались в сложных условиях борьбы стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался в европейских странах как литературное направление эпохи абсолютизма. На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей гражданственности, основанных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа «общей пользы». А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.В. Княжнин и ряд других, а особо Гавриил Романович Державин — представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII века. Наряду с художественной литературой в XVIII веке получают большое распространение мемуары, например, записки А.Т. Болотова. Русская живопись второй половины XVIII века дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать нас своим мастерством. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 году. Первым русским академиком исторической живописи был А.П. Лосенко. Наиболее талантливыми русскими скульпторами являлись Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, М.И. Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж. Кваренги, Ч. Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы — В.Н. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. В 1756 году в Петербурге создается первый русский театр, первоначально возникший в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г. Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова и его друг И.А. Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П Шереметьева в его подмосковных усадьбах — Кусково и Останкино. Первая половина XIX века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях. Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения — лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах. В первой половине XIX века русская наука достигла значительных успехов. Впервые образованный читатель получил написанную литературным языком 12-томную «Историю государства Российского», созданную в 1816-1829 годах Н.М. Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес т.н. Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс. Мировую известность получили работы отечественных математиков и физиков. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии. В 1839 году русский физик Б.С. Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие — гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге. Значительными были достижения и в других областях науки и техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 году на Выйском заводе (Урал), крепостные механики Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 году первые составы пошли по железной дороге Петербург–Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 году, а в 1817-1821 годах они стали плавать по Каме и Волге. В первой половине XIX века русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 годах Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду. В 1845 году начало работать Русское географическое общество, в 1839 году благодаря усилиям В.Я. Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом. Русская литература первой половины XIX века — одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX веков классицизм с его риторикой и «высоким штилем» постепенно вытеснялся новым литературным течением — сентиментализмом (Н.М. Карамзин). Порожденный Отечественной войной 1812 года подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм (В.А. Жуковский). Активная переводческая деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы — творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Русская литература первой половины XIX века необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант М.Ю.Лермонтова. С их творчеством связано утверждение реалистического направления в русской литературе. Свое яркое воплощение реализм в дальнейшем нашел в произведениях Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова и др. В 1827 году в Петербурге открылся цирк. Развивался театр. С большим успехом шли на сцене драматические произведения А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX века появились первые пьесы А.Н. Островского. Значительных успехов в первой половине XIX века добился и балетный театр. Первая половина XIX века стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. К числу талантливейших композиторов этого времени относились А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский, А.С. Даргомыжский и др. Культурная жизнь России характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII веке классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX века он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой. Кроме того, элементы классицизма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами сентиментализма или романтизма (А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, И.К. Айвазовский, А.А. Иванов и др.). 30-40-е годы XIX века стали временем зарождения в русской живописи реализма (П.А. Федотов). Развитие русского градостроительства в первой половине XIX века стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 года быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома. Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры. Важную роль в становлении системы народного образования сыграли реформы в области начальной и средней школы. Большое значение в деле распространения образования имела деятельность демократически настроенных педагогов, среди которых особое место принадлежало К.Д. Ушинскому. Наибольший вклад в высшее образование в России внесли университеты. Всего к началу 60-х годов университеты имели С.-Петербург, Москва, Дерпт, Вильно, Харьков, Киев, Казань. Позднее были открыты университеты в Одессе, Варшаве и Томске. Росла численность высших технических учебных заведений, к концу века их насчитывалось приблизилась к 60. Тогда же получили заметное распространение воскресные школы для взрослых, открывались женские высшие и средние учебные заведения. Во второй половине XIX века русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.) Заметным явлением в научной жизни становились съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские «Пироговские» и др.). 60-70-е годы принято называть «золотым веком» русской химии (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев и др.). Европейской известностью пользовались русские математики и физики: А.М. Ляпунов, С.В. Ковалевская, П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, А.С. Попов и др. Крупный вклад в биологию и физиологию внесли К.А. Тимирязев, И.И. Мечников, И.П. Павлов и др. Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы: П.П.Семенов-Тянь-Шаньский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай. Заметное развитие получили в 60-90-е годы общественные науки. Появление самобытной русской философии принято связывать с именем В.С. Соловьева, вокруг которого собрались многие выдающиеся мыслители того времени. Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева «История России с древнейших времен». В 80-90-е годы в высших учебных заведениях читал свой «Курс русской истории» его ученик, выдающийся русский историк В.О. Ключевский. В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время создавали свои произведения Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов и др. Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение («могучую кучку»), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В. Стасов. В это объединение вошли Л.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, М. А. Балакирев. Мировую известность получили произведения крупнейшего русского композитора П.И. Чайковского. В русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление. В 1863 году группа выпускников Академии отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана «Артель художников» — демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды. Осенью 1870 года Н.И. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге и Г.Г.Мясоедов основали «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 года. Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е. Репина, картины В.И. Сурикова, В.М. Васнецова и др. Складывается замечательный круг имен художников: И.И. Левитан, В. А. Серов, В.В. Верещагин, Н.К. Рерих и др. Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М. Антокольский, А.М. Опекушин, М.О. Микешин. Русская архитектура рассматриваемого периода постепенно осваивала новые строительные материалы и технологии (металлоконструкции, бетон и т.п.), что позволяло придавать зданиям качественно новый облик. При строительстве заводских корпусов, вокзалов, доходных домов (в которых квартиры сдавались в наем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений. Для сооружений 70-90-х годов характерно смешение стилей (эклектика), вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили отражение в так называемом «псевдорусском» стиле. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы