Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 2. Культура Древнего Востока. Месопотамия.



Введение. На рубеже эпохи первобытности, приблизительно в 10-8 тыс до н.э., происходит неолитическая революция, заключавшаяся в переходе от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Первые земледельческие общины появляются в плодородных долинах рек, где сложились благоприятные климатические условия. В зоне, так называемого «плодородного полумесяца», на территории Ближнего Востока, уже в 8-7 тыс до н.э. складываются первые очаги урбанистической цивилизации, Иерихон, Джармо, Чатал-Хююк. «Городская революция» 5-3–го тыс до н.э. последовала за появлением бронзовых орудий труда, демографическим взрывом и конкуренцией за плодородные земли. К этому периоду относится образование крупных агломераций, строительство ирригационных систем и появление письменности. Монументальные сооружения, городские, храмовые и хозяйственные постройки строятся крестьянами в свободное от сельскохозяйственных работ время, поочередно в порядке общественной обязанности. Крестьяне, в период общественных работ, находятся на полном государственном обеспечении, получая казенные орудия и средства труда. Работы имели важный ритуальный смысл и общественное значение. Генезис раннегосударственных структур описан Л.С.Васильевым на основе анализа феномена власти-собственности, наличие которого является коренным отличием от античного государства. Право редистрибуции, т.е. перераспределения, общинной собственности принадлежит представителям структур власти. При этом частная собственность и рыночное хозяйство отсутствуют. По наследству передается должность с ее правами и прерогативами, включая высшую собственность, но не собственность, как исключительно частное право владения вне зависимости от должности. Сама специфика практической деятельности, заключающаяся в необходимости мобилизации больших человеческих ресурсов для строительства и поддержания обширных ирригационных систем, предопределили централизацию власти и многоступенчатую иерархию, высший общегосударственный, средний региональный и низший местный. На высшем - заметная специализация административной деятельности, военачальники, жрецы, главы канцелярий, ремесленных служб, администраторы, казначеи и хранители казенных амбаров и т. д. Первые письменные источники, дошедшие до нас, имеют характер хозяйственных отчетов, а первые законодательные акты относятся к урегулированию прав собственности.

Месопотамия (Междуречье).

Плодородные долины, образованные илистыми наносами Тигра и Ефрата позволили развиваться земледелию, которое наряду со скотоводством были основой хозяйственной деятельности. Специфика климатических условий, заключающаяся в большой сезонной температурной амплитуде, т.е. сильном жаре летом и холоде зимой, в редких и нерегулярных дождях, а также отсутствие собственных природных ресурсов (металлы, дерево ввозились с Иранского нагорья и северных гор, даже камень был редкостью), и, главным образом, непредсказуемость разливов и обмелений рек оказали значительное влияние не только на экономику, но и отразились на мировосприятии населения Месопотамии. Трудность проживания в подобных природных условиях с одной стороны, способствовало раннему общественному объединению, приведшему к возникновению раннегосударственных структур, «открытости» в области внешних контактов, развитию торговли и восприятию новшеств, а с другой стороны, к формированию катастрофического мироощущения.

Историческое пространство. Культура Убайд относится к 5 тыс. до н.э., представляла собой поселки до 10 га, в центре которых размещались крупные храмовые комплексы на высоких платформах, окруженные городскими стенами, характеризуется многочисленным населением, развитым ремеслом, металлургией, ткачеством, гончарным делом. Культура Убайд – протошумерская. На рубеже 5-4- тыс. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, чье происхождение до сих пор неясно. По мнению Дьяконова, шумерский язык близок языка народов мунда, проживающих на северо-востоке полуострова Индостан, и являющихся доарийским субстратом населения Индии. В 4-3 тыс. на территории Двуречья сосуществовали три народа – носители «бананового» языка, названного так из-за большого количества слов с повторяющимися слогами (Забаба, Хувава, Бунене) и основатели культуры Убайд; шумеры, основавшие на юге Урук, причем шумеры ассимилировали достижения «банановой» культуры, именно их терминология в области ремесел и обработки металлов прижилась в Шумере; и семитские племена, пришедшие из Северной Сирии, осевшие на севере и северо-западе Двуречья. Объединяющим началом для трех разных этносов послужила организация сети ирригационных каналов, которые просуществовали до середины 2-го тыс. С сетью каналов были связаны и основные центры образования государств – города. Они вырастали из земледельческих поселений, путем сселения жителей покидаемых деревень в центр. Однако до полного переселения из деревень дело не доходило, так как невозможным становилось обрабатывать землю на территории, удаленной, более чем на 15км. Поэтому в одной округе образовывалось несколько городов, среди которых один был главный, здесь располагался административный и религиозный центр, по примеру египтологов, такая округа получила названия нома. Первый известный истории собственно городское поселение, обнесенное стенами Урук., правителем которого был легендарный герой Гильгамеш. К 3-ему тыс. насчитывалось 13 номов, которые вели между собой соперничество за старшинство, что давало возможность привлекать «младших братьев» к работам на каналах. Социальная структура шумерского общества состояла из четырех основных страт – земледельцы-общинники, ремесленники-торговцы, войны и жрецы. На низшей ступени общественной лестницы стояли рабы, чье название на шумерском означает «спущенный», т.е. пленный, спущенный с гор. Использовались рабы, как в частных хозяйствах, так и в храмах, бежать не пытались, к рабам относились как к собственности, он был ритуально мертвым и не принадлежал больше себе. В конце раннединастического периода в номе Лагаш были проведены социальные реформы правителем Урукагиной, которые сводились к упрочению власти жрецов ( упорядочение платы и отмена поборов, так же восстановление права собственности богов на те храмовые хозяйства, которые присвоили местные правители), урезались права чиновников (запрещалось взимать часть доходов от стад, рыбной ловли), охране собственности и устоев патриархальной семьи. Учитывая, что и все последующие законы носили скорее рекомендательный характер или ритуальный, как отчет о проделанном перед богами, то реальных изменений они не приносили, тем более что, сводились к восстановлению бывшего порядка, провозглашались в начале правления призывом возвратиться к первоначальной точке отсчета. Заключались в отмене всех соглашений, прощении всех долгов, освобождении всех заключенных, по словам Урукугины «отмывание времени от человеческих грехов».

С середины 3-го тыс. семитские племена активно заселяют север Двуречья, что, благодаря энергичной политике Саргона в конце 24 века приводит к объединению юга и севера Месопотамии. Согласно преданию, Саргон был незаконнорожденным сыном верховной жрицы, зачавшей его вне храма, вне ритуала и от смертного человека, что являлось ритуальным преступлением. Мать избавилась от ребенка, положив его в корзину и отпустив ее в реку, откуда он был выловлен садовником кишского царя, воспитавшим его. История о рождении и чудесном спасении Саргона имеет параллели в библейском сюжете о Моисее. Несомненным является простое происхождение Саргона, добившегося, как и Гильгамеш, любимый герой шумерского эпоса, собственным упорством высшего положения. При Саргоне Шумеро-аккадское царство простирается от Сирии до Персидского залива, являясь самым крупным из существовавших до ныне. Саргон проводит ряд социо-политических реформ, сводящихся к укреплению власти центра, все нововведения носили явно противоположный характер устоявшимся традициям шумерского общинного сознания, что и приводит постепенно к ослаблению центральной власти при Саргонидах. О популярности политики Саргона говорит тот факт, что никто из его преемников не умер свой смертью, все они пали в результате заговоров. Уже при правнуке Саргона в Месопотамию вторгается племена кутиев, вызвавших волну ненависти к себе разрушением храмов и городов. На рубеже 22-21 вв. власть кутив падает и начинается правление 3-ей династии Ура, завершающей собственно шумерскую историю. В период правление 3 династии Ура происходит окончательная сакрализация власти, выразившаяся в создании специальных ритуалов для бога-правителя. Несмотря на 200 км стену, отделявшую Шумер от кочевых племен, амореи проникали в Шумер сначала с мирными целями, как наемники и рабочие, а затем и, совершая набеги на шумерские поля. Скооперировавшись с эламитами, они выступили против распадающегося шумеро-аккадского государства и в 2003 вошли в Ур – столицу Шумера. Амореи дали начало новым династиям. Ко времени правления Хаммурапи шумерский этнос полностью растворился в соседних племенах, оставив после себя только язык и письменность.

После долгого периода раздробленности воюющих между собой племен, в 19-18 вв. появляется новый центр Двуречья - Вавилон, под управление Хаммурапи(1792-1750) ставшим первым развитым государством в западной Азии. Крупные царско-храмовые хозяйства обрабатывались неэффективно неполноправными, что привело к практике раздачи наделов царско-храмовых земель в качестве платы, кормления и в аренду. Хаммурапи создает первый в истории достаточно полный и многосторонний свод правовых норм, служащих в первую очередь на поддержание статуса и эффективности центральной власти и общины, как основной опоры власти. Частная собственность ограничивалась и регулировалась, несмотря на сам факт ее признания. Часть статей посвящена регулированию отношений между ростовщиком и должником, причем максимальные шансы предоставлялись должнику, вплоть до ограничения срока долгового рабства 3-мя годами, после чего долг считался погашенным. Рабы – чужеземцы, оказавшиеся во владении общинных групп, включались в состав семьи, на правах ее младших членов, во втором поколении, как правило, переставали быть рабами. В уголовном праве руководствовались законом «талиона» (от лат. Talionis «возмездие, равное по силе преступлению»).око за око. Вообще, законодательство было направлено в первую очередь на защиту традиционных прав вавилонского населения, как от внешних врагов, могущих взять в плен и продать в рабство, так и от собственника, выступавшего в роли ростовщика, арендодателя. Основанное Хаммурапи государство просуществовало более двухсот лет, затем оно пало под натиском племен касситов, вторгшихся на территорию царства с востока, с горных хребтов Заргоса. Касситы оставались правителями 400лет, а затем их сменили эламские ставленники.

Нововавилонский период начинается с правления Навуходоносора 1 (1124-1108 гг.до н.э.) и возрождения вавилонского государства. Но уже спустя 300 лет история повторяется и уже через 300 лет, в 9 в. до н. э, полукочевые племена халдеев завоевывают южную часть вавилонского царства. Удача возвращается к Вавилонии в лице Навуходоносора 2 (607 – 562), подчинившего себе Сирию и Палестину, удачно воевавшего против египтян и в 587 г.до н.э. взявшего после долгой осады Иерусалим, тысячи жителей которого были пленены и уведены в Вавилон. Для иудеев наступил период вавилонского пленения, а в Ветхом завете Вавилон и Навуходоносор станут синонимами порока. Вавилония закончила свое существование в 539 г. до н.э., когда персидские войска разбили вавилонян.

Культурное пространство. Письменность. Виды письменности: 1. Предметное. 7-5 тыс. до н.э., представляло собой мелкие поделки из глины и камня, имеющие геометрическую форму – шарики, цилиндры, диски, конусы. Цилиндрик мог означать – одна овца, шарик – один кувшин масла и т.д. В 4.тыс. такие фишки стали помещать в глиняные закрытие конверты, в которых было невозможно узнать содержимое, не разбив, поэтому со временем на конверте стали делать оттиски фишек и их числа, о затем довольствоваться только оттисками, что и стало переходом от предметного письма к рисунчатому. 2. Пиктографическое (пиктография: писать и рисунок) – рисунчатое письмо, которое впервые появляется в Месопотамии у шумер, в 4 тыс. до н.э. Сначала предметы изображались абсолютно точно, но затем под воздействием самого писчего материала, глины, на котором трудно изобразить предмет, особенно круглый, и в связи с необходимостью ускорить темп записи, пиктографическое письмо трансформируется в логографическое, клинопись. 3.Логографическое (логограмма: слово и знак, запись) – словесно-слоговое письмо, в котором один и тот же знак может быть и звуком и слогом, при этом виде письма для отдельных понятий создаются общеобязательные типовые условные знаки. Шумерская клинопись имела 600 знаков, каждый из которых мог иметь до пяти понятийных и десяти слоговых значений, поэтому письменность имела мнемонический характер, а учитывая значимость письма для древних сообществ, то и культура в целом. Истинно мудрый человек, для шумер, это человек «внимающий», а в языке «разум» и «ухо» одно слово. 4. Фонетическое письмо –письмо, при котором изображение соответствует лишь одному первому звуку слова появляется у финикийцев, легло в основу создания греческого и европейских алфавитов.

Школы. Школьное образование начиналось с 5-7 лет и продолжалось до 20. Обучение начиналось с письма и заучивания различных слов. После приступали к переводу с шумерского на аккадский и обратно. В этом состоял начальный этап обучения. Затем следовали более сложные предметы. После окончания школы, как свидетельствует поздний шумерский текст, выпускник должен был хорошо владеть словами арго различных профессий – жрецов, пастухов, моряков, ювелиров и уметь перевести их на аккадский язык. Так же необходимо было знание тонкостей певческого искусства и вычисления. Школа – э-дуб-ба, «дом табличек» состояла их двух помещении. В первом сидели ученики с глиняными табличками и тростниковым стилем в руках, а во втором стоял чан с глиной, из которой эти таблички тут же и делались. Вместе с учителем в классе присутствовал надзиратель, бивший учеников за провинности. Пройдя все тяготы школьной жизни, ученик получал звание писца и получал работу. Он мог претендовать на государственную должность, либо на работу в храме, либо стать частным писцом, либо зарабатывать на жизнь переводами. Государственный писец служил при дворце, составляя царские надписи, указы и законы. В храме необходимо было вести хозяйственные расчеты, а также записывать из уст неграмотных жрецов тексты богослужебного содержания или вести астрономические расчеты. Частный писец работал в хозяйстве крупного вельможи. А писец-переводчик выполнял различные работы, мог служить на дипломатических переговорах, использовать свои знания на войне. В любом случае, профессия писца была очень почетна, приносила своему обладателю хорошее жалование и уважение в обществе.

Главная добродетель в Месопотамии – послушание, принятие власти, которое стало основой государственной власти, что отражено в «Сказании об Атрахасисе», обосновывавшем творение человека, как слуги богов и наказание людей потопом. Справедливость в современном понимании, как воздаяние за личные заслуги или ошибки, отсутствовала – удача или неудача воспринимались как результат заступничества со стороны личного бога пред главными богами. Поэтому главное – правильное соблюдение обрядов в служении богам. Изначально и номы создаются как жилища богов и их окружения, а объединение номов, т.е. создание национального государства, в первую очередь, служит для проведения решения богов и защиты их угодий. Как кара богов за отступление от добродетели воспринимались природные катастрофы – изменчивость разливов рек и набеги кочевых соседей. Так, например, в одном из текстов описывается падение под натиском врагов Ура, как приговор, вынесенный собранием богов, богине Ура Нингаль.

Лекция 3. Древний Египет.

«Египет – дар Нила». Отличие от Месопотамии – регулярность разливов и замкнутость. Египет - компактная страна, где селения располагались в близости друг к другу, а все пространство в целом было замкнутым и изолированным от окружающего мира защитным окружением гор. Древнейшие культуры – Фаюм, Бадари и др. примерно одновременны с Убайдом. – грубоватая керамика, зерновое земледелие, кремниевые орудия, первые орудия из синайской меди. Связи через Синай - влияние культуры Двуречья, введение пиктографической письменности. 4 тыс. – активное развитие Египта – ирригационные сооружения, глинобитные строения, металлургия меди, строения из сырцового кирпича.

Как и в Шумере – первые протогосударства возникают как объединения вокруг храмов. Эти сообщества – номы, территориально тянулись вдоль Нила на многие десятки километров. Во главе – первосвященники-жрецы, впоследствии приобретающие функции политических администраторов, правителей номов. Постепенно власть концентрировалась в руках наиболее удачливых из них, письменные источники по этому поводу, в отличие от шумер отсутствуют. По свидетельству египетского жреца Манефона, жившего на рубеже 4-3 века до н.э. и написавшего впоследствии утраченную историю Египта, на рубеже 4-3 тыс. примерно 20 номов Нижнего Египта в дельте Нила и столько же Верхнего до дельты были объединены в руках двух правителей, противоборство которых привело к победе правителя Верхнего Египта. За 500 лет до Саргона, фараоны 1 и 2 династии, начиная с Менеса, были всевластными обожествленными правителями огромного государства. Начиная с 3 династии, фараоны становятся не просто обожествленными правителями, а равными богам. Об этом нам говорят и пирамиды 3и 4 династий - Джосера, Снефру, Хеопса, Хефрена. Древнейшая из пирамид – ступенчатая пирамида правителя 3 династии Джосера. Архитектором ее считается Имхотеп, жрец, врач (ему приписывается авторство медицинского папируса Эдванса Смита, названного так по имени американского археолога), архитектор, впоследствии обожествленный. Существует гипотеза, что ступенчатые пирамиды строились по принципу поставленных друг на друга мастаб, гробниц предшествующего периода, представляющих собой усеченные пирамиды с подземной и надземной частями. Ступенчатые пирамиды имеют аналогии с зиккуратами – храмовыми постройками на территории Месопотамии, ступенчатая форма которых была обусловлена постоянным размыванием почвы и необходимостью обновления постройки. Самая большая из египетских пирамид, пирамида фараона 4 династии Хеопса, – 147 метров, строили ее, согласно Геродоту, 100 тыс. человек на протяжении 20 лет. Строительство пирамид не только отнимало много сил и средств, но способствовало совершенствованию мастерства и накоплению опыта. На строительстве, как и в Месопотамии, труд рабов почти не использовался, рабов-иноплеменников было немного, и основной силой были рабочие отряды, иногда для обслуживания и охраны отписывались целые поселения. Начиная с 5 династии строительство пирамид идет на убыль, централизованная администрация стала ослабевать. Пирамиды 5и 6 династии невелики и небрежно построены. По сравнению с Месопотамией в Египте сохранилось очень скудное количество письменных источников, поэтому нет однозначности в социальной и хозяйственной жизни. Периоды сильной усиления централизованной власти сменялись периодами политической раздробленности и самовластного правления глав номов – номархов. Часто номархи имели собственную армию, чиновников, вели собственное летоисчисление, наследование власти, номы могли объединяться в результате браков. Но подобная раздробленность со временем уступает укреплению центральной власти, как это было в период Среднего царства. Подтверждением власти центра стало превращение при 12 династии естественной котловины Фаюмского оазиса в Меридово озеро – искусственный резервуар, который позволил накапливать излишки нильской воды и регулировать уровень вод во время разлива и орошать поля в период засухи, что было признано греками настоящим шедевром строительного искусства. В 18 веке до н.э. азиатские племена гиксосов, познакомившие египтян с боевыми колесницами и лошадьми, осели в районе дельты и правили около полутора веков, для египтян это стало временем «упадка и деградации, варвары все крушат, Нил иссыхает, богачи и бедняки меняются местами и даже женщины не беременеют». После изгнания гиксосов при фараоне 17 династии, начинается период Нового царства, относящийся к 16-9 векам до н.э. и ставший периодом расцвет Древнего Египта. В это время, 16-15 век появляется слово «торговец», серебро вытесняет зерно в качестве мерила рыночной ценности. Множество рабов-иноплеменников, которые сажались на храмовые земли и становились зависимыми арендаторами. Рабов в частном секторе было немного, и стоили они дорого – цена рабыни приравнивалась к стоимости 4-5 рабов, дона девочка-рабыня была продана за цену, эквивалентную 373 гр. серебра, один грамм –72 литра зерна, т.е. по этому курсу свыше 25 тонн.

Правление Эхнатона. В противовес усиливающим свое влияние жрецам и официальному культу Амона-Ра, фараон Аменхотепом 4 поддержал культ бога солнечного диска Атона, за которым не стояло никаких влиятельных сил. Объявив себя верховным жрецом Атона, Аменхотеп изменил свое имя на Эхнатон (угодный Атону) и перебрался во вновь построенную столицу в 300 км от Фив, город Ахетатон (горизонт Атона), теперь известный как Эль-Амарна. При Эхнатоне изменилось иконография Атона, на смену мужской фигуре с головой сокола пришло изображение солнечного диска, лучи которого заканчивались человеческими руками, держащими символический знак «анх», «жизнь», крест с петлей наверху. Акцент при правлении Эхнатона был сделан на концепции справедливости и правосудия, которую олицетворяла богиня Маат. В новом каноне искусства, получившем название Амаранский стиль, главенствующим принципом стала искренность, проявившаяся в требовании портретного сходства. Канон изображения фараонов и знати претерпел существенные изменения, отныне фараон изображался не как отвлеченный идеализированный образ бога, а как реальный человек, обладающий физическими изъянами. Кроме того, меняется ракурс фигур, позы становятся естественными, особое внимание уделяется бытовым сценам, на которых можно увидеть Эхнатона в окружении семьи, рядом с дочерями и женой Нефертити («прекрасная женщина пришла»). Одним из наиболее известных произведений амаранского стиля стал раскрашенный бюст Нефертити. Как считают некоторые исследователи, монотеистическая тенденция реформы не была главной, основная цель сводилась к тому, чтобы укрепить централизованную администрацию за счет ослабления влиятельной храмовой знати. Эхнатон процарствовал 17 лет, при нем реформы не встретили открытого сопротивления, но после его смерти, его наследник, Тутанхамон, меняет свое имя (Тутанхатон) и переезжает в Мемфис, возвращая жреческой знати все прежде утраченные привилегии. Имя Эхнатона было предано забвению, а его столица снесена.

В конце 2 тыс. могущество Египта стало ослабевать. Ливийские племена и племена «народов моря» вытеснили египтян из их внешних владений и стали заселять район дельты. Ослабление государства сказалось на укреплении местной власти и жречества, что и привело Египет к гибели как независимого и сильного государства. В 332 году до н.э. завоевания Александра Македонского привели к окончательному падению независимости Египта, в котором сначала правил диадох Птолемей и династия Птолемеев, превратившие Египет в признанный центр эллинистической культуры. Птолеемевский Египет пришел в упадок в начале новой эры, после чего страна превратилась в провинцию Рима, а 4 в н.э. Византии.

Культурное пространство. Папирус Эдвинса Смита ( 3 тыс. до н.э.) интересен не только как древнейший медицинский документ, но и тем, что заболевания представлены в нем в систематическом порядке. Болезни классифицированы на те, с которыми целитель: 1.будет бороться, 2.которые может лечить, 3.не поддающиеся лечению. Папирус посвящен хирургической обработке ран и переломов, сохранилась лишь часть документа, относящаяся к переломам от головы до плеч.

Представления о загробной жизни. Этика. «Как я люблю жизнь и ненавижу смерть» - распространенная фраза из заклинаний в Древнем Египте, дает представление о смысле и целях сохранения тел умерших путем мумификации. Египтяне верили, что после смерти они, преобразовавшись, смогут поселиться в «Стране вечности», стране справедливости и честности, где нет никаких забот. Для этого необходимо было, чтобы тело человека сохранялось после его смерти, чтобы родственники совершали приношения, поддерживая загробную жизнь, и, чтобы умерший выдержал суд Осириса, представ на нем в качестве подсудимого. До нас дошли тексты пирамид, относящиеся ко временам 5 и 6 династии, начертанные на стенах гробниц. Они представляли собой заклинания, призванные оберегать умершего в его загробной жизни. Позднее эти тексты, претерпевшие изменения, стали записывать на папирусе, и использоваться не только фараонами, но и простолюдинами. Эти свитки получили название «Книги мертвых», которая представляет собой собрание текстов, состоящих из заклинаний и гимнов, главный смысл которых заключался в практическом руководстве умершего по дороге «на Запад». Добравшись до суда Осириса, умерший представал перед коллегией богов во главе с самим Осирисом и его женой Исидой. Сердце подсудимого взвешивали на весах правосудия, на другой чаше которых клали перо, символизирующее богиню правды Маат. Если сердце оказывалось столь же легким, лишенным грехов, то подсудимый награждался бессмертием, если нет – то его пожирало чудовище «Пожиратель душ», и человек умирал во второй раз, окончательно. Из «заявления о невиновности», которое произносил на суде умерший, можно получить представление о морально-этических нормах и запретах. Убийство, воровство, ложь, гомосексуализм, тщеславие – короткий перечень, того, что лишало бессмертия.

Лекция 4. Древняя Индия.

Заселение Индии шло с севера, через Иран и Афганистан. В 6-4 тыс. появляются первые неолитические поселения в долине Инда, а примерно 24 век – урбанистическая культура Хараппы и Мохенджо-Даро. Кирпичные постройки – дома, дворцы, зернохранилища, бассейны с системой канализации, сооружения типа верфи, соединенные каналом с рекой, все это говорит в пользу развитого ремесла и торговых связях с соседями, прежде всего с Шумерами. Антропологический тип населения Индских городов близок к населению ближневосточных центров. Города были очень недолговечны, уже в 18 веке они пришли в упадок. Некоторые данные говорят о том, что упадок городов начался значительно раньше, он был связан с нарушением обычного уклада жизни, беспорядочными постройками, ослаблением администрации, что было вызвано, возможно, изменением русла Инда и затоплением обширных площадей. Письменность, состоящая из, примерно, 400 иероглифов и петроглифов, до сих пор не расшифрована. Небольшие тексты из 6-8 знаков на печатях или амулетах цилиндрической формы делают невозможной адекватную идентификацию социального и экономического строя индской цивилизации. Хараппская цивилизация долины Инда исчезла, почти не оказав влияния на последующую культуру индоариев. Новый очаг цивилизации складывается в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на тысячи километров.

Из ранних религиозных верований до нас дошло изображение так называемого прото-Шивы на печатях с изображением рогатого быка, сидящего в иогической асане на троне или земле. На голове божества - два рога, между ними - дерево; окружают его лев, носорог, зебу и слон. В индуизме Шива – покровитель скота, его изображают трехликим.

Индоарии в долине Ганга. «Арий» - «благородный», термин использовался иранцами («ир», «ар») и индийцами и относился первоначально к индоиранской общности, которая впоследствии разделилась, и, возможно, противоборствовала. В 14-13 веках первоначально арии проникают в Афганистан и оттуда в долину Ганга, заселенную этническими общностями мундов и дравидов, они постепенно осваивают долину, ассимилируя или вытесняя автохтонов. Высокий уровень материальной культуры, характерный для индоариев – использование плуга, знакомство с металлами, ирригационные устройства, транспорт, развитое ремесло, позволил достаточно быстро и успешно утвердиться на новой территории. В современной науке почти отсутствуют документы, относящиеся к социально-политической истории этого периода, нет ни летописных хроник, ни записей исторических событий, зато религиозно-философская сторона жизни древних ариев подробно освещена в таких памятниках, как корпус ведической литературы, эпических сказаниях Махабхараты и Рамаяны. Такая специфическая особенность древнеиндийской культуры, внимание которой сконцентрировано на внутренних, религиозно-философских и морально-этических вопросах, естественно затрудняет реконструкцию социальной, политической и исторической структур общества.

Судя по ранним литературным источникам, уже на раннем этапе из среды рядовых общинников выделяются жрецы-брахманы, обладающие высоким социальным статусом, в чьи функции входило соблюдение сложных ритуалов и обрядов и сохранение ритуально-мифологического наследия и военачальники-кшатрии, обладающие административные функции. Первые города в долине Ганга появляются в 9-8 веках, к этому же времени относятся и ожесточенные войны за политическое господство в регионе, о чем свидетельствуют эпические сказания, Махабхарата. На протяжении всего периода древности и средневековья для Индии было характерно отсутствие сколько-нибудь устойчивых политических образований, многие из которых как быстро появлялись, так и приходили в упадок. Относительная слабость политической власти в истории Индии скорее всего связана с кастово-варновой системой, просуществовавшей с глубокой древности до наших дней, и ставшей основой общественного устройства, чья жесткая структура стала альтернативой слабой политической власти.

Кастово-варновая система. «Варна» соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет». Согласно Ригведе, первой из Вед, сборнике гимнов и воззваний, из уст первочеловека Пуруши возникла варна жрецов-брахманов, из рук - кшатрии, из бедер – вайшья, простые земледельцы и скотоводы, а из ступней – неимущая и неполноправная варна шудр. Три высшие варны генетически связаны с индоариями, они именовались «дваждырожденными», по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, т.е. обряд инициации, который проводился в детстве и сопровождался одеванием на шею шнурка, цвет которого соответствовал варне. Дваждырожденные противопоставлялись шудрам, которые формировались из неполноправных неариев, и, которые не имели права изучать Веды, а также участвовать в обрядах совместно с представителями других варн, они не могли претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Со временем система претерпевает изменения, постепенно варновая система усложняется и дробится, трансформируясь в систему каст, дошедших до нашего времени. Каста – джати, род – замкнутая эндогамная группа людей, обычно наследственно занятых в определенных сферах деятельности. Насчитывается несколько сотен и даже тысяч. Кастами могут стать и племена, и секты и профессиональные группы. В особую группу выделяются те, кто занят «нечистыми профессиями», такими как, убой животных и выделка кож, уборка мусора, знахари, палачи, актеры и т.п. Каста «неприкасаемых» в социальном плане стоит на самом нижнем уровне, ее положение хуже, чем даже у рабов, т.к. это полное отсутствие прав. Принципиальное отличие касты от варны заключается в том, что касты представляют собой корпорации, обладающие четкой внутренней организацией, органами управления, регламентацией профессиональной деятельностью, нормированием внутреннего и внешнего общения, обычаями, украшениями и т.п. К тому же касты могут быть не всеиндийскими, а региональными группами. Кастово-варновая система основывается в первую очередь на представлении и карме, как результате поступков в предыдущих рождениях, что в свою очередь обуславливает нынешнее существование. Т.е. рождение в определенной варне не дело случая, а проявление действия кармического закона, поэтому переход из варны в варну невозможен, более того, принадлежность к низшей варне не может быть поводом для недовольства, так как это дело личных заслуг. Система каст послужила опорой для всей индийской цивилизации в целом, несмотря на длительные периоды дестабилизации и относительно слабую центральную власть.

Религия эпохи Вед. Древние арии обожествляли и одухотворяли животных и растения, явления природы. Были распространены жертвоприношения (в том числе и человеческие) в честь богов и связанные с ними культовые отправления, которые сопровождались магическими заклинаниями и обильными пиршествами с возлиянием сомы, в котором некоторые исследователи видят мухомор. Руководили церемониями – жрецы – брахманы. Практика жертвоприношений вызвала к жизни священные тексты ариев – Веды, оформленных на рубеже 2-1 тысячелетий. «Веды» - знание – сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний.

Старейшим из богов ведического пантеона Дьяус, бог неба, отец богов, аналогичный по статусу и имени не только древнегреческому Зевсу, но и латинскому понятию «бог» (Дьяус - Зевс - Деос - Тео). Он и его жена, богиня земли Притхиви, считались прародителями мира, богов и людей. Центральной и наиболее популярной фигурой ведического пантеона был их первенец Индра, бог тепла и света, дождя и бури, мудрец и воин, повелитель вселенной, гроза демонов, универсальный владыка. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни, бог Огня - как жертвенного пламени, так и домашнего очага. Агни считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, кем-то вроде посредника между землей и небом, людьми и богами. Со временем меняются представление и самих богах и об их функциях. Веды становятся все менее понятны, появляется необходимость в комментариях, брахманах, положивших начало философским текстам древней Индии – упанишадам.

Одно из центральных понятий индийской философской мыли – понятие кармы. В упрощенном виде, карма состоит из суммы злых и добрых дел каждого человека, определяющей форму последующего рождения. Хорошая карма гарантирует удачное рождение, брахманом или князем, плохая карма чревата рождением рабом или неприкасаемым, или животным. Те, кто встал на путь отшельника-аскета, путем длительных практик могли выйти из-под действия закона карты и прервать цепь перерождений, достичь освобождения.

Индия периода Маурьев. К середине 1-го тыс. до н.э. в долине Ганга существовало приблизительно 16 сравнительно крупных государств, в большинстве из которых установилась наследственная монархия. В 4 в до н.э. выходец из шудр, Чандрагупта, воспользовался поражением греко-македонских гарнизонов в 317 г. до н.э. и основал государство Маурьев, которое просуществовало около полутора столетий. Особенного расцвета государство достигает при Ашоке, который объединил под своей властью почти весь индийский субконтинент, различный по языкам и культуре, опираясь на древнеиндийские религиозно-этических нормы – дхарму. В понятие дхармы включалась также и религиозная терпимость, к концу жизни Ашока начинает оказывать покровительство буддизму.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь