Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 2. Рождение Запада. Основные направления развития европейской культуры Нового времени.
Культурно-исторический период Нового времени хронологически относится к 17 - первой половине 19 вв. Но те процессы, которые легли в основу феномена «рождения Запада» начали формироваться еще на предшествующем этапе культурно-исторического развития западной цивилизации. Именно в эпоху позднего Средневековья и Ренессанса начинают формироваться основные парадигмы последующих трансформаций, закладывается фундамент для качественных изменений в образе жизни и мышления. В ряду этих преобразований особое место занимают последствия великих географических открытий 15 — сер. 17 вв. Действительно, почти за два столетия европейская экспансия охватывает обе Америки и южную Азию, Индонезию, Австралию и Океанию, открыты торговые пути в Индию, начинается исследование Гималаев и Тибета. Такой впечатляющий размах экспедиций стал причиной не только христианизации и европеизации многих уголков мира, но также оживления морской мировой торговли, увеличения товарооборота, и, как следствие, бурного развития мануфактурного производства и кораблестроения, давших толчок для технического прогресса. Применение машин в мануфактурном производстве инициировало развитие прикладной механики, что со временем потребовало формулирования простых законов механики, ставших идеалом научного знания для многих последующих поколений естествоиспытателей. Благодаря первостепенному влиянию, которое приобретает механика в сферах экономической и социальной, принципы функционирования механизмов экстраполируются сначала на область изучения природы, а затем и человеческого существования, которая вплоть до недавнего времени относили к сфере studia humanitatis. “Было бы желательно, - писал И.Ньютон, вывести из начал механики и другие явления природы.» Трансформация механического знания в механистическую картину мира, а затем и механистическое мировоззрение, привело, в конечном итоге, к перевороту в общественном сознании. Отныне с человеческой природы окончательно сорвана завеса тайны. Причастность человека Богу через акт творения оставляла внутри человека некие горизонты сокрытыми от собственных глаз, ибо они принадлежали принципиально иному, миру Божественному, непознаваемому ограниченным человеческим существом. Но для Нового времени «дух есть лишь движение в определенных частях органического тела» (Гоббс), природа человека теперь может быть редуцирована, как и любой механизм, к сумме составляющих частей, причем основополагающим компонентом становится то, благодаря чему возможен сам анализ, т. е. разум, мышление. Механистические метафоры человека как «самодвижущегося механизма» (Р.Декарт) и «организма-машины» (Гарвей), в котором кровообращение осуществляется по законам механики, наряду с механическими часами и заводной игрушкой, страстным увлечением Р. Декарта, становятся символами времени. Действительно, как простой механизм можно разобрать на составляющие его части, так и над любым объектом можно провести операцию анализа, ведь, «всякий предмет лучше всего познается благодаря изучению того, что его составляет». «Разборка» предмета возможна благодаря тождеству разумной души и способности мышления. Согласно Декарту, единственным несомненным утверждением может быть только утверждение «мыслю, следовательно, существую». Несмотря на то, что для Декарта «Я», разум, как мыслящая конечная субстанция является вещью несовершенной, зависящей от бога и поддерживаемой его могуществом, именно мышление, основа новой науки, позволяет человеку стать господином природы. Наряду с мыслящей субстанцией Декарт постулирует существование субстанции протяженной или материи. Но как любое протяженное тело можно изучать с помощью геометрии, так и природу (материю) возможно исследовать с помощью геометрического конструирования, которое и создает свой объект, впоследствии положение о конструировании объекта познание будет развито в гносеологии И.Канта. «Этка» Спинозы выстраивается по строго геометрической форме, согласно его убеждению, весь мир может быть познан геометрическим образом. Проект создания новой науки, основанной на достоверном знании, полученном благодаря деятельности разума, стал центрообразующей идеей для европейской науки, причем как для приверженцев рационалистической традиции, так и для последователей эмпиризма. Для Бэкона, как и для картезианцев, цель науки виделась в овладении природой, которое должно привести к окончательному торжеству человека. Впрочем, идея о господстве человека не являлась чем-то принципиально новым для европейской культуры, корни антропоцентрического пафоса уходят еще в период позднего Средневековья, когда в 12 веке представители Шартрской школы возводят человеческий разум в ранг божественного: «Нет иного иного авторитета, помимо истины, проверенной разумом; то, чему ради веры учит нас авторитет, разум подтверждает своими доводами...Ибо мир сей был сотворен для человека, а под миром я разумею небо, землю и все то, что содержится во вселенной.» (Гильом). Человек, согласно шартрцам, прежде всего творческое существо, в котором осуществляется активное соединение разума и веры: «Великое деяние — есть деяние творца, деяние природы или человека-мастера, подражающего природе». Последовавшее за Средними веками Возрождение преобразовало идею человека-мастера в идею человека-творца, наделенного безграничным преобразующим потенциалом и воплотило его в жизнь в лице «титанов». Но именно в Новое время приоритет разума проникает во все сферы человеческой деятельности и становится ее незыблемым фундаментом. Идеи рациональности как основы не только мышления, но и мира в целом, проникают и в анализ социальных устройств. Так, Гоббс возводит возникновение государства к «общественному договору», благодаря которому был обеспечен всеобщий мир и безопасность в противовес предыдущему состоянию «борьбы всех против всех». Добровольный отказ граждан от части своих прав и передача их государству сделал возможной заботу о мире, как основу общественного договора. Локк, полемизируя с теорией общественного права Гоббса, апеллирует к неотчуждаемым правам — право на жизнь, на свободу и собственность. В этой триаде читаются абсолютные ценности новой европейской культуры — свобода, труд, человек, нашедшие свое наиболее полное выражение в деятельности энциклопедистов. Полное название энциклопедии, первый том которой вышел в 1751 году, «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», 35 томов которой стали настоящим выражением духа эпохи в ее стремлении к классификации и систематизации знания. Сведение всего многообразия наличного опыта в некие простые и узнаваемый формы, выстроенные в определенной последовательности позволило осуществить переход от чисто описательного способа исследования мира к аналитическому. Именно просветителям принадлежат первые теории исторического прогресса, в основе которого лежит, по их мнению, неограниченные возможности человеческого разума как творца истории. Построения первых исследователей исторического процесса основывались как на материале недавнего прошлого, так и на этнографическом материале, собранном благодаря контактам с другими культурами. Несмотря на различия трактовок исторического процесса, будь то циклическое развития у Вико или поступательное развитие у Кондорсе и Гердера, а также расхождения в отправных точках анализа, государственное устройство у Вико или отношения собственности у Фергюссона, все эти теории объединяет стремление к универсальности и вера в поступательный прогресс человечества. В отличии от оптимизма сторонников поступательного прогресса истории, Ж. Руссо, исходя из тех же идей «общественного договора» и изначального равенства людей, видит в историческом процессе регрессивные черты, из-за чего человечество все дальше и дальше уклоняется от идеала «естественного человека», живущего в согласии со своей природной сущностью. Идеи просветителей нашли свое логическое завершение в лозунге Французской революции «Свобода — Равенство — Братство», а мечта о естественном человеке обернулась идеологией либертинизма маркиза де Сада. «Реабилитация» чувств, предпринятая Ж.Руссо в концепции «естественного человека» в полной мере получила выражение в новом направлении сентиментализма. Сентиментализм как общеевропейское течение в художественной культуре появляется во второй половине 18 века, для него чужда героика, характерная для классицизма, произведения сентименталистов (Д.Томсон, С.Ричардсон, Ж.Руссо, И. Карамзин, ранний И.В.Гете) наполнены «чувствительностью», их герой — обычный «маленький человек», с богатым внутренним миром и непорочностью чувств, зачастую превосходящий по своим нравственным качества представителей высшего сословия. Несмотря на то, что сентиментализм вышел за рамки поэтического жанра, создав «роман воспитания», и охватив живопись (особенно, русскую портретную живопись второй половины 18 века), он так и не оформился в самостоятельный художественный метод, оставаясь скорее меланхолическим умонастроением, занимая промежуточное положение между нарождающимся романтизмом и предшествующим классицизмом. Классицизм, наряду с реализмом и барокко появляются в 17 веке в результате распада целостного ренессансного стиля. Объединившая французскую нацию абсолютистская монархия нашла выражение своих главных идеологических позиций в эстетике классицизма. Главная идея, лежащая в основе этой идеологии — идея подчинения личности интересам государства, отразилась в художественном творчестве в виде сюжетов, в которых индивидуально-эгоистическое подчинено общему, чувство покоряется долгу, а гедонизм — героике. Тематически данные принципы обнаруживаются в изображении подвигов героев и идеализации монархов. Классицизм вводит иерархию жанров, которая выстраивается по шкале ценностей: трагедия — комедия, картина историческая — жанровая, опера героическая — комическая, дворец — жилой дом буржуа. Становление реализма связано с развитием жанра комического, в котором отразилось критическое отношение к господствующим ценностям. Особое место в формировании этого стиля принадлежит живописи «малых голландцев», чьи произведения посвящены изучению «книги повседневной жизни». В центре их внимания — жанровые бытоописательные сцены из жизни обычных, «маленьких» людей. Их деяния лишены героизма, они обыденны и зачастую комичны, но именно их трудом, усилиями и создается благоденствие маленькой страны, героически противостоящей природной стихии и отвоевавшей независимость у Испанской империи. Акцент на деталях реального быта и интерьера, тончайший психологизм и небольшой размер картин снискали голландским художникам огромный успех среди соотечественников. Но наиболее полно сложность и противоречивость нарождающейся эпохи отразилась в стиле барокко. Барокко (букв. причудливый) берет свои истоки в маньеризме, сохраняя его динамизм, экспрессивность и чувственность. Отличительной чертой барочного искусства становится прихотливая метафоричность и аллегоричность, соединение крайностей и контрастов возвышенного и земного, прекрасного и безобразного. Стиль барокко вобрал в себя живопись и архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку и литературу. В силу его всеобъемлющего влияния 17 век в целом часто называют «эпохой барокко», относя характеристику «барочный» к способу мышления и умонастроения людей того времени. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы