Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 4. Формирование культуры Московской Руси.
Татаро-монгольское нашествие нанесло неизмеримый урон культурному наследию Древней Руси. При сожжении и разграблении городов были уничтожены многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи, были утеряны секреты ремесел. Период «ига» характеризовался сокращением масштабов каменного строительства. Даже в северо-западных землях, в Новгороде, где нашествие привело к существенно меньшим трагедиям, практически прекратилось строительство церквей. Продолжалось дальнейшее развитие устного народного творчества. К XIV веку относится появление нового фольклорного жанра — исторической песни, например, «Песни о Щелкане Дудентьевиче», где речь шла о событиях 1327 года в Твери, а именно, о восстании горожан. Сопротивлению татаро-монголам посвящены исторические повести «О битве на Калке» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в которой содержится рассказ о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата и многие др. Одновременно особая ситуация сложилась на Западе и Северо-западе страны, где время от времени происходили вторжения со стороны шведов и ливонцев. В этих регионах также появлялись свои героические предания, в которых наибольшее значение имели события, связанные с именем Александра Невского. Но сам князь, в силу своих деяний, будучи в дальнейшем князем Киевским, а затем и Владимирским, занял особое место в истории, а его образ стал исключительно значимым среди легендарных героев Земли Русской. Основным же литературным произведением, посвященным ему, стала «Повесть о житии Александра Невского», написанная в XIII веке. Еще в XI веке появились первые признаки дробления русских земель на княжества, что еще более усилилось в период нашествия. Значительными феодальными государствами этого периода стали Ростово-Суздальcкое, Галицко-Волынское, Турово-Пинское княжества, Новгородская и Псковская феодальные республики. Постепенно стали появляться и новые города, в том числе и основанная Юрием Долгоруким в 1147 году Москва, в которой в 1277 году князь Даниил Александрович получил ярлык на княжение. Он был младшим сыном Александра Невского и стал первым удельным князем. Победа над татаро-монголами привела к всплеску творческой активности народа. К литературным памятникам Куликовского цикла относятся поэма «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». В XV веке тверским купцом Афанасием Никитиным было написано «Хождение за три моря». Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV веке в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 году Хронограф явился оригинальным описанием всемирной истории. В архитектуре XIV-XV веков возрождается каменное строительство. Новгород и Псков продолжили и преобразовали северные древнерусские стилевые традиции. Наиболее интересны церкви Спаса на Ильине улице и Федора Стратилата на Федоровом ручье — в Новгороде, церковь Василия на Горке — в Пскове. Первыми каменными постройками в Московской земле были храмы в Звенигороде и Загорске, а также собор Андроникова монастыря в Москве. Они продолжили традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. В XIV-XV веках отстраивается Московский Кремль. Первые белокаменные стены в рекордно короткий срок (за 2 года) возводятся еще при Дмитрии Донском (1367). В следующем столетии все изменилось: его стены сооружались из красного кирпича на белокаменном фундаменте. Проект новых кремлевских стен был составлен итальянским архитектором и инженером Аристотелем Фьорованти, приехавшим на Русь. Под его руководством в 1476-1479 годах строится главный собор Кремля — Успенский. Собор был кафедральным храмом митрополита всея Руси, здесь венчали правителей на царство, а также собирали Земские соборы. Живопись Руси XIV-XV веков представлена творениями великих русских художников Феофана Грека и Андрея Рублева. Имя Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков, стало символом нового русского искусства. Гармоничное, мягкое сочетание нежных тонов его творений создает впечатление умиротворенности, спокойствия, благополучия. Основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева воплощает знаменитая «Троица». Кисти его принадлежит также дошедшие до нас фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Загорске. Известен он также и как мастер в области книжной миниатюры. Традиции Рублева были продолжены в живописи позднейшего времени. В XVI веке расцветает жанр исторической песни. Они обычно посвящались выдающимся событиям того времени — взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям — Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу и т.д. Объединение земель и усиление позиций Русского государства в Европе поставили вопросы о легитимности и происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях. Так, появилось «Сказание о князьях владимирских», возводившее происхождение русской княжеской династии к римскому императору Августу. В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около 1510 г.) выдвигалась идея «Москва — третий Рим». В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима — собственно Рим и Константинополь — погибли за неверность православию. Теперь их место заняла Москва. Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти и об устройстве государства. Яростный спор об этом содержится в знаменитой переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Бежав с началом опричнины за рубеж, Курбский прислал царю послание, обвиняя его в тирании и жестокости. Обоих авторов отличает широкая образованность: они знали историю античности, Рима, Византии и Руси, Библию и богословскую литературу. Оба обладали незаурядным литературным талантом. Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Создавались в эту эпоху и выдающиеся историко-литературные труды, как, например, написанные митрополитом Макарием и его сподвижниками к 1554 году «Великие Четьи Минеи» — 12-томное собрание житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Произведения были распределены по тем дням, в которые их рекомендовалось читать. Был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII веке патриарху Никону). В 70-х годах XVI века было закончено составление иллюстрированной всемирной истории — Лицевого летописного свода. Он представлял собой 12 фолиантов, из которых до нас дошли 10. В сохранившихся томах имеется свыше 16 тыс. миниатюр. В лицевом своде всемирная история излагается как смена великих царств — Древнееврейского, Вавилонского, Персидского, Александра Македонского, Римского, Византийского. Закономерным итогом этого процесса представляется образование Русского государства. К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение, как «Домострой», автором которого, вероятно, был протопоп Сильвестр. В нем можно найти самые различные советы и наставления: как воспитывать детей и обращаться с женой, хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. О развитии просвещения в XVI веке свидетельствует факт создания при крупных монастырях библиотек. Большая библиотека (не найденная до сих пор) была в царском дворце. Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. Первая типография в России начала работать около 1553 года. В 1563 г. в Москве по царскому повелению и на государственные средства также сооружается типография. С 1547 года, когда на царство венчался Иван VI, государство обрело новое название — Россия. А с 1613 года появилась и новая династии Романовых, первым представителем которой на троне стал Михаил Федорович. По окончании Смуты в жизни XVII века происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре «нового времени». В XVII веке п ервые школы подготовили открытие в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии... до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». В ней обучалось высшее духовенство и чиновники государственной службы. Научное знание развивалось в плане его практического применения. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства, а также проводилось обучение фармацевтов и врачей. Литература первой половины XVII века в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений, как, например, «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском». Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая повесть, в которой происходил отход от средневековых представлений о «предопределенной» свыше человеческой судьбе. Таким образом, наблюдался поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрос интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований оказались вымышленные литературные образы, как в «Повести о Фроле Скобееве». Еще одним жанром литературы XVII века стали сатирические повести, высмеивавшие быт и нравы церковников, например, «Сказание о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» и др. По-прежнему бытовали и произведения устного народного творчества, где одним из любимых героев стал Степан Разин. Взодчестве на протяжении XVII века произошли большие изменения. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Сохранялось и деревянное зодчество, к выдающимся произведениям которого относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 годах. Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятся церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе — «дивная» Успенская церковь и др. Все они отличались, как правило, богатым архитектурным убранством и орнаментикой, придающим зданиям нарядность. Вместе с тем осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов. Таков, например, величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над «гробом господнем» в Иерусалиме. В конце XVII веке в храмовой архитектуре возникает новый стиль — нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным его памятником является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины и т.д. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Это придает Московскому Кремлю новый вид торжественного ансамбля. Изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля. В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 года строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича, в царствие которого в течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Широкое распространение приобретают «парсуны» — портретные изображения. В 1648 году царская грамота запретила скоморошьи игрища. Но тут же в 1672 году новым явлением стало возникновение первого придворного театра. Разыгрывались в основном пьесы на легендарно-исторические и библейские сюжеты. Появились светские «комедии», ставились также балетные спектакли. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы