Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 2. Культура греко-римской Античности.
Классический период 5-4 вв до н.э. – вершина развития греческой культуры. Основные политические события: Греко-персидские войны были вызваны укреплением Персии в колониях малой Азии. Победа греков принесла не только независимость полисам, но открыла для них перспективы дальнейшего развития. Возвышение Афин и образование Делосского морского союза способствовало усилению роли афинского флота, в котором служила, главным образом, беднота, что привело к усилению роли бедных слоев населения в народном собрании. Пелопонесская война. Война между Пелопонесским союзом во главе со Спартой и Афинским морским союзом за господство на торговых путях. Сопровождалась борьбой между олигархической и демократической группировками внутри Афин. Закончилась поражением Афин и распадом союза. С 4 века начинается кризис полисной системы, который приводит к спаду ремесленного производства и торговли; разорению крестьян; концентрации земель. С середины 4 в до н.э. начинается возвышение Македонии благодаря усилиям Филиппа 2 сумевшего создать крупнейшее государство на территории, на которой до середины 4 века почти не было городов. Филипп 2 предпринимает вторжение в Среднюю Грецию, и после победы заключает мир на мягких условиях, создается федерация греческих городов под главенством македонского царя. Культура классического периода ознаменовалась началом рационального дискурса и созданием философских школ, разрабатывающих не только натурфилософскую проблематику, но и поставивших общенаучные вопросы. «Антропологический поворот» совершенный Сократом и софистами пробудил интерес к морально-этической практике и творческому потенциалу человека, к человеку как «мере всех вещей». В среде софистов разрабатываются вопросы лингвистики, изучение частей речи, грамматических категорий, изучается происхождение языка, проявляется историко-литературный интерес к поэмам Гомера, появляются их первые символические интерпретации. В связи с расцветом полисной демократии актуальными становятся риторика как искусство убеждения связной речью и диалектика как искусство отличать доказательные утверждения от недоказательных. В области архитектурного строительства светская архитектура начинает соперничать с сакральной, строятся театры и стои. К 4 в до н.э. сформировываются архитектурные элементы театра – ступени для зрителей, полукруглая орхестра, где действует хор и сцена – узкий прямоугольник, за которым возвышался фасад дворца. Афинский театр мог вместить до 17 тыс зрителей, а важность театра в общественной жизни подтверждалась тем, что при Перикле беднякам стали делать выплаты для посещения театра. Восходя в свих истоках к дионисийским мистериям предшествующего периода, театр претерпевает значительные изменения. «Отцом трагедии» называю Эсхила, который создавал свои произведения в традициях полуэпической хоровой лирики. Эсхил вводит изменения в традиционную повествовательную структуру. Появление второго актера дало возможность диалогического общения на сцене, а перенесение событий из промежутков в сам текст трагедии сделало произведения более доступными для зрителей. Дальнейшее развитие трагедии происходит в произведениях Софокла, который изменил трилогическому принципу и обособил трагедии, введя в них завязку и развязку. Последователь и ученик софистов Еврипид в своих трагедиях отошел от простой иллюстрации и интерпретации мифологических сюжетов, в большей степени они посвящены насущным проблемам полисной жизни, которые поэт преподносит на материале хорошо известных мифов. Его произведения отличает психологизм, надломленность характеров героев и привлечение к развязке трудноразрешимых ситуаций «бога из машины», когда неожиданно спускавшееся с небес божество оказывало помощь героям. Эллинистический период связан с завоеваниями Александра Македонского, продлился с конца 4 в до н.э. до начала завоевания территории Египта Римом в 1 в до н.э. После смерти Александра его огромная империя, включавшая в себя Балканский полуостров, Египет, переднюю Азию, южную часть Средней Азии, часть Центральной Азии, распалась на отдельные монархии во главе с его преемниками, диадохами, Македонию, Египет, Сирию и Пергамское царство. Этот период характеризуется взаимовлиянием и взаимообогащением двух культурных миров – греческого и восточного. Появляется идея «ойкумены», «обитаемого мира» как целого, общего для всех владения. Для поддержания это целостности рождается новая форма греческого литературного языка, позволившая сохранить греческое наследие в изменившихся условиях. Появляется специализация в образовании и общеэллинские образовательные центры – в Афинах-философия, право – на Родосе, в Афинах и в Пергаме, медицина и филология в Александрии. Создаются труды, охватывающие различные области научного знания, историю, географию, астрономию, геометрию, физику и т.д. Созданные в это время произведения скульптуры отличает тонкий психологизм, динамика и виртуозность исполнения. Шедеврами скульптуры считаются скульптурная группа «Лаокоон», Ника Самофракийская, «Умирающий галл». Трансформации произошли и в сфере религии, где греки переняли восточные культы, посвященные богине Кибеле, Исиде, культ Адониса, олимпийские боги постепенно теряли свое влияние. Римский период в развитии Античной культуры. Со 2 тыс. до н.э. греки-микенцы поддерживали торговые отношения с населением Аппенинского полуострова, а позднее обосновались на юге, основав там города-колонии Великой Греции. Италийские племена венетов, сабинян, италиков, латинов индоевропейского происхождения мигрировали во 2 тыс до н.э. с севера, потеснив автохтонные народы. Рим был основан в 753 г до н.э., и за короткий промежуток времени путем захватнических войн, покорил Грецию, Малую Азию, Египет, Испанию, Британские острова. Как и греки, римляне охотно заимствовали достижения других народов, которые включались в империю на правах провинций, с сохранением религиозных культов и местных обычаев. Воинственность римлян оказала влияние на все стороны материальной и духовной жизни, начиная от планировки городов и, заканчивая морально-этическими нормами. В течение всего времени своего существования Рим знал три формы государственного правления – царскую, республиканскую и императорскую. Первые цари были этрусками, предпоследний из царей, Сервий Тулий, провел государственную реформу, которая была направлена на ограничения власти патрициев, принадлежавших коренным римским патриархальным семьям, и ограничение политических прав пролетариев (римские граждане, не имевшие имущества, освобожденные от податей и несения военной службы, чье предназначение заключалось в производстве потомства). Римская республика, основанная в конце 6 в до н.э., возглавлялась двумя консулами, опиравшимися на Сенат. С 1 в до н.э. в Риме устанавливается императорская власть, сначала в форме принципата, а затем домината. Несмотря на усиление власти принцепса-императора, в империи сохранялись республиканские институты, действовало народное собрание, народ принимал законы, вершил суд, избирал должностных лиц, император регулярно отчитывался в Сенате. Но к 3 в н.э. наблюдается деградация и прекращение народных собраний, а также упадок Сената. В 3 в н.э. империя переживает глубочайший кризис, провинции отпадают и обретают независимость, армия распадается, границы перестают существовать, разразилась сильнейшая инфляция. В 4 веке империя распадается на Западную и Восточную, а в 5 веке Западная империя пала под натиском германских племен, вождь герулов Одоакр завладел Римом и сверг последнего императора Ромула Августула. Одной из главных причин гибели Рима стало господство рабства, которое повлекло за собой разорение крестьянства, переселявшегося в города и люмпенизировавшегося, низкую экономическую эффективность латифундий, и падение нравственности и забвение традиционных римских морально-этических норм. Последнему же способствовало проникновение и обретение широкого числа последователей восточных культов оргиастического характера, Митры, Адониса, Кибелы. Первоначально римская религия не знала антропоморфных богов, поклонение им распространились только после завоевания Греции, под римскими именами. Исконно римская религия обожествляла внутренние силы – духи, гении места, действий и состояния, существовал у римлян и культ предков. Заимствования у греков относились и к области науки. Только в сфере юриспруденции и политической теории римляне выступили как новаторы. Отцом юриспруденции называют Гнея Флавия, который в 304 г до н.э. опубликовал свитки жреческой коллегии, сделав их объектом свободного обсуждения и толкования. В 1 в н.э. возникли правоведческие школы, а во 2-3 вв н.э. оформилось классическое римское право. В политической теории наибольшую известность приобрели труды Цицерона и Полибия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы