Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 6. Русская культура ХХ века.
Конец XIX- начало XX века стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Как полагал Н.А. Бердяев, в России в начале века был настоящий культурный ренессанс. «Культурный ренессанс» затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема всеобщей грамотности станет ключевой задачей ХХ века. Выросло к началу века число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, а также число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов. Конец XIX- начало XX века ознаменовались интенсивным развитием отечественной науки. Исследования К.Э. Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую известность приобрели исследования в области минералогии и геохимии В.И. Вернадского. Созданное им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей на планете в процессе сознательной деятельности человечества, сыграло огромную роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы. Признание международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий (И.П.Павлов 1904, И.И. Мечников 1908). Активно развивалась и русская философская мысль. Это были такие авторы, как Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала одной из вершин мировой философской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии истории и другим вопросам, волнующим человеческий ум. Своеобразным откликом выдающихся русских мыслителей на потрясения, пережитые страной в самом начале XX века, явился изданный в 1909 году сборник «Вехи». Под впечатлением социального взрыва 1905-1907 годов авторы «Вех» попытались осмыслить роль радикально настроенной интеллигенции в жизни общества, показать опасность революционного пути решения стоящих перед страной проблем и призвать к социальному компромиссу. Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук (П.А. Сорокин, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве). Напряженно, в борьбе различных направлений протекала литературная жизнь России, ознаменованная творчеством многих выдающихся мастеров, развивавших традиции своих предшественников. Продолжается деятельность великих русских писателей Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. Начинается писательская деятельность А.М. Горького, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, А.А. Блока и др. Рубеж веков знаменует начало эпохи модернизма, характеризуемой непрерывным обновлением, прежде всего, художественных форм. Кроме того, для модерна свойственен определенный разрыв с предшествующими традициями, стремление утвердить новые начала искусства, переосмыслить содержание духовного наследия. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений и пропагандирует основания «нового искусства». В символизме, одном из ранних проявлений нового искусства, затронувшем, прежде всего, поэзию, делается акцент на художественном выражении посредством неких намеков, символов, на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия, на ассоциативности и иносказательности, на идее самоценности искусства. В России его представляли: в поэзии — А.А. Блок (1880–1921); в живописи — М.А. Врубель (1856–1910); в музыке — А.Н. Скрябин (1872–1915) и др. Ярче всего проявило себя модернистское литературное течение, выступавшее под знаменем теории «искусства для искусства» (К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Ф.К.Сологуб, В.Я.Брюсов и др.). Этот период бурного развития литературы получил название «Серебряного века русской поэзии», названного так по аналогии с «Золотым веком», приходившимся на первую половину.XIX века Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников. Русский модернизм — явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Зрели вопросы дальнейшего развития русской литературы, принципиально сконцентрированные на трех проблемах: отношение к традициям русской литературы, определение новизны содержания и формы, определение общего эстетического мировоззрения. Формировалась необходимость, говоря словами Валерия Брюсова, «найти путеводную звезду в тумане». Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, но при всей их противоречивости нельзя не признать особого влияния революции на русскую художественную культуру. Русскую художественную литературу первого десятилетия характеризуют не только символизм. В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Это массовая поэзия, близкая городским низам. Стихи печатались во многих журналах, в частности, в журнале легального марксизма «Жизнь», который стал массовым и достиг тринадцатитысячного тиража. Содружество «Среда» и литературный отдел «Жизни» подготовили создание широкого объединения писателей вокруг издательства товарищества «Знание» во главе с Горьким. Поиски новых форм выражения внутреннего мира человека воплотились в двух новых постсимволических течениях: акмеизме и футуризме. Акмеизм (греч. Akme — высшая ступень чего-либо, цветущая сила) получил определенное теоретическое обоснование в статьях Н. Гумилева «Наследие символизма — акмеизм», С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштама «Утро акмеизма», А. Ахматовой, М. Зенькевича, Г. Иванова и др. Объединившись в группу «Цех поэтов», они примкнули к журналу «Аполлон», противопоставили мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его основного, изначального смысла. Незадолго до начала первой мировой войны на литературной арене возникло новое течение — футуризм, представители которого объявили о разрыве как с традициями классики, так и со всей современной литературой. Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Футуристы, отталкиваясь от символизма, искали путь к непосредственно данной действительности. Они пытались разрушать границу между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улицы, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат. Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму, — В. Каменский, братья Бурлюки, А. Крученых, В. Хлебников и др. Их энергичное противостояние всем существующим литературным направлениям разделял молодой В.В. Маяковский. Возникает круг «будетлян» — провозвестников будущего, ставших представителями русского футуризма. Сборники футуристов «Садок судей» (1910—1913), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913) были откровенно непривычными для читающей публики. В середине XIX века сформировался жанр «крестьянская поэзия». Ее крупнейшими представителями были А.В. Кольцов, И.З. Суриков, Д. Бедный, С. Есенин, Н. Клюев и др. Художественная культура конца XIX– начала XX века также характеризуется множеством платформ и направлений, которые составляют два ряда процессов. Первый из них свидетельствует об общественной активности «левых» направлений в искусстве. Авангардизм (фр. Avant-garde — передовой отряд) — это условное наименование художественных движений начала XX века, для которых характерны стремления к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее установившимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных средств выражения и форм произведений, взаимоотношений художников с жизнью. Авангардизм как художественное движение включает в себя самые различные школы и направления. Выставки «левых» учащали темп и ритм художественной жизни. Они же демонстративно нарушали ее традиционные формы, открыто превращая в арену полемических наступательных общественных акций. В конце 90-х годов XIX века в русской художественной среде складывается модернистское течение, представленное группой «Мир искусства». Ее идейным вождем являлся А.Н. Бенуа. С «Миром искусства» было связано творчество М.А. Врубеля, талантливейшего живописца, скульптора, графика и театрального декоратора. Зарождается в русской живописи и абстракционистское направление (В.В. Кандинский, К.С. Малевич). На рубеже двух столетий работали мастера русской скульптуры — А. С. Голубкина, П.П. Трубецкой, С.Т. Коненков и др. Художники, участвовавшие в 1907 году в выставке под ярким символическим названием «Голубая роза», усиленно пропагандировались журналом «Золотое руно» (Н.П. Крымов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян и др.). Они были различны по своим творческим устремлениям, но их объединяло влечение к выразительности художественной формы, к обновлению живописного языка. В крайних проявлениях это выливалось в культ «чистого искусства». Возникновение в 1911 году и последующая деятельность художников «Бубнового валета» обнаруживает связь русских живописцев с судьбами общеевропейских художественных движений. В творчестве П.П. Кончаловского, И.И. Машкова и др. мы видим стремление строить форму при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах. В 1912 году некоторые молодые художники, отделившись от «Бубнового валета», назвали свою группу «Ослиный хвост». Вызывающее название подчеркивает бунтарский характер выступлений, направленных против сложившихся норм художественного творчества. Русские художники продолжают поиски и делают это энергично и целеустремленно. В группе — Н. Гончарова, К. Малевич, М. Шагал. В дальнейшем их пути разошлись. М.Ф. Ларионов, отказавшийся от изображения реальной действительности, пришел к так называемому лучизму. Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма. Отдельным явлением стало творчество К.С. Петрова-Водкина. В развитии отечественного театрального искусства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко — крупнейшими режиссерами и теоретиками театра. Открывались и новые театры. К началу XX века все более широкое мировое признание завоевывает русская музыка. Продолжал творить великий мастер оперного искусства композитор Н.А. Римский-Корсаков, создавали подлинные шедевры А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Р.М. Глиэр и др. Поистине всемирную известность завоевал русский балет. Особым успехом пользовалась яркая представительница русской школы классического танца А.П. Павлова. Завоеванию отечественным балетным искусством первенства в мировой хореографии содействовали гастроли русских танцовщиц и танцоров за рубежом, в частности, спектакли, устраивавшиеся регулярно С.П. Дягилевым («сезоны»). XX век — период, насыщенный событиями, изменившими практически все сферы бытия, базисные структуры России: две мировые войны, социалистическая революция, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России. Социально-политические изменения то вызывали всплеск творческой активности, то приводили к ее снижению. Так, после революции 1917 года творческая интеллигенция в целом активно примкнула к «строительству будущего», поскольку это напрямую соответствовало самим задачам авангардистского искусства. Но примерно к 1921 году наступает перелом, поскольку меняется идеологический режим в стране. В сентябре и ноябре 1922 года развернулась кампания большевистского правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов за границу, получившая название «Философский пароход». Из страны были высланы философы, ученые, деятели искусства, которые отнюдь не всегда были критичны в адрес советской власти. В дальнейшем репрессии в адрес интеллигенции будут активно продолжаться на протяжении всей сталинской эпохи. В 20-30-е годы советское правительство разворачивает фундаментальный проект преобразования общества, получивший название «Культурная революция». Теоретическая база проекта была подготовлена идеями В.И. Ленина. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры. Она предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. Опираясь на принципы интернационализма, Культурная революция требовала всестороннего развития всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР была впервые создана письменность около 50 народностей, литература издавалась на 89 языках, радиовещание велось более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливались общие черты единой интернациональной культуры. Культурная революция призвана была преодолеть противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, способствовать росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности общественного труда. Во многом, разумеется, «культурная революция» была политическим лозунгом, а последствия производимых преобразований имели весьма противоречивый характер. Не смотря на красоту идеи «культурного равенства для всех», ее воплощение, скорее, согласовывалось с современным расхожим выражением: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Так, например, внедрение современных образовательных практик в культуру народов Севера привело к уничтожению ряда отдельных культурных групп, а также до сих пор сказывается на развитии традиций многих народов. И, тем не менее, стоит отметить, что интенсивность развития культуры страны была достаточно высокой, не смотря на череду негативных явлений. В сталинскую эпоху формируются творческие и научные союзы. Союзы советских художников в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах образовались в разное время на основе постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций», как начинают формироваться и другие творческие объединения, например, Союз советских композиторов или Союз советских писателей. Единый Союз художников СССР создан в 1957 году. Союз писателей сформировался на 1-ом съезде в 1934 году; Союз архитекторов — на 1-ом съезде в 1937 году, но современную форму обрел в 1955 году; Союз журналистов — в 1959 году; с 1957 по 1965 годы идет формирование Союза кинематографистов; Союз композиторов — в 1957 году; с 1932 года существовало Всесоюзное театральное общество и т.д. Единым, идеологически провозглашенным принципом советского искусства был социалистический реализм. Но, не смотря на это, талантливые авторы продолжали создавать гениальные произведения, как признаваемые, так и отвергаемые официальной идеологией. Сформировалась традиция советской литературы, представленная такими авторами как М. Горький, М. Шолохов, М. Булгаков, М. Зощенко, Е. Замятин, А. Платонов, Б. Пастернак, В.Шукшин, В.Быков и т.д. В живописи ярким талантом заявили о себе А.Н. Самохвалов, А.А. Осмеркин, Б.М. Кустодиев, А.А.Дейнека, А.А. Мыльников и др. Появился ряд гениальных режиссеров, таких как С.М. Эйзенштейн, М.И.Ромм, А.А. Тарковский и др. Развивался кинематограф и театр. Не смотря на ряд тяжелых испытаний, вызванных Второй Мировой войной, эпохой сталинизма и т.д. развитие культуры постоянно продолжалось. Отдельным периодом становится так называемая «оттепель» — первые годы после смерти Сталина (конец 50-х – начало 60-х годов), характеризующиеся уменьшением тоталитаризма в СССР, относительной свободой слова, реализацией некоторых относительно демократических свобод для населения страны в целом и отдельного человека, большей свободой в культуре и искусстве. Термин происходит от названия романа Ильи Эренбурга «Оттепель». Во время периода десталинизации цензура заметно ослабла, и это касалось, прежде всего, литературы, кино и других видов искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. Главной платформой представителей оттепели стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода достигли известности и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. К этому периоду истории культуры нашего отечества относится и знаменитый спор «физиков и лириков». Два разных подхода к познанию и отображению мира — прагматики и мечтатели. Спор «физиков и лириков» возник на страницах газеты «Комсомольская правда» и продолжался около 3 месяцев — со 2 сентября по 24 декабря 1959 года. Проходил он под рубрикой «О духовном мире нашего современника». Главной темой было обсуждение значения науки и литературы (искусства вообще) для формирования сознания человека. Началом послужила публикация в «Комсомольской правде» от 2.09.1959 статьи И. Эренбурга «Ответ на одно письмо». Это был ответ студентке пединститута, которая в письме к писателю рассказывала о конфликте со своим другом-инженером. Писала она, что попыталась прочитать ему стихи А. Блока, на что он заявил, будто это устарело, чепуха и теперь другая эпоха. Инженер этот ничего не признавал, кроме физики. Корреспондентка спрашивала, верно ли, что интерес к искусству вытесняется в наш век могущественным научным прогрессом? Эренбург в ответ не смог достаточно убедительно выразить свою позицию, ограничившись рассуждениями об эмоциональной бедности мира этого инженера. Это вызвало оживленные споры, в которых приняли участие представители совершенно различных социальных групп, которые просто завалили письмами редакцию. Дискуссия была столь оживленной, что захватила огромную часть общества. Но особенно в ней важен был момент рассмотрения соотношения между искусством и массовой культурой, постольку таковым просто обязано было быть советское искусство, и попытка определить, где между ними располагается граница и есть ли она вообще. Это был последний сильный всплеск советской культуры, за которым последовал период «застоя», а в дальнейшем так называемая «перестройка», положившая начало этапу становления современной отечественной традиции. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы