Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 5. Культура Древнего Китая.
В 6-5 тыс. до н.э. возникает древнекитайский очаг цивилизации в бассейне р. Хуанхэ, так называемая культура Яншао. Преобладающий расовый тип – монголоиды. Во 2 тыс. до н.э. появляется развитая культура одного из племенных коллективов, которая по древнейшим письменным источникам получила название Шан-Инь. Она характеризуется высоким уровнем бронзолитейного дела, письменностью, практикой строительства пышных дворцов и сооружением гробниц, искусством резьбы по камню, высококачественной отделкой утвари и оружия. Шанцы жили компактным этнически гомогенным коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков. Практиковались, как и у индоариев, человеческие жертвоприношения, чаще всего пленных иноплеменников. Наряду с жертвоприношениями для регулярной связи с умершими предками использовались гадательные кости – бараньи лопатки и панцири черепах, послужившие впоследствии источниками сведений о культуре Шан-Инь. В 11 в до н.э. культура Шан-инь приходит в упадок, не смену ей приходят племена Чжоу. На месте иньской конфедерации городов номового типа возникает раннегосударственное объединение Западного Чжоу. Легитимизация власти немногочисленного племени завоевателей чжоусцов происходит за счет формирования концепции этически детерминированного прав на власть – учения о Мандате Неба (тянь-мин). Согласно этой социально-политической теории, Небо, верховное божество, вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, если же, по тем или иным причинам, правитель отступает от пути добродетели и послушания Небу, то он автоматически теряет право на власть, что, как утверждали чжоусцы, и случилось с предыдущими правителями. Доктрина, которая в условиях чжоуского Китая наиболее последовательно выразила интересы централизованного государства – легизм, основной тезис которого заключался в приоритете закона, точнее административных распоряжений, осуществляющего централизованную власть правителя. Средства поддержания авторитета власти – четкие предписания, которые хорошо вознаграждаются и предостережения, невнимание к которым сурово наказывается. Наиболее полные и радикальные реформы легистского типа проводились реформатором-министром Шан Янем в царстве Цин в середине 4 в. до н.э. Благодаря реформам царство Цин достигает значительных успехов в экономике и политике, и в 3в. до н.э. на его основе возникает империя Цин, опиравшаяся на жесткую систему законодательства, вплоть до уничтожения всех родственников преступника по линии отца, матери и жены, за тяжкие преступления, тогда как менее тяжкие карались калечением или государственным рабством. Основатель империи Шихуанди начинает строительство Великой стены, защищающей Китай от северных кочевников. Первые участки стены имели протяженность 750 км, впоследствии стена достигает длины 3.5 тыс. км. Высота стен достигала 10 м, а толщина была такова, что по ее верхней плоскости можно было проехать на колеснице. На строительство стены были привлечены тысячи людей, тела умерших замуровывали прямо в стены. Другим монументальным сооружением Шихуанди стал мавзолей императора. Несколько раз на протяжении жизни император посыла на поиски островов, где должен был храниться, согласно легендам, эликсир вечной жизни. Строительство мавзолея было начато еще в начале правления императора, в нем участвовало более 700000человек. Огромные размеры мавзолея должны были подчеркнуть величие и могущество владыки Поднебесной. Огромный курган, возвышающийся над могилой, символизирует центр империи, основанной им. По желанию императора он напоминает гору, превосходящую по размерам самую большую пирамиду. Неподалеку располагается храм, посвященный самому императору. Подземный дворец впечатляющих размеров отличается пышностью и символизирует вселенную: «Сотня водных потоков и огромное море были сделаны из ртути…Вверху были изображены все созвездия, а внизу-карта земли», писал знаменитый историк эпохи Хань Сым Цянь. Неподалеку от кургана были обнаружены подземные сооружения содержащие, в общей сложности, 6 тыс. терракотовых фигур воинов и боевых колесниц, выполненных в натуральную величину (высотой фигуры от 175 до 195 см в зависимости от звания) и имеющих портретное сходство со знаменитой армией императора. Первоначально фигуры были раскрашены и вооружены настоящим бронзовым оружием, в частности, арбалетами, появившимися в Китае в начале эпохи Борющихся царств. Из названия Цин в восточные языки перешло название Чин, Чина, позднее в западные – Хина, Шин, Чайна. По-русски, «Китай», назван по имени «китаев», народа монгольского происхождения, жившего на севере страны. Легизм дискредитировал себя жестокими методами, альтернативой ему стало реформированное конфуцианство, ставшее официальной идеологией империи при следующей династии Хань. Династии я Цин пала сразу после смерти своего основателя, первого императора, в результате смуты, которой положил конец один из мятежников, крестьянин Лю Бан, ставший основателем новой династии Хань. Конфуцианство, социально-этическое учение, основателем которого является Конфуций (Кун-цзы), живший в 551-479 гг до н.э., в период междоусобных войн. Конфуций выступал с резкой критикой своего века, видя в прошлом более совершенные формы правления и социальной жизни: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее». На основе этого противопоставления К. создает свой идеал совершенного человека – цзюць-цзы, который должен обладать двумя достоинствами – гуманностью и чувством долга: «Благородный человек думает о долге, низкий заботиться о выгоде». Отталкиваясь от своего социального идеала, Конфуций сформулировал основы социального правопорядка в Поднебесной: «Пусть отец будет отцом, сын-сыном, государь-государем, чиновник-чиновником», т.е. пусть все в мире встанет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Прототипом нормального общественного устройства могут служить добрые семейные отношения, когда старшие любят младших и заботятся о них, а младшие отвечают любовью и преданностью, особенно важно исполнение сыновнего долга. Социальные отношения основывались на соблюдении пяти обязанностей: сыновняя почтительности – повиновение при жизни и принесение жертв после смерти, руководство на жизненном пути, выбор жены, ответственность за долги родителей и т.д.; на долге повиновения младшего брата старшему; на повиновение жены муж; на повиновении подчиненного начальнику; и на дружбе, главный долг в которой состоит в верности. Культ сыновней почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а его выдающиеся примеры, собранные в сборнике «двадцать четыре образца сяо», превратились в объект восхищения и подражания. Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был, прежде всего, быть конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, в обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями. И даже если со временем он усваивал кое-что иное и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином – все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем. Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и, особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства. Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы, порой в трюизмы, и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту соответствовавшую древним традициям писаную норму, придав ей значение Великого Закона. Соответственно сильно возросли авторитет и социальный статус грамотеев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ конфуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, способных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость. Слой грамотеев-интеллектуалов, сосредоточивших в своих руках монополию на знание, образование и управление, занял в Китае место, которое в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних, – такова была программа обучения в китайской школе, казенной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла, и особенно естествознание, не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и богатства. Роль «социального лифта» в конфуцианском Китае играла система экзаменов, сдача которых позволяла войти в состав правящей элиты наиболее способным ученикам вне зависимости от их социального положения. Экзамены состояли из трех ступеней, все обладатели степеней составляли особое сословие, игравшее роль привилегированного класса, обладающего определенным материальным преимуществом. В дальнейшем Ханская империя распадается на два царства и только в 4 в.н.э. появляется новое объединённое государство – Танская империя. Она просуществовала до 9 в. н.э., после чего наступает период междоусобных войн, названный периодом «пяти династий и десяти войн». До 13 века сменяются еще две династии, а в конце 13 века Китай захватывается монголами, правившими почти 100лет. Затем новая волна войн и восстаний приводит к захвату власти в 17 в. маньчжурской династией, правившей до нач.20 века (1911г., когда произошла так называемая «буржуазная революция»), и приведшая Китай к полуколониальному существованию. В 1949 г. Была провозглашена Китайская Народная Республика. Древнекитайская картина мира. Древнейшие верования относятся к эпохам Шань и Чжоу, высшими божествами почитались умершие предки, кроме того шанцьца поклонялись различным духам, олицетворяющим силы природы. Предкам шанцы регулярно приносили жертвы, чаще всего кровавые, в том числе и человеческие, о чем сообщалось в записях типа «Предку Гэну приносим в жертву триста человек из племени цян». Считалось, что сопровождавшие жертвы просьбы (их, как и извещения о жертве, обычно писали на специально подготовленных для этого бараньих лопатках и панцирях черепах) побудят обладавших сверхъестественным могуществом обожествленных предков воздействовать на духов сил природы или собственным могуществом поспособствовать людям добиться желаемого. Цель гадания сводилась к тому, чтобы поставить предков в известность о тех или иных намерениях, успехах или заботах живущих на земле их потомков и соответственно узнать их мнение на этот счет. Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором – в отличие от Конфуция – в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, Лао-цзы считается современными исследователями фигурой легендарной. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком – откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие «философ», так что имя его можно переводить как «Старый философ») и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение – Дао-дэ цзин. В трактате Дао-дэ цзин (сер. III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл и цель жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает. Проповедь долголетия и бессмертия обеспечила даосским проповедникам популярность в народе и благосклонность императоров, первым, кто соблазнился этой идеей, был объединитель Китая Цинь Ши-хуанди. Даосский маг Сюй Ши поведал ему о волшебных островах, где есть эликсир бессмертия. Официальная поддержка помогла даосизму выжить и даже укрепиться в условиях господства конфуцианства. Увлечение волшебными эликсирами и пилюлями в средневековом Китае вызвало бурное развитие алхимии. Получавшие средства от императоров даосы-алхимики упорно работали над трансмутацией металлов, над обработкой минералов и продуктов органического мира, выдумывая все новые способы приготовления волшебных препаратов. В китайской алхимии, как в арабской или европейской, в ходе бесчисленных опытов по методу проб и ошибок совершались и полезные побочные открытия, например, был открыт порох. Во 2 веке н.э. в Китай из Индии проникает буддизм преимущественно в своей северной форме Махаяны. В процессе распространения буддизм претерпевает значительное изменение, приспосабливаясь к традиционной системе ценностей, основанной на конфуцианском учении. Наиболее известным направлением китайского буддизма, вобравшим в себя конфуцианский прагматизм и традиционные представления, стала секта «чань». Название «чань» произошло от санскритского «дхьяна» (сосредоточение, медитация). Целью дхьяны было достижение транса в процессе медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до затаенных глубин и найти прозрение, истину, как это случилось с самим Гаутамой Шакьямуни под деревом Бо (Бодхи). Чань-буддизм стал своеобразной китайской реакцией на индийский буддизм, начиная с того, что чань-буддизм низвергал все канонические буддийские ценности. «Встретишь Будду – убей Будду, встретишь патриарха – убей патриарха! », - провозгласил известный чаньский мастер И-сюань. Свержение авторитетов для свободного поиска собственного пути, медитация и сосредоточение вместо буквального следования письменной традиции, спонтанность и постоянное осознание себя в состоянии «здесь и сейчас» - вот те основы, которые стали отличительной особенностью чань-буддизма. Для достижения просветления адептам не надо было десятилетиями томить свое тело аскезой и отказываться от обычной жизни, чань буддизм учил о возможности «внезапного» просветления, доступного, тем не менее, только для подготовленного ума. Размышление над логически противоречивыми, парадоксальными ситуациями (в форме вопросов, повествований и т.д.), гунъань(кит.), коан(яп.), медитации во время занятия повседневными делами, стимулирование со стороны наставника (окрик, удар палкой, неожиданный вопрос) вошли в арсенал подготовки чань-буддистских монахов и мирян. Направление чань приобрело большое влияние не только в Китае, но и в Японии (дзен-буддизм), а также стало широко известно на Западе, получив множество последователей, оказал влияние на живописную технику сунской школы. Китайский буддизм оказал влияние не только на религиозно-философские представления китайцев, но и на различные области художественной культуры. Так, в живописи сунской школы отсутствие линейной перспективы, стремительные росчерки туши, призрачность и прозрачность живописи призваны иллюстрировать одно из основных положений чань буддизма о том, что Будда во всем и все обладает его природой. Форма буддистских многоярусных храмов, пагод, символизирует буддистские небеса, скульптурные изображения будд и бодхисаттв восходят к эллинистическому-кушанскому канону, проникшему в Китай вместе с буддизмом Махаяны. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы